Одаренность
консультация
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
«Одарённый ребёнок — особая ценность для общества»
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В. А. Сухомлинский
Цель:
1. Закрепить знания педагогов об одаренности (понятие, виды) детей.
2. Стимулировать участников семинара-практикума к поиску различных методов и приемов развития способностей детей.
Прежде чем поговорить на эту тему, предлагаю вам поучаствовать в маленьком эксперименте.
Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “-” то, что не нравится.
- Дисциплинированный.
- Неровно успевающий.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддержать общее дело.
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Стабильно успевающий.
- Занятый исключительно своими делами.
- Быстро, “на лету” схватывающий.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Общающийся легко, приятный в общении.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.
Далее предлагается зачитать качества, отмеченные знаком “+”.
Как Вы считаете, может ли ребёнок с такой характеристикой быть одарённым?
А если эти характеристики не нравятся Вам? (дискуссия педагогов)
Признаки одарённости
В группах запишите на ватмане признаки одарённых детей.
Предлагаю Вам сформулировать определение «Одаренный ребенок - это», используя метод обучения «1х2х4».
Условия:
1. Каждый из вас в течение нескольких минут думает и записывает свой вариант ответа «Одаренный ребенок – ребенок…».
2. Объединитесь в пары, и на основании индивидуальных формулировок выработайте и запишите такое определение, которое устраивало бы каждого из Вас.
3. Каждые две пары объединяются в малые группы по 4 человека и из двух утверждений формулируют одно.
Предоставляю слово каждой группе с целью презентации полученного результата.
Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Один из важнейших и в известной мере независимых факторов одаренности – КРЕАТИВНОСТЬ («творчество»).
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Внимательно относясь к особенностям одарённого ребёнка, педагоги и родители смогут понять их и стимулировать все аспекты их развития.
Решение задач
Подгруппам предлагается решить следующие задачи:
1. Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок?
2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ)
3. Может ли одарённый ребёнок быть одинаково успешен в разных видах деятельности?
4. Чем, по Вашему мнению, объясняется малообщительность одарённых детей?
Специальные виды одарённости, проявляющиеся
в отдельных областях деятельности
Музыкальное дарование. С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. В три-пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по “извлечению” звуков. Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё. Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости.
Художественная одарённость. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим.
Математическая и шахматная одарённость. Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро. В четыре-пять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы.
Для других одарённых детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных композиций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.
Литературное дарование. Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.
Социальная одарённость. Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.
Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле поможет тест-анкета (в распечатанной дополнительной информации), разработанная специалистами в области детской психологии.
Личность педагога.
Совместно с педагогами выписать на ватмане комплекс качеств, которыми необходимо обладать педагогу для работы с одарёнными детьми.
Примерная классификация качеств педагога:
1. Личностные: позитивная Я-концепция, целеустремлённость, зрелость – чёткое осознание своих целей и задач, эмоциональная стабильность, чуткость.
2. Профессиональные: знания и умения, помогающие развитию каждого ребёнка; знания и умения, способствующие развитию общей и специальной одарённости. Умение идентифицировать одарённых детей; выбор оптимальных форм обучения для них; разработка и индивидуализация учебных программ; оценка результативности обучения; консультирование одарённых детей и их родителей.
3. Поведенческие: умение слушать; умение создавать вдохновляющую атмосферу; владение техникой постановки вопросов. На уровне межличностных отношений – педагог получает удовлетворение от учеников, как от интересных людей и позволяет учить себя.
Творческие задания.
Подгруппам предлагается выполнить творческие задания:
“Соедини два предмета” (развитие способности к сближению понятий).
Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными или смешными. Поставьте напротив каждой пары количество придуманных вопросов.
БАНКА-РЕКА, НОЖНИЦЫ-ДОРОГА, ОГОНЬ-РАКОВИНА, КАРАНДАШ-ЗАМОК, ШЛЯПА-МОСТ, СОЛОМА-ТЕЛЕВИЗОР, УТЮГ-ТРАМВАЙ.
2. “Переделай один предмет в другой” (развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями).
Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю.
ДВЕРЬ-ВЕЛОСИПЕД, КЛУМБА-БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ, БУТЫЛКА-ДОМ, ДЕРЕВО-БОТИНОК.
3. “Сочини сказку”.
Сочините сказку, которая начинается с фразы: “Мама купила в магазине рыбу …”, и заканчивается фразой: “…Поэтому вечером пришлось зажигать свет”.
4. Задание «Цепочка ассоциаций»
Подбираем слово, ассоциирующее другое слово. Например: «кот-полосатый-матрас-мягкий-мех-шуба-…» Продолжаем…
5. «Цепочка противоречий»
Называем слово «Лето» — хорошо, потому что можно загорать на пляже. Загорать на пляже плохо, потому что можно сгореть на солнце. Сгореть на солнце хорошо, потому что мама будет мазать спинку кремом и угостит вкусностями.
Ребенок говорит: «Это хорошо, потому что…» можно загорать на пляже.
Взрослый опровергает аргумент: «Это плохо, потому что…» можно сгореть на солнце.
Ребенок опять хвалит аргумент взрослого: «Сгореть на солнце хорошо, потому что мама будет мазать спинку кремом и угостит вкусностями» и так далее.
Эта игра учит критическому восприятию прописных истин и позволяет ребенку уйти от стереотипного мышления. К тому же «Цепочка противоречий» развивает способность во всем видеть только хорошее, что пригодится малышу и во взрослой жизни.
6. Каждый из вас получает написанное на бумаге словосочетание, представьте то, что написано на листе рисунком.
Перечень словосочетаний:
веселый дом
больное дерево
необычный подарок
колючая кофта
неправильная тарелка.
7. «Кто такой? Кто такая?» (раздать портреты взрослых людей или детей).
Составьте рассказ о человеке. Как его зовут, сколько ему лет, где он живет, что любит делать, с кем дружит и тому подобное.
8. Задание
-пользуясь голосом, мимикой, изобразить любой персонаж из мультфильма;
-вылепить из пластилина героя сказки;
-создать архитектурный шедевр, пользуясь конструктором;
-сыграть мелодию на музыкальном инструменте;
- спеть колыбельную песню;
О призвании и таланте - Маленький художник
Кудрявый мальчик старательно рисовал угольком огромного петуха на белой стене дома.
- Ах, негодник! – раздался крик матери. Мальчик вскочил и удрал. Вечером отец дал сыну разноцветную краску, и петух стал настоящим красавцем.
- Уголь не смоешь, так пусть уж картинка будет, - сказал довольный отец.
Мальчик умел рисовать красивые картинки, и отец отдал сына в ученики к сапожнику. Мальчик мечтал стать художником, но у отца не было денег, чтобы платить за учебу.
Через месяц сапожник привел ученика домой и показал родителям лакированный черный сапог. На голенище сапога была пришита аппликация красной птицы из кожи.
- Полюбуйтесь, что сделал этот паршивец! - закричал сапожник.
- Как красиво! - ахнули родители.
- Это парадные сапоги для офицера. Как он будет выглядеть на параде с красными птицами на сапогах, - сердито объяснил сапожник и ушел.
Тогда отец отдал сына в ученики к портному. Все опять повторилось. Мальчик вышил красочного павлина на сером костюме, приготовленном для учителя.
За непрошенные художества мальчика прогнали и плотник, и гончар.
Однажды возле дома мальчика остановилась повозка. Господин, выглянув из окна, спросил:
- Кто нарисовал этого чудесного петуха?
Позвали мальчика. Господин пожал ему руку и сказал:
- Поздравляю, у тебя большой талант. Я художник, хочешь стать моим учеником?
- Больше всего на свете хочу! – закричал мальчик.
- Спасибо вам, господин. Все его из учеников выгнали: и портной, и сапожник, и плотник. Мы думали, он ни к чему не способен, - пожаловалась мать.
- Огонь в бумагу не завернешь, - смеясь, сказал господин и пригласил мальчика в повозку.
Я рада, что наш коллектив готов работать с одаренными детьми. Значит, каждый учитель соответствует тем высоким требованиям, которые так необходимы в работе с одаренными. Это, прежде всего:
- желание работать нестандартно;
- увлеченность своим делом;
- поисковая активность;
- любознательность;
- интеллектуальность;
- нравственность;
- эрудированность
- потребность в научной и творческой деятельности;
- знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными учащимися;
- знание всех областей человеческой жизни.
Впереди у нас много работы. Надеюсь, совместными усилиями нам удастся выявить одаренных детей и помочь им развить свои способности.
Рефлексия
Вагончики:
1. Мои впечатления от семинара;
2. Мое участие в семинаре;
3. Содержание семинара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"
«Одаренному ребенку---одаренный педагог». Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва. Эпиграфом своего педа...
«Определение одаренности. Основные структурные компоненты одаренности»
Значительные трудности в определении понятия одаренности связаны с общепринятым, бытовым понятием этого психологического термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выр...
Система моей работы, по теме: "Одаренность. Одаренные дети в творческом объединении "Мягкая игрушка"
Причины изучения одарённости - сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно,- умеющие искать новые пути решения предложенных задач,- находить выход из проблемной ситуации....
Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей
Слово "одаренность" происходит от слова "дар". Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...
Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.
Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...