Ранняя диагностика нарушений чтения и его коррекция.
статья
Выступление на МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_diagnostika_narusheniy_chteniya_i_ego_korrektsiya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя диагностика нарушений чтения и его коррекция.
Учитель-логопед МКОУ «ПСОШ» Морозова Л. А.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – овладение навыком чтения.
Нельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько несчастливых Саш и Серёж уходят из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями.
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию.
Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:
- опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи);
- слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
- слияние нескольких слогов в слово;
- интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.
На основании логопедического обследования детей возникла необходимость в обучении детей чтению. Результаты проверки обучающихся первых классов показали, что в каждом классе имеются дети, которые не умеют читать или читают по буквам.
Таким образом, появилась необходимость в проведении целенаправленной и систематической коррекционной работе.
Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.
Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:
• нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
• нарушением зрительно-моторной координации;
• нарушением моторики, графомоторных навыков;
• нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
• нарушением произвольного внимания;
• нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
• нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
• нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных, временных представлений.
Виды нарушений чтения в логопедии называются дислексией.
А.Н.Корнев разработал методический приём, позволяющий выявить предрасположенность к дислексии у детей 6-7 лет. Данная методика помогает выявить задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексий.
Во-первых, недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (например, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), вызывает у ребёнка трудности в овладении зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении (оптическая дислексия).
Во-вторых, нарушения чтения могут вызываться нарушением высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических (фонематические, семантические, аграмматические дислексии). Эта группа нарушений чтения является наиболее распространённой.
На основе данной методики была составлена карта обследования обучающихся.
Обследование обучающегося по методике А.Н.Корнева
“Раннее выявление дислексии”.
Ф.И.обучающегося _____________________________________; _______ класс
Тесты 1 2 3 Кол-во баллов
1. Рядоговорение
2. Ритмы
3. Кулак-ребро-ладонь
4.Повторение цифр
Заключение: ________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Дата_________________
Подпись экспериментатора _________ / _______________________ /
Методика и правила оценки выполнения заданий.
“Рядоговорение”. Инструкция: “Перечисли по порядку времена
года и ( после ответа на вопрос) дни недели” (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде
наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).
Оценка (в баллах):
1) правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов;
2) правильно ответил на один вопрос – 2 балла;
3) не ответил ни на один вопрос – 3 балла.
Примечание. Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени,
а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.
2. “Ритмы”. Инструкция: “Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же”. После этого
однократно производится серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:
1) простые ритмы - !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!, если задание выполнено, верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
2) сложные ритмы - !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.
Оценка:
1) выполнены оба задания – 0 баллов;
2) выполнены только простые ритмы – 2 балла;
3) не выполнено ни одного задания – 3 балла.
Примечание. Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У взрослых данный тест диагностирует
поражение премоторных и височных структур правого полушария.
У детей затруднения отмечаются при право- и левополушарном поражении.
3. Тест “Кулак-ребро-ладонь”. Инструкция: “Посмотри внимательно
на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же”. Экспериментатор демонстрирует ребёнку трижды подряд
последовательность из трёх движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.
Ребёнок так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность.
Оценка:
1) правильное воспроизведение с одной – двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов;
2) правильное воспроизведение после 2-й демонстрации или после трёх демонстраций с 1-й попытки – 2 балла;
3) правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстраций или после трёх демонстраций со 2-й и более попыток – 3 балла.
Примечание. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.
4. Субтест “Повторение цифр”. Инструкция: “Сейчас я назову тебе какие – нибудь несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке.” После этого экспериментатор ровным голосом называет ряд из трёх цифр (см.цифровые ряды).
Цифровые ряды
1) 3-8-6 6-1-2 3-4-1-7 6-1-5-8 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6
2) 2-5 6-3 5-7-4 2-5-9 7-2-9-6 8-4-9-3
Оценка:
1) итоговый результат больше 6 – 0 баллов;
2) итоговый результат равен 6 – 2 балла;
3) итоговый результат меньше 6 – 3 балла.
При обследовании детей 6,5 – 7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за “Рядоговорение”, “Повторение цифр” и за тест “Кулак-ребро-ладонь” или “Ритмы” ( из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
Обучающиеся 1-х классов, испытывающие трудности в формировании навыка чтения зачисляются на логопедические занятия.
Коррекционная работа проводится в форме групповых занятий. Мною был подобран и систематизирован практический материал по данной теме и определена система деятельности с нечитающими обучающимися и читающими по буквам.
Для формирования прочных технических навыков чтения, я использую различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие:
• пространственного восприятия, пространственных представлений;
• зрительного восприятия, зрительной памяти;
• слухового восприятия;
• фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
• мелкой моторики, графомоторных навыков;
• зрительно-моторной координации;
• слухоречевой памяти;
• произвольного внимания.
С целью формирования устойчивого интереса к занятиям, использую упражнения игрового характера, головоломки, кроссворды.
Таким образом, используемые в работе методики, дают положительный результат. Скорость, качество и техника чтения улучшаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида.
Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии личности и возникает на почве познания окружающего мира. Развитие ...
Ранняя диагностика речевых нарушений у детей с РДА.
Одним из основных проявлений синдрома раннего детского аутизма (РДА) являются особые отклонения в речевом развитии. При всём клиническом разнообразии этих отклонений их основной общей чертой является ...
Ранняя диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений ( консультация для учителей- логопедов, педагогов, родителей )
В настоящее время неуклонно растёт число детей с речевыми нарушениями. Для предупреждения тяжелых форм речевого развития важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и ...
"Ранняя диагностика и коррекция в развитии детей"
Раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии:цели, принципы, содержание, ценность....
Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"
ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...
Возможности игровой терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях кабинета коррекции
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ООП....
Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фа...