Методика организации сюжетно-ролевой игры
материал
Методика организации сюжетно-ролевой игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_organizatsii_syuzhetno-rolevoy_igry_dlya_detey.pptx | 1.17 МБ |
metodika_organizatsii_syuzhetno_1.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сюжетно-ролевая игра – это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
Виды сюжетно-ролевых игр: Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2 . Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, завод..)
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты)
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка… В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, условиям их поведения.
5. «Режиссерские » игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом и за себя и за куклу
Методика применения сюжетно-ролевой игры: Выбор игры. Педагогическая разработка плана игры. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка Создание воображаемой ситуации. Распределение ролей. Начало игры. Сохранение игровой ситуации. Завершение игры.
Этапы сюжетно- ролевой игры детей дошкольного возраста. I этап : предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, экскурсий, беседы и т.п.). II этап : создание игровой обстановки , внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов - заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов заместителей , игрушек - самоделок, поделок, обучение игровым действиям с ними. III этап : обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
Построение сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» : Расширять и углублять знания и представления детей о профессии парикмахера. (эта задача решается не на одном занятии, с каждой игрой накапливается опыт детей, информирование родителей о ходе игрового процесса, привлечение их к изготовлению атрибутов для игры, рекомендации родителям по совместному с детьми изготовлению пособий) Учить использовать в игре различные предметы, предметы – заместители. (При расширении игры иногда не хватает атрибутов для детской игры, тогда используются предметы заменители, перед игрой обговорить с детьми что и как можно заменять) Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. (чтобы расширить представление детей об игре можно провести ряд дидактических игр, например: «Что нужно?», «Кто, что делает?», рассматривание иллюстраций «Люди разных профессий ». Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Расширять словарный запас детей, активизировать речевую активность.
Косвенное руководство без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы) Прямое руководство (с вмешательством в игру) включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).
Сюжетно-ролевые игры детей младшей группы детского сада Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл.
Сюжетно-ролевые игры детей средней группы детского сада У детей средней группы появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.
Сюжетно-ролевые игры детей средней группы детского сада
Сюжетно-ролевые игры детей старшей группы детского сада В этом возрасте в играх наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки( например, мама проявляет заботу о сыне, причем не только кормит, одевает, купает, но и воспитывает, читает ему книжку) Педагогу важно научить ребенка развертывать в игре разнообразные сюжеты.
Сюжетно-ролевые игры детей старшей группы детского сада
Сюжетно-ролевые игры детей подготовительной группы детского сада Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Все сюжетно-ролевые игры нося совместный, коллективный характер.
П едагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей: Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни. Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
К пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой. Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Важно, чтобы в игре ребенок фантазировал, строил, творил.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Методика организации сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра – это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
Актуальность обращения к проблеме организации сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста определена задачами, поставленными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО, направленными на «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей».
Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников.
Виды сюжетно-ролевых игр:
- Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, завод..)
- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты)
- Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка… В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, условиям их поведения.
- «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом и за себя и за куклу.
Методика применения сюжетно-ролевой игры:
- Выбор игры.
- Педагогическая разработка плана игры.
- Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка
- Создание воображаемой ситуации.
- Распределение ролей.
- Начало игры.
- Сохранение игровой ситуации.
- Завершение игры.
Этапы сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста:
I этап : предварительная работа (чтение художественной
литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий,
экскурсий, беседы и т.п.).
II этап : создание игровой обстановки , внесение атрибутов,
новых игрушек и предметов, предметов - заместителей,
рассматривание их, изготовление детьми предметов
заместителей , игрушек - самоделок, поделок, обучение
игровым действиям с ними.
III этап : обучение ролевым действиям, ролевому диалогу,
распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
IV этап : самостоятельная игра детей, расширение сюжета
Построение сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»
Задачи: Расширять и углублять знания и представления детей о профессии парикмахера. (эта задача решается не на одном занятии, с каждой игрой накапливается опыт детей, информирование родителей о ходе игрового процесса, привлечение их к изготовлению атрибутов для игры, рекомендации родителям по совместному с детьми изготовлению пособий)
Учить использовать в игре различные предметы, предметы – заместители. (При расширении игры иногда не хватает атрибутов для детской игры, тогда используются предметы заменители, перед игрой обговорить с детьми что и как можно заменять)
Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. (чтобы расширить представление детей об игре можно провести ряд дидактических игр, например: «Что нужно?», «Кто, что делает?», рассматривание иллюстраций «Люди разных профессий».
Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
Расширять словарный запас детей, активизировать речевую активность.
Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
Косвенное руководство без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
- создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста) ;
- расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами;
- включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;
- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Прямое руководство (с вмешательством в игру) включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).
Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи, как ко всему коллективу, так и к отдельным детям.
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать за детьми, понять их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться со взрослыми своими намерениями.
Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Сюжетно-ролевые игры детей младшей группы детского сада
Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из 2-3 действий многократно повторяющихся. (например, давайте построим башню, Дети по очереди ставят кубики друг на друга), а далее цепочки усложняются (воспитатель готовит еду на игрушечной плите – кормит игрушек - …,заменяет игрушечную посуду на воображаемую, на палочки вместо ложек…
Основными задачами руководства играми в младшей группе являются:
- Развитие обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.
- Развитие и обогащение сюжетов игры.
- Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.
Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.
По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку, как к его персонажу. Все это способствует становлению сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевые игры детей средней группы детского сада
У детей средней группы появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.
У детей средней группы часто одновременно возникают несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания детей для 1-2 игр, а затем постепенно переходить к углублению содержания других.
Воспитатель должен использовать разнообразные приемы для организации совместной игры.
Сюжетно-ролевые игры детей старшей группы детского сада
В этом возрасте в играх наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки( например, мама проявляет заботу о сыне, причем не только кормит, одевает, купает, но и воспитывает, читает ему книжку) Педагогу важно научить ребенка развертывать в игре разнообразные сюжеты. Воспитатель предлагает ребенку основную роль, сам берет себе дополнительную.
Основная задача руководства играми старших дошкольников – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог обязательно должен обогащать содержание игр.
Во всех группах воспитатель время о времени должен предлагать новую тему игры. При этом педагог не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес.
Сюжетно-ролевые игры детей подготовительной группы детского сада
Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер.
В игре четко выделяются подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-7 человек.
Дети подготовительной группы предъявляют более высокие требования к качеству исполнения отдельных ролей, что нередко порождает недовольство детей друг другом и приводит к возникновению конфликтов. Возникают и устойчивые игровые группировки, но при этом возможно образование замкнутых группировок, участники которых неохотно принимают в игру «посторонних». В таких случаях необходимо прямое воздействие воспитателя на игры детей: участвуя в сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, педагог может оценить поведение играющих. Беседы воспитателя с детьми должны быть короткими, проходить в живой форме. Они требуют от педагога умения вникнуть в игровой замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:
Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.
Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре
К пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой. Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Важно, чтобы в игре ребенок фантазировал, строил, творил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевые творческие игры и руководство ими.
Сюжетно ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире. Для каждой такой иг...
Алгоритм организации Сюжетно - ролевой игры в условиях реализации ФГОС Д.О
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры,которые создаются самими детьми,это творческие или сюжетно-ролевые игры.В них дети воспроизводят в ролях все то,что они видят вокруг себя в жизни ...
Презентация. Тема: « Организация сюжетно-ролевой игры в режиме дня детей с ОВЗ»
Выступление на методическое объединение воспитателей ГКУ ЦССВ «Сколковский», об организации сюжетно-ролевых игр в режиме дня детей с ТМНР....
Методическая разработка по организации сюжетно-ролевой игры "Шоферы" в старшей группе на тему "Транспорт"
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-р...
Мастер-класс для педагогов "Организация сюжетно-ролевой игры"
Мастер-класс для педагогов по организации сюжетно-ролевой игры.Цели:1. повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры;2. совершенствовать умения находить выход в сл...
Мастер-класс "Организация сюжетно-ролевой игры"
Цели:1. повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры;2. совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагог...