Анатомия заблуждений.Критическое мышление.
статья
Критическое мышление — ключевой навык XXI века, который позволяет не утонуть в бесконечном океане информации, отделять правду от лжи, взвешенно и рационально принимать решения и включать логику тогда, когда нужно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рациональное принятие решений - щелчок критического мышления.
Информация об авторе
Катрич Татьяна Александровна; МАОУ "Гимназия №39", кафедра естественных наук, учитель биологии; e-mail: your_tanyshka@mail.ru;
телефон: 890043.52568
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….……………3
Раздел 1 Обзор литературы……………………………………….……….5
Раздел 2 Материалы и методы исследования…….……………………..10
2.1 Три стадии образовательного процесса……………………………..10
2.2Методические приемы критического мышления……….....…..……15
Заключение………….…………………...…………………………….….18
Библиографический список……………………………………………....20
Приложения……………………………………………………………….22
ВВЕДЕНИЕ
Критическое мышление — ключевой навык XXI века, который позволяет не утонуть в бесконечном океане информации, отделять правду от лжи, взвешенно и рационально принимать решения и включать логику тогда, когда нужно. На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД).
Одним из видов УУД являются действия познавательной направленности. В число общеучебных входят такие познавательные действия, как смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста и д.р.
Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Формирование личностных УУД в процессе использования современных образовательных технологий: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, ИКТ-технология так же сформировать у учащихся данные учебные действия позволяет применение технологии развития критического мышления.
На первый план выходит задача интеллектуального развития, и, прежде всего таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, то есть способность к усвоению новой информации, и интеллектуальная подвижность, критичность мышления, являющиеся в современном обществе существенным условием успешной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам.
Никогда прежде система образования не готовила учащихся к жизни в таких динамично изменяющихся условиях. Центральной задачей для учащихся является научиться эффективно находить знания, критически мыслить. Они должны уметь воспринимать новую информацию, тщательно и критично её исследовать. А также уметь уравновешивать в своем сознании различные точки зрения, уметь подвергать идею легкому скепсису, проверять отдельные идеи на возможность их использования. Перестройка школы, совершенствование учебно-воспитательного процесса требуют от учителя особого внимания к развитию критического мышления учащихся.
Из выше сказанного следует, что актуальность проблемы развития критического мышления неоспорима.
Цель исследования: показать актуальность применение технологии на уроках биологии.
Задачи:
- На основе анализа литературы раскрыть сущность понятия критического мышления;
- Разработать урок с применением технологии развития критического мышления учащихся на уроках биологии.
РАЗДЕЛ 1
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Сущность понятия «критическое мышление»
Мышление – это взаимодействие субъекта с объективным миром, это взаимодействие с познаваемым объектом, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность, начинающая с проблемной ситуации, это взаимодействие с объективированной в слове системой знания. Мышление — высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку, а также мышление определяют, как «состояние нерешительности, колебания, сомнения».
Мышление- это всегда активный процесс, как говорил Леонтьев: мышление начинается с «презентации»; объект презентируется сознанию; мышление всегда протекает на уровне осознанного.
Итак, мышление начинается с проблемной ситуации, мышление – это аналитико-синтетическая деятельность.
Махмутов М.И. в своей статье "Интеллектуальный потенциал россиян" пишет, что наиболее ценными в педагогике считаются такие виды мышления как: логическое, творческое и критическое, отражающие высший уровень интеллектуальных способностей человека. Именно их развитие является одной из важнейших задач педагогики. Логическое мышление - это мышление, совершаемое по правилам мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и так далее). Творческое мышление характеризуется еще и наличием внезапной догадки, инсайта, интуиции, итогом которых считается новый продукт (мысль, изобретение).
Критическое мышление можно определить, как способности человека:
а) видеть несоответствие высказывания (мысли) иди поведения другого человека общепринятому мнению или нормам поведения, или собственному представлению о них;
б) сознавать истинность или ложность теории, положения, нелогичность высказывания и реагировать на них;
в) уметь отделять ложное, неверное от правильного, верного, анализировать, доказывать или опровергать, оценивать предмет и задачу, показывать образец высказывания, поведения и так далее.
Критическое мышление является неотъемлемым компонентом творческого и логического мышления и не существует вне связи с ними
Исследования психологов и педагогов А.В. Брушлинского, М.И. Станкина, Е.Д. Божовича и Л.В. Занкова также свидетельствует о том, что переход на новую учебную ступень связан с усложнением форм учебной деятельности и возможным интенсивным формированием элементов творческого и критического мышления, возникновением новых познавательных интересов. Педагогическая практика в свою очередь подтверждает, что формирование критического мышления к себе и окружающим является одной из главных задач педагогической науки .
В педагогике и психологии существуют различные подходы определения критического мышления: «Критическое есть аналитическое, творческое, рефлексивное и понимающее, способное интерпретировать и оценивать скрытое в послании, а также принять позицию по отношению к нему».
Е.О. Божович определяет критическое мышление как способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложное, подвергать сомнению эффективные, но не эффективные решения.
Д. Халперн определяет критическое мышление как направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, использованием таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
Дэвид Клустер выделил несколько признаков критического мышления:
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, то:
1. каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
2. мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.
3. критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.
Все пять пунктов определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, по мнению педагогов, письменная работа, – как для учителей, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
- Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли - признак уверенности.
- Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
- Настойчивость. Часто сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
- Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает верные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
- Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
- Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Таким образом, нами было приведено множество определений критического мышления. При всем разнообразии этих и других определений критического мышления, в них можно увидеть близкий смысл. Критическое мышление означает мышление рефлексивное, оценочное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Наиболее точным нам представляется определение критического мышления как разумного рассмотрения разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. Поэтому критическое мышление должно быть стратегической основой для постоянного образования людей.
Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Технология стала известна в России с 1997 года, её используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Нижнем Новгороде. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского.
РАЗДЕЛ 2
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Технология и приемы развития критического мышления учащихся
Технология развития критического мышления чётко расставляет акценты: каждый ученик запоминает именно ту информацию, которая оказалась актуальной для него, пригодится ему в дальнейшем.
Эта технология нужна, чтобы приблизить ученика к процессу познания, дать ему возможность работать с удовлетворением и создать условия для работы.
Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления.
Рассмотрим базовую модель РКМЧП. Согласно этой технологии, образовательный процесс состоит из трёх стадий:
- вызов;
- осмысление содержания;
- рефлексия.
Фаза вызова. Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что учитель констатирует материал, излагаемый в теме обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Если знаний у детей мало, учитель помогает сформулировать вопросы или предположения [1]. В то же время многие известные ученые, которые развивают в своих исследованиях идеи конструктивистского подхода в обучении, считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого учитель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей.
Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, не прояснённые моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными. Школьник определит для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность.
В процессе реализации фазы вызова:
1. учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем;
2. важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний;
3. было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы.
Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.
Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к актуализации того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.
На этом этапе важно не отвергать и не поправлять любые высказывания учеников, даже если они кажутся неправильными. Стадия вызова осуществляет важную функцию технологии: школьники с помощью вопросов и предположений сами ставят перед собой конкретные цели изучения нового материала.
Итак, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.
Следующая фаза - фаза осмысления содержания. Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.
Одним из условий развития критического мышления у учащихся является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом – смысловое чтение. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме урока. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле особое значение имеет качество отобранного материала.
На фазе осмысления содержания учащиеся:
- осуществляют контакт с новой информацией;
- пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
- акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
- стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
- готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Учитель на данном этапе:
- может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении;
- если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;
- для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
Заключительной фазой является рефлексия.
Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление — значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы, но на третьем этапе рефлексия становится основной целью деятельности преподавателя и учащихся. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения. Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот беспорядок мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены.
В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Таким образом, на фазе рефлексии, учащиеся классифицируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знаний. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы учащиеся производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Они также выражают новые идеи и информацию новыми словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Наряду с письменными формами не менее важной является устная рефлексия. Разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений на один и тот же вопрос. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе. В это время ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно. Каким образом можно стимулировать рефлексию? Таким действенным механизмом могут быть вопросы. Еще одним стимулом активизации рефлексии являются субъективные суждения самого учителя. Позиция партнерства позволяет сделать атмосферу обсуждения более открытой.
По мнению С. И. Заир-Бека и И. В. Муштавинской «… технология РКМЧП открыта и отвечает интересам школьников, поскольку для неё характерно не определение последовательности действий при движении от заданной цели к гарантированному результату, а обеспечение условий для формулирования самими учениками спектра разнообразных целей обучения и достижения как заранее определённых, так и непрогнозируемых результатов и даже корректировка первоначальных целей и постановка новых, отличных от них».
2.2Методические приемы критического мышления
В рамках образовательной технологии развития критического мышления существует множество технологических приемов. Комбинируя эти приемы, учителя могут адаптировать урок к конкретному материалу и к уровню развития учащихся. На стадии «Вызова» могут быть применены следующие приемы: парная или групповая мозговая атака (мозговой штурм), составление «кластеров» (ассоциативных полей), заполнение конструктивных полей, ведение «бортового журнала» на уроке и т.д. На стадии реализации может быть применена система маркировки текста «инсерт», таблицы «Плюс-Минус-Интересно», «Знаем-Хотим узнать-Узнали». Находясь на заключительной стадии «Рефлексии», учитель может комбинировать вышеназванные приемы, а также обратиться к групповому подведению итогов, обсуждению результатов, возвратиться к поставленной в начале урока проблеме и проверить, нашла ли она свое решение. На стадии «Рефлексии» учитель может развивать творческое начало учащихся, давая задание придумать «синквейн» (короткая рифмовка), написать эссе и т.д.
Остановимся на первых двух приёмах, часто используемых на уроках.
Приём «Кластеры».
Кластеры – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры – это графический приём систематизации материала. Вот как описывают данный приём С. И. Заир-Бек и И. В. Муштавинская: «Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники, у них – свои спутники». Этот приём можно использовать на стадии вызова и рефлексии (Приложение №1).
Приём «ИНСЕРТ».
Инсерт – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице (приложение № 2).
Технология развития критического мышления как инновация – модернизация. Использование этой технологии в учебном процессе не приводит к его организационной трансформации, то есть осуществимо в рамках традиционных форм обучения. Подчеркнем, что важной характеристикой технологии является её воспроизводимость на уровне педагогического процесса и результатов. В этом отношении мы можем сделать вывод о технологичности стратегии развития критического мышления. Нам представляется, что данная модель интегрирует в себе опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего развития, сами определяют конечный результат.
Использование технологии РКМЧП позволяет в итоге сформировать такие умения у школьников, как:
- умение решать учебные и реальные проблемы;
- умение выделять из текста основные смысловые единицы;
- способность к продуктивной совместной работе в группе;
- корректность в работе с источниками информации;
- способность отказаться от своей точки зрения, если она не позволяет объяснить тот или иной факт или входит в противоречие со здравым смыслом, логикой, научными доказательствами.
Приёмов организации каждого этапа урока множество, некоторые из них использованы мною при проведении урока в 8 классе по теме «Органы пищеварения»(приложение № 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.
Технология развития критического мышления чётко расставляет акценты: каждый ученик запоминает именно ту информацию, которая оказалась актуальной для него, пригодится ему в дальнейшем.
Эта технология нужна, чтобы приблизить ученика к процессу познания, дать ему возможность работать с удовлетворением и создать условия для работы.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока. Согласно этой технологии, образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия. Заключение
Критический стиль мышления является свойством и составной частью практически всех видов деятельности, в которые вовлекается учащийся, как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности: в процессе подготовки к урокам, написания рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ, различных других форм самостоятельной творческой деятельности. Для учащихся центральной задачей является научиться эффективно находить знания и критически мыслить.
Решая первую задачу были сделаны следующие выводы:
На основе анализа психолого-педагогической литературы, посвящённой вопросу развития критического мышления, нам удалось раскрыть понятие и показать всю многогранность понятия «критическое мышление». При всех разнообразных подходах к проблеме и по мнениям разных учёных, хорошо развитое критическое мышление является неотъемлемой частью успешного обучения, овладения учебным материалом и оптимального использования полученной информации в повседневной жизни.
- Второй задачей была разработка урока с применением технологии развития критического мышления учащихся на уроках биологии.
Был разработан урок с при применении технологии развития критического мышления учащихся 8 класса на уроке биологии.
Учащиеся на уроках занимают активную учебную позицию, что приводит к личностным изменениям, способствует развитию критического мышления.
Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь учащимся в их адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления на современном этапе. Доминирующим условием развития критического мышления является не передача конкретного и ограниченного объема знаний, а провоцирование познавательной активности обучаемых, критического осмысления ими предложенного теоретического и практического материала и далее критического отбора максимума информации с точки зрения функциональности и практической востребованности.
Все это еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования и значимость полученных выводов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М.: Знание 1979. – 39 с.
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – М.: Мирос, 2002. – 176 с.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. – М.:Совершенство, 1997. – 203 с.
- Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961. – 213 с.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб.: Издательство «Альянс Дельта», 2003. – 415 с.
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
- Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление».– М.: Просвещение, 2009. – 170 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. - М., 1969.
- Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления // Педагогика. - 2001. - №10. – с.91-100.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
- Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Изд-во “Питер”,2000. - 512с.
- Критическое мышление [электронный ресурс] // ВикипедиЯ [сайт].URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 10.02.2016)
- Применение технологии развития критического мышления на уроках биологии [электронный ресурс] // НашаУчеба.РУ [сайт]. – URL: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1251303.html (дата обращения 27.02.2016)
- Статья по теме: Технология развития критического мышления [электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования [сайт]. – URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/09/tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo (дата обращения 10.02.2016)
Приложение № 1
Кластер
Приложение № 2
Инсерт
Учащимся предлагается текст. На данной стадии используется технологический приём «ИНСЕРТ» для сохранения интереса к теме. Учащиеся читают текст, ставя на полях специальные пометки.
«v» – это я знаю;
«+» – новая информация;
«-» – информация, противоречащая моим знаниям;
«?» – хотел бы узнать об этом побольше.
После проработки текста следующим шагом может быть заполнение таблицы (Табл.1).
Таблица 1– Инсерт таблица
«v» | «+» | «-» | «?» |
Тип кольчатые черви, обитают в водоёмах, имеют присоски, сосут кровь | Произошли от малощетинковых червей, имеют челюсти с зубками, глаза, служат пищей для других животных | Являются хищниками, дышат кожей. | Гирудин, как выращивают пиявок в лаборатории |
Приложение № 3
Урок
Цель урока: познакомить учащихся со значением пищеварения, изучить органы пищеварительной системы и пищеварительные железы, формировать умения анализировать, делать логические выводы, воспитывать правильное отношение к питанию и к своему здоровью.
Учебник: «Биология. Человек» 8 класс, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, издательство «Вентана-Граф».
Ход урока:
- Организационный момент\Проверка домашнего задания
- Фронтальная беседа по вопросам:
- Каково значение пищи?
- Из предложенного списка выберите продукты животного и растительного происхождения: творог, мясо, яйца, морковь, свекла, хлеб, масло, сахар, шоколад, картофель, сыр, орехи.
- Чем пища отличается от питательных веществ?
- Какие питательные вещества вы знаете?
- Каково значение белков и жиров в организме человека?
- Какие продукты наиболее богаты белками? Жирами?
- Изучение нового материала
Любой поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных веществ. Почему же вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введённые прямо в кровь, вызывают гибель человека?
Ответы учащихся.
Для того, чтоб пища могла обеспечить организм веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Какая же система органов переваривает белки, жиры и углеводы?
Сформулировать тему урока. Записать тему в тетрадях и начертить маркировочную таблицу (Табл. 1).
Таблица 1– Маркировочная таблица
Знаю - V | Хочу узнать-? | Узнал новое - + |
Стадия «Вызов»
Пищеварительная система человека выполняет три основные функции: секреторная, двигательная и всасывательная. Кто по этим названиям может описать их?
Внимание на доску: перед вами таблица (табл. 2), надо соотнести название функции с её сущностью.
Таблица 2– Название функции и её сущность
Секреторная | Движение пищи по пищеварительному каналу, её перемешивание |
Двигательная | Переход питательных веществ в кровь и лимфу |
Всасывательная | Образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительный канал |
Расщепление сложных органических веществ на более простые |
Мы разобрались со значением пищеварительной системы, а сейчас давайте вспомним, какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих?
Похожа ли пищеварительная система млекопитающих и человека? Почему?
Давайте на доске изобразим пищеварительную систему в виде структурно-логической схемы (Схема1).
Схема № 1.
Как вы считаете, это достаточная информация? Тогда давайте попробуем ее дополнить.
Стадия «Осмысления содержания»
Перед вами текст §30. Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:
«v» – знакомая информация,
«+»– новая информация
«?» – непонятная информация
Не забывайте работать с маркировочной таблицей. После чтения текста заполняйте 3-ю колонку “Узнал новое”.
Стадия «Рефлексии»
Что нового вы узнали из данного текста? Что вам было уже знакомо? Что удивило или поставило?
В качестве закрепления можно провести игру.
«Да- нет» За 1 минуту один из участников зачитывает утверждение, второй говорит «да», если оно верно, «нет» - если оно ошибочно.
- Глотка является частью пищеварительного тракта.
- Слизистая желудка содержит большое количество желёз, выделяющих кишечный сок.
- В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.
- В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и обеззараживанию.
- Начальный отдел кишечника называют двенадцатиперстной кишкой.
- Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит.
- В ротовой полости находятся миндалины, выполняющие защитную функцию.
- Желчь образуется в поджелудочной железе.
- Надгортанник закрывает вход в гортань во время глотания.
Заполняют лист самооценки и сдают учителю (приложение № 4).
Домашнее задание: §30, подготовить сообщение о заболеваниях зубов.
Приложение № 4
Лист самооценки. Оцени свою работу на уроке.
Ответь на вопросы:
- Сегодня на уроке я узнал(а)……………………………………………..
- Сегодня на уроке я научился(лась)……………………………………...
- Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать……………………...
- Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше…………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку анатомии
Презентация к уроку анатомии в 8-м классе "Гигиена кожи"...
Внеклассное мероприятие по биологии"Знаешь ли ты анатомию?"
Данное мероприятие по биологии направлено на проверку знаний учащихся по самым важным темам курса анатомии. Форма проведения в виде игры позволяет проводить его как на уроке, так и как полноценное вне...
система тестовых заданий по анатомии
Контроль знаний это одно из важнейших звеньев в системе обучения....
МЕДИЦИНА НА УРОКАХ АНАТОМИИ
Пособие содержит программу предпрофильного курса «Я бы доктором пошёл, пусть меня научат» для изучения в 9-х классах. Курс направлен на расширение знаний по разделу «Человек и его здоровье». Поз...
План-конспект урока анатомии по теме: "Гуморальная регуляция".
План-конспект урока анатомии в 8 классе по теме: "Гуморальная регуляция функций в организме. Железы внутренней секреции. Гормоны"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Для самостоятельной работы по предмету: «Анатомия и физиология» Тема: «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ. КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ.»
Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям:060109 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»,060101 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»060102 «АК...
Группа ТЭУ 01 АНАТОМИЯ. Тема 13. Контрольный тест "Анатомия" (2 семестр)
Задание1. Пройдите по ссылке https://onlinetestpad.com/hpw3k3byqulxg2. Выполните тест3. Пришлите скриншот результатаКритерии оценки: 59-74% - "3", 75-89 % - "4", 90-100...