Конспект урока:"Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе"8 класс
план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме

Цели урока: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе, развивать логическое мышление учащихся. умение использовать алгоритм при решении типовых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_vych._mas._doli_el.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 8 классе по теме: «Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе»

Лунина Людмила Дмитриевна, учитель химии

Цели урока:

Образовательная

1. Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач  на определение массовой доли химического элемента в веществе   

2.  Обогатить опыт учащихся в получение новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний

Развивающая

 Развивать логическое мышление учащихся, умение оформлять расчетные задачи, умение использовать алгоритм при решении типовых задач.

Воспитательная

 Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).

Форма урока. Урок решения задач.

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

                 Цели: 

─Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач  на определение массовой доли химического элемента в веществе.   

─Обогатить опыт учащихся в получение новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний.

─Развивать логическое мышление учащихся через формирование умений вычислять и записывать значение относительной молекулярной массы вещества, умение сравнивать по составу вещества, составлять алгоритм решения задач на примере массовой доли химического элемента.

 Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).

II.Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.  

Цели:

Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения новой темы.

Создание ситуации успеха для последующей деятельности.

Воспитывать чувство уважения друг к другу (умение выслушать  друг друга,

доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки,

           оказывать помощь друг другу).

         При решении задач на определение массовой доли химического элемента в веществе   мы будем использовать  относительную молекулярную массу вещества.

  1. Что называют относительной молекулярной массой? Как вычисляют относительную молекулярную массу вещества?
  2. Сравните по составу вещества, формулы которых  KNO3 и  NaNO3

  1.         Учитель: Учитель: чтобы перейти к нашей сегодняшней теме предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент (человек, представляющийся фермером, рассказывает о том, что в текущем году урожай на его полях несколько ниже, чем был в прошлом году, и цвет растений желто-зеленый. Анализируя данную ситуацию, пришел к выводу, что растениям не хватает азота, фосфора и решил к следующему сезону закупить удобрения. Наведя справки, он узнал, что наряду с удобрениями содержащими конкретный элемент,  в последнее время широкое распространение получили сложные (смешанные, комплексные, комбинированные) удобрения содержащие несколько необходимых растениям элементов.

Учащимся демонстрируются образцы удобрений с этикетками.

Предлагаю обдумать и обсудить в группах: Какое из удобрений должен предпочесть фермер? Что будет главным при выборе? (слайд )

  1. Ответы учащихся: удобрения должны быть безопасные; выбрать то удобрение, которое содержит несколько питательных элементов; предпочесть то удобрение, в котором нужного элемента содержится больше.
  2. Слайд : диаграмма содержания азота в NaNO3 и KNO3.

  1. Что показывают диаграммы?
  2. В каком веществе содержание азота больше?
  3. Зависит ли содержание азота напрямую от числа атомов азота в молекуле?
  4. Каким математическим термином можно обозначить содержание элемента в веществе? (доля, часть, процент)
  5. Как найти часть от целого?
  6. Как найти долю азота в общей массе вещества?

Как учесть в формуле, что атомов азота в молекуле несколько? В ходе фронтальной беседы записываются на доске соотношения:

m(х/э)

m(в-ва)

Ar(х/э)

Mr(в-ва)

Ar(х/э)*n

Mr(в-ва)

III. Изучение нового учебного материала темы

Учащиеся  записывают в тетради тему урока:

Решение задач   на определение массовой доли химического элемента в веществе   

Цель:

            - на этапе мотивации формировать у каждого ученика личной потребности в

               последующей деятельности, связанной с открытием нового типа решения задач;

            - создание алгоритма решения расчетных задач

            - развивать умения оформлять расчетные задачи, использовать алгоритм  при  

               решении типовых задач, умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать

               выводы, развивать устную химическую речь

 -формировать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность,

  активность.

Не зависимо от подхода в решение любой задачи выделяется четыре основные этапа.

        Самый главный этап – анализ условия задачи.

        Второй этап – составления плана решения

        На третьем этапе выполняется решение

         Четвертый этап – проверка решения

        (Этот этап учащимися часто игнорируется)

Обучаясь на данном уроке, учащиеся, решая задачу, действуют по определенному алгоритму. После выполнения нескольких задач они прочно усваивают порядок действий и впоследствии могут применять его не только при решении подобных задач.

            Обозначение  массовой доли W

            Единицы измерения: %

            Формула: W(х/э)= Ar(х/э)*n   , где n - количество атомов  элемента в веществе

                                            Mr(в-ва)

         Одна группа учащихся получает    задание сформулировать определение   понятия массовая доля химического элемента; остальные группы – составить алгоритм вычисления массовой доли химического элемента.

         Заслушиваются ответы учащихся, по необходимости     корректируются.

Задача 1. Вычислим массовую долю фосфора в двойном суперфосфате Ca(H2PO4)2.

 Дано:

Ca(H2PO4)2.                         Решение

  W (P) в %                   W(х/э)= Ar(х/э)*n

                                                     Mr(в-ва)

     

                                   1. Определяем Мr вещества

                           Мr(Ca(H2PO4)2.= 40 + (1  · 2 +31 +16 · 4) · 2 = 234

                            2. Вычисляем W(P) =(31 · 2) / 234 = 0,27  или 27%

                        3. Записываем ответ

                   

IV. Закрепление учебного материала

Цель:

- Осознание, Осмысление алгоритма решения задач, запоминание алгоритма.

- Развивать логическое мышление, память, внимание, речь.

- Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу.

Решаем аналогичные задачи:

1. На доске решает ученик.

Задача. Проведите самостоятельно вычисления массовой доли фосфора в удобрение под названием  преципитат CaHPO4  · 2H2O

Проверка результатов  с комментариями

2. Выполните вычисление массовой доли азота по вариантам: 1 вариант – в карбамиде CO(NH2)2      2 вариант – в нитрате аммония - NH4NO3 ,

 Итак, попробуем подвести итоги.

        1. Какое же удобрение и почему следует приобрести фермеру?

        2. Может ли оказаться полезным в жизни умение вычислять массовую долю химического         элемента.

        3.Оценка работы на уроке отдельных учащихся.

V. Задание на дом

Цель: повторение, закрепление материала урока.

 Отсутствие калия приводит к гибели растений. Для восполнения калия в почве  применяют калийные удобрения. Источником  их получения  служат соединения калия, распространенные в природе: сильвинит NaCl · KCl , древесная и торфяная зола, содержащие поташ K2CO3, каинит MgSO4 · KCl · 3H2O (слайд).   В качестве домашнего задания предлагаю вам рассчитать, какое соединение наиболее богато калием?

VI.  Рефлексия (2 мин.)( слайд)

Учитель создаёт условия для заключительной рефлексии:

Сегодня на уроке я научилась(ся)…

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Сегодня на уроке я закрепил(а) свои знания…

Что ещё я хотел(а) бы узнать …

Массовая доля элемента в соединении — это отношение массы элемента к соответствующей массе соединения.

Создание условий для воспитания активности и самостоятельности при решении расчетных задач на вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли химического элемента, коммуникативности при работе в группах и парах переменного состава.

  1. Создание условий для развития мыслительных способностей при выполнении операций сравнения, анализа, умения делать выводы, выявлять причинно-следственные связи
  2. Организовать деятельность учащихся на усвоение:

знаний: понятий: относительная молекулярная масса вещества, массовая доля химического элемента, доля как часть целого;

умений: вычислять и записывать значение относительной молекуляр-ной массы вещества, массовой доли химического элемента, составлять алгоритм решения задач на примере вычисления массовой доли химического элемента.

навыков:

  1. определения относительной атомной массы по периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
  2. анализа качественного и количественного состава вещества по молекулярной формуле;
  3. вычисления относительной молекулярной массы вещества;
  4. работы с диаграммами;
  5. вычислительных навыков;
  6. коммуникативных (умение слушать, формулировать вопросы и отвечать на них при работе в группах)

Тип урока: изучение новых знаний

Метод на основном этапе урока: частично-поисковый

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор, экран
  3. Телевизор
  4. Видеоплеер
  5. Образцы удобрений с этикетками (KNO3, NaNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3, CO(NH2)2)

Название этапа

Содержание этапа

Методы, формы обучения

Примечания

Актуали-зация и целеполагание

  1. Задание на экране (слайд 1)
  1. Что называют относительной молекулярной массой? Как вычислить относительную молекулярную массу вещества?
  2. Сравните по составу вещества, формулы которых P2O5 и P2O3 
  3. Проверьте правильность выполнения вычислений в домашнем задании


  1. Проверка результатов работы



  1. Учитель: чтобы перейти к нашей сегодняшней теме предлагаю вам посмотреть небольшой видеофраг-мент (человек, представляющийся фермером, рассказывает о том, что в текущем году травостой на его полях несколько ниже, чем был в прошлом году, и цвет травы желто-зеленый. Вспомнив школьный курс биологии, он понял, что растениям не хватает азота, и решил к следующему сезону закупить удобрения. Наведя справки, он узнал, что на рынке предлагается несколько видов азотных удобрений по приблизительно одинаковой цене)

Учащимся демонстрируются образцы удобрений с этикетками.

Предлагаю обдумать и обсудить в группах: Какое из удобрений должен предпочесть фермер? Что будет главным при выборе? (слайд 2)


  1. Ответы учащихся: удобрения должны быть безопасные; выбрать то удобрение, которое содержит несколько питательных элементов; предпочесть то удобрение, в котором нужного элемента содержится больше.
  2. Слайд 3: диаграмма содержания азота в NaNO3 и KNO3.


  1. Что показывают диаграммы?
  2. В каком веществе содержание азота больше?
  3. Зависит ли содержание азота напрямую от числа атомов азота в молекуле?
  4. Каким математическим термином можно обозначить содержание элемента в веществе? (доля, часть, процент)
  5. Как найти часть от целого?
  6. Как найти долю азота в общей массе вещества?
  7. Как учесть в формуле, что атомов азота в молекуле несколько?

Работа в парах сменного состава

a) 1↔2, 3↔4

b) 1↔3. 2↔4

c) 1↔4. 2↔3






По одному делегату от группы                    









Фронтально









Работа в группах по 4 человека    



По одному делегату от группы                    

                 






Фронтальная беседа        

4 минуты












2 минуты











2 минуты









2 минуты





2 минуты









2-3 минуты




В ходе фронтальной беседы записываются на доске соотношения:

m(х/э)

m(в-ва)


Ar(х/э)

Mr(в-ва)


Ar(х/э)*n

Mr(в-ва)

Изучение нового материала

На закрытый до этого этапа урока части доски учащиеся видят  и записывают в тетради:

  1. Тема урока: «Массовая доля химического элемента в веществе».

            Обозначение: W

            Единицы измерения: %

            Формула: W(х/э)= Ar(х/э)*n

                                            Mr(в-ва)

       2.  Одна группа учащихся получает           задание сформулировать определение      понятия массовая доля химического элемента; остальные – составить алгоритм вычисления массовой доли химического элемента.

        3. Заслушиваются, по необходимости     корректируются, записываются ответ первой группы. Из остальных групп право ответа получает та, которая закончила работу первая.

Слайд 4 (алгоритм)





Фронтальная работа




Работа в группах по 4 человека





По одному делегату от группы                    








2 минуты





1,5 – 2 минуты, по мере готовности



3-4 минуты






Совершенствование

  1. Проведите самостоятельно вычисления массовой доли азота в NaNO3 (1 вариант) и KNO3 (2 вариант)
  2. Проверка результатов (слайд 3)
  3. Вычислим массовую долю азота в Ca(NO3)2.




  1. Выполните вычисление массовой доли азота по вариантам: 1 вариант - NH4NO3, 2 вариант - CO(NH2)2
  2. Проверка с комментариями

Индивидуально




Фронтально, один учащий-ся работает у доски


Индивид-но

3 минуты




1 минута

3 минуты





3 минуты



Устно, 2 мин.

Рефлексия, проверка, контроль

Итак, попробуем подвести итоги.

  1. Какое же удобрение и почему следует приобрести фермеру? Слайд 5.
  2. Может ли оказаться полезным в жизни умение вычислять массовую долю химического элемента?
  3. Составим синквейн на тему сегод-няшнего урока.


  1. В качестве домашнего задания предлагаю вам рассчитать, какая из руд наиболее богата железом: Fe2O3, FeCO3, FeS2?
  2. Оценка работы на уроке отдельных учащихся.

Фронтальная беседа    






Работа в группах  

2-3 минуты







Если останет-ся время, 3-4 минуты

2 минуты




2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Решение задач на определение скорости передачи данных"

Создание условий для формирования знаний по решению задач на определение скорости и времени передачи данных....

План - конспект урока "Решение задач на определение размеров, массы, количества молекул" с использованием технологии внутренней дифференциации

Приводится  план-конспекта  урока  в  10  классе  с  использованием  технологии  внутренней  дифференциации...

Алгоритм решения задач по теме «Массовая доля химического элемента в соединении»

Алгоритм решения задач по теме "Массовая доля химического элемента в соединении" предназначен для самостоятельной работы для учащихся восьмых классов....

Алгоритм решения задач "Массовая доля химического элемента"

Данный материал содержит дидактический материал для подготовки учащихся по теме "Массовая доля химического элемента", а также листы контроля по двум вариантам....

Решение расчётной задачи №27 (определение массовой доли вещества в растворе) в ЕГЭ по химии с использованием метода "Стаканов".

Представленный в презентации метод позволяет существенно сэкономить время на экзамене при расчёте задач на определение массовой доли вещества в растворе. Приведено несколько примеров: - расчёт ма...

Массовая доля химического элемента в со-единении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Массовая доля химического элемента в со­единении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества  по массовым долям элементов....

Разработка урока по химии 8 класс "Решение задач на вычисление массовой доли вещества в растворе, массы растворенного вещества и массы воды"

Открытый урок-практикум в 8д классе, представленный на заседании городского методического объединения учителей химии г. Кызыл Республики Тыва по теме "Решение задач на вычисление массовой доли ве...


 

Комментарии

Урок решения задач с элементам развивающего обучения