Особенности психологического воспитания учащихся в процессе познания изобразительного искусства
статья

Анна Александровна Моисеенкова

Изобразительное искусство занимает важное место в психологическом воспитании учащихся.

Важная роль изобразительного искусства в психологическом воспитании школьников объясняется самой спецификой предмета искусства, художественного неповторимого творчества.

Особое внимание уделено раскрытию психологического воздействия изобразительного искусства на развитие школьника, то есть формированию у детей внимание, зрительной памяти, мышления, творческого воображения, изобразительных способностей, эстетических чувств, развитие личности школьника в целом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская  средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О. А. Лосика

"Особенности психологического воспитания учащихся в процессе познания

изобразительного искусства".

                                                         

Изо 

Выступление на ШМО учителей предметов

эстетического направления, физической культуры и ОБЖ

учителя ИЗО Моисеенковой А.А.

2018-2019 уч. год

Важная роль изобразительного искусства в психологическом воспитании школьников объясняется самой спецификой предмета искусства, художественного неповторимого творчества.

Во-первых, любой рисунок и любая живописная работа отражает психологическое состояние и мир ребёнка, заключающегося в изображении объекта, его строения формы, соответствие всех частей объектов друг другу, изящности, гармонии цветовых оттенков и т.п.

Во-вторых, выразительные средства художественного языка - композиция, рисунок, живопись, светотень, колорит и т.д. - пронизаны по своей сути психологическим подтекстом и являются изобразительно- выразительными средствами передачи действительности в художественном творчестве ребёнка.

И в-третьих, процесс изображения, как правило, вызывает у ребёнка восхищение красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радость возможности посредством карандаша, кисти и красок передать своё отношение, свои чувства другим людям.

Всё это и определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом уроке изобразительного искусства эстетического вкуса, эстетических чувств и познавательно- творческой активности.

При этом учитель должен постоянно помнить, что психологическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства осуществляется в процессе самых разнообразных занятий на уроке, во внеклассной работе и во внешкольной работе.

Это беседы об изобразительном искусстве, тематическое и декоративное рисование, рисование с натуры, занятия скульптурой, аппликацией, посещение музеев, выставок, мастерских художников, встречи с художниками и т.п. Однако ведущее положение в воспитании занимают уроки, а основными видами занятий являются беседы об искусстве, декоративное и тематическое рисование, рисование с натуры.

Рассмотрим некоторые методические особенности психологического воспитания, способствующие эффективности воспитания школьников средствами изобразительного искусства.

Одной из особенностей является наблюдение красоты природы вовремя специально организованной экскурсии и последующее воспроизведение детских впечатлений, наблюдение в рисунках.

Хорошие результаты даёт демонстрация в начале урока цветных слайдов. Особенно сильное впечатление остаётся у детей при музыкальном сопровождении показываемых картин природы.

Следующий приём - использование метода сравнения. Следует побуждать их сравнивать объекты и на этой основе определять, какие элементы и стороны того или иного объекта составляют прекрасное, почему формы, пропорции, очертания, цветовая окраска одних объектов нравятся, вызывают восхищение, а форма, пропорции других объектов оставляют равнодушными.

В процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства учащиеся не просто рассматривают их, а сравнивают картины разных художников, объединенные общей темой.

В целях более эффективного развития у детей правильного психологического воспитания, формирования суждений и вкуса полезно регулярно использовать специально составленные анкеты. Они активизируют внимание, знания, жизненные наблюдения детей.

Так, например, для успешного выполнения русинка с натуры, тематического и декоративного рисунка необходимым условием является внимание.

Внимание- это важное условие успеха познания школьников окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления и т. д. Важная роль внимания в изобразительной деятельности объясняется специфическими особенностями творческой деятельности учащихся. Особое значение имеет внешнее выражение внимания. Ответственность за учение, свои поступки, интерес к учебным занятиям, увлеченность какой-нибудь деятельностью - все способствует развитию произвольного внимания, формированию умению самостоятельно воспитывать внимание и развитию внимательности как черты личности. Таким образом, развитие внимания связанно со становлением личности школьника.

Также большое значение имеет отражение, которое признает ощущение источников всех знаний о реальной деятельности. Отражение предметов и явлений представляет собой восприятие. Отражение действительности, осуществляемое посредством органов чувств, называется чувством отражения.

Восприятие- это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Более глубокое значение об окружающей действительности школьник получает благодаря восприятию. Одним из средств развития, обогащения восприятия у школьников является применение наглядности. Использование в процессе обучения наглядности обусловливается необходимостью чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы формируемых представлений и понятий, а также необходимостью приучения школьников наблюдать явления окружающего мира.

Как свидетельствуют исследования психологов, развитие восприятия проходит путь от слитного, синкретического, фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному осмысленному отражению предметов, явлений. Зрительно воспринимая в процессе рисования с натуры форму пропорции, цвет предметов, школьники анализируют, сравнивают, обобщают воспринимаемые свойства предметов. Таким образом, изобразительная деятельность стимулирует развитие мышления.

Мышление есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей. Процесс мышления активизируется, когда перед школьником возникают необходимость решить конкретную задачу, ответить на вопрос, найти способ действия и т.д. Все это имеет место в изобразительной деятельности. У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления.

Велика роль занятий изобразительным искусством в развитии зрительной памяти. Изобразительное творчество школьников немыслимо без оперирования образами памяти.

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающий реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Особую роль в формировании воображения детей отводит рисованию на темы. В рисунках на темы ярко проявляется самостоятельность, оригинальность мышления, умение решать творческую задачу, выражать изобразительными средствами свои мысли и чувства, то есть младший школьник раскрывает тему, сюжет, цвет, освещение. Следует подчеркнуть, что, раскрывая психологическое воздействие изобразительного искусства необходимо особое внимание уделить развитию способностей к изобразительной деятельности. Развитие способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

Одним из важнейших показателей способностей к изобразительной деятельности является умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом.

Таким образом, особое внимание уделено раскрытию психологического воздействия изобразительного искусства на развитие школьника, то есть формированию у детей внимание, зрительной памяти, мышления, творческого воображения, изобразительных способностей, эстетических чувств, развитие личности школьника в целом.

Таким образом, изобразительное искусство занимает важное место в психологическом воспитании учащихся.

Литература:

1.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1972.

2.Кузин В.С. Психология. М: АГАР, 1999.

3.Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2005

4.Кузин В.С. Методика преподавания ИЗО искусства в 1-3 кл., М. Просвещение, 1983.

Рамки для текста фото поздравления: Разделитель черняй в виде вензеля  скачать картинки онлайн шаблон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкетирование учащихся 6 класса по изобразительному искусству. Тема урока "Образ человека – главная тема в искусстве".

Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и разви...

«Психологические особенности физического воспитания учащихся различных возрастных групп(шахматы)»

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей и подростков многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого уп...

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРОЦЕССУ ПОЗНАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализации этих возможностей на уроке ...

Тема " Особенности психологического воспитания учащихся в процессе познания ИЗО"

изобразительное искусство занимает важное место в психологическом воспитании учащихся....