Доклад на МО по теме "Роль устных упражнений в процессе преподавания математики"
статья
Курс математики – это курс интегрированный. т.е. он состоит из арифметического, алгебраического и геометрического материала. Основанием данного материала является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2013-14.docx | 40.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Тутончанская средняя общеобразовательная школа»
«Роль устных упражнений в процессе преподавания математики»
Выполнила:
Учитель И.В.Кожина.
П. Тутончаны
2013-2014 учебный год
ВВЕДЕНИЕ
Курс математики – это курс интегрированный. т.е. он состоит из арифметического, алгебраического и геометрического материала. Основанием данного материала является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Изучение курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения. Для этого необходимо не только развивать у учащихся знания, умения и навыки, но и обеспечить учащихся необходимым уровнем их общего и математического развития.
Развивая элементарное математическое мышление, математика формирует и корригирует такие формы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивает способность к обобщению и конкретизации, создает условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Большое место на уроках математики занимает устный счет. Устные упражнения важны тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся, способствуют развитию памяти, внимания, речи, способности воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции.
Я выбрала тему работы « Роль устных упражнений в процессе преподавания математики». Поставила перед собой следующие задачи: во-первых, изучить литературу по данной теме, ознакомиться с новыми технологиями; во-вторых, разработать систему упражнений устного счета для обучения математики; в-третьих, проанализировать развитие математических знаний, умений и навыков школьников.
Изучив игровые технологии Никитина Б.П., сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием Смоленцевой А.А., активизацию учащихся на уроках математики Истоминой А.Б., использовав методы : анализа литературы, наблюдения, сравнения, обобщения, разработала различные формы устного счета на уроках математики. Это упражнения для устного счета, математические и слуховые диктанты, математические игры и т. д.
Подобранные упражнения постепенно формируют у детей математические представления, вырабатывают прочные знания. При этом учитываю то, что основная задача этих упражнений – научить школьников считать устно без наличия вспомогательных средств. Устные упражнения дисциплинируют учащихся, помогают быстро включиться в работу, служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости.
« Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит».
М.В.Ломоносов.
- Особенности мыслительной деятельности школьников.
Психологи выделяют два стиля мыслительной деятельности, присущих каждому человеку:
- аналитический,
- синтетический.
Аналитический стиль – мысль человека двигается по пути от общего к частному.
Синтетический стиль – наоборот, от частного к общему.
В исследованиях В.В.Давыдова ученики этих двух типов называются «теоретиками» и «эмпириками». Замечено, что первых намного меньше, чем вторых. Среди первых больше детей, успешно усваивающих курс математики, не испытывают особых проблем с освоением вычислительных приемов как устных, так и письменных. Большая часть детей, которые испытывают трудности в усвоении математики среди чистых «синтетиков».
Формирование и развитие мыслительной деятельности в детском возрасте находится в значительной зависимости от этапов созревания мозговых структур правого и левого полушария. Исследования нейрофизиологов показывают определенные возрастные закономерности в развитии право – и лево – полушарных способностей. У детей 9-10 лет преобладает развитие функций, связанных с правым полушарием (синтетический тип), затем формируются функции, связанные с левым полушарием (аналитический тип).
Развитие аналитического типа мыслительной деятельности стимулирует система образования, которая основана на постоянной активизации центров письма и речи, которые находятся в левом полушарии. Правое же полушарие « отвечает» за процесс сенсорного восприятия окружающего мира – образ, цвет, звук, ориентировка в пространстве, осязание и т.д. Для его активного функционирования необходимы «внешние опоры», которые воспринимаются сенсорикой и имеют образный характер.
Таким образом, физиологии мозга ребенка школьного возраста более соответствует синтетический тип изложения материала, который сопровождается внешними опорами образного характера. Такой стиль учебной деятельности является более необходимым для большинства школьников. Неравномерность процесса развития мозговых структур «дает» неравномерное соотношение аналитиков и синтетиков (теоретиков и эмпириков). Рассматривая проблему формирования вычислительных навыков у детей с преобладанием синтетического типа мыслительной деятельности, можно отметить, что «удобным способом» формирования у них вычислительной деятельности является синтетический способ. Синтез – это соединение отдельных частей (фрагментов) в единое целое. Синтетическая деятельность в своей основе конструктивная.
Опыт показал, что использование данного способа при устных вычислениях является эффективным способом формирования собственной вычислительной деятельности школьника.
II. Роль и значение устных упражнений в процессе преподавания математики.
На уроках математики устная работа занимает большое место. Это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.д. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. До недавнего времени они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счет». Термин «устный счет» используется в своем естественном смысле, т.е. вычисления, производимые устно, в уме, без записей. В связи с этим вместо термина «устный счет» удобнее пользоваться более емким термином «устные упражнения».
Устные упражнения важны тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении у детей развивается память, речь, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. В сочетании с другими формами работы устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплексе имеют большое значение.
Как показывает опыт, при умелом использовании устных упражнений, они могут играть немаловажную роль в повышении эффективности урока. Основное условие при этом: рассматривать устные упражнения не как дополнительный материал и не как самоцель, а как органическую необходимую часть урока, без которой усвоение знаний и навыков будет протекать с большими трудностями, с большей потерей времени.
Уроки математики имеют, как правило, кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд других, относящихся к закреплению пройденного и подготовке к новым вопросам. С этой точки зрения и подбирают упражнения к уроку, продумывается форма их проведения. Каждое упражнение должно даваться с четко определенной целью. Устные упражнения, как и любые другие упражнения, проводятся с одной из следующих целей: подготовка к пониманию нового материала, закрепление пройденного, отработка приобретенных навыков. В связи с этим понятия и навыки, составляющие содержание устных упражнений, находятся на разных уровнях усвоения. Поэтому для эффективного использования устных упражнений нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.
Устные упражнения можно использовать для восстановления и активизации необходимых знаний, умений и навыков, (освежить их в памяти учащихся), а так же для непосредственной подготовки к восприятию нового. При закреплении усвоении нового, если, с одной стороны, учащиеся уже достаточно подготовленные к самостоятельному воспроизведению, а с другой – еще нуждаются в незамедлительной проверке результатов, устные упражнения являются удачной формой работы. На последних этапах, когда происходит отработка навыка, устные упражнения могут найти самое широкое применение, а задания принимают более разнообразную форму.
III.Организация проведения устных упражнений на уроках математики.
Внимание к устным упражнениям со стороны учителя связано с тем, что они дают возможность охватить большой по объему материал за короткий промежуток времени. Устные упражнения позволяют по реакции класса в той или иной мере судить об усвоении материала, помогают выявить ошибки учащихся.
Из опыта работы вижу, что устные упражнения, проводимые в начале урока, дисциплинируют детей, помогают быстро включиться в работу. Проведение их в середине или в конце урока также положительно сказывается на работе учащихся. Переключение внимания, интерес, с которым обычно ученики выполняют устные упражнения, служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванных письмом или практической работой. При этом обеспечивается самостоятельность выполнения не меньше, чем при специально организованных самостоятельных работах.
Во время устных упражнений ученики чаще, чем в другие моменты урока, получают возможность ответить. Им нравится отвечать на уроке. Они бывают очень довольны, когда ответ их оказывается верным. Интерес учеников к устным упражнениям объясняется тем, что они могут сразу проверить правильность своего решения. В противном случае, они быстро теряют интерес к выполнению задания. Если у учеников и возникли, какие- то сомнения, то они просто забывают их. Отсутствие интереса объясняется, например, тот факт, что после проверки самостоятельной работы учащиеся иногда оставляют ошибки не исправленными.
Считаю, что было бы не правильно закреплять за устными упражнениями определенный этап урока, определенное время на уроке. Если на уроке изучается новый материал, то устные упражнения могут выполняться непосредственно перед его введением, в качестве подготовки к усвоению нового, и после него для закрепления нового материала, если материал достаточно прост.
Если на этом же уроке я планирую еще и повторение вопросов, изученных ранее, или подготовку к материалу будущих уроков, то устные упражнения я провожу еще и еще раз. Но если работа над новым материалом требует большего времени, то устных упражнений, не связанных с ним, на этом уроке я не планирую. На уроках же, где нового материала мало или нет вообще, устные упражнения я провожу в большем объеме.
Принято считать, что устные упражнения должны проводиться в быстром темпе. Считаю, что если речь идет об отработке навыков, таких, как сложение и вычитание, умножение и деление, то желательно, чтобы темп работы был высоким. Если устные упражнения используются с целью закрепления только что изученного, то я не тороплю детей. Чем осознаннее будут их действия в начале формирования навыка, тем глубже и прочнее будет усвоение нового. Можно наблюдать, как преждевременное увеличение темпа приводит к увеличению ошибок. А это может привести к запоминанию неверных результатов или к недостаточному усвоению приемов выполнения действий. Работа проходит организованнее, если после прочтения задания я делаю паузу, а не спрашиваю учащихся тотчас. Упражнение может быть прочитано несколько раз, если его усвоение затруднило учащихся, особенно нестандартные задания.
При изучении математики важное значение имеет обучение учащихся приемам устного счета. В устном счете развивается память учащихся, быстрота реакции, воспитывается умение сосредотачиваться, наблюдать, проявляется инициатива учеников, потребность к самоконтролю. Устный счет заменяет выполнение вычислительных операций под контролем зрения. Овладев достаточно быстро и бегло основными вычислительными навыками, учащиеся переходят от подробной записи хода вычислений к более краткой. Устный счет я всегда провожу так, чтобы дети начинали с легкого, а за тем постепенно брались за вычисления все более и более трудные, Если сразу обрушить на учащихся сложные устные решения, то дети обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена. Следует разделить два вида устного счета. Первый – это тот, при котором учитель не только показывает числа, с которыми надо оперировать, но и демонстрирует их учащимся каким – либо образом. Подкрепляя слуховые восприятия детей, зрительный ряд фактически делает ненужным удержание данных чисел в уме, чем существенно облегчает процесс вычислений. Если хорошо проведен устный счет, можно ждать, что занятие и дальше пройдет успешно, дети будут активны.
Задания, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль – подготовят учеников к восприятию нового материала, к решению предложенных упражнений.
Приведу пример фрагмента урока.
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Цели: 1. формирование умения выполнять сложение и вычитание десятичных дробей;
2. коррекция познавательной деятельности учащихся на основе упражнений
установления причинно-следственных связей;
3. воспитание мотивации учения.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Устные упражнения.
Посмотрите на ряд чисел: 18,5; 3,1; 6,0; 16,3; 9,2; 5,4; 15,6; 8,7; 10,9; 11,8.
Задание:
- Назовите самое маленькое число.
- Назовите самое большое число.
- Назовите числа в порядке убывания.
- Назовите числа в порядке возрастания.
- Дополните каждое число до 20.
Поддерживать интерес к устному счету, который является как бы разминкой перед основной нагрузкой, помогает табличка с рядом чисел. Приведу те задания, которые предлагаю ученикам по табличке с числами.
- назовите самое маленькое число; самое большое число,
- назовите числа в порядке убывания, в порядке возрастания, назовите число, которое на
… меньше 20,
- назовите число, которое на … больше 30,
- назовите число, которое состоит из … десятков и единиц,
- назовите число, в котором … десятков, … единиц.
- увеличьте первое число на … ,
- уменьшите второе число на …,
- от пятого числа отнимите второе число,
- четвертое число уменьшить на 1, 10,
- назовите предыдущее и последующие числа. Какое число больше – предыдущее или последующее? На сколько больше?
При изучении темы « Числа, полученные при измерении», использую таблички такого вида: 7 м; 82 см; 5 р. 7к; 6 см; 9 мм; 6 кг; 4 р; 18 к; 53 дм;
Задания:
- прочитайте числа. Как называются эти числа?
- назовите числа, которые получились при измерении массы, т.е. при взвешивании.
- назовите числа, которыми мы пользуемся при покупках, т.е. меры стоимости.
- назовите числа, которые получились при измерении длины.
- найдите меры длины и представьте их в более мелких мерах.
Однако именно запоминание чисел, над которыми производятся действия – важный момент устного счета. Тот, кто не может удерживать числа в памяти, в практической работе оказывается плохим вычислителем. Поэтому я больше внимания уделяю второму виду устного счета, когда числа воспринимаются только на слух. Ученики при этом ничего не записывают и никакими наглядными пособиями не пользуются.
Естественно, что второй вид устного счета сложнее первого. Но он и эффективней в методическом смысле – при том условии, что этим видом счета удается увлечь всех учащихся.
Последнее обстоятельство очень важно, поскольку при устной работе трудно контролировать каждого ученика. Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался учащимися как интересная игра. Тогда они сами внимательно следят за ответами друг друга.
Опишу некоторые формы устного счета, которые я применяю на своих уроках.
- Карточки для устного счета.
- Круговые примеры.
Выигрывает тот, кто быстрее разложит все примеры по порядку, начиная с любого примера.
- Математическое лото.
А. каждый ученик получает 4 – 6 карточек с примерами. Учитель читает ответ, ученики решают примеры. Если у ученика есть карточка с примером, ответ которого назван, он получает эту карточку с примером. Выигрывает тот, кто правильно выложит примеры с ответами.
Б. Каждый ученик получает 4 – 6 карточек с ответами на примеры. Учитель читает пример, ученики решают его. Если у ученика есть карточка с ответом, то он получает эту карточку с примером и кладет их рядом. Выигрывает тот, кто первым и правильно выложит примеры с ответами.
4.«Кто быстрее отгадает слово».
5. «Равный счет». Учитель называет любое число, а каждый из учеников по очереди должен составить такой численный пример, который дает в ответе названное число.
6. «Счет – дополнение». Один из учеников получает карточку – число, например 8. Ученик читает эту карточку и предлагает другому дополнить до 10, 20, 30, и т.д.
3.1. Математические диктанты.
Многие учащиеся слабо воспринимают на слух математические тексты. Одним из важных приемов преодоления этих трудностей являются математические диктанты. Они способствуют формированию у учеников способности воспринимать на слух математические примеры, улавливать смысловое содержание условий задач, овладевать математическими терминами. Использование математических диктантов в некоторой степени освобождает учащихся от необходимости воспринимать эти тексты зрительным путем. Во время математических диктантов ученики должны воспроизводить устные вычисления. После того, как произведены вычисления, ученики записывают в тетрадях готовые ответы. Тексты я диктую очень медленно. Это дает детям возможность осознанно воспринимать на слух содержание математических примеров или задач и уяснить их смысловое содержание. Проведение математических диктантов обеспечивает активное участие в работе всех учащихся, заставляет их быть внимательными, сосредоточиться на этой работе. Поэтому я в короткий срок получаю более правильное представление о том, как учащиеся знают основные вопросы из различных разделов программы.
Примеры математических диктантов. (Фрагмент урока).
Тема: сложение обыкновенных дробей.
Цели: 1. закрепить усвоение сложения обыкновенных дробей,
- развивать навыки самостоятельной работы.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Математический диктант. Дети записывают только ответы.
8 + 2 1 + 7 3 + 4 7 + 5
10 10 9 9 8 8 14 14
Подведение итогов.
3.2. Слуховые диктанты.
Один из видов устных упражнений – это слуховые диктанты, которые я провожу по геометрическому материалу. Использование в процессе изучения геометрии готовых чертежей без самостоятельного их выполнения учащимися приводит к образованию привычки к стандартному положению геометрических фигур. Малейшее изменение положения чертежа, например, поворот данной фигуры на плоскости, вызывает у учеников ошибки в узнавании чертежа. Вырабатывая у учащихся умение читать и создавать планиметрические чертежи, тем самым способствуем формированию навыков самостоятельной творческой деятельности. Сначала слуховой диктант я провожу таким образом: называю геометрические фигуры, а ученики выкладывают их в той же последовательности, какой я назвала фигуры. Затем усложняю: называю не только фигуры, но и указываю их расположение относительно той или иной фигуры или листочка бумаги. Например, «Положите круг, слева от него положите треугольник, справа- квадрат, вверху - прямоугольник. Сколько …….?».
3.3.Математические игры.
Ничто не стимулирует интеллектуальную деятельность человека лучше, чем игра. Педагогической наукой и практикой доказана эффективность применение игр в учебном процессе. Учащиеся с удовольствием в них играют, осваивая и повторяя при этом сложные темы, расширяя свой кругозор. В процессе игры вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, ученики не замечают что учатся, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей при игре. Во время игры ученики, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны. Но надо помнить, что игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Считаю, что на игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Поэтому я часто устные работы провожу в виде игры.
Перед каждой игрой ставится конкретная познавательная задача. Каждая игра содержит эмоциональный момент, побуждающий к активности учащихся. Используемые мной математические игры содержат коррекционные задачи. Они развивают процессы внимания, памяти, наблюдательности, мышления. В игре развивается речь, волевые усилия. Математические игры я применяю при изучении конкретных тем. Приведу пример фрагмента урока.
Тема: Решение примеров в пределах 100.
Цели: 1.формирование осознанного прочного усвоения детьми таблиц сложения и
вычитания в пределах 100.
2. формировать вычислительные навыки учащихся.
3. развивать память, мышление, воображение, речь детей.
4. воспитывать чувство коллективизма, взаимоуважения.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Устные упражнения «Кто быстрее отгадает слово».
Задание написано на доске. Ученики решают все вместе.
У 34 + 25 59 Ж 82 – 40 42
Р 66 – 21 45 Б 39 – 30 9
А 53 – 13 40 Д 48 – 2 40
- 45 59 42 9 40
Д Р У Ж Б А
- Нравится ли вам это слово? Почему?
- Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
На друга надейся. А сам не плашай.
Развитию познавательной активности при изучении таблицы умножения способствует использование игровых ситуаций.
Стихотворения С. Я. Маршака «Дважды два» помогает учащимся в игровой форме сделать первые шаги в освоении таблицы умножения.
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Что б ни случилось в мире –
И все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
Эти строки стихотворения помогают ученикам понять, что таблица умножения верна всегда, независимо от нашего настроения или каких-то событий. Именно поэтому она достойна уважения, т.е. ее надо учить и уметь применять.
Необходимое условие формирования навыков табличного умножения – умение учителя организовать внимание учеников в начале урока.
Этому способствует игра «Молчанка».
Хочется выделить игры, связанные с двигательной активностью детей: «Решето» «Пересадки» и др.
Игра «Решето»: ученики по очереди встают, устно решают пример и называют ответ. Ученик, который правильно назвал пример и его ответ, садится на место. Тот, кто ошибся, стоит, т.е. остается в «решете».
Игра «Пересадки». Эта игра проводится для того, чтобы учащиеся лучше усвоили названия компонентов действий. Учитель задает вопрос вида: «Как называются числа при умножении?» «Как называются числа при сложении?» Ученик, ответивший правильно на данный вопрос, пересаживается на отдельный стул и т.д. В конце игры подводится итог. «Кто пересаживался, тот молодец. Хорошо знаете названия компонентов».
Так же для устного счета можно использовать следующие игры: «Котята», «Щенки», «Утята», «В лес за грибами» и т.д.
Игра «Котята».
Цель: отработка навыков устного счета.
Перед учениками рисунки различных котят. Учащимся предлагается выбрать себе котенка. Но забрать его можно лишь тогда, когда правильно решишь задание на обратной стороне рисунка. Остальные ученики проверяют правильность выполнения задания.
Могут быть и другие цели, например:
- формирование вычислительных навыков.
- закрепление приемов сложения и вычитания.
Такие игры детям нравятся, они охотно выполняют задания. Данные игры вносят в урок разнообразие, оживление, дети меньше устают.
.
3.4. Загадки, задачи – шутки математического содержания.
Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными являются загадки и задачи – шутки.
В загадке математического содержания используется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Например, два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол).
Задачи – шутки – занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большой мере проявить находчивость, смекалку, понимания юмора.
Например, ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое). Когда цапля стоит на одной ноге, она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на 2 ноги?
Назначение загадок и задач-шуток состоит в приобщении учащихся к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.
Занимательные задачи, загадки используются мной на уроках математики с целью уточнения, конкретизации знаний у учеников о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. При этом занимательный материал я подбираю исходя из цели занятия и уровня развития учащихся.
Приведу пример фрагмента урока.
Тема «Меры веса».
Цели:
- повторить единицы массы, их соотношения;
- развитие вычислительных навыков;
- создать у детей хорошее настроение, повысит их познавательную активность.
Ход урока.
- Организационный момент
- Устные упражнения
- загадка-шутка: если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет
весить курица, если будет стоять на двух ногах?
IV. Требования к изготовлению раздаточного материала.
При изготовлении раздаточного материала (карточек) элементы, включающиеся в карточку, должны резко отличаться по коэффициентам отражения. Лучшим для восприятия является сочетание: черные на светлом фоне, светлые – на черном, черной окраски с желтой. Содержание карточки должно быть просто, величина средняя, окраска не должна быть пестрой, должны быть ярко выражены контуры цифр. Применение карточек устраняет то напряжение, которое вызывается чтением цифр, иногда нечетко написанных в книгах.
К написанию цифр на карточках должны быть предъявлены определенные требования. Надо выбирать наиболее простые очертания цифр, ясно выделяющие характерные особенности той или иной цифры и проверить линии одинаковой или почти одинаковой толщины. Так, цифра 3 должна быть хорошо раскрыта, чтобы ее легко можно было отличить от цифры 8, верхняя часть цифры 3 должна быть хорошо закругленной, чтобы ее легко можно было отличить от цифры 5. Цифры 1 и 7 ученики часто путают. Поэтому при подготовке карточек или их записях на доске нужно верхнюю часть цифры 7 делать достаточно длинной.
Высоко оценивая наглядность и широко применяя ее, нужно в то же время помнить, что наглядность – не самоцель, а одно из средств достижения твердого усвоения математических знаний и развития у учащихся логического мышления.
Заключение.
Для большинства учителей устные упражнения стали неотъемлемой частью урока. Осознание целей каждого упражнения, органическое включение устных упражнений в содержание урока, совершенствование методики их проведения может сделать эту форму работы достаточно эффективной. Считаю, что устные упражнения особенно большое значение имеют для формирования сознательного усвоения законов и свойств математических действий. Систематическое включение устных упражнений на уроке вырабатывает прочные вычислительные навыки, что приводит к гораздо меньшим проблемам у учеников с математикой. Системы устных упражнений, которые предлагаю по некоторым темам, способствуют сознательному усвоению знаний и освобождают учащихся от излишней зрительной работы, устные упражнения они могут использовать для сокращения письменных вычислений. Считаю, что применение раздаточного материала, игр обеспечивает активное и сознательное усвоение учебного материала учащимися, дают возможность избавиться от формальных знаний.
В своей работе также осветила некоторые общие вопросы содержания, организации и методики проведения устных упражнений и предложила конкретный материал. Весь практический материал проверялся на уроках, которые я проводила на протяжении нескольких лет.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставило задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. … «Нет ни одной способности, -писал А.Н. Граборов,- которая не упражнялась бы в игре. Все высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития.» Поэтому в своей работе изложила методику игр. Задания, данные к играм, представляют собой образцы упражнений к определенным темам программы, из которых учитель может отбирать имеющиеся или составлять подобны, исходя из целей урока. Если упражнение целиком соответствует целям урока, то они могут быть взяты непосредственно в том виде, как они предлагаются в докладе. Весь материал, включенный в работу, апробирован на уроках математики. В докладе, на основе опыта по организации устной работы на уроках математики делаю попытки наметить некоторые пути и формы использования устных упражнений на уроке математики, показать целесообразность их применения в определенных условиях.
В результате проделанной работы развиваются внимание, память, наблюдательность, мышление, речь учеников. Учащиеся стали проявлять интерес к учению, повысилась активность на уроках, аккуратность в выполнении заданий, они овладели необходимыми навыками самостоятельной работы. Устные упражнения, математические игры, задачи – шутки оживляют учебный процесс, помогают лучше усвоить учебный материал, делают его доступным, снимают утомление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
В связи с введением обязательного ГИА и ЕГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать качественно задачи базового уровня. Важность формирования ...
Использование различных видов устных упражнений на уроке математики.
Важнейшей особенностью современного этапа развития школы является идея гуманизации и гуманитаризации образования.Гуманизацию обучения математике можно истолковать как направленность всего учебно...
Устные упражнения. Математика. 6 класс.
Устные упражнения по математике 6 класса в виде презентаций. Содержат материал по изучаемым темам и логические задачи....
Устные упражнения. Текстовые задачи
К современному уроку предъявляются высокие требования. В связи с этим учителю математики на каждом уроке необходимо осуществлять быструю и эффективную обратную связь. В решении этих задач важную роль ...
Устные упражнения. Задачи на проценты
Систематическое использование устных упражнений на уроках оживляет процесс обучения, повышает интерес учащихся к математике....
Устные упражнения по математике 10-11 классах в сентябре
Практика преподавания показывает, что устные упражнения-одно из сильнейших средств повышения качества знаний обучающихся. При небольшой затрате времени устные упражнения позволяют обучающимся решить н...
Доклад «Организация устных упражнений на уроке математики в начальной школе»
Организация устных упражнений на уроке математики в начальной школе...