Применение кейсовых технологий на уроке истории и обществознания
материал
Кейс-технологии на уроках истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_keysovyh_tehnologiy_na_urokah.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение кейсовых технологий на уроке истории и обществознания
Кейсовая технология (метод) обучения -это обучение действием. Суть case-метода заключается в том, что ассимиляция знаний и формирование навыков является результатом активной самостоятельной деятельности учащихся в разрешении противоречий, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие способностей.
Работая с кейсами, ученики учатся принимать правильные решения и применять теоретические знания в конкретной ситуации, могут оценить и выбрать лучший вариант для решения проблем. Эти навыки необходимы учащимся в реализации второй части ЕГЭ, включая задачи, требующие развернутого ответа. Данные задания направлены на проверку навыков применения знаний в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; решать исторические или обществоведческие проблемы, оценивать ситуацию.
В первоначальной версии кейс-технология называлась методом кейс-стади. Метод кейс-стади в образовании берет свое началов20-х годах прошлого века. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (из английского «case» ‒случай). Обучающимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только любую практическую проблему, но и актуализирует определенный набор знаний, которые необходимо изучить при решении этой проблемы. Сама проблема не имеет уникальных решений.
Кейс активизирует учащихся, развивает информационные и коммуникативные компетенции, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями
Безусловно, данная технологияимеет свои сильные стороны, к которым можно отнести
−возможность работы группы на едином проблемном поле. Например, кейсы в которых предлагается проблемная ситуация города (урокобществознания), где нет единственно-правильного решения, при этом есть определенные условия, ограничивающие ее решение. Обмениваясь результатами группы охватывают тему целиком.
−использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени. Например, в курсе истории это сочетание текста, графических изображений или военной карты.
Кейс-технология в курсе истории опирается на совокупность определенных дидактических принципов:
−индивидуальный подход к каждому ученику, учёт его потребностей и стиля обучения. В кейсах несколько этапов заданий и большое разнообразие форм работ. За счет того, что ребята в группах, внутри коллектива школьник обязательно выберет себе подходящую роль – кто будет направлять всех и распределит задания, кто-то займется поиском информации, кто-то анализом карт и диаграмм, ну, а кто-то харизматично презентует работу;
−максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора формы обучения, типа задач и способа их выполнения);
−обеспечение учеников достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи и статистические материалы в печати, видео-, интернет ресурсы, продукция компаний, деятельность которых анализируется);
−не загружать ученика большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях;
−формирование у ученика умения работать с информацией;
−акцентирование внимания на развитии сильных сторон ученика.
Наличие в структуре кейс-технологии споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Однако в этом случае возрастает нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения на уроке географии, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав учеников.
Можно выделить следующие этапы работы ученика (группы) с кейсом в ходе использования кейс-технологии в курсе обществознания или истории
1этап — знакомство с исторической ситуацией, её особенностями;
2этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
3этап — предложение тем для «мозгового штурма»;
4этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
5этап —решение кейса —предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные географические проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Кейс может быть использован и для самостоятельного изучения темы. В данном варианте он должен бытьне толькомаксимально объемным, но и учитывать психолого-возрастные возможности учащихся. Это возможно при изучении компактного события, небольшой темы, истории научного открытия или закона. Вопросы должны быть как по содержанию кейса, так и по содержанию текста учебного пособия. В данном варианте параграф учебника следует считать дополнительным материалом, наряду с иными источниками из книг или перечисленных учителем ресурсов Интернета.
Таким образом, кейс-технология в курсе истории или обществознания не самоцель в работе учителя, а адекватный инструмент формирования компетентностей, выходящих за пределы учебного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"
Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...
Презентация "Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"
Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...
Статья "Применение мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания с целью повышения мотивации обучающихся" - 2013 г.
Статья создана как выпускная работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...
«Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания».
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания». Причиной...
Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания
Практические задания на применение здоровьесберегающих технологий....
Применение иноваионных технологий на уроках истории и обществознания
Актуальность использования мультимедийнывх технологий, применение презентаций при изучении материалов урока, итоги применения технологий...
Применение здоровьесберегающие технологий на уроках истории и обществознания.
Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. П...