Методический семинар "Новые требования к уроку. Как подготовить современный урок"
презентация к уроку

Зуева Виктория Семеновна

Данную презентацию можно использовать для проведения засединия МО Общеобразовательный цикл в рамках повышения квалификации преподавателей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как подготовить современный урок Практическое моделирование уроков с использованием современных педагогических технологий

Слайд 2

« Нужно, чтобы дети , по возможности, учились самостоятельно , а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал ». К.Д. Ушинский

Слайд 3

Современные педагогические технологии: Технология «Водоворот». Технология «Шесть шляп мышления». Технология «Уголки». Технология «Лабораторные занятия». Модель «Обмен знаниями». Модель «Пронумерованные участники». Модели «Эксперты» и «Зигзаг». Модели дискуссионных занятий : «Живая линия». «Техника аквариума». «Вертушка общения». «Дебаты». Модель «Учебный спор-диалог». Проектные занятия. «Выпуск предметного журнала». «Рукописный учебник по предмету». «Создание диафильма».

Слайд 4

Технология «Водоворот». Предназначена для организации коллективной работы (обсуждения и обмена мнениями ). Д ает возможность учащимся достичь глубины изучения поставленной проблемы в совместном труде. Работа идет по группам . Каждой группе выдается лист бумаги и определенного цвета фломастер . Далее преподаватель выдает им отдельное задание.

Слайд 5

Участники групп приступают к разработке доставшейся им проблемы, записывают подкрепленное фактами мнение, примеры . По завершении этого этапа листы с записями движутся от одной группы к другой по очереди. Изучая поступивший в группу лист, учащиеся разбирают сделанные товарищами записи и ставят свои пометки: «+», «-», «?». Дав оценку, высказываниям товарищей, каждая группа прибавляет к сделанным до них записям свои. Так листы продвигаются от одной группы к другой, пока не побывают у всех. Условием является делать записи на листах только выданным фломастером своего цвета . Это делает видной на глаз степень активности всех групп.

Слайд 6

В голове скелета находится проблема. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы , на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Записи на схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. Каждая группа определяет себе оппонента для полного заполнения схемы. Первая группа – выполняет верхнюю часть, вторая заполняет нижнюю часть схемы

Слайд 7

Технология «Шесть шляп мышления» Шесть шляп разного цвета раздаются шести группам обучающихся. Каждой группе предлагается свое задание. Вот они: «Белая шляпа» — объективно перечислить исторические события, факты, новые сведения (иногда можно попросить выделить главные факты — не больше 10, например). « Красная шляпа » — выразить свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала. « Черная шляпа » — выделить негативные последствия (или тенденции) и проблемы. « Желтая шляпа » — обобщить все положительное. « Зеленая шляпа » — в любой оригинальной, творческой форме представить результаты изученного . « Синяя шляпа » — сформулировать общие (философские) выводы, рефлексивные мысли, идеи по поводу учебного материала (можно — извлечь уроки из исторических событий).

Слайд 8

Технология «Уголки» М етодика подходит для организации изучения нового материала . После подбора материала, на последующем занятии, проводится обсуждение той информации, которую собрали учащиеся. Особенность этой организации учебного процесса в том, что каждый обучающийся сам выбирает скорость работы.

Слайд 9

Технология «Лабораторные занятия» Лабораторное занятие - форма учебного занятия с самостоятельным изучением учащимися нового материала по учебнику, историческим текстам , художественной литературе. Работа с источниками активизирует процесс мышления и воображения, способствует плодотворному ус­воению предметных знаний и развитию предметного сознания. У обучающихся вырабатываются умения самостоятельной работы : читать доку­менты, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение источников .

Слайд 10

Модель «Обмен знаниями» Эта модель способствует приобретению обучающимися умений и навыков извлечения, и систематизации предметных фактов в кооперативно-групповой работе. Работа ведется не с отдельными источниками, а с комплексом документов. Учащиеся получают задание самостоятельно реконструировать события на основе документов, сделать их анализ и представить публично презентацию результатов своей работы. Выделяются такие этапы учебной деятельности по этой модели : Инструктаж . Преподаватель готовит задания в виде одинаковых по сложности вопросов по теме урока. Распределение вопросов между группами. Раздача подборок источников информации , и заданий по предстоящему разъяснению своей темы всем присутствующим на уроке. «Обмен знаниями». Каждая группа знакомит всех учащихся группы с результатами своей работы.

Слайд 11

Модель «Пронумерованные участники» Групповая работа имеет недостаток: не все участники группы одинаково активны при выполнении задания . Его можно преодолеть с помощью модели «Пронумерованные участники». Она дает возможность привести в порядок работу всей группы и каждого ее участника в отдельности . Алгоритм действий такой: Создать группы с одинаковым количеством участников. Каждый из них получает номер (1,2,3, …) Всем созданным группам дается одинаковое задание по историческим источникам. Каждая группа приступает к изучению своего источника. Ищет ответ на поставленный преподавателем вопрос. Отвечать от имени своей группы будет тот участник, чей номер назовет преподаватель . После прослушивания всех ответов, преподаватель задает следующий вопрос для групп, и все повторяется в том же порядке.

Слайд 12

Модели «Эксперты» и «Зигзаг» В их основе общий организационный принцип: участники небольшой учебной группы превращаются в экспертов по отдельным проблемам изучаемой на уроке темы . Сначала кто-то из членов группы получает задание и материал для его выполнения. Проведя экспертизу он докладывает ее результаты всей группе. И так поступает каждый член группы. Учащиеся после прослушивания сообщений друг друга сравнивают и обобщают их, делают совместные выводы. Так все учащиеся познают предложенную тему.

Слайд 13

Модели дискуссионных занятий Национальная педагогическая энциклопедия дает такое определение учебной дискуссии: « форма организации (модель) обучения и способ работы с содержанием учебного материала; представляет собой организуемый педагогом обмен мнениями, в котором учащиеся отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу» . Дискуссия позволяет педагогу диагностировать состояние культурного кругозора, общего развития учащихся, их интеллектуальную находчивость, умение слушать других, соблюдать правила спора, а также их способность интеллектуально и эмоционально воздействовать на товарищей .

Слайд 14

Модели дискуссионных занятий : «Живая линия». «Техника аквариума». «Вертушка общения». «Дебаты». Модель «Учебный спор-диалог». Проектные занятия. «Выпуск предметного журнала». «Рукописный учебник по предмету». «Создание диафильма».

Слайд 15

«Живая линия» Группа мелом, или мысленно делится линией пополам . Обучающимся предлагается занять место по одну, либо по другую сторону этой линии согласно их взглядам на обсуждаемую проблему. Т.е. ребята делятся на две группы с противоположными точками зрения . Т е , кто не определился, стоят в центре. Задача озвучивается для всех : по очереди приводить аргументы в защиту своей точки зрения. Если в процессе обсуждения кому-то показались убедительными факты, приводимые противоположной стороной, можно сменить свое место и перейти к другим спорщикам. Правильно выбрать заранее двух обучающихся, которые в споре участия не примут, а будут наблюдателями .

Слайд 16

«Техника аквариума» «Техника аквариума» - применяется при работе с материалом, содержащим противоречия, конфликты, разногласия. Он интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации . Цель: развитие критического мышления обучающихся, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры . «Техника аквариума» выглядит следующим образом : Выдвигаем проблему (преподаватель ) Группа делится на подгруппы . Выбирают представителя, который будет представлять позицию подгруппы. 4. Подгруппы обсуждают проблему и определяют общую точку зрения. Время на работу дается небольшое. 5 . Представители подгрупп собираются в центре аудитории. Они высказывают, и защищают позицию своей подгруппы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам подгрупп разрешается передавать указания своим представителям записками. 6. Преподаватель может разрешить представителям и подгруппам , взять перерыв для консультаций. 7. Такое обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения. 8.После обсуждения проводится его критический разбор. Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями.

Слайд 17

«Вертушка общения» М етод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, социальных установок . Метод рассматривается как тренировка учебной дискуссии , в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков . Э то метод создания условий для самораскрытия участников дискуссии и самостоятельного поиска ими способов решения проблем.

Слайд 18

«Дебаты» Дебаты — (греч. Δι αβαθω — читаю) чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам.

Слайд 19

Модель «Учебный спор-диалог» Особенностью данной модели стала возможность использования в ее рамках индивидуальной, групповой и парной форм оценочной деятельности учащихся. Проведение урока по этой модели проходит ряд уровней. Начало с индивидуальной работы. Все учащиеся распределяются на две группы (техника расчета на первый - второй ). Одна группа получает задание формировать аргументы со знаком «+» , а другая со знаком «-». Преподаватель объявляет одну для всех тему . Например, те, у кого первые номера, будут выражать позицию одной политической партии, а те, у кого вторые номера, - их оппонентов. Так педагог заранее определяет для группы обучающихся точку зрения, а они должны исходят из нее при аргументировании отношения к личности, событию и т.д. На втором этапе обучающиеся создают пары (№1+№2). Уже в паре они озвучивают свою позицию, по заданию должны сблизить свои позиции и подготовить единый список «+» и «-», приемлемый для той и другой стороны. Следующее задание дается объединившимся парам. Обсудив все ранее высказанное, они формируют оценки с учетом уже заявленных позиций. Далее можно создавать восьмерки, вырабатывать в них единую точку зрения. Пройдя эти этапы, учащиеся постепенно от полемики переходят к спокойному диалогу и создают компромисс, общее решение.

Слайд 20

Проектные занятия Педагогическая технология проектов — это «предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов: разработка конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов ». Первый вариант организации проектного занятия: преподаватель определяет тему и цели проекта, а учащиеся сами выбирают вид выполнения и презентации проекта. Это может быть выставка, коллаж, альбом, «экскурсия», компьютерная презентация с использованием Power Point . Во втором варианте применения технологии педагогического проектирования педагог сам выбирает тему обсуждения, способ оформления результата. Это может быть создание рукописного журнала, рекламного буклета, плаката, афиши, «диафильма», серии рукописных брошюр «ЖЗЛ».

Слайд 21

«Выпуск предметного журнала» Учащиеся получают задание подготовить и оформить номер исторического журнала по изучаемой теме. Организация общей работы эффективна, если группа делится на подгруппы со своим кругом обязанностей.

Слайд 22

«Рукописный учебник истории » Учащиеся выполняют задание – создать страницу или параграф учебника истории , для чего изучают исторические источники по теме, дополнительную литературу.

Слайд 23

«Создание диафильма» Алгоритм создания учащимися диафильма : Начинается работа с обсуждения сюжета, очередность кадров. Работа по созданию кадров идет индивидуально или по двое. Кадр представляет собой рисунок или коллаж. Он изображается на отдельном листе вместе с текстом-комментарием . «Кадры» в определенной последовательности размещаются с помощью скотча. Выбирают заголовок и иллюстрацию для титульного листа. Премьерный показ — это презентация проектов подгрупп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Способ формулирования цели и задач современного урока русского языка"

В данной методической разработке  содержится обобщенный и  систематизированный материал по формулированию цели и задач современного урока русского языка....

Как же подготовить современный урок?

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной...

Как же подготовить современный урок?

Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС...

Методическая разработка модульного курса «Реализация технологии здоровьесбережения на уроках информатики в современной школе»

В статье представлена программа модульного курса, который может помочь современному учителю поднять вопросы здоровьесбережения в процессе преподавания информатики в основной школе.  Разработанная...

Доклад «Требования к современному уроку. Пластическое моделирование на уроках фортепиано»

Сообщение подготовлено для тематического педсовета. Пластическое моделирование – познание музыки через жест. Применение этого метода на уроках фортепиано помогает раскрепостить учащихся, добиват...

Методическая разработка "Требования к организации и проведению современного урока по ФГОС ООО" для учителей математики

Методический материал поможет конструировать современный урок в рамках ФГОС, составить технологическую карту урока....