Формы оценивания учебных достижений школьников в основной школе
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_otsenivaniya_uchebnyh_dostizheniy.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы оценивания учебных достижений школьников в основной школе
Учитель МАОУ СОШ № 19
г. Улан-Удэ
Балданова В.Ц.
В современной школе происходят существенные изменения всей совокупности взаимоотношений, возникающих в педагогическом процессе, и последствия этих изменений влияют на создание новых условий образования, изменения содержания, технологий, средств оценивания результатов школьного образования. Современный образовательный процесс не может быть монооценочным, так как он предполагает оценивание различных достижений школьника (множественность объектов оценки) и вовлечение в процесс оценивания самих школьников (множественность субъектов оценки).
В настоящее время в педагогике идет процесс радикального переосмысления традиционной оценки учебных достижений учащихся. Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся.
Среди видов оценки актуальны следующие: оценка, основанная на конечных результатах обучения, базирующаяся на стандартах обучения, построенная на концепции компетентности, основанная на концепции исполнительского мастерства
Сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия, образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
В качестве основных направлений совершенствования методов оценивания учебных достижений школьников можно выделить следующие: переход на безотметочную систему обучения; ненормативная система оценивания; система качественного оценивания, фиксирующая успешность выполнения учеником той или иной работы, эффективность затраченных учеником усилий, степень его продвижения. На определенном этапе в оценку включаются сравнительные характеристики, дающие возможность оценить себя и свое продвижение в сравнении с продвижением одноклассников.
Одна из форм проведения итоговой аттестации за определенный период (полгода, год) проведение открытой защиты учеником своей деятельности перед своими одноклассниками, учителями, родителями. В образовательный процесс активно внедряются методики, направленные на развитие рефлексивных умений, системы самооценки учащихся, выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты ученика.
Новое видение оценки заключается в проектировании системы непрерывной оценки и самооценки посредством интеграции качественной и количественной ее составляющих; перевода внешней субъективной оценки во внутреннюю объективную самооценку; формирования способности обучаемого к непрерывной самооценке в процессе непрерывного самообразования. Конечная цель оценки заключается в усилении и в перспективе в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. Это потребует радикально изменить традиционной философию оценки, предполагающую использование следующей системы проекций: дискретность непрерывность; фрагментарность системность; единичность множественность; количественность качественность; жесткость гибкость; искусственность естественность;
Самооценка. При новом подходе поощрения взаимооценивания учащихся признается их право на самооценку, что усиливает элемент их самоконтроля, повышает ответственность за процесс и результат обучения. Главная миссия учителя это содействие образованию школьника, которое состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося в образовательном процессе и в формировании у него мотивации непрерывного образования.
Одной из форм оценивания в современной педагогической практике является зачет, предложенный ученику по любому предмету. Учитель осуществляет контроль трех уровней обученности учащихся: воспроизводящий, конструктивный, творческий.
Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих новым формам оценивания школьников. Она дает возможность сравнить фактические результаты обучения с проектируемыми результатами и целями обучения на каждом этапе образовательного процесса, обеспечивает обратную связь учащихся и учителя с достигнутым качеством обучения и предоставляет возможность диагностировать каждый компонент образовательного процесса. Рейтинг-лист школьника по определенному предмету позволяет педагогу отслеживать продвижение каждого ученика и своевременно корректировать свою работу с учетом выявленных пробелов по каждому виду деятельности. Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценки знаний, стимулирует состязательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию, например, на рынке труда.
Портфолио является наиболее распространенной формой оценивания и учета достижений школьников. Пользуясь ею, учитель создает ситуацию успеха. Благодаря этой системе ученик перестает быть зависимым от педагога, становится более самостоятельным, у него формируется адекватная самооценка, рефлексия. Технология портфолио, направлена на привлечение внимания к оценочной деятельности, она предполагает сбор информации для оценивания и определения ее ценности относительно мнения самого школьника, учителя, тестов, контрольных срезов. Материал портфолио собирается учеником и обсуждается с учителем, родителями, администрацией и оценивается с точки зрения движения к намеченным целям.
Методика, названная “шотландский аттестат”, отражает опыт педагогической диагностики, используемый в Англии. Целью всех записей в аттестате является выявление полной картины личностных качеств, интересов навыков и академических достижений. Данные записи в аттестате служат результатом обсуждения успехов учащихся с тьютором. “Каждодневный прогресс ученика должен быть зафиксирован” девиз данной методики. Эта методика успешно адаптирована к российским условиям и используется многими учителями.
Все рассмотренные модели позволяют включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогают школьникам оценивать и регулировать учебно-познавательную деятельность, способствуют изменению педагогической деятельности учителя, создают условия для сотрудничества учащихся в команде и учителями, формируют у школьников адекватную самооценку. Каждый конкретный шаг по изменению традиционной системы оценки требует от педагогов обработки соответствующего инструментария, переосмысления устоявшихся взглядов, новых путей решения этой интересной и важной проблемы школьного образования.
Литература
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М., 2003.
Открытое образование стратегия века для России / Под ред. В.М. Филиппова, В.П. Тихомирова. М., 2007.
Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под. общ. ред. А.П. Тряпицыной. СПб., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы оценивания учебных достижений школьников
В статье затронуты вопросы оценивания учебных достижений учащихся основной и старшей школы....
Новые формы оценивания учебных достижений школьников
Статья рассматривает новые формы оценивания учебных достижений учащихся, таких как портфолио, зачет и др....
Статья "Новые формы оценивания учебных достижений школьников"
Среди видов оценки актуальны следующие: оценка, основанная на конечных результатах обучения, базирующаяся на стандартах обучения, построенная на концепции компетентности, основанная на к...
Новые формы оценивания учебных достижений школьников
Среди видов оценки актуальны следующие: оценка, основанная на конечных результатах обучения, базирующаяся на стандартах обучения, построенная на концепции компетентности, основанная на концепции...
статья "Новые формы оценивания учебных достижений школьников"
Перед учителями встает ряд вопросов: как оценивать достижение новых целей − сформированность действий, а не просто наличия знания; как оценивать метапредметные и личностные результаты; как по-но...
«Новые формы оценивания учебных достижений школьников» материал для МО учителей
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использо...
Статья "Формы оценивания учебных достижений школьников""
В настоящее время в педагогике идет процесс радикального переосмысления традиционной оценки учебных достижений учащихся. Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно с...