Выступление на семинаре
учебно-методический материал

Ғиндуллина Гөлназ Ғәзнәүи ҡыҙы

Преемственность в работе детского сада и школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_tezisy_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гульназ Газнавиевна Гайфуллина

Учитель башкирского языка

МОБУ СОШ №12 г.Нефтекамска

Преемственность в работе детского сада и школы.

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.
Но самым важным является наличие у ребенка мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. 
Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой.

 Поэтому работа ведется по трем направлениям:

Первое – диагностико-коррекционное направление – предусматривает анкетирование родителей, изучение семей дошкольников (условий проживания и стиля воспитания). При необходимости организуется групповая и индивидуальная коррекционная работа с учителем-логопедом, педагогом-психологом по выявлению проблем и определению способов их решения. Специалисты оказывают помощь родителям проблемных детей, помогают справиться со сложной ситуацией, консультируют по разным вопросам.

Второе – психолого-педагогическое направление – подразумевает просвещение родителей путем консультаций по следующим темам: "Трудности адаптации ребенка к школе и пути преодоления", "Гармония общения – залог психического здоровья" и др. Педагоги составляют памятки для родителей (как развить у ребенка любовь к чтению, "Игра – это серьезно"), дают рекомендации по подготовке детей к школе.

Третье направление предусматривает организацию совместной деятельности педагогов детского сада, школы и родителей, объединение усилий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества. Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, экскурсии в библиотеку и школьный музей народного быта, собрания родительского комитета. 
Учителя начальной школы ежегодно приглашают родителей на дни открытых дверей и сами посещают собрания в детском саду.

Таким образом, родители заранее знакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие вопросы. Перед поступлением в школу, по предварительной записи индивидуально с каждым ребенком в присутствии родителей педагог-психолог и учитель проводят собеседование. Его цель – выявить уровень психологической подготовки детей к поступлению в школу и на основании этих данных распределить дошкольников по классам.

Исходя из опыта работы педагогов МОБУ СОШ №12 и ДОУ  №5,10,31,  можно назвать наиболее действенными формами работы школы и детского сада:

1. Посещение воспитателями уроков в школе, а учителями занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2. Совместные тематические совещания учителей и воспитателей с участием руководителей учреждений;

3. Проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

4. Изучение воспитателем и учителем программ детского сада и 1 класса. Изучая программу 1 класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают  их в воспитании и обучении дошкольников;

5. Организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

Например, педагоги МОБУ СОШ №12 организуют посещение Краеведческого музея, где знакомятся с костюмами разных национальностей, убранством избы, утварью, предметами быта, а также игрушками, которые особенно нравятся детям. Занятия помогают им приобщиться к мировому наследию, познакомиться с историей своей страны.

6. Беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих 1 сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.;

7. Совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8Взаимопосещения утренников и концертов. Педагоги МОБУ СОШ №12 организуют новогодние представления для воспитанников детских садов,  инсценировки   народных сказок,  концерты.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями МОБУ СОШ №12 совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители. К нашей школе относятся три детских сада: 5, 10, 31, с которыми мы тесно взаимодействуем. Сотрудничество детского сада и школы решается через следующие виды работ: общие и групповые родительские собрания, лектории для родителей, педагогические консультации, семинары, открытые занятия и беседы, совместные праздники, встречи учителей с родителями. Перед родителями и педагогами предстают следующие проблемы:

1.  Выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребенка, специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.

2. Проблема завышенных требований к готовности ребенка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Сотрудничество психологов, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование.

3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. Резкая перемена основного вида деятельности ведет к стрессу и к дезадаптации детей. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности дает возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приемов в работе, характерных данному возрастному периоду.

4. Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.

5. Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать нам в аспекте психологической преемственности непрерывного образования.

Литература

1. Дошкольная педагогика. / Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
"Просвещение", Москва, 1978 г. 
2.
Качур Елена Николаевна.  Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения.

3. Е.С. Родионова //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - № 10 - 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Выступление на семинаре

Внедрение проектной и исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс с целью развития индивидуальных способностей учащихся....

Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'

Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...

Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"

Современный урок -это далеко не однообразная и  едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....

Выступление на семинаре «Искусство и вера». Тема: "Дорога к храму"

Городские  образовательные   Рождественские  чтения Выступление  на  семинаре  «Искусство и вера» учителя  изо  Е.Б.Борковой Тема выступления...

Выступление на семинаре "Одаренные дети"

Теоретический материал для выступления на школьном семинаре( педсовете, вводная часть перед мастер- классом), посвященная работе с одаренными детьми.В работе использованы материалы из методической бро...

Выступление на семинаре

Материал содержит методы подготовки учащихся 9 класса к сдаче ГИА по биологии....