Решение задач с применением понятия доля
план-конспект занятия (8 класс)

Ташкинова-Макарова Наталья

Интегрированный урок химия+математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_s_primeneniem_ponyatiya_dolya_8_klass.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Интегративный урок по теме «Решение задач с применением понятия «доля» «процент» 8 класс (математика +химия)

урок проведён по интегративной технологии и технологии сотрудничества по  программе  и учебнику О.С. Габриелян «Химия» 8 класс,  А.Г.Мордкович « Математика 6 класс»

Макарова Наталья Михайловна, учитель химии

Иванова Надежда Васильевна, учитель математики

Цели урока: обобщить и систематизировать знания по решению задач с применением понятия «доля»

Задачи:

Образовательные: актуализировать понятие « процент», «доля», показать  решение задач разными способами.

Развивающие:  развитие логических умений при определении типа задач, подбора формул и умение пользоваться ими.

Воспитательные:   показать  практическую значимость задач в повседневной химии.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

 (

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

Цель сегодняшнего урока - рассмотрение способов решения задач с позиции не только химии, но и математики.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Учитель химии 

Что объединяет понятия и словосочетания?

Демонстрация слайдов №1

Работа с карточками

Понятие процент прочно вошло в нашу жизнь. Мы связываем его с выпечкой кулинарных изделий. Солений, варений, оно буквально атакует нас в экономике, инфляции. % творит чудеса. Зная их бедный может стать богатым, имея вклад можно будет жить на проценты. Что мы знаем о процентах?  

Демонстрация слайдов «Роль процента в прикладной химии».

Учитель математики

ПЕРЕВЕДИТЕ ПРОЦЕНТЫ В ДОЛИ.

100- 0,01, 28-0,28

ДОЛИ В ПРОЦЕНТЫ

0,12- 12%, 0,15- 15%

Беседа (фронтальный опрос)

  1. Из каких компонентов состоит раствор?
  2. Из чего складывается масса раствора?
  3. Что называется массовой долей растворённого вещества?
  4. В чём измеряется доля?
  5. От чего зависит вкус солёного раствора, прочность бетона, эффективность лекарства, жирность молока?
  6. Что больше масса раствора или масса растворённого вещества?

Перед вами формула нахождения массовой доли вещества в растворе.

Самостоятельная работа

Работа в парах

Задание№1

На столах образцы руды- оксиды железа (II,III)

Определите «массовую долю» железа в образцах? Какой из них выгодно применять для выплавки металла??

Какой из них выгоднее применять для выплавки металла?

Выполняя задание, заполните таблицу :

Молярная масса

Доля железа

Целое

Часть

Часть

Fe2O3

FeS2

Задание №2

Рассмотрите образцы этикеток минеральной воды, содержание в них солей. Рассчитайте массовую долю  ионов кальция в растворе.

Задание №3

Используя оборудование и материалы, приготовьте напиток кофе и рассчитайте массовую долю сахара в нём.

Вода 50мл              Кофе растворимый 2г             Сахар песок 1г.

Добавьте:  а) сахара (1г);   б) воды(10мл)   в) сливок 5 мл

Как будет изменяться массовая доля сахара в кофе?  Произведите необходимые расчёты.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Задачи для самостоятельного решения

  1. Сколько г уксусной кислоты, производимой г.Аша содержится в 50г уксусной эссенции?(70%)
  2. Квашеная капуста должна содержать 2% соли. Сколько соли нужно добавить к 20кг капусты?
  3. Виноградный сок содержит 14% сахара. Сколько сахара попадёт в наш организм, если выжать стакан этого сока? (200г)
  4. Какова массовая доля сахара в варенье, если на 1кг варенья израсходовано 500г сахара?
  5. В крови организма, объёмом 5 литров содержится 350г белка, 5г глюкозы, 750 г гемоглобина, 45г поваренной соли. Рассчитайте массовую долю каждого.
  6. Сколько сахара и воды по массе нужно взять, чтобы получить 1кг 30% сахарного сиропа.
  7. Смешали 300г воды, 150г ацетона, 100г спирта. Какова массовая доля ацетона в полученной смеси?
  8. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли. Именно такой раствор подавляет жизнедеятельность болезнетворных микробов и плесневого грибка. Рассчитайте массу.

Технологическая карта урока

Учебный предмет: химия + математика.

Класс: 8 класс

Автор УМК (программы учебного курса): О.С.Габриелян «Химия 8класс»,

                                                                        А.Г.Мордкович « Математика 6 класс»

Учитель: Горохова А.И.; Вятченникова Л.В.

Тема урока: Решение задач с использованием понятий «доля», «процент»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний по решению задач с применением понятия «доля», «процент».

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

Этап «Постановка цели и задачи урока»

1. Работа с раздаточным материалом

Вопрос « Какое понятие объединяет выделенные слова?»

2.Демонстрация слайдов

3.Проводит беседу о предстоящей теме урока

Выдвигают предположения о связи выделенных слов.

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя

Выделять существенную информацию из текста.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Осуществлять

Актуализацию жизненного опыта

Взаимодействуют с учителем во время опроса,

осуществляемого

во фронтальном режиме

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют ответы друг друга

Умение слушать,

Дополнять высказанные мнения

Этап « Систематизация и обобщение знаний»

1.Беседа учителя математики о понятии процент.

2.Работа с инструктивными картами

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя

Аргументировать свою точку зрения

Взаимодействуют с учителем во время опроса,

осуществляемого

во фронтальном режиме

Слушать ответы учащихся.

Уметь формулировать свои.

В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять самоконтроль.

1.Организует работу в парах.

2.Ставит проблему :

« Какую руду выгоднее применять для выплавки металла?»

Высчитывают молярные массы целого и его частей. Находят массовую долю железа в каждой из руд.

Решать проблему.

Строить логическую цепь рассуждений

В парах кооперируют усилия по решению учебной задачи

Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать мнения других

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания

Осуществлять взаимо-контроль

1.Учитель проводит беседу о составе растворов.

2.Работа с инструктивными картами.

3. Практическая работа с раствором (работа в парах)

4.Во время практической работы выдвигается проблема « Как меняется массовая доля сахара в кофе?»

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя

Готовят напиток и находят массовую долю сахара в нём.

Добавляют постепенно другие компоненты и каждый раз высчитывают долю сахара

Аргументировать свою точку зрения

Решать проблему.

Строить логическую цепь рассуждений

Взаимодействуют с учителем во время опроса,

осуществляемого

во фронтальном режиме

В парах кооперируют усилия по решению учебной задачи

Слушать ответы учащихся.

Уметь формулировать свои.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при работе в парах

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять самоконтроль и взаимо-контроль

1. Работа с инструктивной картой.

2.Даёт задание на перспективу

№3,4,5(другой тип задач, которые будут решаться на следующем уроке)

3.Итог урока

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя

С помощью инструктивной карты пробуют решать задачи

Выделять существенную информацию из текста.

Строить логическую цепь рассуждений

По вызову учителя озвучивают своё решение

Строить монологи-   ческое высказывание.

Остальные обучающиеся по ходу ответов оценивают их правильность

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять  взаимо-контроль.

Адекватно воспринимать оценку учителя

Этап « Домашнее задание»

Объясняет суть домашнего задания:

1.Просмотр ролика.

2.Задача из учебника по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на применение основных понятий о процентах.

даны правила и примеры решения задач на проценты. в помощь решения задач В1...

Конспект урока:"Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе"8 класс

Цели урока: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе, развивать логическое мышление учащих...

презентации к уроку "Решение задач с применением понятия "количество вещества"

Данная работа содержит презентацию к уроку "Решение задач с применением понятия "количество вещества".  Может быть использована как при формировании умений, так и в качестве закрепления умений ре...

Алгоритм решения задач по теме «Массовая доля химического элемента в соединении»

Алгоритм решения задач по теме "Массовая доля химического элемента в соединении" предназначен для самостоятельной работы для учащихся восьмых классов....

Открытый урок по теме:«Решение задач с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»»

Открытый урок по теме: «Решение задач с использованием понятия «массовая доля    вещества в растворе»»...

Группа ПК2 Химия Тема "Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества" (29.10.2020)

Решите задачи (образец решения дан ниже)1. К раствору силиката калия массой 20,53 г и массовой долей 15% прилили избыток раствора нитрата кальция. Вычислите массу образовавшегося осадка.2. К...

Группа ПК2 Химия Тема "Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества" (02.11.2020)

Решите задачи:1. В 19 г соляной кислоты с массовой долей 5% поместили избыток цинка. Вычислите массу выделившегося газа.2. К 100 г раствора нитрата бария с массовой долей растворённого ...