Статья "Ситуация успеха"
статья

калинина светлана сергеевна

Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha_statya.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

В концепции модернизации российского образования отмечается, что целью школьного образования является не только сумма знаний, умений и навыков, но и активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная адаптация обучающихся.

Общей целью работы всех педагогических коллективов является создание условий для развития индивидуальных особенностей обучающегося, формирование потребностей к самовыражению, общей культуры личности, воспитание гражданственных и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям, воспитанию успешного человека. Одним из направлений учебно-воспитательного процесса является обучение и воспитание успехом.

Успех в учении, труде, творческих начинаниях – это залог успеха в жизни. Успех – это реализованная цель. Ощущение успеха связано с признанием, с возможностью показать себя, ощутить свою значимость, ценность. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к труду.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Выделяют несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания.

Данный метод особенно важен в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть  изолированность и пассивность.

 Ситуация успеха становится фактором развития личности школьника. Создание ситуации успеха должно стать необходимостью, потребностью.

  Если взрослые, обладающие авторитетом у детей, мало поощряют  их за успехи,  и наказывают за неудачи, в итоге формируется мотив избегания неудачи, который не является стимулом в достижении успеха. Если внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов приходится на успех, то складывается мотив его достижения. Ситуация успеха – субъективное переживание человеком личностных достижений. Задача воспитателей – создать такую ситуацию и во внеурочной деятельности.

Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества. Особенно важно, что общественная работа содержит предпосылки для преодоления замкнутости детского коллектива. Формирование умения нести ответственность не только за себя, но и за весь коллектив, умения потребовать от других и подчиниться требованиям товарища, подчинить свои интересы интересам коллектива требует, как можно раньше включить детей в посильную общественную работу. Выполнение общественных поручений включает в себя различные виды деятельности: организационную, элементы самообслуживания, бытового и учебного труда. Это создает предпосылки для упражнения детей в правильном поведении в самых разных условиях и воспитания правильного отношения к различным видам деятельности.

Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя.

Методы стимулирования поведения и деятельности:

  1. Методы эмоционального стимулирования:

Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность.

Виды поощрения: ободрение, похвала, благодарность, награждение грамотой или подарком.

Любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное - отметить старание, верный нравственный поступок, поскольку для некоторых детей достижение даже невысоких результатов требует приложения больших усилий. В качестве поощрения можно поручить воспитаннику  выполнение почетной обязанности.

Данный метод стимулирования, в воспитании успехом, можно использовать во всех классных коллективах младшего звена. В первых классах у педагогов по отношению к ребенку,  наградой является и улыбка, и выразительный жест, и кивок головы, и теплое слово. В классе могут вовремя подбодрить, одобрить, похвалить, поддержать («Не бойся, ты ведь смелый», «Постарался — вот и получилось», «У нас в классе все послушные, и Витя — тоже»), что является эффективным средством формирования положительного поведения младшего школьника.

В качестве награды, за примерное поведение и хорошую учебу, можно пообещать обучающимся съездить в парк, сходить на детский сеанс в кино, в кафе, поощрить воспитанников подарками и т.д.

Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету. Соревнуясь, школьник развивает физические, нравственные качества.

Эффективность соревнований повышается, когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.

Условия соревнования в младших классах необходимо смягчить игрой. В игре, как известно, не так остро переживаются поражения, и всегда остается возможность выиграть в следующий раз.

Использование метода соревнования необходимо расширять, так как в педагогически правильно организованном соревновании есть действенные стимулы для повышения эффективности воспитательного процесса.

Использования игровых моментов.

Игровые приемы  определяются, как ситуации,  состоящие  из  игровых действий,  разработанные  педагогом  с  учётом знаний и интересов детей,  способствующие  решению дидактических и  творческих  задач путем  создания игровых мотивов деятельности  детей на  занятии. Игровые  приёмы  оказывают  влияние на  эффективность работы детей на  занятиях,  формируют  отношение детей к обучению, способствуют  качественному  освоению определенного материала и развитию творчества. Игра является самой ценной деятельностью, обеспечивающей ребёнку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, и как  формой, в которую может облекаться обучение. Игровые приемы на занятии необходим в тех случаях, когда цели деятельности важны для детей, но недостаточно привлекательны или когда цель является важной, но сам процесс деятельности не приносит детям удовольствия. Введение элементов игры вызывает у детей стремление как можно лучше выполнить работу и формирует у них ответственное отношение к любым делам.

2)Методы развития познавательных интересов:

Стимулирование занимательным содержанием.

Этот принцип находит свое выражение, прежде всего в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Занимательность на занятии – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание обучающихся и стимулирующих их к дальнейшей работе. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстративного материала, художественной литературы, музыки и изобразительных средств

Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“СОЗДАНИЕ СРЕДЫ,ПОБУЖДАЮЩЕЙ К УСПЕХУ. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У ШКОЛЬНИКА”

   В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с  нежеланием детей учиться. Вероятно, причины этого следует искать не только внутри школы, но и за её стенами. Вредные прив...

Исследовательская деятельность: от успеха учителя - к успеху ученика

Если Вы занимаетесь исследовательской деятельностью в области языкознания - ознакомьтесь с данным материалом....

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха"  в старших классах (презентация и конспект)...

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

Классный час «Формула успеха» Для учащихся 8 – 9 классов Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.

Очень скоро вы выйдете в бескрайний океан взрослой жизни. Этот океан очень прекрасен и хранит много тайн, может быть, именно тебе предстоит открыть одну из тайн. Но океан жизни полон также бурь и тума...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...