Формирование ИКТ-компетентности в средней и старшей школе
учебно-методический материал
В методической разработке содержится информация об основных составляющих ИКТ-компетентности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ikt-kompetentnosti_v_sredney_i_starshey_shkole.ppt | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные принципы государственной политики РФ в области образования, изложенные в Законе Российской Федерации “Об образовании”. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы согласно новому ФГОС 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности
ИКТ-компетентность ИКТ – информационно-коммуникационные технологии – средства ИКТ (оборудование, каналы связи, доступная через них информация) и способы работы человека с ними. ИКТ-компетентность – это умение решать задачи, эффективно используя, там, где это полезно, распространенные ИКТ. Образовательная ИКТ-компетентность по ФГОС – умение решать задачи, часто возникающие перед учащимся в образовательном процессе, соответствующем ФГОС, эффективно используя там, где это полезно, распространенные средства ИКТ. Если говорить только об учебном процессе, то возникает понятие учебной ИКТ-компетентности. Соответственно понимается профессиональная ИКТ-компетентность учителя, включающая общепедагогическую ИКТ-компетентность, ИКТ-компетентность в преподавании, например, географии и т. д.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ЦЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ - реализация требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, которая обеспечивает становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса при формировании ИКТ-компетентности учащихся должно обеспечивать возможность: проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов, управления объектами; программирования; наблюдения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений; реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; включение обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов с использованием учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений;
Материально-техническое оснащение образовательного процесса при формировании ИКТ-компетентности учащихся должно обеспечивать возможность: проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования образовательного процесса, фиксирования его реализации в целом и на отдельных этапах; выявления и фиксирования динамики промежуточных и итоговых результатов; размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения; обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения при формировании ИКТ-компетентности включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе: цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать: информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование, организацию образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья обучающихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий; дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Элементы образовательной ИКТ-компетентности Обращение с устройствами ИКТ, как с электроустройствами, передающими информацию по проводам (проводящим электромагнитные колебания) и в эфире, и обрабатывающими информацию, взаимодействующими с человеком, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми Понимание основных принципов работы устройств ИКТ Использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком Соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном Издательские технологии работа с текстами Создание графических объектов , геометрических объектов, диаграмм различных видов , специализированных карт и диаграмм, графических произведений, мультипликации, виртуальных моделей трехмерных объектов Коммуникация и социальное взаимодействие Поиск информации
Особенности оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся Основной формой оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся является многокртериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе – в имитационных средах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""
В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...
Приемы формирования УУД в средней и старшей школе
Методическая разработка, методический конструктор в помощь учителю....
Приемы формирования УУД в средней и старшей школе
методический конструктор...
Естественнонаучные дисциплины, как основа формирования Здорового Образа Жизни у учащихся средней и старшей школы.
Обзорная статья, раскрывающая перспективы формирования здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учебных заведений через предметы естественнонаучного цикла....
Доклад "Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования прикладного характера информатики в формировании и развитии ИКТ-компетенции учащихся и учителя"
Доклад был подготовлен в рамках диссеминации опыта учителя ИИКТ Коваленко Е.Г. в работе школьного МО естествено-математического цикла по проблеме "Методическая компетентность в условиях реализации ста...
Тренинг командообразования "Первобытная школа" для учащихся средней и старшей школы
Тимбилдинг (англ.) — командообразование («team» — команда, «build» — строить). Это совокупность игровых этапов, направленных на формирование и развитие навыко...
формирование ИКТ-компетентности в средней и старшей школе
В методической разработке содержится информация об основных составляющих ИКТ-компетентности учащихся...