Точки риска в подготовке школьников к сдаче ГИА и пути их преодоления
презентация к уроку
РМО учителей истории и обществознания 06.11.2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tochki_riska_kiseleva_k.yu_.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
переориентации на компетентностный подход; непрерывное самообразование; владение новыми, современными педагогическими информационными технологиями; обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Тенденции изменения приоритетов в вопросе о роли и качестве образования:
высокая мобильность, переключаемость; высокий уровень организации деятельности; высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности; четкость и структурированность мышления, комбинаторность ; сформированность внутреннего плана действий . Наиболее значимые характеристики, которые требуются в процессе сдачи ГИА:
Три группы риска (трудностей) ГИА: когнитивные , личностные и процессуальные Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ГИА, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Процессуальные трудности связанны с самой процедурой единого государственного экзамена. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
Тестирование предполагает формирование особых навыков: умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Когнитивные трудности Процедура ГИА требует особой стратегии деятельности : ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять: Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для ученика. На этот выбор оказывает влияние множество факторов: Например, он может зависеть от уровня притязаний учащегося . Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии. Выбранная стратегия определяет также особенности планирования и распределения времени . Для того чтобы справиться с заданиями ГИА, требуется рационально распределить имеющийся временной промежуток в соответствии с выбранной стратегией и сложностью каждого задания: решить, сколько времени отвести на задания каждой группы, причем, скажем, на задания группы А его требуется меньше, чем на задания группы С. Неумение выпускника планировать время приводит к тому, что у него возникает страх не успеть, а это, в свою очередь, способствует нерациональному распределению времени и отрицательно влияет на результат. Таким образом, для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях: осваивать навыки работы с тестами и помогать выпускнику вырабатывать индивидуальную стратегию деятельно сти . И если навыки работы - это в большей степени педагогическая задача, то выработка индивидуальной стратегии - это задача психологическая. В данном контексте индивидуальная стратегия деятельности - это совокупность приемов и способов, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.
Эти затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена , его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего стрессовой является сама ситуация экзамена . На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу или справиться с предложенными заданиями, причем результаты этой деятельности будут оцениваться. На экзамене ребенок показывает, чего он на самом деле добился, каковы в действительности его знания. Традиционно в нашей школьной системе экзамены наделяются особой значимостью, а успешность или неуспешность ученика при сдаче экзамена активно обсуждается родителями и педагогами: «Все экзамены сдал на пятерки!» или «Ужас, завалил математику ». Экзамен - это не просто рядовая проверка знаний, это кульминационный момент, готовиться к которому начинаются заранее: «Как же ты с такими знаниями будешь сдавать экзамены?!» Стресс на экзамене связан с тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой подростка : насколько я действительно умен, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями? Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть». Личностные трудности
Что усугубляет психологические трудности выпускника ? О тсутствие полной и четкой информации о процедуре проведения ГИА. Известно , что дефицит информации повышает тревогу. В ситуации ГИА фактически этот дефицит не может компенсировать никто: ни родители, ни учителя, ни старшие товарищи . Фактически на традиционном экзамене ученик, с одной стороны, находится в ситуации большей психологической защищенности. С другой стороны, конечно, эта защищенность может оборачиваться необъективностью педагога. ГИА - это сразу два экзамена - выпускной и вступительный , что повышает его субъективную значимость Личностные трудности Подводя итоги, отметим, что основное следствие личностных трудностей - это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности . Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Поэтому преодоление личностных трудностей прежде всего должно быть направлено на снижение тревоги.
Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры ГИА и направленная на выработку индивидуального стиля работы. Выработка индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Привлечение родителей: ознакомление их со спецификой ГИА. Психологические трудности Ситуация ГИА является сложной практически для всех выпускников. Вместе с тем различные группы учащихся могут испытывать специфические трудности в зависимости от особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы. обеспечение полноценной психологической подготовки – вовлечение всех участников: выпускников, педагогов, родителей.
Информационная готовность Теоретическая предметная готовность Психологическая готовность Практическая предметная готовность Готовность к ГИА Результаты государственной (итоговой) аттестации во многом зависят от предварительной подготовки к этому ответственному периоду . Составляющие готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ :
«Подготовленность » - комплекс приобретенных знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.
Содержание информационно-разъяснительной работы с педагогическим коллективом: Анализ итоговой аттестации за прошлый учебный год . Участие в семинарах, вебинарах, повышение уровня знаний по вопросам готовности к государственной итоговой аттестации. Участие педагогов в процедуре ЕГЭ и тщательной подготовки к ней (руководители ППЭ, организаторы ОГЭ , организаторы ЕГЭ, технический специалист ,члены ГЭК, учителя-эксперты). Необходимо владеть знаниями современных требований, предъявляемых к работе организаторов и технических специалистов, привлекаемых к проведению ОГЭ и ЕГЭ. Это положительно отразится на качестве проведения ГИА. Информационная работа
2.Содержание информационно-разъяснительной работы с учащимися . 1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся : расписание экзаменов, правила поведения на экзамене, правила заполнения бланков, правила и порядок подачи апелляций. 2) Информационные стенды для учащихся в соответствии с требованиями: нормативные документы, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ОГЭ, расписание экзаменов, правила поведения на экзаменах и другая необходимая информация. 3) Школьный сайт , на котором размещена вся необходимая информация по вопросам подготовки и проведения ГИА. 4) Проведение классных часов по вопросам подготовки и проведения ОГЭ и ЕГЭ (профессиональное и высшее образование, минимальное количество баллов на экзамене). Информационная работа
3. Содержание информационно-профилактической работы с родителями учащихся. 1) Родительские собрания: информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ОГЭ, об особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет; информирование о пункте проведения экзамена, вопросы проведения пробного и основного ОГЭ и ЕГЭ; вопросы дальнейшего обучения выпускников 9 классов. 2) Индивидуальное консультирование родителей чаще бывает связано с вопросами ответственного отношения к подготовке к экзаменам, выполнения домашнего задания по предметам, посещения дополнительных занятий и консультаций по подготовке к ГИА (члены администрации, классные руководители, педагог-психолог). Информационная работа
Целесо образно чтобы учащихся и их родителей проводил педагог-психолог школы, в рамках классных часов, родительских собраний, семинаров, индивидуальных консультаций, а также через сайт школы , где необходимо разместить следующую информацию: Методики формирования приемов запоминания. Способы снятия нервно-психического напряжения. Правила оказания психологической поддержки. (рекомендации для родителей). Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов. Практические советы выпускникам по организации рабочего пространства и распределению времени при подготовке к экзамену. Рекомендации по питанию уч-ся и д.р. Психологическая подготовка
http://atrikx.wix.com/psy-info-ru
http://atrikx.wix.com/psy-info-ru
Экзамены - ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует школьника, а, напротив , мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. получить успешный результат по экзамену под силу каждому выпускнику, для этого необходимо иметь всего лишь большое желание, правильные установки для успешной сдачи экзамена и правильно организованное время. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. ВАЖНО ПОМНИТЬ :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Психолого-педагогическая подготовка школьников к сдаче выпускных экзаменов"
презентация...
Психолого-педагогическая подготовка школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ в условиях ФГОС. Разработка сценария родительского собрания для выпускников.
Данный материал предназначен для выпускников 9 и 11 классов и их родителей!!!...
Презентация «Точки риска в подготовке школьников к сдаче ГИА по биологии и пути их преодоления»
Рекомендации по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации...
Организация работы с детьми «группы риска» при подготовке к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации
В настоящее время эффективность деятельности всей системы образования напрямую связана с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов. В практику работы вошло понятие «уч...
Точки риска в подготовке школьников к сдаче ГИА и пути их преодоления
Точки риска в подготовке школьников к сдаче ГИА и пути их преодоления...