«Дифференцированное обучение».
методическая разработка
Слово дифференциация имеет латинское происхождение и обозначает «различие», «разделение».
С этой точки зрения, «дифференциация» - это выделение отдельных групп учащихся, обучение которых строится по-разному.
Дифференциация обучения позволяет обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_differentsirovannoe_obuchenie.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Дифференцированное обучение».
Учитель Мамчур Татьяна Александровна
«Дифференцированное обучение».
Слово дифференциация имеет латинское происхождение и обозначает «различие», «разделение».
С этой точки зрения, «дифференциация» - это выделение отдельных групп учащихся, обучение которых строится по-разному.
Дифференциация обучения позволяет обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.
Основной смысл дифференциации в обучении заключается в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер работы
В понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:
-учет индивидуальных (типологических и личностных) особенностей учащихся;
-группирование учеников на основании индивидуально-типологических особенностей;
- организация учебной деятельности в группах на разных уровнях для овладения единым программным материалом.
Теоретические подходы к определению понятий «дифференциация» и «индивидуализация».
В «Российской педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющих создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика».
Индивидуализация обучения предполагает не дифференциацию учащихся на группы, а дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различной трудности и объема, выделения основного и варьируемого содержания учебного материала для работы с различными группами и отдельными учениками.
При этом «индивидуализацию» в узком смысле, в значении внутриклассной индивидуализации учебных заданий она считает нецелесообразной, т.к. она не способна охватить учет индивидуальных особенностей во всем их объеме.
Цель дифференциации – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к определению дифференциации. Это позволяет сделать следующие выводы:
1. Понятие дифференциации тесно связано с индивидуализацией и их надо рассматривать во взаимосвязи.
2. Дифференциация может использоваться для предупреждения неуспеваемости в процессе обучения, как способ максимально полного учета индивидуальных особенностей и для актуализации личностных функций в обучении.
3. В зависимости от цели обучения дифференциация может быть средством, формой, результатом индивидуализации
Цели, принципы и составляющие дифференцированного обучения
Цели использования дифференцированного обучения в средней школе
1.Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.
2.Повышение качества учебного процесса.
3.Устранение перегрузки учащихся во время занятий.
4.Выявление одаренных учеников. Ситуация успеха для учащихся разных уровней
Принципы
1.Учет индивидуальных возможностей обучающихся.
2.Вариативность учебного материала для групп с разным уровнем умственного развития.
3.Вариативность учебно-познавательной деятельности (от репродуктивной до творческой).
4.Ориентирование на адаптацию и развитие учеников
Специфика дифференцированного обучения – учет индивидуальных особенностей, присущих группе учеников и организация вариативного учебного процесса в этих группах.
- Организация групп рассчитана на учет определенных групповых различий, которые еще не есть проявление индивидуальных различий.
- Организация учащихся по группам, однородным с точки зрения предметного содержания, которым они овладевают, не исключают наличия индивидуальных (внутригрупповых) различий по структуре их интеллекта.
Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы
- по уровню интеллектуального развития;
- по типу мышления;
- по типу темперамента;
- по интересам и склонностям.
- Преимущества и трудности дифференцированного обучения
- Преимущество для учащихся
- 1.Обучение каждого ребенка осуществляется в индивидуальном темпе.
- 2.Повышается мотивация сильных учащихся, которые осваивают материал на более глубоком уровне, увеличивая темп работы.
- 3.Создается ситуация успеха для слабых детей.
- Преимущество для учителя
- Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися.
- Способы организации
- дифференцированного обучения в
- школе.
- Существуют две позиции в вопросе
- организации дифференцированного обучения в школе:
- дифференциация «внешняя» и «внутренняя».
- Внешняя дифференциация – создание на основе
- определенных принципов (интересов, склонностей,
- способностей, достигнутых результатов, проектируемой
- профессии) относительно стабильных групп, в которых
- содержание образования и предъявляемые к
- школьникам учебные требования различаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.
Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....
Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения. Дифференциация обучения
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоениецелого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:1)...
Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.
Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....
Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе
Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...
мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"
Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...
Статья "Дифференцированное обучение и обучение в сотрудничестве среди других современных педагогических технологий»
Обращение к педагогическим технологиям как к совокупности приемов, форм, методов обучения и воспитания представляется очень важным для современной школы, потому что предполагает не...
Продуктивность использования образовательных технологий. 4 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока:«Бег из различных исходных положений»....
- Мне нравится (1)