система подготовки уч-ся к егэ
статья (11 класс)
Выступление на заседании районного Методического объединения учителей русского и литературы Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя–словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена - обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_podgotoki_uch-sya_k_ege.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Система подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
(из опыта работы).
Хожаева Л.Н .,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
2020 г.
Знание только тогда становится
знанием, когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
Единый государственный экзамен и Основной государственный
экзамен стали частью профессиональной жизни учителя-словесника. Один из
существенных факторов успеха экзамена - обеспечение качественного
преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная
подготовка к его сдаче. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к
экзамену. При ежегодном анализе результатов ЕГЭ по приходится
наблюдать, что наибольшие трудности у выпускников вызывают задания №5
(лексические нормы: употребление слова в соответствии с точным
лексическим значением и требованием лексической сочетаемости), №21
(функционально-смысловые типы речи), №19 (знаки препинания в сложном
предложении с разными видами связи).
С чего же начинается моя работа по подготовке к сдаче экзаменов?
Подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом
классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми
орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи,
культурой общения и так далее.
С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда
записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в
таблицы, разрабатывают алгоритмы и рассуждения по ним. Мои ребята
любят составлять кластеры по темам, которые они защищают как свою
творческую работу, готовят по нему выступление, а значит, таким образом
еще раз повторяют, а самое главное, систематизируют изученный материал.
Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и
навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го
класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно
готовя их к формату ЕГЭ.
Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является
формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и
создание собственного текста. Поэтому ключевым моментом по подготовке к
ОГЭ и ЕГЭ считаю комплексную работу с текстом, которую начинаю также в
5 классе. Сначала это небольшие тексты, которые использую и в качестве
разминки, и в качестве отработки навыков по теме, причем анализ текста
обязательно предусматривает определение стиля текста, типов речи, средств
грамматической связи.
При разработке системы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию",
"Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию",
"Орфографию", «Синтаксис», "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к изложению и сочинению).
Для успешного выполнения тестовых заданий необходимы глубокие и
прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все
полученные знания за курс 5-9 класса. Для этого использую пошаговую
систему работы, которая, наверное, знакома и вам.
Шаг 1. Повторение теоретического материала. Систематизация
теоретического материала осуществляется двумя способами: методом
индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы,схемы.
Шаг 2. "Продвинутая" лекция. (технология РКМЧП)
Наиболее объемные или сложные темы обобщаются учителем или
учащимся при помощи "продвинутой" лекции с использованием мультимедиа (это могут быть слайды, таблицы).
Шаг 3. Работа в группах по отработке тестовых заданий.
В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый
материал заданий, это помогает им сэкономить время на выполнении
заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль.
Шаг 4. Самостоятельный выбор задания.
Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки
домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и
отрабатывают тестовые задания. Для этого использую пособия или
дополнительный материал.
Обязательно знакомлю выпускников с критериями оценивания ОГЭ и
ЕГЭ В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать готовые
варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание
того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при
написании собственной работы ученик ориентируется на те требования,
которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет
полезен как ученику, так и учителю.
Считаю,что уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер.
Практически на каждом уроке использую разминки на повторение. Такой вид
работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная
«разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над
произношением и лексическим значением слов; орфографический разбор
слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по
исправлению грамматических ошибок.
У многих учащихся работа с текстом вызывает трудности. Подготовка к
ОГЭ также обязательно должна включать в себя анализ работ, которые были
выполнены выпускниками в прошлом учебном году. Использую такую форму работы, где самим учащимся предлагаю проверить изложение или сочинение в качестве экспертов. Это заостряет внимание учащихся на проверке собственной работы, на использовании приемов сжатия (упрощение, обобщение, исключение). К сжатому изложению по аудиозаписи я стала готовить, конечно, не в 9 классе, а гораздо раньше.
При подготовке к изложению отметила, что наиболее трудным является
обобщение, поэтому стала применять следующие виды работы:
-сокращение текста;
- составление плана текста;
- замена сложных предложений простыми;
- исключение повторов;
- замена прямой речи косвенной;
-передача смысла прочитанного одним предложением;
-исключение лишней информации из текста.
Последний вид работы в ОГЭ – сочинение. Для выпускников
сочинение является самой сложной частью экзаменационной работы.
В идеале (так подразумевает программа по русскому языку)
выпускник 9 класса должен хорошо знать русский язык, а это значит,
владеть разными видами высказывания, самостоятельно создавать текст. А
если признаться честно, все ли наши 9-классники могут этим владеть в
достаточной степени? Поэтому опытный учитель последовательно
отрабатывает навыки рационального чтения учебных, научно-популярных,
публицистических текстов. Комплексный анализ текста помогает учащимся
исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного
высказывания. Примерная программа комплексной работы с текстом
приведена в книгах Т.М. Пахновой "Готовимся к экзаменам по русскому
языку", в методическом пособии для учителей словесников С.Л. Каганович
"Обучение анализу поэтического текста", Русский язык., « Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.
практикую, начиная также с 5 класса. При изучении морфологических,
пунктуационных, синтаксических тем предлагаю сочинения о роли той или
иной части речи, знака препинания, обращения, вводных слов и т.д.
Для подготовки к сочинению 15.3 составляем словарик понятий
(доброта, честность, доблесть, подвиг, человечность и т.д.)
Конечно, если учащиеся успешно готовились к экзамену в 9 классе, то к
10-11 классу у них сформирована основная база знаний и умений. На первых
уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения
ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями. Сразу
показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся
при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую
школьникам, какими Internet-ресурсами они могут воспользоваться.
Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе
сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который
позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории
языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они
посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о
необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в
самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так
как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и
низким уровнем подготовки.
Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это
и есть сочинение.(задание 27)
В начале подготовки к сочинению я знакомлю учеников с планом развернутого ответа и с требованиями к нему. Для этого пользуюсь только материалами ФИПИ. В Демонстрационном варианте четко прописано, каким должно быть сочинения. Указаны все этапы работы ученика над заданием №27 Затем отрабатываем методику написания сочинения. Провожу несколько уроков, посвященных каждому этапу:
- Урок по методике выявления проблемы.
- Урок по приемам написания комментария.
- Урок по определению авторской позиции.
- Урок по формулированию собственного мнения.
- Урок по композиции сочинения.
На каждом из таких уроков обязательно знакомлю учащихся с «Критериями оценивания задания с развёрнутым ответом» (из того же Демонстрационного варианта с ФИПИ). Кроме того, мы пишем сочинения, которые оцениваются только по критерию К1 (К2, К3 и т.д.)
Вырабатываю стратегию работы с текстом
Стратегия работы с текстом
> Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.
> Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.
> Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.
> Шаг 4. Напишите заключение.
Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к
выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику
преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля
знаний.
В качестве вывода могу сказать, что средств для помощи в подготовке
выпускников к итоговой аттестации много. Безусловно, любой компетентный
учитель способен готовить школьника к экзамену. А любой школьник изучает все предложенные вопросы в течение 11 лет. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина проста. Но для успешной сдачи экзамена учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность
подготовки к нему. Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху. Я считаю, что каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система подготовки к ГИА
Из опыта работы. Тематическая тетрадь по алгебре 7 кл...
Система подготовки к ГИА в 9 классе
В материале показано как можно организовать подготовку к ГИА.Метериал в виде презентации....
Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.
Методические рекомендации по развитию связной речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....
Система подготовки к ГИА
Система содержит основные направления подготовки к ГИА по истории в 9 классе. В ней обозначены оптимальные формы организации учебной деятельности, проблемный подход в изучении некоторых вопросов...
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе
Положительный опыт работы учителя математики сельской школы, эффективные методы и приёмы, основные этапы подготовки учащихся к единому государственному экзамену....
Система подготовки лидеров в детском общественном объединении
Система подготовки лидеров в детском общественном объединенииВ работе представлен следующий материал: основные понятия, основные формы работы с активом: тренингишкола активапрофильная смена...
Система подготовки к Единому государственному экзамену: этапы подготовки к части С
Данный материал является дипломной работой по курсу переподготовки учителей...