Критический анализ
статья
Применение технологии критического мышления в преподавании иностранных языков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskiy_analiz.docx | 114.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков студентов, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок, но при всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Признаки критического мышления:
- формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
- формирование самостоятельного, ответственного мышления;
- аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения);
- многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон);
- индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией;
- социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия дискуссия).
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы XX века американскими учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: «Как учить мыслить?» Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.
Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Конструктивную основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: вызов, осмысление, рефлексия.
- На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
- На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
- Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
В ходе работы в рамках этой модели школьники овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
ВЫЗОВ | ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ | РЕФЛЕКСИЯ |
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) | Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) | Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла. Рассмотрим подробно каждый этап.
Первая стадия (фаза) – вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приёмы и методы:
- составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и т.д.
Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы – методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Деятельность преподавателя: вернуть студентов к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность студентов: обучающиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приёмы и методы:
- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устных и письменных круглых столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).
Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания, некоторые элементы «критического мышления» хорошо знакомы российским педагогам, но, в целом, данная разработка является новой образовательной технологией.
Технология развития критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования студентов;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология развития критического мышления дает преподавателю:
- умение создать на уроке атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других преподавателей.
Подводя итоги, следует отметить, что технология развития критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, преподаватель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Технология располагает огромным арсеналом приёмов и стратегий. Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают студента и преподавателя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Основные методические приемы развития критического мышления
- Прием «Кластер»
- Таблица
- Учебно-мозговой штурм
- Интеллектуальная разминка
- Прием «Инсерт» (чтение с маркировкой)
- «Ключевые слова»
- Эссе
- Приём «Корзина идей»
- Приём «Составление синквейнов»
- Метод контрольных вопросов
- Приём «Знаю.../Хочу узнать…/Узнал…»
- Круги по воде
- «Верите ли вы…»
- «Тонкие» и «толстые» вопросы
- Приём «Чтение с остановками»
- Приём « Взаимоопрос»
- Приём «Перепутанные логические цепочки»
- Приём « Перекрёстная дискуссия»
Представляем описание основных наиболее часто применяемых приёмов данной технологии.
Ведущим приёмом могут стать гроздья (кластеры). Грозди – графический приём в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: это наша тема; вокруг неё – планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у планеты – свои спутники, у спутников – свои. Кластеры помогают студентам, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Мы располагаем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, это выглядит так:
Данный приём эффективно используется на всех стадиях технологии.
Другой приём – «верные или неверные утверждения». Например, началом урока могут быть предложены высказывания.
Затем попросим студентов установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим студентов оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Ещё один приём данной технологии, который часто используется, – это маркировка текста по мере его чтения «Инсерт».
ИНСЕРТ
I – interactive
N – noting самоактивизирующая «V» - уже знал
S – system системная разметка «+» - новое
E – effectivt для эффективного «-» - думал иначе
R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы
T - thinking
Во время чтения текста необходимо попросить студентов делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации материала. Эти формы применяются как творческая рефлексия, но не только. Студенты с помощью предложенных приёмов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приёмы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока.
Авторы программы предлагают множество приёмов и методов визуальной организации материала, которые могут быть использованы на уроках, проводимых по технологии развития критического мышления.
Приём «Выглядит, как… Звучит, как…». Этот приём направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием. Например, понятие «технология».
Выглядит как… | Звучит как… |
- - Часы - Конвейер - Ступеньки лестницы - Яркая картинка | - - «Это ново!» - «Это интересно!» - песня: куплет, припев |
На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к данной таблице.
На стадии вызова работает и приём «П» - «М» - «И»: таблица «Плюс – минус - интересно», либо модификация данной таблицы «Плюс – минус - вопрос».
Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Этот приём можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей её с уже имеющейся, - это способ активной работы с текстом. Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:
В графу «П» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «М» – негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Есть вопросы»).
При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
Графические формы организации материала могут стать ведущим приёмом на смысловой стадии, например, дневники и «бортовые журналы».
Бортовые журналы – обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
Встретив в тексте ключевые моменты, студенты заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, преподаватель вместе со студентами старается продемонстрировать все процессы зримо, с тем, чтобы потом студенты могли этим воспользоваться.
Таблицы вопросов. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», которые преподносятся студентам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления. Мысль остаётся живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только студентвы, которые имеют вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Начнём с простых приёмов.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
? | ? |
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? | Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? |
На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д. Но возможно и отдельное применение приёмов, например, после изучения материала, темы мы просим учащихся составить кластеры (систематизировать материал).
Самыми распространёнными способами графической организации материала являются таблицы. Можно рассматривать данные приёмы, как приёмы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.
Приём «Концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Студенты получают следующий алгоритм работы по тексту (текст параграфа разделён на 5 отрывков по количеству учеников в группе):
- Чтение текста.
- Выделение главного, пересказ.
- Обсуждение информации в группе.
- Выделение линий сравнения и их запись на отдельных листах (карточках).
На стадии размышления группам предлагается презентовать «свои» линии сравнения. За презентацией следует обсуждение вопроса: «Какая важная информация не вошла в таблицу?»
В качестве домашнего задания учащимся предлагается выбрать одну из известных графических форм организации материала (таблицы, схемы), либо придумать собственное задание, которое они хотели бы выполнить.
Преимущества технологии развития критического мышления:
- Повышается ответственность за качество собственного образования.
- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
Unit VIII. COMPUTERS
Lesson 3. Computers: friends or foes
Цели:
- Активизация лексических навыков по теме «Компьютеры».
- Развитие умений и навыков аудирования для получения конкретной информации.
- Развитие умений и навыков говорения.
- Развитие коммуникативных навыков.
S t a g e s
- Introduction
- Warming-up activity (Ex. 1, p. 126)
T e a c h e r. Fill in the mind map.
Pupils fill in their chart. They may copy it in their notebooks or do it with the whole class on the blackboard.
- Phonetic activities (Ex. 2 (A), p. 126)
Pupils read the transcription of the following words:
access multimedia
crash software
database the Internet
e-mail (electronic mail) virtual reality (VR)
floppy disk virus
hard disk web site
hardware World Wide Web
laptop monitor
outlook printer
Pupils read the words after their teacher and then translate them.
- Lexical activities (Ex. 2 (A), p. 126)
- T e a c h e r. Explain these words in English.
E x a m p l e:
- Access
P1: Access is to find information, especially on a computer.
- Database
P2: Database is a large amount system of information stored in computer.
- Floppy disk
P3: Floppy disk is a small removable magnetic disk which is used to store data.
- Hardware
P4: Hardware is the electrical and mechanical parts of a computer system including the screen, the keyboard and the hard disk.
- Multimedia
P5: Multimedia is the combination of sound, graphics, video to present information on a computer.
- Ex. 3 (A), p. 127
T e a c h e r. Read the dictionary entries and answer the following questions.
- What parts of speech are the underlined words in the entries?
- Is it possible to understand the definitions without the underlined words?
- What is the role of the words and phrases given in Italics?
Monitor (v) – to watch or to listen to something carefully over a certain period of time for a special purpose.
Printer (n) – a machine which is connected to a computer and makes a printed record of computer information.
Outlook (n) – one’s general point of view.
Pupils learn to give definitions. Definitions are given through the use of the same part of speech as the defined words. Without them it is impossible to understand the definitions. The underlined words provide for specifying information.
E x a m p l e (a n s w e r s):
P1: They are the same part of speech as the defined words.
P2: It is impossible to understand the definitions without them.
P3: Words and phrases in Italics provide for specifying information.
- Ex. 3 (B), p. 127
T e a c h e r. This diagram can help you to give definitions.
T e a c h e r. Study it and define: computer, to chat, encyclopedia, convenient.
E x a m p l e:
P1: Computer is an electronic machine, that can store and process information.
P2: Encyclopedia is a book containing facts about many different subjects.
P3: Convenient means suited to one’s needs or to the situation.
P4: To chat means to talk in a friendly, informal manner.
- Listening (Ex. 4, p. 127)
- Pre-listening activity
Before listening pupils write down the new words:
- Encarta (a computer encyclopedia);
- word processor (a program or computer that is used for writing purposes);
- e-mail (electronic mail).
- Listening
T e a c h e r. Listen to the interview with Mike Phillips, a journalist and add more uses of computers to the mind-map from ex. 1, p. 126.
Pupils listen to the interview and add to the chart.
A n s w e r s:
- word processing;
- keeping track of life;
- e-mail;
- online relationships (chatting);
- for fun.
E x a m p l e:
T h e c h a r t
T e a c h e r. Match the phrases from the interview (first column) to the ones similar in me aning from the second column.
Pupils copy the vocabulary in their notebooks, then after checking add the correct matching expressions.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
K e y: 1b, 2f, 3e, 4d, 5c, 6a.
T e a c h e r. Listen to the interview again and fill in the gaps with the phrases from ex. 4(B), p. 127.
- I use it mainly for word processing (but not writing, which I still do with a pen), ____, ____ from the Internet, for writing purposes or for travel.
- I used to think the PC’s main purpose in our lives was to ___ it took to get things done so that people could enjoy other hobbies – skiing, for example.
- The PC is becoming ___ of our private and professional lives I should say.
- It was a small thing produced here in England, ____ the TV.
- And that was what got me really interested because the Macintosh is very ___.
Pupils can listen to the interview again and write down the words in their notebooks.
A n s w e r s:
- keeping track of my life, searching for information;
- reduce the time;
- an integral part;
- plugged into;
- user-friendly.
- Post-listening activity
T e a c h e r. Answer the questions. If necessary listen to the tape again and check yourself.
- How does he use a computer when he is going to travel?
- Why doesn’t the computer save time?
- When did he start using a PC?
- What kinds of PCs did Mike have?
- Why does he like the Macintosh?
- Would Mike rather have a computer or a person for company on a desert island?
- How has his life changed since he started using a PC?
- Speaking (Ex. 2 (A), p. 126)
T e a c h e r. Answer the following questions “A computer quiz” in pairs.
- The conclusion of the lesson.
Homework: WB Unit VIII, lessons 3-4, ex. 1-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение технологии критического мышления через чтение и письмо (анализ рассказа И.Бунина"Роман горбуна)
Состояние современного образования и тенденции его развития требуют новых подходов к развитию образовательной среды. Каждому педагогу хочется видеть своих учеников самостоятельными и инициативным, стр...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ "АНАЛИЗ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА "ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ"
УРОК РАЗРАБОТАН В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.НА УРОКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ 3 СТАДИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:ВЫЗОВ,ОСМЫСЛЕНИЕ,РЕФЛЕКСИЯ.НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРИМЕНЯЮТС...
Статья "Выявление стратегии анализа исторического источника для развития критического мышления учащихся"
Данная статья разработана на основе добровольного эксперимента с учащимися 8 класса. Итогом работы является разработка стратегии анализа исторического источника в помощь отстающим ученикам. Прим...
Выступление «Анализ урока математики с применением элементов технологии критического мышления»
Рассмотрение приемов критического мышления на примере определенного урока...
Мастер - класс " Кровь. Учимся читать анализы". Занятия в медицинском классе с применением приемов развития критического мышления
Мастер - класс " Кровь. Учимся читать анализы". Занятия в медицинском классе с применением приемов развития критического мышления...