Работа в МО естественно-математического цикла
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предметные недели необходимо проводить для повышения интереса к предмету
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предметная неделя по математике и информатике.
Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев сделать его немного занимательным.
Б. Паскаль
Цель проведения предметной недели — развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества, повышение профессионального мастерства учителей через подготовку материалов к викторинам, конкурсам, беседам и урокам
Задачи предметной недели:
- совершенствование профессионального мастерства учителей через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучению математики и информатики;
- выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению математики и информатики.
Проведение предметной недели.
Направление первое. «История математики и информатики».
Направление второе. «Занимательная математика и информатика».
Направление третье. «Математические состязания».
Направление четвертое. «Прикладная математика».
Направление пятое. «Математические игры».
Подведение итогов предметной недели .
План проведения предметной недели по математике и информатике
Дата | Мероприятия | Участники | Время | Ответственные |
10 марта вторник |
| 6-11кл 10б 7а | В течение дня на каждом уроке математики (5-7 минут) 1 урок 3 урок | Бигбашева Л,В. Гришкова Л.Н. Сенчурина А.К. Сенчурина А.К. Бигбашева Л,В. Гришкова Л.Н. Сенчурина А.К |
11 марта среда |
| 5-10 кл 8б 10б 6 а,б классы 11а | На уроках математики(5-7 минут) 2 урок 6 урок 7 урок В 15.15 и на больших переменах прием ответов на задания из математических газет | Бигбашева Л,В. Гришкова Л.Н. Сенчурина А.К. Сенчурина А.К. Бигбашева Л,В. Бигбашева Л,В. Сенчурина А.К. Бигбашева Л,В. Гришкова Л.Н. |
12 марта четверг |
| 7б 7а 8а | 2 урок 3 урок 6 урок В 15.15 каб 33 В 15.15 и на больших переменах прием ответов на задания из математических газет | Сенчурина А.К. Сенчурина А.К. Сенчурина А.К. Бигбашева Л,В. Сенчурина А.К. |
13 марта пятница |
| 9 б 9а 9а | 1 урок (15 минут) 6 урок (15 минут0 5 урок Кабинет 33 в 15:15 | Бигбашева Л.В. Бигбашева Л.В. Гришкова Л.Н. Сенчурина А.К. Бигбашева Л,В. Гришкова Л.Н. Сенчурина А.К |
14 марта суббота |
| 5б 5а | 3урок 4 урок | Сенчурина А.К. Сенчурина А.К. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знаете ли вы, что у числа (ПИ) есть два неофициальных праздника. Первый — 14 марта в Америке . Второй — 22 июля в европейском формате . Почему?
Предварительный просмотр:
Тема: « Использование инновационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
Бигбашева Л.В.
На уроках в течении 3 лет я использовала различные технологии (информационно-коммуникативные технологии, дифференцированный подход в обучении, технологии проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии и др.)
В этом году я широко использую групповую форму работы. На мой взгляд, это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность этой формы работы в том, что здесь происходят непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство их деятельностью со стороны учителя.
Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения, у них формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.
Поэтому в этом году план работы был следующим:
- Изучение литературы по данной теме.
- Изучение педагогического опыта.
- Этапы проработки материала.
- Творческое сотрудничество.
- Практические выводы после проработки темы.
- Отчет по теме на МО.
Ожидаемые результаты работы:
- растет самокритичность ребенка,
- возрастает глубина изучаемого материала,
- растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся,
- возрастает сплоченность класса,
- меняется характер взаимоотношений между детьми, дети согласовывают свои действия,
- учатся делать выводы по предметному содержанию,
- формируется терминологическая речь.
Актуальность и перспектива опыта.
Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов(таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.
Теоретическая база опыта.
Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.
Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:
- класс разбивается на несколько групп от 2 до 6 человек;
- каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
- внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
- выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности. Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.
Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников ( хотя группа состоящая только из слабых учеников себя не оправдывает).
Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся.
Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».
/Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119/
Мною также были изучены материалы:
http://www.profistart.ru/ps/blog/28008.html
Экспериментальная разработка “Обучение распределению ролей в группе (на примере решения задач на уроках математики)” Ткаченко Римма Анатольевна
ttp://xreferat.ru/71/2884-1-primenenie-metoda-proektov-v-nachal-noiy-shkole.html
Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. – М.: Знание, 1975. – 64 с
В ходе изучения данной темы сформировались правила работы
1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
7. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
Преимущества групповой работы:
- грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
- формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
- в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
- учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
- у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
- для решения большинства задач необходима работа всей группы;
- какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
- улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
- не дает возможности спрятаться, задействованы все;
- вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
- совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.
Функции учителя
Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:
- объяснение цели предстоящей работы;
- комплектование групп;
- комментарий к заданиям для групп;
- контроль за ходом групповой работы;
- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
- после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
Адресная направленность опыта:
- опыт организации групповой формы деятельности универсален для всех предметов, любого цикла;
- возможность использования опыта в различных возрастных коллективах, с учетом возможностей и потребностей учащихся;
- творческий подход учителя к организации групповой деятельности делает эту форму интересной, доступной, дающей самую важную основу для развития личности через общение, сотрудничество.
Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.
Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы.
И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы, тем профессиональнее будет наша работа.
Групповая работа решает проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненныхценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Примеры работы в группах:
Мозговой штурм.
- Используется для генерации идей.
- Соблюдается жесткий регламент.
- Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
- После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.
- Игра «Продолжи».
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).
- Снежный ком.
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
- Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
Развивающая ценность групповой формы работы:
- развитие мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самостоятельности и активности, уверенности в себе;
- развитие наглядно-чувственной базы для теоретических обобщений;
- развитие умений целеполагания, контроля, оценки, самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;
- развитие интереса к предмету;
- происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Воспитательная ценность групповой работы:
- совместное переживание, вызванное решением задач группой;
- формирование собственной точки зрения, научных убеждений;
- улучшение психологического микроклимата на уроке;
- способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.
Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам.
Также я принимала участие в вебинарах международного образовательного портала «Солнечный свет»по темам которые включают и групповую работу: «Игровые здоровьесберегающие технологии в образовательной организации». «Эффективная реализация ФГОС», «Приемы снятия агрессии у детей»
Публикация урока на Инфоуроке «Тригонометрические тождества» 10 класс. С использованием парной работы.
Выводы:
Вся моя работа направлена на создание адаптивных условий для обучения математике. Адаптивные условия нужны для того, чтобы учить детей с разными уровнями обучаемости, удовлетворять потребности в получении образования по математике в соответствии с зонами развития учеников. Охрана здоровья.
Выбор методической темы был целесообразным, правильным.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла за 2011-12 учебный год.
Анализ работы МО....
План работы МО учителей естественно-математического цикла.
План работы МО учителей естественно-математического цикла....
План работы методического объединения естественно-математического цикла
Для руководителей методического объединения естественно-математического цикла...
План работы ШМО учителей естественно-математического цикла на 2011/2012 уч.г.
План работы ШМО учителей естественно-математического цикла на 2011/2012 уч.г...
План работы мо учителей естественно-математического цикла
План работы учителей естественно-математического цикла небольшой сельской школы....
Анализ работы методического объединения естественно - математического цикла за 2012 - 2013 год.
Методическое объединение работало над темой "Повышение качества образования через использование новых современных технологий и ИКТ"...
Внеурочная работа по предметам естественно-математического цикла
Внеурочная работа по предметам естественно-математического цикла...