Мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР на материале Нищевой Н.В.
методическая разработка

Фадеева Татьяна Юрьевна

Краткое описание используемой методики обследования развития детей

 

         Мониторинг состоит из 4-х блоков:

  • «Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера»,
  • «Неречевые психические функции»,
  • «Моторная сфера»,
  • «Произносительная сторона речи и речевые психические функции».

Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель-логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнивать количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом. Кроме этого, методика позволяет выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуального для каждого ребёнка.

Результаты мониторинга можно использовать при:

  • планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой, индивидуальной);
  • отборе методов, приёмов и технологий;
  • комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР

Авторы-составители:

А.М. Быховская, Н.А. Казова

Методический комплект программы Н.В. Нищевой

Краткое описание используемой методики обследования развития детей

        Мониторинг состоит из 4-х блоков:

  • «Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера»,
  • «Неречевые психические функции»,
  • «Моторная сфера»,
  • «Произносительная сторона речи и речевые психические функции».

Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель-логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнивать количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом. Кроме этого, методика позволяет выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуального для каждого ребёнка.

Результаты мониторинга можно использовать при:

  • планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой, индивидуальной);
  • отборе методов, приёмов и технологий;
  • комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

Мониторинг проводится на протяжении нескольких дней. За один день реализуется не более двух разделов. На каждое исследование затрачивается не более 10 мин (ребёнку 4 года); 15 мин (ребёнку 5 лет) и 20 мин (ребёнку 6 лет).

Во время мониторинга создаётся положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком. Ребёнок заинтересовывается выполнением тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребёнок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребёнка обследование прекращается и переносится на следующий день.

I БЛОК

Раннее психомоторное  и речевое развитие, поведение и психическая сфера

I.1. Раннее психомоторное и речевое развитие

Исследование анамнеза и динамики раннего психомоторного и речевого развития

Цели

  1. Выявить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия:
  • генетические дефекты, резус-конфликты, действие микроорганизмов и вирусов, острые, хронические, бытовые и производственные интоксикации, приём лекарственных препаратов, токсикозы беременных, сдавление, ушибы, употребление алкоголя и наркотиков;
  • отсутствие или слабая выраженность родовых схваток, стимуляция родовой деятельности, применение ручных родовспомогательных приёмов, кесарево сечение, тугое обвитие пуповиной, большая или малая масса тела новорожденного, преждевременное рождение;
  • нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга, перенесённые в раннем возрасте заболевания.
  1. Отметить характер грудного вскармливания:
  • как ребёнок взял грудь, как удерживал сосок;
  • было ли подтекание молока по уголку губ;
  • был ли пот над верхней губой при сосании;
  • были ли засыпания во время кормления, частые и обильные срыгивания.
  1. Отметить особенности сна и бодрствования:
  • чрезмерное двигательное возбуждение;
  • сильный приступообразный крик.
  1. Отметить особенности раннего развития ребёнка:
  • когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ползать, ходить, узнавать близких;
  • когда появились первые зубы, сколько зубов было к году.
  1. Сделать заключение о соматическом состоянии ребёнка:
  • по медицинской карте выяснить, у каких специалистов стоит на учёте, с каким диагнозом.
  1. Отметить характер раннего речевого развития:
  • появление гуления, лепета, первых слов и первых фраз;
  • отметить, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине;
  • использовались ли жесты в качестве замены или дополнения речи;
  • отношение окружающих к состоянию речи ребёнка;
  • занимался ли с логопедом, каковы результаты.

Методы (низкоформализованные)

  • Изучение медицинской документации.
  • Индивидуальные беседы с родителями.
  • Анкетирование.

Критерии оценивания

3 балла. Анамнез без патологии, раннее психофизическое и речевое развитие соответствует возрастной норме или опережает её.

2 балла. В анамнезе имеются одно или два повреждающих воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие. Психофизическое и речевое развитие в пределах возрастной нормы.

1 балл. В анамнезе имеются повреждающие воздействия (токсикоз, химическая стимуляция родов, кесарево сечение и др.), а также неврологические и психопатологические синдромы (перинатальная энцефалопатия, ММД, задержка моторного развития и др.). Отмечены хронические соматические заболевания сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей, аллергодерматиты и др. Отмечается задержка психофизического и речевого развития.

0 баллов. В анамнезе имеются значительные повреждающие воздействия (травмы головного и спинного мозга, тяжёлые асфиксии, нейроинфекции и пр.). Отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития.

I.2.Личностные особенности и психическая сфера

Исследование личностных и психологических особенностей ребёнка

Цели

  1. Исследование личностных, поведенческих и коммуникативных особенностей ребёнка.
  2. Выявление игровых и межличностных предпочтений.
  3. Подбор оптимальных индивидуально-ориентированных форм взаимодействия с ребёнком.

Методы (низкоформализованные)

  • Наблюдение.
  • Беседы (с ребёнком, родителями, воспитателями).

Критерии оценивания

3 балла. Ребёнок общительный, использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, спокойный, активный. Охотно играет со сверстниками. Любит различные игры: дидактические, конструктивные, сюжетно-ролевые, подвижные. Проявляет познавательный интерес к различным видам деятельности. Эмоционально стабилен.

                2 балла. Ребёнок общительный, не всегда использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, иногда бывает конфликтным и плаксивым. Играет со сверстниками, но иногда требуется дополнительная стимуляция для вовлечения в игру. Предпочитает подвижные или дидактические игры. Проявляет познавательный интерес к отдельным видам деятельности. Преобладает эмоциональная стабильность.

                1 балл. Ребёнок самостоятельно не общается, требует стимуляции. Общение избирательное. Характер общения: безразличен, негативен или навязчив. Конфликтный, шумный. Часто бросает начатое, не доводя его до конца. Любыми средствами стремится к лидерству или, наоборот, безропотно подчиняется. Часто жалуется, что его кто-то обижает. Предпочитает подвижные игры с простым сюжетом. Речевая активность в играх недостаточная. Двигательная активность в играх повышенная или, наоборот, пониженная. Познавательный интерес снижен. Импульсивен.

                0 баллов. Отказывается от общения с детьми и взрослыми. Конфликтный, плаксивый, негативный. Игровые и межличностные предпочтения отсутствуют. Часто наблюдается адекватное поведение, неустойчивость эмоциональных реакций. Познавательный интерес к чему-либо не проявляет.

II БЛОК

Неречевые психические функции

Цели

1.Определить уровень сформированности неречевых психических функций:

  • слуховое внимание;
  • зрительное восприятие;
  • зрительно-пространственный гнозис и праксис.

2. Провести качественный анализ нарушений познавательной деятельности с акцентом на определение сохранны звеньев, которые могут быть использованы в коррекционной работе.

Методы (низкоформализованные и высокоформализованные)

  • Беседы.
  • Задания.
  • Пробы.
  • Обучающие эксперименты.

II. 1. Слуховое внимание

Исследование слухового внимания.

Цели

        1.Определить, дифференцирует ли ребёнок звучание детских музыкальных инструментов или звучащих игрушек.

     2.Выявить, определяет ли ребёнок направление звука.

     3.Выявить, воспринимает и воспроизводит ли ребёнок различные ритмы.

Процедура исследования

         Задание 1. Ребёнку показывают несколько музыкальных инструментов, называют их и демонстрируют их звучание. Предлагают ребёнку самому поиграть на них. Затем просят ребёнка назвать или показать на картинке, какой инструмент только что звучал за ширмой.

        Задание 2. Ребёнку предлагают встать лицом к стене, внимательно слушать и показывать рукой или говорить, откуда раздаётся звон уже знакомого ему колокольчика. После этого логопед двигается по кабинету с колокольчиком в руках, а ребёнок показывает и говорит, где звенит колокольчик.

        Задание 3.  Ребёнка просят послушать и запомнить, как звучит «песенка музыкального молоточка». Затем просят ребёнка отстучать молоточком или отхлопать ладошками такую же «песенку» - ритм.

Критерии оценивания

        3 балла. Ребёнок уверенно дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука, воспринимает и воспроизводит ритм в соответствии с возрастными нормами и с опережением возрастных нормативов.

        2 балла. Ребёнок дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука. Затрудняется при восприятии и воспроизведении ритма. После нескольких повторов ритм воспроизводит.

        1 балл. Ребёнок все задания выполняет неуверенно, ошибается. Отстучать ритмический рисунок не может даже после нескольких повторов.

        0 баллов. Задание не выполняет совсем.

II. 2. Зрительное восприятие

Исследование зрительного восприятия

Цели

        1.Выявить, соотносит ли ребёнок и узнаёт цвета в соответствии с возрастными нормами:

  • 4 года – красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный;
  • 5 лет – добавляются оранжевый, голубой и розовый;
  • 6 лет – добавляются фиолетовый, коричневый и серый.

2.Выявить знает ли ребёнок плоские и объёмные геометрические формы.

Процедура исследования

Задание 1. Ребёнка просят подобрать каждому гномику предметы такого же цвета, как и его одежда.

Задание 2. Ребёнка просят показать на картинке шарики определённого цвета.

Задание 3. Ребёнка просят показать определённую геометрическую фигуру в соответствии с возрастными нормативами:

  • 4 года – круг, квадрат, треугольник, овал, шар, куб;
  • 5 лет – к вышеуказанным геометрическим формам добавляется прямоугольник;
  • 6 лет – ко всем вышеуказанным геометрическим формам добавляются многоугольник и цилиндр.

Критерии оценивания

        3 балла. Ребёнок уверенно соотносит цвета и показывает предметы нужного цвета и геометрической формы.

        2 балла. Ребёнок соотносит цвета. Затрудняется при определении предмета нужного цвета или геометрической формы.

        1 балл. Ребёнок допускает ошибки при соотнесении цветов. Допускает многочисленные ошибки при определении предмета нужного цвета и геометрической формы.

        0 баллов. Задания не выполняет совсем.

II. 3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис

Исследование зрительно-пространственного гнозиса  и праксиса

Цели

1.Выявить уровень развития оптико-пространственного гнозиса (умение ориентироваться в окружающем пространстве и в схеме собственного тела).

2.Выявить уровень развития оптико-пространственного праксиса (складывает ли картинки из частей и составляет ли фигурки из палочек по образцу и по памяти).

Процедура исследования

        Задание 1.

  • 4 года. Ребёнка просят показать, какие предметы находятся вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к девочке, изображённой на картинке.
  • 5 лет. Ребёнка просят показать предметы, которые находятся слева и справа от девочки.
  • 6 лет. Ребёнка просят показать предметы, которые находятся слева, справа, слева внизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху от девочки.

Задание 2.

  • 4 года. Ребёнка просят показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.
  • 5 лет. Ребёнка просят показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо.
  • 6 лет. Ребёнка просят выполнить речевую пробу Хэда: «Возьмись левой рукой за правое ухо»; «Возьмись правой рукой за правое ухо»; «Возьмись правой рукой за левое ухо».

Задание3.Ребёнку предлагают составить картинку.

  • 4 года. Из двух, четырёх частей с вертикальным и горизонтальным разрезами, предварительно рассмотрев картинку, которую собрал логопед.
  • 5 лет. Из четырёх – шести частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом.
  • 6 лет. Из шести – восьми частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом.

Задание 4. Ребёнку предлагают сложить из палочек несколько фигур, ориентируясь на образец.

  • 4 года. Из четырёх палочек сложить «стульчик» и «кроватку», из пяти палочек – «лесенку»
  • 5 лет. Из шести палочек сложить «домик» и «ёлочку», из семи палочек «лесенку».
  • 6 лет. Из шести палочек сложить «ёлочку» и «дерево», из семи палочек – «лодочку» и «лесенку».

Критерии оценивания

        3 балла. Ребёнок уверенно ориентируется в пространстве, в схеме собственного тела, составляет картинки из частей, складывает фигуры из палочек по образцу и по памяти.

        2 балла. Ребёнок уверенно ориентируется в пространстве. В схеме собственного тела ориентируется, но неуверенно. При составлении картинки из частей и выкладывании фигуры из палочек по образцу и по памяти требуется незначительная помощь логопеда.

        1 балл. Ребёнок затрудняется и ошибается при ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела. Не может самостоятельно составить картинку из частей и выложить фигуру из палочек по образцу и по памяти.

        0 баллов. Задания не выполняет совсем.

III БЛОК

Моторная сфера

Цели

        Определить уровень сформированности:

  • общей моторики;
  • ручной моторики;
  • состояние мимической мускулатуры;
  • состояние артикуляционной моторики.

Методы (высокоформализованные)

  • Задания.
  • Пробы.
  • Обучающие эксперименты.

III. 1. Общая моторика

Исследование состояния общей моторики

Цели

        Выявить объём, переключаемость, темп, активность, координацию движений.

Процедура исследования

        Ребёнку предлагают выполнить упражнения. При необходимости показывают, что и как следует делать, делают упражнения вместе с ребёнком.

        4 года

  • Прыгает на двух ногах без поддержки.
  • Прыгнуть в длину с места.
  • Топать ногами и хлопать руками одновременно.
  • Бросить мяч от груди.
  • Поймать мяч.

5 лет

        К перечисленным выше упражнениям добавляются:

  • прыгать на левой ноге, на правой ноге;
  • бросить мяч из-за головы;
  • перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку.

6 лет

Ко всем выше перечисленным упражнениям добавляются:

  • подбросить и поймать мяч.

Критерии оценивания

                3 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные. Точные, координированные, в нормальном темпе.

                2 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен.

                1 балл. Ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость крайне затруднена.

                0 баллов. Движения не выполняет совсем.

III. 2.Ручная моторика

Исследование состояния ручной моторики

Цели

        Выявить:

  • объём выполнения движений (полный или неполный);
  • переключаемость (своевременная, замедленная, отсутствует), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность, координацию движений;
  • наличие леворукости;
  • навыки работы с карандашом;
  • способность к манипуляции с предметами.

Процедура исследования

  1. Ребёнку предлагают выполнить упражнения по образцу или вместе с ним.

Кинестетическая основа движений

        4 года

  • Сложить в кольцо большой палец с каждым пальцем на правой руке по очереди, потом на левой.

5 лет

  • Одновременно вытянуть указательный и средний палец правой руки, левой руки, обеих рук.

6 лет

  • Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук.
  • Поместить указательный палец на средний и, наоборот, на правой, левой руке.

Кинетическая основа движений

        4 года

  • Поочерёдно сгибать и разгибать пальцы на правой, левой руке.
  • Изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены: и наоборот.

5 лет

  • «Игра на рояле» ведущей рукой.
  • Проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.

6 лет

  • «Игра на рояле» правой и левой рукой.
  • Проба «кулак – ребро – ладонь» правой и левой рукой.
  1. Ребёнку предлагают взять карандаш и нарисовать по образцу вслед за логопедом.

4 года

  • Горизонтальную, вертикальную линии, круги.

5 лет

  • Прямую, ломанную, замкнутую линии, человека.

6 лет

  • Прямую, ломанную, замкнутую, волнистую линии, человека.
  1. Ребёнку предлагают выполнить манипуляции с предметами.

4 года

  • Застегнуть и расстегнуть пуговицы.
  • Переложить мелкую мозаику или арбузные семечки из одной руки в другую.

5 лет

  • Застегнуть и расстегнуть пуговицы.
  • Завязать и развязать шнурки.

6 лет

  • Застегнуть и расстегнуть пуговицы.
  • Завязать и развязать шнурки.
  • Выполнить ножницами прямой и косой разрезы, вырезать фигуру среднего размера.

Критерии оценивания

        3 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость своевременная, движения сильные. Точные, координированные, в нормальном темпе. Леворукость отсутствует. Навыки работы с карандашом хорошо развиты. Манипуляции с предметами соответствуют возрастной норме и даже опережает её.

        2 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Возможна леворукость. Навыки работы с карандашом и манипуляции с предметами недостаточно развиты.

        1 балл. Ребёнок выполняет движения не в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость нарушена. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами не сформированы.

        0 балов. Задания не выполняет совсем.

III. 3. Мимическая мускулатура

Исследование состояния мимической мускулатуры

Цели

        Выявить:

  • наличие или отсутствие движений мимической мускулатуры;
  • объём выполняемых движений (полный или неполный);
  • точность выполнения (точно, неточно) и темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый) движений;
  • наличие или отсутствие синкинезий;
  • мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный);
  • наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.

Процедура исследования

        Ребёнку предлагают выполнить упражнения по подражанию.

        4 года

  • Закрыть правый, левый глаз.
  • Поднять, нахмурить брови.
  • Наморщить нос.
  • Надуть щёки.

        5 лет

  • Закрыть правый, левый глаз.
  • Поднять, нахмурить брови.
  • Наморщить нос.
  • Надуть щёки, втянуть щёки.

        6 лет

  • Закрыть правый, левый глаз.
  • Прищурить глаза.
  • Поднять, нахмурить брови.
  • Надуть правую щёку, левую щёку.
  • Втянуть правую щёку, левую щёку.

Критерии оценивания

                3 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Сглаженность носогубных складок отсутствует.

                2 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Сглаженность носогубных складок отсутствует.

                1 балл. Ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедленный. Переключаемость затруднена. Объём движений неполный. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии. Наблюдается сглаженность носогубных складок.

        0 балов. Задания не выполняет совсем.

III. 4. Артикуляционная моторика

Исследование состояния артикуляционной моторики

Цели

        Выявить:

  • наличие или отсутствие движений нижней челюстью, губами, языком, мягким нёбом;
  • объём выполняемых движений (полный, неполный);
  • точность выполнения (точно, неточно) и темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный) движений;
  • мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); наличие тремора (увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержания позы, синкинезии);
  • длительность удержания органов в заданном положении (4 года – 3 с., 5 и 6 лет – 5 с.);
  • способность к переключению с одного упражнения на другое (нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений);
  • наличие гиперкинезов;
  • наличие слюнотечения.

Процедура исследования

        Ребёнку предлагают выполнить движения по подражанию.

        Нижней челюстью

  • Открыть и закрыть рот (4 – 6 лет).
  • Подвигать вправо-влево (5 – 6 лет).

Губами

  • «Улыбка» (4 – 6 лет).
  • «Трубочка» (4 – 6 лет).
  • «Улыбка-трубочка» (5 – 6 лет).
  • Поднять верхнюю губу (6 лет).
  • Опустить нижнюю губу (6 лет).
  • Одновременно поднять верхнюю губу, опустить нижнюю (6 лет).

Языком

  • «Лопата» (4 – 6 лет).
  • «Жало» (4 – 6 лет).
  • «Лопата-жало» (5 – 6 лет).
  • «Качели» (4 – 6 лет).
  • «Маятник» (4 – 6 лет).
  • «Чашечка» (6 лет).
  • «Вкусное варенье» (6 лет).

Мягкое нёбо

  • Широко открыть рот и зевнуть (4 – 6 лет).

Критерии оценивания

                3 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный. Переключаемость своевременная. Движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Может длительно удерживать орган в заданном положении. Повышенное слюнотечение не наблюдается.

                2 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений неполный. При переключении движений наблюдается замедление темпа. Движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус слегка понижен или повышен. Длительно удерживать орган в заданном положении затрудняется. Гиперкинезы отсутствуют. Повышенное слюнотечение не наблюдается.

                1 балл. Ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые, неточные. Темп замедленный или быстрый. При переключении с одного движения на другое наблюдаются персеверации и замены движений. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии и гиперкинезы. Наблюдается повышенное слюнотечение.

                0 баллов. Движения не выполняет совсем.

IV БЛОК

Произносительная сторона речи и речевые психические функции

Цели

  1. Выявить состояние произносительной стороны речи:
  • наличие или отсутствие патологии анатомического строения артикуляционного аппарата;
  • состояние звукопроизношения;
  • состояние дыхательной и голосовой функций;
  • особенности динамической стороны речи.

2. Выявить состояние фонематических процессов:

  • фонематического восприятия;
  • фонематического анализа и синтеза;
  • звукослоговой структуры слова.

3.Исследовать состояние импрессивной речи:

  • пассивный словарь;
  • понимание различных форм словоизменения.

4. Исследовать состояние экспрессивной речи:

  • общая характеристика;
  • активный словарь;
  • грамматический строй речи;
  • связная речь.

Методы (низкоформализованные, высокоформализованные)

  • Визуальное исследование органов артикуляции.
  • Изучение медицинской документации (в случае грубого нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата).
  • Беседы.
  • Задания.
  • Обучающий эксперимент.

IV. 1. Произносительные компоненты речи

Исследование анатомического строения артикуляционного аппарата

Цели

        1. Выявить наличие или отсутствие аномалий в строении:

  • губ (тонкие, толстые; частичная или полная, односторонняя или двусторонняя расщелина верхней губы);
  • зубов (редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
  • прикуса (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой односторонний или двусторонний, перекрёстный);
  • твёрдого нёба (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя, несквозная полная или неполная, субмикозная);
  • мягкого нёба (отсутствие, укорочение, отсутствие маленького язычка);
  • языка (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка);
  • подъязычной связки (короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области).

2. Выявить наличие послеоперационных щелей, носовых полипов, аденоидов, искривлений носовой перегородки.

Процедура исследования

        1. Визуальное (в случае необходимости с помощью зондов и шпателей) исследование строения вышеперечисленных органов артикуляционного аппарата ребёнка.

        2. Изучение медицинской документации ребёнка (заключения узких специалистов).

Критерии оценивания

                3 балла. Патология анатомического строения артикуляционного аппарата отсутствует.

                2 балла. Имеются нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, не влияющие на двигательную способность органов артикуляции (прогнатия, прогения, высокое узкое твёрдое нёбо, редкие кривые зубы и др.).

                1 балл. Имеются нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, влияющие на двигательную способность органов артикуляции и качество звукопроизношения (расщелины верхней губы, открытый боковой, открытый передний и перекрёстный прикусы, укороченная подъязычная связка и др.).

                0 баллов. Имеются грубые нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, вызывающие нарушение двигательной способности органов артикуляции и/или грубые нарушения звукопроизношения (расщелина твёрдого нёба, отсутствие маленького язычка и др.).

Исследование состояния звукопроизношения

Цели

        Выявить:

  • нарушение звукопроизношения всех групп звуков:

а) гласные ([а], [о], [у], [э], [и], [ы]);

б) глухие и звонкие парные согласные ([п - б], [в - ф], [д - т], [г - к]) в твёрдом и мягком звучании;

в) свистящие, шипящие ([с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]);

г) сонорные ([р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]);

  • позицию нарушения звука: изолированного, в словах, в предложениях;
  • характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешения, пропуски звуков).

Процедура исследования

        1. Ребёнок повторяет последовательно за логопедом все группы звуков.

        2. Произношение звуков в словах и предложениях повторяется двумя способами: ребёнку предлагают самостоятельно называть картинки и составлять предложения по картинкам; ребёнку предлагают вслед за логопедом повторять названия картинок и повторять предложения.

        Детям с дефицитом внимания рекомендуется оставлять открытой только одну картинку на листе.

        Для исследования состояния звукопроизношения используется альбом по обследованию звуковой стороны речи («дидактический материал по обследованию речи детей» О.Е.Грибовой и Т.П.Бессоновой).

Критерии оценивания

                3 балла. Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет.

                2 балла. Нарушено произношение двух-трёх групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешения звуков.

                1 балл. Нарушено произношение трёх и более звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.

                0 баллов. Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласные и/или гласные, во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.

Исследование состояния дыхательной и голосовой функций

Цели

        Выявить:

  • тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное);
  • объём дыхания (достаточный, недостаточный);
  • продолжительность речевого выдоха; силу голоса (нормальная, чрезмерно громкая, чрезмерно тихая, глухой голос);
  • модуляцию голоса (модулированная, немодулированная).

Процедура исследования

        Сила и модуляция голоса оценивается в процессе обследования и наблюдения за ребёнком.

        Задание 1. Ребёнку предлагается лечь на спину, закрыть глаза, сделать выдох, а затем медленный глубокий вдох. Одна рука логопеда располагается на груди ребёнка, а другая в области пупка. Таким образом, логопед определяет тип физиологического дыхания и его объём.

        Задание 2. Ребёнка просят сделать вдох, а затем на выдохе произносить фразу, постепенно её наращивая: «Лиса», «Это лиса», «Это след лисы», «Это след рыжей лисы», «Это след рыжей хитрой лисы», «Это свежий след рыжей хитрой лисы».

Критерии оценивания

                3 балла. Тип физиологического дыхания: смешенный или диафрагмальный. Объём дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха не менее 4 слов – 4 года, 5 слов – 5 лет, 6 слов – 6 лет. Голос нормальной силы, модулированный.

                2 балла. Тип физиологического дыхания: смешенный. Объём дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха: 3-4 слова – 4 года, 4-5 слов – 5 лет, 5-6 слов – 6 лет. Голос нормальный, тихий или громкий, модулированный.

                1 балл. Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объём дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха: 2-3 слова – 4 года, 3-4 слова – 5 лет, 4-5 слов – 6 лет. Голос тихий или громкий, немодулированный.

                0 баллов. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса.

Исследование состояния просодических компонентов речи

Цели

        Выявить:

  • характер темпа (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильно или нет, расставляет паузы в речевом потоке) речи;
  • способность употреблять основные виды речевой (повествовательная, вопросительная, восклицательная) и эмоциональной интонации.

Процедура исследования

        Темп, ритм, паузация оцениваются в процессе обследования и наблюдения за ребёнком.

        Задание 1. Ребёнку предлагается после предварительной тренировки произнести одно и то же предложение с соответствующей знаку интонацией (.?!).

        Задание 2. Ребёнку показывают пиктограммы с изображением эмоций (удивление, испуг, радость, грусть) и просят произнести одно из междометий («ай», «ах», «эх». «ох») или предложенное слово с эмоциональной окраской, соответствующей каждой пиктограмме.

Критерии оценивания

                3 балла. Темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы в речевом потоке. Использует основные виды речевой и эмоциональной интонации (4 года – повествование, восклицание, вопрос, радость, грусть; 5 – 6 лет – повествование, восклицание, вопрос, радость, грусть, удивление, испуг).

                2 балла. Темп и ритм несколько ускоренный или замедленный. Паузация нормальная. Использует затруднение при использовании некоторых видов эмоциональной интонации. В речи преобладает повествовательная интонация.

                1 балл. Темп речи ускоренный или замедленный. Отмечаются элементы дистримии или дистритмия. Речь монотонная. Интонационная и эмоциональная окраска речи отсутствует.

                0 баллов. Грубое нарушение темпа и ритма речи. Речь монотонная.

IV. 2. Речевые психические функции

IV. 2. 1. Фонематические процессы

Исследование состояния фонематического восприятия

Цели

        Выявить, дифференцирует ребёнок или не дифференцирует:

  • оппозиционный звуки;
  • оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;
  • звуки, смешиваемые в произношении.

Процедура исследования

        Задание 1. Различение оппозиционных звуков. Ребёнку предлагают отражённо повторять вслед за логопедом цепочки слогов.

        4 года

     ба – па                                           па - ба

        га – ка                                           ка - га

        та – да                                           да - та

        ма – ба                                          ба - ма

        ва – ка                                           ка - ва

        ня – на                                          на - ня

5 лет

ба – па – ба                                  па – ба – па

да – та – да                                  та – да – та

га – ка – га                                   ка – га – ка

та – тя – та                                   тя – та – тя

са – за – са                                   за – са – за

ша – жа – ша                               жа – ша – жа

6 лет

са – ша – са                                  ша – са – ша

са – ца – са                                   ца – са – ца

ча – тя – ча                                   тя – ча – тя

ща – чя – ща                                 ча – ща – ча

ща – ся – ща                                 ся – ща – ся

ла – ля – ла                                   ля – ла – ля

Задание 2. Дифференциация аппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Ребёнку предлагают показать картинку с указанным изображением.

4 года

Кот – кит; дом – дым.

Мышка – мишка; уточка – удочка.

5 лет

Почка – бочка; трава – дрова.

Корка – горка; сова – софа.

6 лет

Пашня – башня; катушка – кадушка.

Крот – грот; мышка – мошка.

Задание 3. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Ребёнку предлагают показать изображение на картинке.

4 года

Коса – коза; кочка – кошка.

Миска – мишка; малина – Марина.

5 лет

Суп – зуб; чёлка – щёлка.

Сайка – чайка; галка – галька.

6 лет

Собор – забор; касса – каша.

Сук – жук; лук – люк.

Критерии оценивания

        3 балла. Ребёнок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без ошибок. Дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении.

        2 балла. Ребёнок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется и/или ошибается при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении.

        1 балл. Ребёнок затрудняется и/или ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении.

        0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование состояния фонематического анализа и синтеза

Цели

        1. Выявить, выделяет ли ребёнок заданный звук из слова (4 года), начальный ударный гласный из слова (5 лет).

        2. Выявить способность ребёнка (6 лет) выделить конечный и начальный согласный в слове; определить последовательность и количество звуков в слове.

        4 года

Процедура исследования

        Ребёнку предлагают послушать, «как рычит собака», и произносят продолжительный звук «р-р-р». Затем ребёнку предлагают послушать слова и просят его хлопнуть в ладоши, если он услышит в слове «рычание собаки». Логопед произносит в словах продолжительный звук [р-р-р-р]: майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамидка, рак, лимон.

Критерии оценивания

                3 балла. Ребёнок уверенно и правильно выделяет звук.

                2 балла. Ребёнок сомневается, иногда ошибается.

                1 балл. Ребёнок затрудняется, допускает множественные ошибки.

                0 баллов. Задания не выполняет совсем.

        5 лет

Процедура исследования

        Ребёнку предлагают выделить звук в начале слова, который звучит дольше других. Логопед произносит слова, акцентируя начальный ударный гласный звук: астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.

Критерии оценивания

                3 балла. Ребёнок уверенно и правильно выделяет звук.

                2 балла. Ребёнок сомневается, иногда ошибается.

                1 балл. Ребёнок затрудняется, допускает множественные ошибки.

                0 баллов. Задания не выполняет совсем.

        6 лет

Процедура исследования

        Задание 1. Ребёнку предлагают выделить последний звук в слове, произнося его чётко: сом, кот, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ.

        Задание 2. Ребёнку предлагают выделить первый звук в слове: мост, пол, банка, тапки, вода, дом, чайник, щётка.

        Задание 3. Ребёнку предлагают определить последовательность звуков в слове: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шуба.

        Задание 4. Ребёнку предлагают определить количество звуков в слове: нос, бык, кит, ваза, батон, банка.

Критерии оценивания

                3 балла. Ребёнок уверенно и правильно выделяет конечный и начальный согласные, определяет последовательность и количество звуков в слове.

                2 балла. Ребёнок выделяет конечный и начальный согласные в слове, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах.

                1 балл. Ребёнок затрудняется при выполнении всех заданий, допускает ошибки.

                0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование звукослоговой структуры слов

Цели

        Исследовать, нарушает ли ребёнок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении.

Процедура проведения

        Ребёнку показывают картинку и называют соответствующее ей слово или предложение. Затем просят ребёнка повторить за ним это слово или предложение.

        4 года

        Кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.

        5 лет

        Самолёт, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка.

        Сестрёнка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.

        6 лет

        Тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик.

        Виолончелист укладывает инструмент в футляр. Регулировщик руководит движением на перекрёстке. У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Критерии оценивания

                3 балла. Ребёнок повторяет слова и предложения, сохраняя звуконаполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в предложении.

                2 балла. Ребёнок повторяет большинство слов правильно. В отдельных словах и в предложениях возможны нестойкие ошибки. При повторении ребёнок может их исправить.

                1 балл. Ребёнок допускает стойкие грубые ошибки, как в отдельных словах, так и в предложениях. При повторении ошибки сохраняются.

                0 баллов. Отказывается от выполнения задания.

IV. 2. 2. Импрессивная сторона речи

Исследование пассивного словаря

Цели

        1. Определить объём словаря и соответствие его возрастной норме.

        2. Проверить понимание имён существительных.

        3. Проверить способность ребёнка к обобщению.

        4. Исследовать понимание ребёнком глаголов и прилагательных.

        5. Проверить понимание ребёнком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.

Процедура исследования

        Задание 1. Ребёнка просят показать на сюжетной картинке отдельные предметы и части предмета.

        4 года

        Мальчика, девочку; голову мальчика, голову девочки; руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки; дом, крышу дома; машину, колёса машины; собаку, уши собаки, глаза собаки.

        5 лет

        К вышеперечисленным предметам добавляются: живот и шея мальчика, девочки; окна и дверь дома, балкон и труба на крыше дома; стул, ножки стула, спинка стула, сиденье стула; кабина и кузов грузовика; туловище и голова собаки.

        6 лет

        Ко всем вышеперечисленным предметам добавляются: локти и колени девочки, мальчика; пуговицы, воротники и манжеты на одежде девочки, мальчика; фары грузовика; лапы собаки.

        Задание 2. Для исследования словаря существительных используются картинки с изображениями по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт». Ребёнку предлагают показать на картинках предметы.

        4 года

        Кулу, мишку, машинку, чашку, тарелку, ложку, шапку, куртку, платье, сапоги, ботинки, туфли.

        5 лет

        К вышеперечисленным предметам добавляются: кресло, диван, шкаф, капуста, помидор, репка, яблоко, груша, апельсин, петух, гусь, утка.

        6 лет

        Ко всем вышеперечисленным предметам добавляются: корова. Собака, кошка, медведь, лиса, заяц, скворец, ласточка, грач, автобус, самолёт, фургон.

        Задание 3. Для проверки способности ребёнка  обобщению ребёнку предлагают выбрать картинки по темам.

        4 года

        «Игрушки», «Одежда», «Обувь».

        5 лет

        «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».

        6 лет

        К вышеуказанным добавляются: «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».

        Задание 4. Для проверки понимания глаголов ребёнка просят показать на картинках конкретные действия.

        4 года

        Девочка сидит, стоит, лежит, идёт; мальчик ест, пьёт, читает, рисует.

        5 лет

        Летит, плывёт, идёт, прыгает, ползёт.

        6 лет

        Строит, убирает, продаёт, покупает.

Задание 5. Для проверки понимания прилагательных ребёнку предлагают показать на картинках определённые признаки предметов.

4 года

Большая чашка, маленькая; красный шар, синий; сладкая еда, кислая; круглый торт, квадратный.

5 лет

Круглое печенье, квадратное, треугольное, овальное; то, про что можно сказать «сладкое», «горькое». «холодное», «горячее».

6 лет

Прямоугольная и многоугольная салфетки; молодой и старый человек; весёлый и грустный мальчики; высокий и низкий дома.

Задание 6. Проверяем понимание ребёнком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.

4 года

  1. Ребёнку предлагают сначала показать картинку «Мальчик поздравляет девочку», а потом – картинку «Девочка поздравляет мальчика».
  2. Выясняют, знакома ли ребёнку сказка «репка», и задают по сказке ряд вопросов и заданий: «Что посадил дед? Покажи. Кто стал репку тянуть? Покажи. Кого позвал дед? Покажи» и др. Если ребёнок не знает сказки, её рассказывают ему с опорой на картинки и только после этого ребёнку предлагают ответить на вопросы.

    5 лет

  1. Ребёнку предлагают сначала показать картинку «Собака бежит за мальчиком», а потом – картинку «Мальчик бежит за собакой».
  2. Ребёнку предлагают ряд заданий и вопросов по сказке «Колобок»: «Что испекла бабка? Покажи. Кого встретил Колобок в лесу? Покажи. Кто съел Колобка? Покажи».

6 лет

  1. Ребёнку предлагают сначала показать на картинке бабочку. Которая сидит на распустившемся цветке, а потом – бабочку, которая сидит на ещё не распустившемся цветке.
  2. Ребёнку предлагают ряд заданий и вопросов по сказке «Теремок»: «Что стоит в поле? Покажи. Кто первым прибежал к теремку? Покажи. Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку. Кто сломал теремок? Покажи».

Критерии оценивания

        3 балла. Объём пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает, хорошо ориентируется в содержании знакомой сказки.

        2 балла. Объём пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных ниже возрастной нормы. Частично владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает, ориентируется в содержании знакомой сказки.

        1 балл. Объём пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных значительно ниже возрастной нормы. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает только с помощью логопеда, с трудом ориентируется в содержании знакомой сказки.

        0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование понимания различных форм словоизменения

Цель

        Исследовать понимание ребёнком различных грамматических категорий (форм словоизменения, предложно-падежных конструкций, уменьшительных суффиксов, глаголов единственного и множественного числа).

Процедура исследования

        Проверка понимания ребёнком различных форм словоизменения.

Задание 1. Дифференциация единственного и множественного числа имён существительных.

Ребёнка просят показать на картинках изображения предметов, животных.

4 года

Кот – коты; дом – дома; ведро – вёдра; кукла – куклы; груша – груши.

5 лет

Глаз – глаза; окно – окна; стул – стулья; лист – листья.

6 лет

Пень – пни; перо – перья; рукав – рукава; гнездо – гнёзда; ухо – уши.

Задание 2. Дифференциация предложно-падежных конструкций.

Ребёнка просят показать на картинках указанные изображения.

4 года

Цыплёнка, стоящего в корытце, на корытце, у корытца.

5 лет

К указанным выше изображениям добавляются: цыплёнок, который прыгает со ступеньки, гонится за бабочкой, спрятался под крыльцом, ходит по крыльцу.

6 лет

Ко всем выше изображениям добавляются: цыплёнок, который выглядывает из ведра, из-за крыльца, сидит над корытцем.

Задание3. Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ребёнка просят показать на картинках изображения предметов.

4 года

Сто – столик; машину – машинку; ведро – ведёрко.

5 лет

Носок – носочек; чашку – чашечку; окно – окошечко.

6 лет

Нож – ножичек; рукавицу – рукавичку; одеяло – одеяльце.

Задание 4. Дифференциация глаголов с различными приставками.

Ребёнку предлагают последовательно показать на картинках конкретные действия.

4 года

Девочку, которая наливает воду в чашку; выливает воду из чашки; поливает цветы.

5 лет

Птицу, которая вылетает из клетки; влетает в клетку.

6 лет

Показать мальчика, который переходит дорогу; перебегает дорогу; подбегает к дому.

Критерии оценивания

                3 балла. Ребёнок хорошо понимает различные формы словоизменения.

                2 балла. Ребёнок понимает не все формы словоизменения.

                1 балл. Ребёнок понимает лишь простейшие формы словоизменения.

                0 баллов. Задание не выполняет совсем.

Исследование понимания отдельных предложений и связной речи

Цели

        Исследовать понимание ребёнком:

  • отдельных предложений;
  • содержание знакомой сказки.

Процедура проведения

        Задание1. Исследуем понимание предложений. Ребёнка просят показать картинку с конкретным изображением.

        4 года

        «Мальчик поздравляет девочку»;

        «Девочка поздравляет мальчика».

        5 лет

        «Собака бежит за мальчиком»;

        «Мальчик бежит за собакой».

        6 лет

        «Бабочка сидит на цветке, который уже распустился»;

        «Бабочка сидит на цветке, который ещё не распустился».

        Задание 2. Исследуем понимание содержания знакомых сказок. Сначала выясняем, знакома ли ребёнку сказка. Если ребёнку сказка незнакома, ему рассказывают с опорой на картинку и только после этого задают по ней вопросы или просят показать картинки.

        4 года

«Репка»

«Что посадил дед? Покажи»;

«Кто стал репку тянуть? Покажи»;

«Кого позвал дед? Покажи»;

«Кого позвала бабка? Покажи»;

«Кого позвала внучка? Покажи»;

«Кого позвала Жучка? Покажи»;

«Кого позвала кошка? Покажи»;

Кто помог вытянуть репку? Покажи» и др.

5 лет

«Колобок»:

«Кто испёк Колобка?»;

«Из чего бабка испекла Колобка?»;

Куда покатился Колобок?»;

«Кого первого встретил Колобок в лесу?»;

«Какую песенку спел Колобок зайчику?»;

«Кого он встретил потом?»;

«Почему Колобок сел лисе на нос?» и др.

6 лет

«Теремок»:

«Где стоял теремок?»;

«Кто его увидел первым?»;

«Кого пустила мышка в теремок?»;

«Кто пришёл после лягушки?»;

«Что делали в теремочке зайка, волк?»;

«Почему медведь сломал теремок?».

Критерии оценивания

        3 балла. Ребёнок хорошо понимает содержание предложений и сказок. Уверенно отвечает на вопросы или показывает соответствующие картинки.

        2 балла. Ребёнок понимает содержание предложений и сказок. Возможны незначительные несущественные неточности.

        1 балл. Ребёнок понимает вопросы не сразу, требуется повторить вопрос несколько раз, при ответах допускает существенные ошибки и неточности.

        0 баллов. Не отвечает на вопросы, картинки не показывает.

IV. 2. 3. Экспрессивная сторона речи

Исследование общей характеристики экспрессивной речи

Цели

        Выявить:

  • характер экспрессивной речи (понятная или нет, чёткая или смазанная, однословная, фразовая или связная, стойкие или нестойкие аграмматизмы. Достаточно интонированная или монотонная);
  • соответствует последовательность слов в предложении грамматической норме или отличается от нормы.

Критерии оценивания

                3 балла. Речь ребёнка понятна, чёткая, интонированная, связная, последовательность слов в предложении соответствует грамматической норме, звукослоговую структуру слов не нарушает.

                2 балла. Речь ребёнка понятная, но недостаточно чёткая, состоит из распространённых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с нестойкими аграмматизмами, интонирования. Отмечаются отдельные нарушения звукослоговой структуры сложных слов.

                1 балл. Речь ребёнка непонятная, нечёткая, состоящая из отдельных слов или из простых нераспространённых предложений с грубым нарушением звукослоговой структуры слов, монотонная.

                0 баллов. Речь состоит из отдельных искажённых и упрощённых слов.

Исследование состояния активного словаря

Цели

        Выявить объём словаря:

  • номинативного (существительных по различным лексическим темам; обобщающих слов; слов, обозначающих названия частей тела и частей предметов; наличие в активном словаре антонимов);
  • предикативного (глаголов);
  • атрибутивного (названия цвета и формы).

Процедура исследования

        Исследование номинативного словаря

        Задание 1. Ребёнку предлагают вспомнить и назвать слова, обозначающие предметы соответствующих групп.

        4 года

        «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь».

        5 лет

        «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт»

        6 лет

        «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «птицы».

Задание 2. Ребёнку предлагают узнать и назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов.

4 года

Ноги, руки, голова, глаза, уши; спинка стула, сиденье стула, ножки стула; кузов машины, колёса машины.

5 лет

Нос, рот, шея, живот, грудь; рукав, воротник, пуговица; кабина машины.

6 лет

Локоть, ладонь, затылок, висок; манжета, петля для пуговицы; фары, мотор.

Задание 3. Ребёнку предлагают назвать, одним словом изображения нескольких предметов.

4 года

Игрушек, одежды, обуви.

5 лет

Мебели, овощей, фруктов, птиц.

6 лет

Ягод, насекомых, животных, транспорта.

Задание 4. Ребёнку предлагают подобрать слова-антонимы («сказать наоборот) и пары слов.

6 лет

Друг – враг, горе – радость, лёгкий – тяжёлый, давать – брать, добро – зло, горячий – холодный, длинный – короткий, поднимать – опускать.

Исследование предикативного словаря.

Проверить состояние глагольного словаря, ребёнку предлагают перечислить, что делают те, кто изображён на картинках.

4 года

Мальчик ест, девочка спит, дети играют, птица летит, рыбки плавают, машины едут.

5 лет

Ребёнка просят ответить на вопросы.

  1. «Кто как передвигается?» (без зрительной опоры). (Птицы летают, рыбы плавают, змея ползает, лягушка прыгает, человек ходит).
  2. «Как подают голос разные животные?» (Собака лает, корова мычит, петух кукарекает).

6 лет

Ребёнка просят ответить на вопросы, предварительно показывают образец.

  1. «Как подают голос разные животные?» (кукушка кукует, волк воет, лошадь ржёт, овца блеет).
  2. «Что делают люди разных профессий?» (Учитель учит, продавец продаёт, маляр красит, швея шьёт).

Исследование атрибутивного словаря

Задание 1. Ребёнку предлагают рассмотреть на картинке разноцветные чашки, блюдца и носки. Затем ребёнка просят назвать предмет и его цвет на картинке по показу.

4 года

Красную, синюю, жёлтую, белую, чёрную чашки.

5 лет

К вышеперечисленным добавляются: оранжевая, розовая, голубая чашки.

6 лет

Ко всем вышеперечисленным предметам добавляются: фиолетовые, серые и коричневые носки.

Задание 2. Ребёнку предлагают назвать форму предметов, изображённых на картинках, помогая при этом вопросами: «Мяч, какой формы?», «На какую фигуру похож платок?» и др.

4 года

Мяч круглый, платок квадратный.

5 лет

Солнце круглое, печенье квадратное, косынка треугольная, огурец овальный.

6 лет

Руль круглый. Окно прямоугольное, флажок треугольный, слива овальная, салфетка многоугольная.

Критерии оценивания

        3 балла. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка соответствует возрастной норме или опережает её.

        2 балла. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка ниже возрастной нормы.

        1 балл. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка значительно отстаёт от возрастной нормы.

        0 баллов. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь практически не сформирован.

Исследование состояния грамматического строя речи

Цели

        Выявить состояние

  1. словоизменения:
  • употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, в косвенных падежах;
  • образование существительных множественного числа в родительном падеже;
  • согласование прилагательных с существительными единственного числа;
  • употребление предложно-падежных конструкций;
  • употребление числительных «два» и «пять» с существительными;
  1. словообразования:
  • употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • образование названий детёнышей животных; образование относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, глаголов совершенного вида.

Процедура исследования

                Исследование состояния словоизменения

                Задание 1. Для проверки способности образовывать форму множественного числа имён существительных ребёнку предлагают назвать пару картинок.

          4 года

Стол – столы; кот – коты; дом – дома; кукла – куклы; рука – руки; окно – окна.

5 лет

Глаз – глаза; рот – рты; река – реки; ухо – уши; кольцо – кольца.

6 лет

Лев – львы; лист – листья; стул – стулья; воробей – воробьи; дерево – деревья; пень – пни.

Задание 2. Для проверки способности образовывать формы имён существительных в косвенных падежах ребёнку предлагают отвечать на вопросы по картинкам.

4 – 6 лет

«Что есть у мальчика?» (Мяч). «Чего нет у мальчика?» (Мяча). «Кому мальчик даёт мяч?» (Девочке). «Что ты видишь на картинке?» (Машину). «Чем рисует девочка?» (Карандашом). «О ком думает кошка?» (О мышке).

Задание 3. Для проверки способности образовывать существительные множественного числа в родительном падеже ребёнку предлагают ответить по картинкам на вопрос «Много чего?». Дети образуют словосочетания.

5 лет

«Много чего?» (Шаров, ключей, берёз, ложек, окон).

6 лет

«Много чего?» (Карандашей, листьев, книг, вилок, вёдер).

Задание 4. Для проверки способности согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа ребёнку предлагают ответить по картинкам на вопрос «Что это?». Дети образуют словосочетания.

4 года

Красный мяч, синяя шапка, жёлтое ведро.

5 лет

Оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце.

6 лет

Фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.

Задание 5. Для проверки способности употреблять предложно-падежные конструкции ребёнку предлагают ответить на вопросы по картинкам.

4 года

«Где стоит ваза?» (На столе). «Где лежат фрукты?» (В корзине). «У кого мячик?» ( У мальчика).

5лет

«Где сидит снегирь?» (На дереве). «Где стоит машина?» ( В гараже). «У кого кукла?» (У девочки). «Где стоит коза?» (За забором). «Где едет машина?» (По дороге).

6 лет

«Где лежит мяч?» (Под столом). «Где летает бабочка?» (Над цветком). «Откуда вылетела птичка?» (Из клетки). «Откуда прыгает котёнок?» (С кресла).

Задание 6. Для проверки способности согласовывать имена числительные с именами существительными ребёнку предлагают сосчитать предметы на картинках и ответить на вопрос «Сколько?».

4 года

Два кота, пять котов. Две машины, пять машин.

5 лет

Два мяча, пять мячей. Две розы, пять роз. Два окна, пять окон.

6 лет

Два пня, пять пней. Два воробья, пять воробьёв. Две шали, пять шалей. Два ведра, пять вёдер.

Исследование состояния словообразования

Задание 1. Для проверки способности пользоваться суффиксальным способом словообразования ребёнку предлагают назвать по картинкам большой и маленький предметы. Причём маленький предмет ребёнок должен назвать «ласково». Если ребёнок не сразу понимает задание, ему можно предложить образец: «Большая кукла, а маленькая куколка. Большой мяч, а маленький мячик». Ребёнок образует по картинкам пары слов.

4 года

Сто – столик; сумка – сумочка; чашка – чашечка; ведро – ведёрочко.

5 лет

Забор – заборчик; носок – носочек; лента – ленточка; окно – окошечко.

6 лет

Палец – пальчик; изба – избушка; крыльцо – крылечко; кресло – креслице.

Задание2. Для проверки способности образовывать названия детёнышей животных ребёнку предлагают по образцу, без зрительной опоры, назвать детёнышей животных, продолжая фразу, начатую логопедом.

4 года

У кошки - котёнок.                У утки - … (утёнок).

У лисы - … (лисёнок).           У слона - … (слонёнок).

5 лет

У зайца - … (зайчонок).        У белки - … (бельчонок).

У волка - … (волчонок).        У козы - … (козлёнок).

6 лет

У овцы - … (ягнёнок).           У лошади - … (жеребёнок).

У барсука - … (барсучонок).  У коровы - … (телёнок).

        Задание 3. Для проверки способности образовывать относительные прилагательные ребёнку предлагают по образцу, без зрительной опоры, продолжить фразу.

        6 лет

        Стол из дерева – деревянный.                           Носки из шерсти (какие?) - …

А аквариум из стекла (какой?) - …                   Сапоги из резины (какие?) - …

Крыша из соломы (какая?) - …                         Лопатка из металла (какая?) - …

Стена из кирпича (какая?) - …                          Сок из яблок (какой?) - …

Шапка из меха (какая?) - …                              Дом из кирпича (какой?) - …

Задание 4. Для проверки способности образовывать притяжательные прилагательные ребёнку предлагают по образцу, без зрительной опоры, продолжить фразу.

6 лет

Очки бабушки – бабушкины. А туфли мамы (чьи?) - …

Усы кошки (чьи?) - …

Хвост лисы (чей?) - …

Берлога медведя (чья?) - …

Гребень петуха (чей?) - …

Задание 5. Для проверки способности образовывать приставочные глаголы ребёнку предлагают ответить на вопрос «Что делает мальчик?» с опорой на картинку.

6 лет

Мальчик выходит из дома.                        Мальчик переходит улицу.

Мальчик отходит от дома.                         Мальчик обходит лужу.

Мальчик подходит к магазину.                 Мальчик входит в дом.

Задание6. Для проверки способности образовывать глаголы совершенного вида ребёнку предлагают составить предложения по картинкам.

6 лет

Девочка строит домик. – Девочка построила домик.

Мальчик красит вертолёт. – Мальчик покрасил вертолёт.

Критерии оценивания

                3 балла. Ребёнок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словоизменения и словообразования.

                2 балла. Ребёнок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий.

                1 балл. Ребёнок допускает стойкие грубые ошибки при выполнении заданий.

                0 баллов. Задание не выполняет совсем.

Исследование состояния связной речи

Цель

        Выявить уровень сформированности развёрнутого монологического высказывания:

  • сохранность внутреннего программирования;
  • связность и логическую последовательность изложения;
  • непрерывный или фрагментарный характер высказывания;
  • наличие или отсутствие смысловых пропусков;
  • качество использования всех языковых компонентов.

Процедура исследования

        4 года

Ребёнку выразительно читают рассказ, не предупредив его о последующем пересказе.

Котёнок.

        У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котёнка молоком. Котёнок любил играть с Катей.

        Затем ребёнку задают несколько вопросов по содержанию рассказа: «Кто жил у Кати? Катя любила котёнка? Чем она поила котёнка? Что любил делать котёнок?»

        Потом ещё раз выразительно читают рассказ, предупредив ребёнка о последующем пересказе. Далее ребёнку предлагают план рассказа: «сначала ты расскажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котёнку, чем она его поила. И наконец, ты расскажешь, что любил делать котёнок».

5 лет

Ребёнку выразительно читают рассказ, не предупредив его о последующем пересказе.

Рыбалка.

        Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

        Ребёнку задают вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пошёл к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?»

        Далее логопед предлагает ребёнку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришёл к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюша мама».

6 лет

        Ребёнок получает задание составить рассказ по серии сюжетных картинок «Нашли ежа». Ребёнку предлагают: рассмотреть картинки; разложить их по порядку; рассказать, что нарисовано на каждой картинке, так, чтобы получился рассказ.

        Если ребёнок испытывает затруднения, можно предложить ему сначала ответить на вопросы по каждой из картинок, а уже потом составить рассказ.

Критерии оценивания

        3 балла. Ребёнок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутствует пропуск смысловых звеньев. Во время высказывания наблюдаются незначительные нарушения отдельных языковых компонентов.

        2 балла. Ребёнок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются нарушения ряда языковых компонентов.

        1 балл. Нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. Пропускает главные и второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются грубые нарушения всех языковых компонентов.

Заключение

        По результатам диагностики:

1. В речевой карте в уточнённом логопедическом заключении учитель-логопед:

        а) определяет уровень развития речи ребёнка в соответствии с симптологической (психолого-логопедической) классификацией: тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития; тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития; тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития; тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, IV уровень речевого развития;

        б) отражает специфику и механизмы речевого нарушения в соответствии с этиопатогенетической (клинико-логопедической) классификацией: алалия, ринолалия, дизартрия;

        в) отражает выводы из всех разделов речевой карты;

г) отмечает сопутствующие заболевания.

2. Учитель-логопед заполняет диагностические карты, в которые заносит баллы по всем оцениваемым показателям развития. Определяется уровень общего и речевого развития ребёнка по формуле:

     Уровень общего                         =     Итоговая сумма баллов         х   100%

   и речевого развития ребёнка                   Максимальное количество

                                                                                  баллов

Например,                            15/30х100% 50%,

где 15 – итоговая сумма баллов, которую набрал ребёнок за все оцениваемые показатели четырёх блоков мониторинга; 30 – максимальное количество баллов за эти показатели.

        Таким образом, уровень общего и речевого развития ребёнка средний.

        Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития ребёнка:

  • высокий уровень – 80 – 100%
  • пограничный (средний - высокий) уровень – 71 – 79
  • средний уровень – 50 – 70%
  • низкий уровень – 49% и ниже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Мониторинг речевого развития детей МБДОУ ЦРР д/с №183

Каждый ребёнок нашего сада занесён в базу данных. Нам важно, чтобы все дети к школе имели чистую речь. не зависимо от тяжести проблем которые у них были....

Экспресс - диагностика обследования общего и речевого развития детей с ОВЗ

Экспресс - диагностика обследования общего и речевого развития детей с ОВЗ...

Мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР

Методический комплект программы Н.В. Нищевой. Описание используемой методики обследования развития детей...

Быховская Алина Михайловна; Казова Наталья Анатольевна Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР

Быховская Алина Михайловна; Казова Наталья АнатольевнаКоличественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР...

Мониторинг речевого развития детей школьного возраста

Проблема нарушений устной и письменной речи у школьников одна из самых актуальных, так как чтение и письмо на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний обучаю...