Статьи
статья

Лаптева Татьяна Михайловна

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области

«Алексинский химико-технологический техникум»

Статья

«Дистанционное обеспечение»

Разработала:                                                                                   преподаватель:              

                                                                                                           Лаптева Т.М.

                                           

г. Алексин

2020

Дистанционное обучение- 
 взаимодействие учителя  и
учащегося между собой, отражающее
все присущие учебному процессу компоненты:
 (цели, содержание, методы, организационные формы)

Большинство современных учащихся активно используют компьютеры и Интернет в своей жизни и образовании.

И в последнее время дистанционному обучению уделяется большое внимание и оно широко используется в высшей школе студентами.

Но дистанционное обеспечение можно использовать и в начальном профессиональном обучении (НПО). Оно прекрасно встраивается в традиционную систему НПО, но не полностью, а частично.

Например: лекции, контрольные проходят в очной форме, а практические задания в дистанционной форме.

В дистанционном обучение легко реализуется обучение по индивидуальным программам и индивидуальному графику. В ходе выполнения работ учащиеся могут постоянно консультироваться с преподавателем. Но роль преподавателя изменяется, дистанционное обучение требует от преподавателя дополнительных усилий на освоение технологий дистанционного обучения. Преподаватель должен составить план обучения  индивидуально для каждого учащегося, учитывая возраст, уровень подготовки и мотивы обучения, все это не просто необходимо учитывать, из этого надо исходить и на это ориентироваться и при формировании содержания заданий.

По своему опыту могу сказать, что многие учащиеся вынуждены из-за

семейных обстоятельств временно отсутствовать на уроке («молодые мамы» или по состоянию здоровья периодически проходящие лечение в больницах, или находящиеся из-за болезни долгое время дома), но желающие получить начальное образование могут участвовать в дистанционном обучении.
Опыт показывает, что использование дистанционного образования в начальном профессиональном образовании можно использовать, но не полностью и учащиеся получающие знания индивидуально становятся более самостоятельными и ответственными.

Но недостатком дистанционного обучения является отсутствие прямого очного общения между обучающимся и преподавателем. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения.

Конечно же для дистанционного обучения необходима самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Но учащиеся в начальном профессиональном образовании не всегда могут самостоятельно выполнять работы, поэтому необходимо к этому процессу приучать и контролировать их.

Дистанционное образование можно и следует развивать в начальном профессиональном образовании.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области

«Алексинский химико-технологический техникум»

Статья

«Реализация активных методов обучения на уроках информатики как средства развития информационной компетентности обучающихся»

Разработала:                                                                                   преподаватель:              

                                                                                                           Лаптева Т.М.

                                           

г. Алексин

2020

Одним из требований Федеральных государственных стандартов второго поколения к метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, является формирование и развитие учебной общепользовательской компетентности в области использования ИКТ как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Немаловажная роль в этом процессе отводится предмету «Информатика».

Как преподаватель информатики я организую учебно-познавательную деятельность так, чтобы обучающимся стали интересны информативные ресурсы, которые раздвигают горизонты, дают новую полезную информацию: например, возможность познакомиться с жизнью в других странах, с их природными условиями, их историей и т.д.

Для успешного образования и в первую очередь самообразования, студент должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых можно считать информационную компетенцию

Обучающиеся с одной стороны - хотят по окончании получить практический конкретный результат, а с другой стороны – у них не развито умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию, то есть они не обладают информационной компетентностью. Поэтому, изучив методическую литературу, пришла к выводу, что использование активных методов обучения с применением ИКТ, может решить данную проблему.

Система активного обучения в моей деятельности представляет собой целостный механизм, состоящий из элементов, которые направлены на решение поставленных задач по достижению цели:

Система активного обучения

Среди огромного многообразия активных методов обучения я выделила несколько методов, сгруппированных по этапам образовательного мероприятия, которые использую на уроках информатики для развития информационной компетентности:

  1. Активные методы вхождения в тему:

Метод: «Иллюстративные ожидания» 

Сущность: обобщение иллюстратором опасений и ожиданий члена группы

при изучении нового раздела.

Форма выражения: графический образ: схема, таблица, эскиз.

Что развивает: метод формирует умение рационально использовать технические средства, развивает у учащихся умение представлять информацию, выраженную устной речью графическими образами.
Пример: в 10 классе при изучении раздела «Архитектура ЭВМ», предлагаю обучающимся объединиться в пары, высказаться о том, что они ожидают в процессе изучения темы и какие опасения испытывают. Выбранный иллюстратор во время выступления подготовит в графическом редакторе небольшой набросок, изображающий сказанное.

Иллюстрированные ожидания по теме «Архитектура ЭВМ» у обучающихся выглядят так:

Архитектура ЭВМ

  1. Активные методы работы над темой:

Метод «Древо мудрости» 

Сущность: работа над темой, возможность выбора задания.
Форма выражения: вопросы по теме, основанные на различных уровнях мышления.

Что развивает: метод развивает критическое мышление: умение видеть проблему, пути ее решения, находить нужную информацию, сотрудничать, принимать мнение других, оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Пример: я пишу записку (или каждый ученик), в которой задаю вопрос по тексту учебника. Заворачиваем записку, крепим ее скрепкой к дереву. В конце урока обучающиеся по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и как можно более полно дома готовит ответ на вопрос.

Листочки разных цветов: желтые, зеленые, красные. Вопросы распределены по уровням сложности:

желтые (уровень знания, понимания и применения) 

  • Назовите свойства алгоритма.
  • Приведите примеры исполнителей из жизни (сказок).
  • Почему Робот является формальным исполнителем?
  • Напишите алгоритм «Переход через дорогу»
  • Как будет выглядеть рабочее поле после выполнения Роботом приведенного алгоритма?

зеленые (уровень анализа и синтеза) 

  • Приведите примеры задач, которые нельзя решить с помощью цикла «N раз», а цикл «Пока» позволяет это сделать.
  • Изобразить блок-схему и определить тип алгоритма фрагмента стихотворения.
  • Как вы думаете, может ли старая, умная собака передать алгоритм поведения (например, на охоте или на прогулке) молодой и бестолковой?
  • Напишите алгоритм, при выполнении которого Робот выдаст сообщение «Не могу».

красные (уровень оценки) 

  • Какими качествами должен обладать исполнитель, чтобы быть полезным человеку?
  • Всегда ли можно жить по алгоритму?

Метод «Деловая игра» 
Сущность: Имитационная игра, учащиеся принимают роль.
Форма выражения: Выполнение заданий в соответствии с замыслом игры и ролью.
Что развивает: Метод развивает умение принимать решения и быстро увидеть результат, приобретая, таким образом, свой собственный опыт.
Пример: Деловая игра представляет собой коллективное мероприятие, где взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения в ситуации, моделирующей реальную, а я направляю игру, анализирую и оцениваю действия игроков.

Например, «Редакция журнала», «Компьютерная фирма», «Научно-исследовательский институт».

  1. Активные методы подведения итогов и рефлексии

Метод «Наш новый компьютер» 

Сущность: подведение итогов работы, определение каждым участником того, что было полезным, а что оказалось бесполезным.

Форма выражения: контуры технических устройств с записями обучающихся.
Что развивает: метод развивает умение осмыслить свои собственные действия, позволяет оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Пример: «Монитор» – что увидел нового на уроке, «клавиатура» – чему научился, «процессор» – что понял, «мышка» – эмоции. Всё зачитывается.

Система, построенная на основе АМО, позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области

«Алексинский химико-технологический техникум»

Статья

«Приемы работы в дистанционной оболочке Moodle, как средство повышения профессиональной компетенции преподавателя»

Разработала:                                                                                   преподаватель:              

                                                                                                           Лаптева Т.М.

                                           

г. Алексин

2021

В учебном процессе техникума наряду с традиционными средствами обучения используется и ЭУМК. И на момент перехода на Moodle в учебном процессе использовались сотни различных электронных учебных изданий (ЭУИ): учебников, учебных пособий, лабораторных практикумов, методических указаний, тестов и т.д.

Обучающая среда Moodle стала на сегодняшний день одной из наиболее популярных систем поддержки учебного процесса дистанционного образования. Важнейшими преимуществами среды дистанционного обучения (СДО) Moodle, обеспечивающими её широкую востребованность, являются бесплатность, открытость, мобильность, переносимость, расширяемость, широкая распространенность и т.д.

Особенно привлекателен этот подход по динамичным, быстро развивающимся дисциплинам, когда важно дать студентам не только некую каноническую классификацию объекта изучения, но и познакомить их с последними публикациями и свежими мнениями экспертов по изучаемому предмету. Использование Moodle позволяет широко использовать тренировочное тестирование, осуществлять предварительную сдачу контрольных и лабораторных работ. Кроме того, посредством форумов или личных сообщений студенты могут получить консультацию преподавателя по интересующим их вопросам. Такой подход очень удобен и для студентов, т.к. позволяет им значительно экономить время и силы, получать более индивидуальный подход при обучении.

Moodle – система создания и управления курсами – свободно распространяемое программное обеспечение, разработанное на основе педагогических принципов, позволяет эффективно организовать дистанционный образовательный процесс.

Слово Moodle – на самом деле акроним словосочетания: Modualr object-Oriented Dynamic Learning Environment (Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая оболочка), в начале буква «M» расшифровывается как «Martin», по имени создателя оболочки Martin Dougiamas.

Система дистанционного обучения Moodle содержит широкий выбор инструментов по созданию, улучшению и сопровождению курсов и их эффективности. В ней каждый преподаватель имеет возможность подобрать для своей дисциплины необходимые для него инструменты для организации учебного процесса.

В системе ДО Moodle имеется богатый набор модулей-составляющих для курсов:

Чат—механизм синхронного общения, позволяющий обмениваться сообщениями в реальном времени.

Опрос—форма для голосования, чтобы определить общественное мнение по тому или иному вопросу.

Форум—обмен информацией между всеми участниками процесса ДО, представляет ученикам больше времени для подготовки ответов и его так же можно использовать для проведения дискуссий.

Глоссарий—формирование списка определений, наподобие словаря.

Рабочая тетрадь (Задание) — состоит из множества различных заданий, созданных в рамках учебного курса и собранных в одну интерактивную тетрадь. Ответы в виде текста.

Урок (Лекция) — преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Он основан на ответах учеников, где каждый правильный ответ открывает новую страницу информации и новый вопрос, ответ на который, в свою очередь, выполняет переход на следующую страницу урока.

Тест—состоит из различного типа вопросов, добавленных из вопросной базы. Вопросная база может состоять из вопросов различного типа: с одним вариантом ответа, с множеством вариантов ответов, с возможностью вписать свой ответ.

Анкета—бланк вопросов для бора данных о студентах, которые помогут преподавателю узнать больше о группе и на основе этого более эффективно выстраивать свой курс.

Ресурс (в виде текстовой или веб-страницы или в виде каталога, архива, презентации, ссылки и др.)

К основным возможностям системы Moodle относятся:

  1. Широкие возможности по размещению и актуализации учебно-методического обеспечения образовательного курса,
  2. Инструментарий для дистанционного консультирования обучаемых посредством форумов,
  3. Возможность регулярного мониторинга работы слушателей с помощью просмотра статистики посещений и работы с СДО
  4. Широкое использование элемента курса «Задание», к которому студенты прикрепляют файлы с выполненной контрольной или курсовой работой
  5. Система может использоваться как для дистанционного, так и для очного обучения.
  6. Система имеет простой и эффективный web-интерфейс.
  7. Дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется.
  8. Студенты могут редактировать свои учетные записи, добавлять фотографии и изменять многочисленные личные данные и реквизиты.
  9. Каждый пользователь может указать своё локальное время, при этом все даты в системе будут переведены для него в местное время (время сообщений в форумах, сроки выполнения заданий, т.д.).
  10. Поддерживаются различные структуры курсов: «календарный» - в виде списка тем, разбитых по конкретным датам обучения, «тематический» - в виде списка с пронумерованными темами.
  11. Каждый курс может быть дополнительно защищен с помощью кодового слова.
  12. Изменения, произошедшие в курсе со времени последнего входа пользователя в систему, могут отображаться на первой странице курса.
  13. Почти все набираемые тексты (ресурсы, сообщения в форум, записи в тетради) могут редактироваться встроенным RichText редактором.
  14. Все оценки (из Форумов, Рабочих тетрадей, Тестов и Заданий) могут быть собраны на одной странице (либо в виде файла).
  15. Доступен полный отчет по вхождению пользователя в систему и работе, с графиками и деталями работы над различными модулями (последний вход, количество прочтений, сообщения, записи в тетрадях).
  16. Возможна настройка E-mail - рассылки новостей, форумов, оценок и комментариев преподавателей.

Система тестирования СДО Moodle обеспечивает наглядность представления материала о результатах тестирования, возможность формирования сводных отчетов, сопоставления итогов, использования графических инструментов для их визуализации.

Система дистанционного обучения Moodle располагает инструментом для контроля знаний, который обладает следующими функциональными возможностями:

  1. Автоматический контроль результатов тестирования (при определенных настройках, во время создания теста, преподаватель может самостоятельно определить необходимость просмотра учащимися результатов, или наоборот не отображать их)
  2. Возможность корректировки и оценивания выполненных заданий, упражнений, рефератов, эссе, проектов (преподаватель имеет возможность прокомментировать каждый ответ учащегося при проверке (например, оставить свои замечания) для того чтобы студент понимал за что ему поставили такое количество баллов или оценки)
  3. Обеспечение быстрой обратной связью (после проверки заданий, студент также как и учитель может узнать результаты выполненной работы)
  4. Формирование протоколов-отчетов об выполненных заданиях, практических работах.
  5. Для каждого задания преподаватель может создать свою шкалу оценок, например, стандартную (5-ти бальную, 100 балловую, зачет не зачет и др) и оценивать результаты работ учащихся по своему усмотрению.

Внедрение системы дистанционного обучения Moodle имеет множество плюсов:

  • высокое качество учебной информации, широкие возможности, комплексное воздействие;
  • постоянная обратная связь, сокращение рутинных действий;
  • отработка практических умений и навыков, широкий вычислительный эксперимент;
  • искусственный интеллект.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области

«Алексинский химико-технологический техникум»

Статья

«Методика решения задач части B ЕГЭ по информатике»

Разработала:                                                                                   преподаватель:              

                                                                                                           Лаптева Т.М.

                                           

г. Алексин

2019

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ  по информатике почти непрерывно совершенствуются и усложняются. Особенно много существенных изменений было сделано в 2012 году. Среди них – значительное увеличение заданий части B, то есть заданий, ответы на которые, в отличие от части А, угадать нельзя. Своей методической темой я выбрала анализ задач части B, разработку методики их решения и подготовки выпускников  к экзамену, так как считаю эту тему актуальной, ведь каждый год часть одиннадцатиклассников нашего лицея сдают ЕГЭ по предмету «Информатика».

Работу над темой я начала с обработки литературы, в основном сборников заданий, в составлении которых участвовали специалисты Федерального института педагогических измерений. 

 Проанализированы  также были материалы с различных  сайтов, а также материалы ЕГЭ прошлых лет и демонстрационные версии ЕГЭ. Была проведена систематизация задач части В, определены типовые задачи и ключевые темы.

В КИМах 2012 года большая часть заданий относилась к темам «Логика», «Системы счисления», «Определение количества информации». В этом году значительно увеличилось количество заданий на алгоритмизацию и программирование. Эти темы вызывают затруднение ещё и потому, что в базовом курсе информатики ни «Логики», ни «Алгоритмизации и программирования» в программах, рассчитанных на 1 час в неделю (программа Семакина И.Г., Хеннера Е.К,  программаУгриновича Н.Д), в 10-11 классах нет.

В процессе подготовки заданий на тему «Логика» необходимо повторить логические операции, их приоритет, таблицы истинности логических операций, логические законы и равносильности, формулы замены импликации и эквивалентности. После повторения решаем задачи части А в качестве тренировки (выбор логического выражения для данного фрагмента таблицы истинности (задание А3), определение подходящих данных для заданного логического выражения (задание А10)). Затем приступаем к решению заданий части B – это задачи B12 и B15. К этому времени дети свободно владеют логическими операциями. Задачу B12 я предлагаю решать графически – с помощью кругов Эйлера (наглядно и быстро). Задача B15 повышенного уровня, подготовка к её решению на экзамене требует большой предварительной работы. Чем больше дети решают подобных задач, тем меньше их боятся. Впрочем, понятие конъюнкции необходимо знать и для решения задачи B11.

Для решения заданий по теме «Системы счисления» необходимо повторить понятия основание и базис позиционной системы счисления, правила перевода из 10 с.с. в любую другую и, наоборот, из любой системы счисления в 10 с.с., правила составления таблиц систем счисления, родственных 2 с.с, и правила перевода чисел родственных двоичной систем счисления. Мне кажется важным, чтобы дети не заучивали таблицы, а понимали сам принцип их создания, могли считать в любой системе счисления, разложить число по базису. Эти знания нужны для решения задач A1, A5, B4, B7.

Одной из главных тем курса «Информатика» является «Определение количества информации». При повторении и закреплении этой темы следует обратить внимание на знание единиц измерения информации и умение переводить из одних единиц в другие, на умение вычислять количество информации данных различных типов, на кодирование информации. Задания A8, A9, A11 разбираем для тренировки, затем B4, B10.

И, наконец, тема «Алгоритмизация и программирование». Целью изучения этой темы является овладение выпускниками структурной методикой построения алгоритмов. Ученики должны научиться использовать в практике построения алгоритмов основные управляющие структуры: следование, ветвление, цикл; уметь разбивать задачу на подзадачи, применять метод последовательной детализации алгоритма. Они должны читать и понимать работу готовых программ. Эти знания используются в заданиях A12, A13, B1, B2, B6, B8, B13, B14. Конечно, замечательно, если ребята сразу понимают алгоритм поставленной задачи, знают все использованные операторы, операции и функции изучаемого языка, но, если что-то не получается, можно трассировать задачу – как правило, в процессе трассировки приходит понимание, какие действия повторяются, что будет в результате выполнения этой программы.

Важно учесть, что у детей на экзамене мало времени, поэтому решать задания части B желательно самым оптимальным способом (например, упрощать логические выражения вместо построения таблиц истинности). В случае заданий части A иногда полезно проанализировать данные ответы, действуя методом исключений.

Материалы для подготовки я беру с сайта Константина Юрьевича Полякова (http://kpolyakov.narod.ru), различных сайтов для учителей информатики (http://www.videouroki.net, www.metod-kopilka.ru, www.pedsovet.org, www.pedsovet.su, www.uchportal.ru, www.zavuch.info) и, разумеется, с демонстрационных версий прошлых лет. Но большинство материалов по подготовке к экзаменам предназначено для индивидуального пользования, мне же хотелось сделать презентацию, которую я могла бы использовать для групповых занятий (через проектор) во время уроков, на занятиях по подготовке к ЕГЭ и во время предэкзаменационной консультации для повторения пройденного материала. Такая презентация создана и опубликована на сайтах http://www.videouroki.net, www.pedsovet.org, www.pedsovet.su. Сейчас я дорабатываю презентацию - включаю туда аналогичные задачи для самостоятельной и групповой подготовки выпускников.

В процессе работы над  темой я вела блог, где в течение двух учебных лет разбирала задачи части B демоверсий. Работа с блогом велась следующим образом – я публиковала решение очередной задачи из демоверсии несколько раз в месяц. Ребята, которые готовились к экзамену, читали этот материал дома, на занятия приходили с вопросами. Так как все задачи из блога были собраны в презентацию, то достаточно оперативно можно было найти нужную задачу и объяснить её ещё раз. Затем решали аналогичные задачи. На предэкзаменационной консультации ещё раз просматривали все задачи, чтобы вспомнить весь пройденный материал. Апробация такой формы работы показала её эффективность.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области

«Алексинский химико-технологический техникум»

Статья

«Педагогические условия развития творческого потенциала подростков в процессе преподавания информатики»

Разработала:                                                                                   преподаватель:              

                                                                                                           Лаптева Т.М.

                                           

г. Алексин

2018

Мои ученики будут узнавать новое не отменя,
они будут открывать это новое сами. 
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.

Г. Песталоцци.

В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей обучающихся приобретает новое звучание. Наше время- время перемен. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В обучении информатике на уроках и во внеурочное время необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую обучающемуся как можно более полно раскрыть свои способности. 

Развитие студентов с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения обучающихся. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей обучающихся.

Приоритетным направлением деятельности некоторых педагогов является развитие творческих способностей подростков при помощи различных методов обучения.

Ориентирование педагогики на формирование у подростков качеств творческой личности меняет формы и принципы педагогической деятельности. В классической системе обучения программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Поэтому большинство подростков оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творчества начнутся в самом начале образовательного курса, и будут продолжаться на протяжении всей деятельности.

Современному обществу необходима опережающая педагогика - развивающая система, формирующая устойчивые компоненты творческого стиля мышления: умение анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения, прогнозировать возможные варианты развития таких решений.

Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового. Это деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

Творческая деятельность, опыт которой накапливался человечеством и отдельной личностью, представляет собой создание объективно или субъективно нового посредством специфических процедур. Их особенность в том, что они не поддаются алгоритмизации, разделению на операции, которые можно сформулировать, сообщить или показать в необходимой последовательности. Их можно только косвенно описать, дать представление о них, поэтому они и усваиваются особым образом.

Основной целью педагогической деятельности педагогов с творческим подходом к обучению является необходимость: 

  • формировать личность, способную адаптироваться к современным условиям;
  • развивать умения добывать и применять знания, самостоятельно решать проблемы;
  • практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера и интерактивной доски. 

Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.

Для достижения этих целей, можно построить учебный процесс таким образом, чтобы подростки испытывали доверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним, при этом используются элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания; применяется проектный метод; учащиеся привлекаются к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. 

Сочетание нескольких технологий позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Только при таком подходе общение с компьютером и интерактивной доской увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Сущность работы педагога заключается в создании условий для раскрытия творческого потенциала учащихся через привлечение их к использованию информационных технологий и программных средств. Ведущей является идея максимальной помощи подростку через организацию творческой деятельности.

Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства? 

Сущность творчества – в предугадывании результата. Роль компьютера, по моему мнению, в этом огромна. Предлагая учащимся выполнение заданий за компьютером, им предоставляется возможность стать исследователем, открывателем. Это означает, что учащиеся учатся делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта. 

Компьютерное обучение дает широкие возможности для умственного и творческого развития подростка, позволяет сочетать развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря широкому использованию графических и звуковых средств.

Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей подростков необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Такие возможности предоставляет использование на уроках информатики проблемного обучения.

Студент застрахован от механического заучивания теоретического материала, т.к. для разрешения проблемы, поставленной перед ним, вынужден применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях, что и способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов в ходе выполнения практических заданий. Проблемное обучение ориентировано на личность подростка, на раскрытие его творческого потенциала. Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта подростка и желания достичь ими личностно-значимого результата.

Достижение этих целей происходит при помощи метода проектов и деятельностного подхода к обучению (самостоятельная лабораторно-практическая работа учащихся).

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. 

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта подростка и желания достичь ими личностно-значимого результата.

Для определения результативности своей деятельности, степени эффективности решения поставленных цели и задач осуществляется мониторинг качества выполнения итоговых работ (творческий проект, практическое задание и др.) 

Об эффективности своей системы работы с позиций развития умений на практике использовать полученные знания свидетельствует высокий уровень качества знаний. Многие учащиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, в дальнейшем связывают свою деятельность с компьютерными технологиями. Использование различных методов, приемов, форм организации познавательной деятельности обучающихся в процессе урочной и внеурочной деятельности направлено на удовлетворение познавательных интересов подростков.

С ростом познавательного интереса повышается качество знаний обучающихся. Таким образом, основные результаты деятельности по решению поставленных задач свидетельствуют об эффективности осуществления образовательного процесса.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области

«Алексинский химико-технологический техникум»

Статья

«Пути и средства повышения познавательной активности студентов на уроках специальных дисциплин»

Разработала:                                                                                   преподаватель:              

                                                                                                           Лаптева Т.М.

                                           

г. Алексин

2019

Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

В настоящее время перед преподавателями колледжей и лицеев стоит проблема, как повысить интерес студентов к специальным предметам. Одна из причин потери интереса - это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента обучаемых: ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном режиме, приказе вызывают лишь раздражение и скуку - они неприемлемы. Это побудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимности требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство - враг интереса.
При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Одной из приоритетных задач современности является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого студента. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности студентов. Активные и познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности, когда обучаемый не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания,- эти знания более прочные.

В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования - это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование ключевых компетенций. Организуя учебную деятельность, я хочу решить ряд следующих задач: обучить своих студентов умению сделать выбор, научить, не только понимать предложенные учителем цели, но и формировать их самому. Моя цель - дать возможность каждому студенту, независимо от его способностей, получать знания и умения, соответствующие его индивидуальным возможностям.

Отмечу главное: человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. Мотив - это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности. Но вернёмся к мотивации обучения. Характер и результат познавательной деятельности зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание мотивов учебно-познавательной деятельности. С этой целью как раз используют стимулы, то есть внешние побудители определенной деятельности. Студенты различаются не только наклонностями, но и знаниями, умениями, способностями. Особое внимание я уделяю тем, кто умеет обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонные решения. Моя задача - поддерживать постоянный интерес к предмету. Они не терпят простоя и всегда должны быть загружены, но в группе есть и другие студенты - со средней и хорошей успеваемостью, с ними приходится возиться больше всего. Их надо «почувствовать», суметь вовремя заметить малейший рост, научить видеть закономерности, мыслить быстро и абстрактно. Есть и третья группа студентов- с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять. Моя основная задача по отношению к группе - укрепление в обучаемых уверенности в своих силах, развитие инициативы.

Преобладающие методы обучения, которые я использую – это познание через самостоятельную деятельность в ходе опережающей работы с учебником, проведение практических работ, выполнение заданий определенного уровня.

Система обучения включает следующие направления:

  • методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся;
  • методика диалогического взаимодействия учителя и ученика на уроке развивающего обучения.

В основу моей системы были положены основные принципы: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность; развиваю волю и целеустремленность ориентируя на зону ближайшего развития - заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше и выше; учету результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок; диалогичности и сотрудничеству - я рядом со студентами, и мы вместе решаем все проблемы и радуемся успехам.
Активная познавательная деятельность обеспечивает раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления компетентностей.

Методика активизации познавательного интереса на специальных предметах способствует формированию устойчивого познавательного интереса, положительно влияет на качество знаний студентов и характеризуется:

  • сознательным стремлением овладеть знаниями и умениями;
  • осознанием нужности профессионального образования;
  • наличием познавательного интереса.

В моей практике широко применяются разные формы занятий: лекции и семинары дополняются дискуссиями, дебатами, работой в микрогруппах, игровыми методами, учащимися выполняются некоторые функции педагога, например, выступают в роли консультанта.

В заключении хочется отметить результативность активных форм обучения.
Внедрение таких методов дает обучающемуся:

  • опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;
  • развитие личностной рефлексии;
  • развитие толерантности;
  • освоение нового опыта учебного взаимодействия.

 

Список используемой литературы:

  1. М.П. Горчакова - Сибирская «Инновации в профессиональном образовании. Педагогические технологии» - Санкт-Петербург, Москва. 2016.
  2. Т.С.Панина, Л.В.Вавилова «Современные способы активизации обучения» - АСАDЕМА, Москва. 2018.
  3. А.Б. Гин «Приемы педагогической техники» - Учебная книга.2017
  4. В.Д. Шадриков «Познавательные процессы и способности в обучении» -Москва «Просвещение».2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....