Технология сотрудничества на уроках физической культуры
статья
Данный способ позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, открывает большие возможности для кооперирования, возникновения коллективной познавательной деятельности, развивает чувство ответственности за свою учебу. В результате применения этой технологии ученики становятся активнее, у них повышается уверенность в собственных силах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_sotrudnichestva_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx | 44.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология сотрудничества на уроках физической культуры
Данный способ позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, открывает большие возможности для кооперирования, возникновения коллективной познавательной деятельности, развивает чувство ответственности за свою учебу. В результате применения этой технологии ученики становятся активнее, у них повышается уверенность в собственных силах.
РАЗНООБРАЗИЕ Метод обучения в сотрудничестве можно использовать при решении разнообразных педагогических задач.
Учимся вместе Класс делится на группы. Каждая получает задание. Учащиеся распределяют роли: кто будет показывать упражнения, кто – объяснять последовательность их выполнения, кто – анализировать и оценивать. При изучении раздела «Гимнастика» дается задание составить акробатическую комбинацию, используя уже разученные элементы. Каждая группа придумывает и выполняет свою комбинацию, другая группа оценивает представленный результат. Работу можно организовать как соревнование между группами, при котором успех зависит от каждого ученика. При этом дети учатся не только выполнять определенные акробатические элементы, но и осуществлять судейство. Изучение низкого старта и стартового разгона начинается с перехода к пониженному старту с опорой на одну руку и бега из этого положения. Дети получают представление о технике низкого старта, учатся выполнять движения по командам: «На старт!», «Внимание!», «Марш!» Им предлагается пробежать дистанцию 60 м с высокого старта, затем с низкого. После сравнения результатов учитель спрашивает: «Какой способ выбегания из старта позволяет пробежать дистанцию быстрее?» Группам дается задание: сформулировать, что такое низкий старт, продемонстрировать его и оценить технику низкого старта других групп. Можно предложить сравнить преимущества той или иной техники низкого старта в беге на короткие дистанции. Разделение класса на небольшие группы по признакам пола, роста, уровня физической подготовленности и выполнение в них заданий посменно: трое упражняются, трое наблюдают, затем дети меняются ролями – позволяет добиться высокой плотности урока, сделать каждого ученика его активным участником. По ходу выполнения заданий школьники оценивают результаты друг друга, сравнивают их с рисунком, со словесным описанием, а также оценивают свой бег и бег товарищей. Полезно объединять в группы учеников с разным уровнем физической подготовленности. Можно в начале года разделить класс на группы, выбрать набор упражнений: подтягивание, челночный бег, прыжки со скакалкой, поднимание туловища из положения лежа, 6-минутный бег и т.д. – и принимать нормативы по ним каждую четверть, определяя группу-лидера. Успех или неуспех каждой группы зависит от удач или неудач каждого ее члена, поэтому с самого начала перед детьми стоит двойная задача: достигнуть определенного результата и развивать умение сотрудничать, помогать друг другу.
Исследовательская деятельность в группах. Сначала учитель формулирует проблемный вопрос, например: «В первой четверти мы проходим раздел “Легкая атлетика”. Что это за вид спорта?» После этого педагог делит класс на группы и предлагает каждой выбрать одну из тем: «Прыжки», «Бег», «Метания», «Спортивная ходьба» и др. Группы готовят сообщения, при этом акцент делается на самостоятельной деятельности: каждый должен внести свою лепту в решение общей задачи. Итогом могут быть дискуссия, обсуждение, тестирование.
Можно дать дополнительное задание: узнать о рекордах в этом виде спорта, о чемпионах. На основе работы, выполненной каждым учеником, совместно составляется презентация. После этого подводятся итоги и выставляются отметки группам и индивидуально. Каждый школьник изучает основы гигиены, на уроках физической культуры осваивает методику тренировочных занятий в домашних условиях, учится подбирать для себя оптимальный режим нагрузок при выполнении физических упражнений. Для этого мы проводим исследование на тему «Пульсометрия. Учись подсчитывать свой пульс». Учитель объясняет, что пульсометрия поможет определить состояние здоровья и тренировочную выносливость, что при помощи пульсометрии можно определить, кто ленив, а кто работает добросовестно, правильно ли определена нагрузка, нормальная она, высокая или недостаточная. Для этого на уроке учитель предлагает измерить ЧСС в состоянии покоя, после бега или 20 глубоких приседаний, не отрывая пяток от пола, за 30 сек., записать результаты и сравнить, затем последовательно сделать замеры ЧСС через 2, 3 и 4 мин. Во время подведения итогов личных исследований учитель объясняет, что по мере роста тренированности организма ЧСС в состоянии покоя будет все меньше; что чем быстрее ЧСС придет к исходной позиции, тем тренированнее организм, лучше работает сердце; что с помощью измерения пульса на занятиях можно контролировать правильность выбранной нагрузки.
Командные игры Учитель объясняет новый материал, дает задание группам, проводит соревновательные турниры между командами. Для этого организуются турнирные столы за которыми располагаются по 3 ученика от разных групп, приблизительно равные по уровню обученности: слабые – со слабыми, сильные – с сильными. Победители от каждого стола приносят своим командам одинаковое количество баллов независимо от уровня сложности задания. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам, так же значимы для своей команды, как и сильные. Для закрепления знаний о здоровом образе жизни можно предложить детям интеллектуальную игру по трем уровням сложности. В такой форме проводится тестирование по пройденным разделам, например по знанию правил волейбола, баскетбола, футбола, можно организовать общешкольный спортивный праздник. В программу праздника можно включить: спортивные эстафеты с ограниченным количеством участников, конкурс капитанов – набивание мяча, штрафные броски, отжимания, викторины, конкурс на лучшую кричалку болельщиков, на лучший рисунок на спортивную тему, групповое жонглирование и т.д. Праздник может быть любым – нужно лишь соблюдать одно обязательное условие: каждый ребенок должен участвовать в каком-нибудь конкурсе. При этом члены каждой группы имеют одну цель, учатся распределять ответственность между собой.
ИГРЫ ДЛЯ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА
Разминка Две команды строятся в шеренги лицом друг к другу. Одни называют вид спорта, а другие должны выполнить какое-либо упражнение из этого вида спорта.
Троеборье Подтягивание на перекладине, выполнение штрафного броска, ответ на теоретический вопрос.
Теоретический материал Какую спортивную обувь вы знаете? Как определить победителя, если два бегуна пришли к финишу, показав одинаковое время?
Сколько попыток дается участнику соревнований на прыжки? на метание? Каков вес различных спортивных снарядов?
Домашнее задание Ученики готовят рефераты по теме «Закаливание»: «Правила закаливания», «Воздушные ванны», «Водные процедуры», «Облучение солнечными лучами», «Занятия физическими упражнениями». Члены группы распределяют между собой предложенные вопросы и прорабатывают их особенно тщательно, каждый становится экспертом по выбранному вопросу, касающемуся общей темы. Во время праздника проводятся встречи экспертов из разных групп по определенным вопросам. Победители награждаются дополнительными пятерками.
ПЛАН УРОКА В качестве примера использования технологии сотрудничества привожу план урока по теме «Предметная олимпиада по физической культуре». Задачи: развитие физических качеств – координации, гибкости, силы, быстроты; воспитание сознательного отношения к своему здоровью, дисциплинированности, трудолюбия, взаимопомощи; подготовка к олимпиаде по физической культуре. Инвентарь: гимнастические маты, баскетбольные мячи, кубики.
Подготовительная часть Урок начинается с построения, приветствия, сообщения задач. Учитель. Здоровье человека во многом определяется уровнем развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Сегодня мы поучаствуем в олимпиаде по физической культуре, которая состоит из двух групп заданий – теоретической и практической. Практическая часть включает выполнение упражнений по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм. Для начала мы с вами проведем исследование на тему «Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений». Измерим пульс в состоянии покоя. Это можно делать в нескольких местах: на запястье, на шее, на висках, на груди. Обычно измеряют ЧСС за 10 секунд и умножают на 6 – получается количество сердечных сокращений за 1 минуту. Дети измеряют пульс. Учитель. Известно, что во время выполнения физических упражнений пульс увеличивается. Чтобы узнать, как на него влияет выполнение физических упражнений, мы выполним медленный бег в течение 2 минут в легком темпе. Но прежде что нужно сделать? Дети. Разминку! Учитель. Разминка – это комплекс подготовительных упражнений, выполняемых для повышения работоспособности перед тренировочными занятиями и разогрева мышц, чтобы избежать травм. Дети выполняют разминку – ОРУ в движении:
1. Ходьба на пятках, на носках, на внешних и внутренних сводах стоп. 2. И.п. – руки на пояс. Наклоны головы влево, вправо, вперед, назад. 3. И.п. – руки к плечам. Круговые движения руками вперед и назад. 4. И.п. – руки в стороны. То же, что и в упражнении 3. 5. Наклоны туловища вперед, руки вперед. 6. Выпады правой и левой ногой вперед. 7. Равномерный бег – 2 мин.
После бега дети замеряют ЧСС и сравнивают ее значения с предыдущими измерениями. Учитель. Подведем итоги исследования: чем интенсивнее нагрузка, тем выше частота сердечных сокращений. В состоянии покоя пульс обычно составляет 70–80 ударов в минуту. При выполнении легкой физической нагрузки он достигает 100–120 ударов в минуту, средней – 130–150 ударов в минуту, большой – 160–180 ударов в минуту. Основная часть Учитель. Наша олимпиада начинается с раздела «Гимнастика». Какие виды гимнастики вы знаете? (Основная, спортивная, аэробика, акробатика.) Учитель рассказывает о физических качествах – гибкости, силе, необходимых в гимнастике, а также о важности сохранения правильной осанки. Затем дети выполняют специальную разминку:
1. И.п. – лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз, правую ногу вверх. Опускать прямую правую ногу вправо и влево.
2. То же левой ногой.
3. И.п. – лежа на спине, руки в стороны ладонями вниз, ноги вперед. Опускать обе прямые ноги вправо и влево.
4. И.п. – то же. Круговые движения ногами вправо и влево.
5. И.п. – лежа на животе, руки согнуть в локтях, ладони у груди. 1 – выпрямить руки, отжимаясь от пола, принять упор лежа на бедрах; 2 – и.п.
6. И.п. – лежа на животе, руки сзади, пальцы в «замок». Поднять корпус, не отрывая ног от пола. Удерживать это положение в течение 3–4 сек.
7. То же, но руки за голову.
8. И.п. – лежа на спине, ноги согнуть под углом 45°, руки в стороны. Опускать колени вправо и влево.
9. И.п. – лежа на спине. 1, 3 – поднять прямые ноги под углом 45°; 2 – согнуть в коленях; 4 – и.п.
10. И.п. – то же. Поднимая прямые ноги, коснуться носками пола за головой.
11. И.п. – лежа на правом боку, правую руку положить под голову. 1–2 – медленно поднять левую ногу вверх; 3–4 – медленно вернуться в и.п.
12. То же на левом боку, правой ногой.
13. И.п. – лежа на спине, руки за голову, ноги согнуть. Поднять таз как можно выше, затем принять положение стойки на лопатках.
14. И.п. – то же. Принять положение гимнастического «моста».
15. И.п. – лежа на животе. Поочередно поднимать прямые ноги.
16. И.п. – то же. Принять положение лежа «кольцом», хват за голеностопы.
17. И.п. – лежа на спине, ноги согнуть, руки за голову. Поднять верхнюю часть туловища под углом 30°.
18. И.п. – то же. Выполнять ногами движения, имитирующие вращение педалей («велосипед»).
19. И.п. – то же. 1 – согнуть в колене левую ногу; 2 – и.п.; 3 – согнуть в колене правую ногу; 4 – и.п.; 5, 7 – согнуть ноги в коленях; 6, 8 – и.п.
20. И.п. – сед, согнув ноги в группировке. Перекаты вперед и назад.
Учитель. Разминку мы сделали и готовы к выполнению акробатической комбинации. Класс делится на две группы – мальчиков и девочек. Учитель раздает карточки с описанием акробатических элементов. Каждый ученик составляет свою комбинацию из предложенных и ранее изученных элементов и показывает ее. Другая группа оценивает выполнение. Например:
1. Кувырок вперед, правая нога скрестно перед левой. 2. Поворот кругом в упор присев. 3. Кувырок назад. 4. Перекатом назад стойка на лопатках. 5. Перекат вперед в упор присев. 6. Прыжок вверх.
Учитель. Следующее контрольное упражнение – челночный бег. Мы с вами выполним его в виде эстафеты.
Класс делится на две команды. У каждого участника кубик. Ученики располагаются в колоннах, первые номера – на расстоянии 10 м от команд лицом к остальным. По команде учителя они начинают челночный бег 3×10 м с кубиком в правой руке; преодолев свой отрезок пути, передают кубик вторым номерам из правой руки в левую на линии старта. Пробежав три отрезка, те, в свою очередь, не передают кубик, а кладут его на пол. Это служит сигналом для старта третьих номеров. Каждый игрок когда выполнит задание, встает в конец вновь образующейся колонны. Побеждает команда, последний игрок которой раньше займет место замыкающего в колонне. Учитель. Следующим испытанием будет контрольное упражнение по баскетболу. Испытания проводятся в форме эстафеты. Класс делится на две команды. Испытание 1. Первые номера стоят на лицевой линии волейбольной площадки, остальные участники сидят на скамейке. По сигналу учителя первые номера начинают ведение баскетбольного мяча до противоположного щита, выполняют 1 бросок по кольцу, подбирают мяч и ведут его обратно до линии нападения волейбольной площадки, делают остановку и передают мяч вторым номерам, которые в это время встают на исходную позицию – лицевую линию волейбольной площадки. Испытание 2. То же, но каждый ученик имеет право на 3 броска. В случае попадания с первой или второй попытки третья не предоставляется. Все технические элементы выполняются в соответствии с правилами игры в баскетбол. За каждое техническое нарушение в ведении мяча – пробежку, пронос мяча, двойное ведение – участнику к его фактическому времени прибавляется штрафное. Побеждает команда, которая покажет лучшее время с учетом штрафных секунд.
Учитель. Следующее испытание – теоретический раздел. Ответьте на вопросы теста. Дети выполняют тестовые задания. Тесты по теории физической культуры 1. Интенсивность выполнения упражнений можно определить по ЧСС. Укажите, какую частоту пульса вызывает выполнение физических упражнений с небольшой интенсивностью: а) 120–130 уд./мин.; б) 130–140 уд./мин.; в) 140–150 уд./мин.
2. Какой должна быть ЧСС в состоянии покоя у здоровых людей? а) 40–50 уд./мин.; б) 70–80 уд./мин.; в) 90–100 уд./мин.
3.Что называется осанкой? а) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение; б) пружинные характеристики позвоночника и стоп; в) привычная поза человека в вертикальном положении; г) силуэт человека.
4. Правильной можно считать осанку, если вы, стоя у стены, касаетесь ее: а) затылком, ягодицами, пятками; б) лопатками, ягодицами, пятками; в) затылком, спиной, пятками; г) затылком, лопатками, ягодицами, пятками.
5. Главной причиной нарушения осанки является: а) привычка к определенным позам; б) слабость мышц; в) малая подвижность школьников во время занятий; г) ношение сумки, портфеля на одном плече.
6. Термин «Олимпиада» означает:
а) четырехлетний период между Олимпийскими играми; б) первый год четырехлетия, в который проводятся Олимпийские игры; в) синоним Олимпийских игр; г) соревнования, проводимые во время Олимпийских игр.
7. Под гибкостью как физическим качеством понимается: а) комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата, определяющий глубину наклона; б) способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных сокращений; в) комплекс свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев; г) эластичность мышц связок.
8. Под выносливостью как физическим качеством понимается: а) комплекс свойств, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки; б) комплекс свойств, определяющих способность противостоять утомлению; в) способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь; г) способность сохранять заданные параметры работы.
9. Впервые в истории человечества Олимпийские игры состоялись: а) в V в. до н.э.; б) в 776 г. до н.э.; в) в I в. н.э.; г) в 34 г н.э.
10. Назовите девиз Олимпийских игр: а) «Спорт, спорт, спорт!»; б) «Быстрее, выше, сильнее!»; в) «О спорт, ты – мир!»; г) «Быстрее, выше, дальше!» Заключительная часть Обсуждение выполненной работы, взаимное оценивание, подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках физической культуры
Определение роли здоровьесберегающих технологий и их место в системе физической подготовки учащихся...
Образовательные технологии применяемые на уроках физической культуры.
В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенич...
педагогические технологии, применяемые на уроке физической культуры
в презентации представлены основные педагогические технологии, которые могут применяться на уроке физкультуры. помимо этого рассматривается вопрос, что же такое технологии, их видыи характеристика...
Презентация к выступлению Современные технологии оценивания на уроке физической культуры
Презентация к выступлению на семинаре....
Информационные технологии в организации уроков физической культуры
Данная статья является реальным отображением приминением Информационных технологий в организации и проведении уроков физической культуры....
Реализация учебного сотрудничества на уроках физической культуры Презентация
Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.Обучение в сотрудничестве создает условия для познавательного взаимодействия между учащимися в процесс...
Технология сотрудничества на уроках физической культуры.
laquo;Современные образовательные технологии как средствоформирования компетентностей ученика»...