статья "Использование современных педагогических технологий на уроках биологии"
статья
К числу современных образовательных технологий можно отнести такие технологии как: проблемное обучение, проектное обучение, ИКТ, технологии дистанционного обучения, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, кейс-технологии, блочно-модульные технологии и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_uchitelya_biologii_.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических технологий на уроках биологии
Чимитова Л.А., учитель МАОУ СОШ № 12
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
К числу современных образовательных технологий можно отнести такие технологии как: проблемное обучение, проектное обучение, ИКТ, тестовые и игровые технологии, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, кейс-технологии, блочно-модульные технологии и др.
В настоящее время актуальны технологии дистанционного обучения.
Технология дистанционного обучения - эта информационная технология, обеспечивающая доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и педагогов в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
Дистанционное обучение – это обучение с помощью технологий, позволяющих получать образование на расстоянии.
6 мая 2005 года был издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, который гласит: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося…»
В наше время дистанционное обучение проводится чаще всего при использовании Интернета. Учитель проводит обучение в так называемом виртуальном классе, в который учащийся может заходить, получив логин и пароль.
Дистанционное обучение в наших школах возникло экстренно, благодаря короновирусной инфекции. Можно сказать, школы не были готовы к такой перемене в учебном процессе. И сложность состояла в том, что - дистанционное обучение, в основе которого лежат новые технологии обучения "не вписывается" в структуру и программы традиционного обучения. При сочетании традиционных пед. технологий и дистанционных, учителям приходилось изменять способы и приемы обучения, перестраивать работу с виртуальным классом
Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом.
Всегда проходят успешно уроки с применением технологии проблемного обучения. Но, хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности. Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем. Ученик должен обладать определенной системой знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий. Такой базовой образовательной технологией является метод проектов.
В 1926г. Е.Г. Качаров писал, что наиболее распространенное определение метода проектов можно выразить так: «проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью». По мнению автора, метод проектов имеет следующее отличительные черты:
1.основной принцип проектного метода – детские интересы сегодняшнего дня;
2. второй принцип – самодеятельность и от всего сердца, производимой работы ученика;
3. проект есть слияние теории и практики, и заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое ее выполнение.
Всякое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда – осуществляется весьма индивидуально. Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее, это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеет первостепенное значение. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного.
В специфика метода проектов заключается, прежде всего, в непосредственном взаимодействие ребенка с окружающим миром, в совместной деятельности учителя и ученика с опорой на собственный опыт ребенка. Образно говоря об этом методе так, что учитель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
В специфике метода заложен его воспитательный потенциал. Это проявляется в том,что: - метод проектов, являясь методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- метод проектов является методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- один из немногих методов, выдающихся педагогический процесс из стен школы в окружающий мир, социальную и природную среду;
- метод, способствующий актуализации знаний, умений и навыком ученика, их практическому примирению во взаимодействии с окружающим миром и стимулирует потребность ученика в саморазвитии, самореализации и самовыражении, в творческой и общественно – значимой деятельности;
- метод позволяет сочетать интересы взрослых и детей через их сотрудничество, сочетать коллективные и индивидуальные действия в педагогическом процессе.
По содержательному аспекту, проекты используемые в моей работе, можно классифицировать на:
-естественнонаучные проекты. Чаще всего они бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую работу (например, изучать состояние водных ресурсов в данной местности предложить систему мероприятий по их охране и т.д.
-экологические проекты, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, знаний из разных научных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе).
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходиться переориентировать свою учебно–воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий. Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке биологии необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в мультимедийном и интерактивном виде. Информационные коммуникативные технологии требуют больше навыков и умений. Поэтому на уроках биологии должна иметь место практическая деятельность учащихся. А как её можно активизировать?
Одна из целей, стоящих передо мной в работе: выработка методов и приемов, способствующих активизировать познавательный интерес и творческую активность учащихся на уроках биологии. Идеальным средством для решения данной задачи, это применение электронных образовательных ресурсов. ЭОР нового поколения представляет собой открытые образовательные модульные системы. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.
Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. В любом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведет к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта. Учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА БИОЛОГИИ
В статье описаны теоретические основы и практические приемы проетирования урока с помощью ТК. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обуч...
"Современные педагогические технологии урока: основа активизации деятельности учащихся"
Для использования на уроках технологии современных педагогических технологий....
Современные педагогические технологии урока: основы активизации деятельности учащихся. И. И. Соколова, учитель технологии ГБОУ лицей № 82
Современные педагогические технологии урока: основа активизации деятельности учащихся И.И. Соколова, учитель технологии ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга Учит...
Научная публикация по теме:"Использование современных технологий на уроках биологии".
quot;Использование современных технологий на уроках биологии в старшей школе"....
Современные технологии на уроках биологии
В основе методологии исследования лежит совокупность приёмов, методов и принципов, применяемых в науке. В исследовании использовались методы анализа документов и литературы, сравнительный анализ....
Статья "Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе"
Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе...
Презентация выступления "Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе"
Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе...