Конспект урока:"Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе"8 класс
план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме
Цели урока: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе, развивать логическое мышление учащихся. умение использовать алгоритм при решении типовых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vych._mas._doli_el.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 8 классе по теме: «Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе»
Лунина Людмила Дмитриевна, учитель химии
Цели урока:
Образовательная
1. Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе
2. Обогатить опыт учащихся в получение новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний
Развивающая
Развивать логическое мышление учащихся, умение оформлять расчетные задачи, умение использовать алгоритм при решении типовых задач.
Воспитательная
Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).
Форма урока. Урок решения задач.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цели:
─Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе.
─Обогатить опыт учащихся в получение новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний.
─Развивать логическое мышление учащихся через формирование умений вычислять и записывать значение относительной молекулярной массы вещества, умение сравнивать по составу вещества, составлять алгоритм решения задач на примере массовой доли химического элемента.
─ Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).
II.Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.
Цели:
Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения новой темы.
Создание ситуации успеха для последующей деятельности.
Воспитывать чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга,
доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки,
оказывать помощь друг другу).
При решении задач на определение массовой доли химического элемента в веществе мы будем использовать относительную молекулярную массу вещества.
- Что называют относительной молекулярной массой? Как вычисляют относительную молекулярную массу вещества?
- Сравните по составу вещества, формулы которых KNO3 и NaNO3
- Учитель: Учитель: чтобы перейти к нашей сегодняшней теме предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент (человек, представляющийся фермером, рассказывает о том, что в текущем году урожай на его полях несколько ниже, чем был в прошлом году, и цвет растений желто-зеленый. Анализируя данную ситуацию, пришел к выводу, что растениям не хватает азота, фосфора и решил к следующему сезону закупить удобрения. Наведя справки, он узнал, что наряду с удобрениями содержащими конкретный элемент, в последнее время широкое распространение получили сложные (смешанные, комплексные, комбинированные) удобрения содержащие несколько необходимых растениям элементов.
Учащимся демонстрируются образцы удобрений с этикетками.
Предлагаю обдумать и обсудить в группах: Какое из удобрений должен предпочесть фермер? Что будет главным при выборе? (слайд )
- Ответы учащихся: удобрения должны быть безопасные; выбрать то удобрение, которое содержит несколько питательных элементов; предпочесть то удобрение, в котором нужного элемента содержится больше.
- Слайд : диаграмма содержания азота в NaNO3 и KNO3.
- Что показывают диаграммы?
- В каком веществе содержание азота больше?
- Зависит ли содержание азота напрямую от числа атомов азота в молекуле?
- Каким математическим термином можно обозначить содержание элемента в веществе? (доля, часть, процент)
- Как найти часть от целого?
- Как найти долю азота в общей массе вещества?
Как учесть в формуле, что атомов азота в молекуле несколько? В ходе фронтальной беседы записываются на доске соотношения:
m(х/э)
m(в-ва)
Ar(х/э)
Mr(в-ва)
Ar(х/э)*n
Mr(в-ва)
III. Изучение нового учебного материала темы
Учащиеся записывают в тетради тему урока:
Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе
Цель:
- на этапе мотивации формировать у каждого ученика личной потребности в
последующей деятельности, связанной с открытием нового типа решения задач;
- создание алгоритма решения расчетных задач
- развивать умения оформлять расчетные задачи, использовать алгоритм при
решении типовых задач, умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать
выводы, развивать устную химическую речь
-формировать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность,
активность.
Не зависимо от подхода в решение любой задачи выделяется четыре основные этапа.
Самый главный этап – анализ условия задачи.
Второй этап – составления плана решения
На третьем этапе выполняется решение
Четвертый этап – проверка решения
(Этот этап учащимися часто игнорируется)
Обучаясь на данном уроке, учащиеся, решая задачу, действуют по определенному алгоритму. После выполнения нескольких задач они прочно усваивают порядок действий и впоследствии могут применять его не только при решении подобных задач.
Обозначение массовой доли W
Единицы измерения: %
Формула: W(х/э)= Ar(х/э)*n , где n - количество атомов элемента в веществе
Mr(в-ва)
Одна группа учащихся получает задание сформулировать определение понятия массовая доля химического элемента; остальные группы – составить алгоритм вычисления массовой доли химического элемента.
Заслушиваются ответы учащихся, по необходимости корректируются.
Задача 1. Вычислим массовую долю фосфора в двойном суперфосфате Ca(H2PO4)2.
Дано:
Ca(H2PO4)2. Решение
W (P) в % W(х/э)= Ar(х/э)*n
Mr(в-ва)
1. Определяем Мr вещества
Мr(Ca(H2PO4)2.= 40 + (1 · 2 +31 +16 · 4) · 2 = 234
2. Вычисляем W(P) =(31 · 2) / 234 = 0,27 или 27%
3. Записываем ответ
IV. Закрепление учебного материала
Цель:
- Осознание, Осмысление алгоритма решения задач, запоминание алгоритма.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, речь.
- Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу.
Решаем аналогичные задачи:
1. На доске решает ученик.
Задача. Проведите самостоятельно вычисления массовой доли фосфора в удобрение под названием преципитат CaHPO4 · 2H2O
Проверка результатов с комментариями
2. Выполните вычисление массовой доли азота по вариантам: 1 вариант – в карбамиде CO(NH2)2 2 вариант – в нитрате аммония - NH4NO3 ,
Итак, попробуем подвести итоги.
1. Какое же удобрение и почему следует приобрести фермеру?
2. Может ли оказаться полезным в жизни умение вычислять массовую долю химического элемента.
3.Оценка работы на уроке отдельных учащихся.
V. Задание на дом
Цель: повторение, закрепление материала урока.
Отсутствие калия приводит к гибели растений. Для восполнения калия в почве применяют калийные удобрения. Источником их получения служат соединения калия, распространенные в природе: сильвинит NaCl · KCl , древесная и торфяная зола, содержащие поташ K2CO3, каинит MgSO4 · KCl · 3H2O (слайд). В качестве домашнего задания предлагаю вам рассчитать, какое соединение наиболее богато калием?
VI. Рефлексия (2 мин.)( слайд)
Учитель создаёт условия для заключительной рефлексии:
Сегодня на уроке я научилась(ся)…
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Сегодня на уроке я закрепил(а) свои знания…
Что ещё я хотел(а) бы узнать …
Массовая доля элемента в соединении — это отношение массы элемента к соответствующей массе соединения.
Создание условий для воспитания активности и самостоятельности при решении расчетных задач на вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли химического элемента, коммуникативности при работе в группах и парах переменного состава.
- Создание условий для развития мыслительных способностей при выполнении операций сравнения, анализа, умения делать выводы, выявлять причинно-следственные связи
- Организовать деятельность учащихся на усвоение:
знаний: понятий: относительная молекулярная масса вещества, массовая доля химического элемента, доля как часть целого;
умений: вычислять и записывать значение относительной молекуляр-ной массы вещества, массовой доли химического элемента, составлять алгоритм решения задач на примере вычисления массовой доли химического элемента.
навыков:
- определения относительной атомной массы по периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
- анализа качественного и количественного состава вещества по молекулярной формуле;
- вычисления относительной молекулярной массы вещества;
- работы с диаграммами;
- вычислительных навыков;
- коммуникативных (умение слушать, формулировать вопросы и отвечать на них при работе в группах)
Тип урока: изучение новых знаний
Метод на основном этапе урока: частично-поисковый
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор, экран
- Телевизор
- Видеоплеер
- Образцы удобрений с этикетками (KNO3, NaNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3, CO(NH2)2)
Название этапа | Содержание этапа | Методы, формы обучения | Примечания |
Актуали-зация и целеполагание |
Учащимся демонстрируются образцы удобрений с этикетками. Предлагаю обдумать и обсудить в группах: Какое из удобрений должен предпочесть фермер? Что будет главным при выборе? (слайд 2)
| Работа в парах сменного состава a) 1↔2, 3↔4 b) 1↔3. 2↔4 c) 1↔4. 2↔3 По одному делегату от группы Фронтально Работа в группах по 4 человека По одному делегату от группы Фронтальная беседа | 4 минуты 2 минуты 2 минуты 2 минуты 2 минуты 2-3 минуты В ходе фронтальной беседы записываются на доске соотношения: m(х/э) m(в-ва) Ar(х/э) Mr(в-ва) Ar(х/э)*n Mr(в-ва) |
Изучение нового материала | На закрытый до этого этапа урока части доски учащиеся видят и записывают в тетради:
Обозначение: W Единицы измерения: % Формула: W(х/э)= Ar(х/э)*n Mr(в-ва) 2. Одна группа учащихся получает задание сформулировать определение понятия массовая доля химического элемента; остальные – составить алгоритм вычисления массовой доли химического элемента. 3. Заслушиваются, по необходимости корректируются, записываются ответ первой группы. Из остальных групп право ответа получает та, которая закончила работу первая. Слайд 4 (алгоритм) | Фронтальная работа Работа в группах по 4 человека По одному делегату от группы | 2 минуты 1,5 – 2 минуты, по мере готовности 3-4 минуты |
Совершенствование |
| Индивидуально Фронтально, один учащий-ся работает у доски Индивид-но | 3 минуты 1 минута 3 минуты 3 минуты Устно, 2 мин. |
Рефлексия, проверка, контроль | Итак, попробуем подвести итоги.
| Фронтальная беседа Работа в группах | 2-3 минуты Если останет-ся время, 3-4 минуты 2 минуты 2 минуты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Решение задач на определение скорости передачи данных"
Создание условий для формирования знаний по решению задач на определение скорости и времени передачи данных....
План - конспект урока "Решение задач на определение размеров, массы, количества молекул" с использованием технологии внутренней дифференциации
Приводится план-конспекта урока в 10 классе с использованием технологии внутренней дифференциации...
Алгоритм решения задач по теме «Массовая доля химического элемента в соединении»
Алгоритм решения задач по теме "Массовая доля химического элемента в соединении" предназначен для самостоятельной работы для учащихся восьмых классов....
Алгоритм решения задач "Массовая доля химического элемента"
Данный материал содержит дидактический материал для подготовки учащихся по теме "Массовая доля химического элемента", а также листы контроля по двум вариантам....
Решение расчётной задачи №27 (определение массовой доли вещества в растворе) в ЕГЭ по химии с использованием метода "Стаканов".
Представленный в презентации метод позволяет существенно сэкономить время на экзамене при расчёте задач на определение массовой доли вещества в растворе. Приведено несколько примеров: - расчёт ма...
Массовая доля химического элемента в со-единении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Массовая доля химического элемента в соединении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов....
Разработка урока по химии 8 класс "Решение задач на вычисление массовой доли вещества в растворе, массы растворенного вещества и массы воды"
Открытый урок-практикум в 8д классе, представленный на заседании городского методического объединения учителей химии г. Кызыл Республики Тыва по теме "Решение задач на вычисление массовой доли ве...
Комментарии
Конспект урока
Урок решения задач с элементам развивающего обучения