Выступление на заседании МО "Условия обучения детей с ОВЗ в МКОУ "Любимовская СОШ""
материал

Алтухова Ольга Ивановна

В выступлении говорится о том, какие созданы условия для детей с ОВЗ в МКОУ "Любимовская СОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_zasedanii_mo_2_3.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Выступление на тему:

«Условия обучения детей с ОВЗ

в МКОУ «Любимовская СОШ»»

                                                                                                   Подготовила:

учитель класса коррекции

                                                                                       Алтухова О.И.

2018

      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. В пункте 16 статьи 2 дается определение обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Федеральный закон «Об образовании» указывает на специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностямиздоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы.

      В Законе установлены основные права обучающихся с ОВЗ и меры их социальной поддержки и стимулирования: предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34); обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации; предлагаются различные формы получения образования– обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, надомная, семейная, комбинированная, с применением дистанционных, электронных средств.Закон определяет круг основных образовательных программ на каждой ступени обучения:для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, создается адаптированная образовательная программаи индивидуальная образовательная программа.

        В МКОУ «Любимовская СОШ» по состоянию на 01.01.2018 года обучается 8 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, 7 из которых – инвалиды. Трое детей учатся в общеобразовательных классах: в 9 классе-с нарушением опорно-двигательного аппарата; в 7 классе- с ЗПР, в 4 классе- с нарушением слуха. Остальные учащихся имеют нарушение интеллекта. Они обучаются во 2 и 5 классах: 2а и 5 класс-надомное обучение, 2б класс-обучение в специальном коррекционном классе.

          Для обучения учащихся с ОВЗ МКОУ «Любимовская СОШ» прошло лицензирование. В школе создана нормативно-правовая база:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ.
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Федеральные образовательные стандарты для детей с ОВЗ и детей с умственной отсталостью.
  • Локальные акты: «Положение о реализации инклюзивной практики в ОУ (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ»;
  • Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);
  • Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в учебном процессе;
  • Договор с родителями детей с ОВЗ;
  • Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана;
  • Положение о разработке и реализации адаптированной или индивидуальной образовательной программы.

         В Уставе школы предусмотрены основные положения:

*приём детей с ОВЗ с учётом рекомендаций ПМПК и ИПР (для детей-инвалидов;

*обучение на основании индивидуального учебного плана, адаптированной или индивидуальной образовательной программы;

*создание специальных образовательных условий;

*заключение договора с родителями;

*организация сетевого взаимодействия.

            Для детей-надомников разработаны индивидуальные образовательные программы. С этими детьми занимаются учителя начальных классов: Жигулина О.В., прошедшая переподготовку и курсы повышения квалификации для работы в классах для детей с ОВЗ, и Жолудева Е.И., прошедшая курсы повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ. Учащиеся 2б класса обучаются по адаптированной образовательной программе, которая разрабатывается с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалидов и включает следующие направления деятельности:

* анализ и подбор содержания;

     * изменение структуры и временных рамок;

      *использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Адаптированная образовательная программа обучения предусматривает:

     *корректировку учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения);

     *корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с ОВЗ.

     *комплекс мероприятий по медико-психолого-социально-педагогическому сопровождению.

        Обучающиеся с ОВЗ в МКОУ «Любимовская СОШ» занимаются по специальному учебному плану.   Учебный план разработан на основе базисного учебного плана для детей с нарушением интеллекта с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, обеспечивает получение обучающимися образования и предпрофессиональной трудовой подготовки. Рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана разработаны на основе примерных программ для специальных общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой.

         Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счёт части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса.

          С учащимися с ОВЗ, которые обучаются в коррекционном классе и на дому, занимаются 6 учителей, двое из которых прошли годичные курсы переподготовки по дефектологии, 2 –курсы повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ. Второй год в школе работает педагог-психолог.  

             Целью работы психолога с детьми с ОВЗ является коррекция в отклонении развития и создание благоприятной социальной адаптации.

         Основными направлениями деятельности психолога с детьми с ОВЗ являются:

- Психодиагностическая работа;

- Коррекционно-развивающая работа;

Содержание направлений деятельности:

1. Диагностическая работа проводится с целью составления социально-психологического портрета ребенка. После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы.

2. Коррекционно-развивающая работа ориентирована на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и самосознание. Программа включает в себя следующие блоки: коррекция познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития. Занятия проводятся индивидуально и по группам. Содержание работы направлено на:

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие мелкой моторики;

- развитие внимания, его распределения;

- развитие памяти, зрительной, тактильной, образной;

- развитие мышления, в том числе образного и элементов логического;

- развитие операций анализа и синтеза;

- развитие восприятия, воображения;

- развития умения классифицировать предметы и их свойства;

- развития умения определять последовательность событий и т.д.

           Для обеспечения сенсорного развития и релаксации детей с ОВЗ используется комплект сенсорного оборудования:

Сухой бассейн

             Для детей с ограниченными возможностями здоровья сухие бассейны имеют большое значение, предоставляя возможности релаксации, эффективной зрительной и звуковой стимуляции. Легкие шарики мягко удерживают тело ребенка, позволяя ему принять любую позу. Мячики небольших размеров влияют на развитие мелкой моторики рук, а игры в таком бассейне оказывают массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию, что положительно сказывается на самочувствии и настроении ребенка. Так же с помощью кнопок, расположенных на бортах бассейна можно управлять цветами, что стимулирует зрительные ощущения и восприятия ребенка. А мягкая обшивка делает игры безопасными.

Пузырьковая колонна

             Такая колонна способствует формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации. В пузырьковой колонне происходит игра трех основных стихий: воды, воздуха и света. Всплывающие в воде многочисленные пузырьки воздуха образуют бесконечное множество причудливых сочетаний и форм, что стимулирует зрительные ощущения и восприятия ребенка. Управлять подсветкой можно вручную. Вибрация, исходящая из колонны способствует развитию тактильных ощущений. Отражения пузырьковой колонны в зеркалах создают дополнительный визуальный эффект.

Фиброоптическое волокно

          Занятия сфиброоптическими нитями способствуют эмоциональному расслаблению, способствуют активизации кинестетических ощущений, развивают воображение, познавательные процессы, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации.

Фиброоптический настенный ковер «Млечный путь»

         Он создаёт эффекты светящихся звёзд.  Управлять им можно с помощью пульта, что удобно для детей с ограниченными возможностями. Когда ребёнок касается ковра, у него создаётся впечатление, что он касается звёзд.  Фиброоптический ковер используется для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, развития воображения, концентрации внимания, восприятия, фантазии, пространственных представлений и ориентировок, снятию напряжения.

Интерактивная светозвуковая панель «Фонтан», «Лестница света»

       Панель применяется как для индивидуальных, так и для групповых занятий. Используется при проведении терапевтических занятий.

        Два раза в неделю проводятся логопедические занятия.

        Целью работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья является создание оптимальных психолого-педагогических условий для обучения и воспитания, коррекции в развитии, социальной адаптации, психическом развитии.  В осуществлении этих целей первыми помощниками являются родители, которые часто посещают школу, внеклассные мероприятия, участвуя в их подготовке и проведении (Новогодний праздник, Мамин праздник, День защитника Отечества, 8 Марта и др.), родительские собрания. Тематика собраний разнообразная: «Режим дня и здоровья», «Воспитание доброты и внимания к одноклассникам», «Профилактика дорожно-транспортного травматизма», «Воспитание трудолюбия в семье», «Развитие желания учиться», «Воспитание бережного отношения в окружающей среде», «Семейное чтение художественной литературы. Воспитание любви к детской книге». Проводилось анкетирование по разным вопросам: любимое занятие ребенка, любимая песня, любимый праздник, любимое время года и др.

         Очень часто классный руководитель проводит индивидуальные беседы с родителями. Осуществляется посещение учащихся на дому, ежедневная телефонная связь. Родители коррекционного класса проявляют высокую ответственность и участие в учебном и воспитательном процессе.

         В 2015-2016 учебном году МКОУ «Любимовская СОШ» выпустила 9 класс, который обучался по специальной программе для детей с нарушением интеллекта. Учащиеся сдавали один выпускной экзамен по трудовому обучению. Они получили свидетельство об окончании основной школы.  В настоящее время все выпускники этого класса продолжают обучение в Курском монтажном техникуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагогического совета "Здоровье детей-здоровье нации"

Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и  России.     Забота о здоровье нации – одно из...

Выступление на открытом заседании ПМПк "Обучение детей с особыми образовательными потребностями: поиск, перспективы, решения."

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуал...

Доклад для выступления на заседании ШМО учителей трудового обучения «Психоэмоциональный настрой детей класса со сложной структурой дефекта как важная составляющая здоровьесберегающих технологий»

Доклад для выступления на заседании ШМО учителей трудового обучения  «Психоэмоциональный настрой детей класса со сложной структурой дефекта как важная составляющая здоровьесберегающих технологий»...

Выступление на заседании в Московской областной Думе «Особенности организации образовательной деятельности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)». 12.04.2017г.

Конституция Российской Федерации гарантирует право всех граждан нашей страны на образование, независимо от их состояния здоровья и места жительства.Главной целью государственной политики в области обр...

Выступление на заседании МО "Образование детей-инвалидов в России"

В выступлении рассказывается о вариантах обучения детей-инвалидов в России, о формах обучения детей-инвалидов в МКОУ "Любимовская СОШ"...