Программа внеурочной деятельности "Говорим, рисуем, пишем" 1 класс
рабочая программа

Вера Николаевна Абрамова

Программа внеурочной деятельности для развития мелкой моторики обучающихся 1 классов с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneur._1kl.docx45.7 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение -

средняя общеобразовательная школа №12 имени героя Советского Союза И.Н.Машкарина г.Орла

     

Рассмотрено на заседании ШМО учителей__________

Протокол №            от

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

____________

«Утверждаю»

Директор школы №12

___________В.Н.Кубышкин

Приказ №        от

                         Рабочая программа

Наименование учебного предмета внеурочной деятельности «Говорим, рисуем, пишем»

Класс 1

Уровень общего образования Начальное общее образование

Учебный год реализации программы 2018/2019

Количество часов по учебному плану всего   33 ч.; в неделю  1 ч. 

Учитель-логопед Абрамова В.Н.

                                                                                   

                                                                                             г.Орел,  2018г.

                                           Программа внеурочной деятельности

                                    «Говорим, рисуем, пишем»

                Пояснительная записка

Актуальность и основание

     Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.

     В ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать. Необходимо помочь ребенку развить определенные навыки, которые нужны для успешного овладения процессом обучения. Так при обучении письму очень важны развитие мелкой моторики, зрительно-пространственных ориентировок, формирование графомоторных навыков.

    Учащимся с ТНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).

    Сегодня специалисты сходятся во мнении, что письмо букв – это прежде всего создание и реализация программы движений. Смешение букв, состоящих из одинаковых элементов, их недописывание, неправильное соединение букв обусловлены слабой сформированностью двигательного стереотипа.

     В основу нашей работы положены исследования А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, Е.А. Кинаш, Т.П. Сальниковой, А.К. Аксеновой.

    А.Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма»  указывал, что при овладении графическим навыком письма для младших учеников, особенно первоклассников, характерна очень большая затрата энергии, неэкономное вовлечение в исполнение лишних движений мышц.

    Т.П. Сальникова («Методика обучения грамоте») утверждает, что на начальном этапе обучения письму необходимо сосредоточить внимание на графике.  

    «Занятия лепкой, конструированием подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее», - отмечает Е.А. Кинаш  в работе «Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии».  

    Практическую работу мы строим на основе разработок Иншаковой О. Б., Крупенчук О. И., Гавриной С. Е., Кутявиной Н. Л., Топорковой И. Г., Щербининой С. В., Мазановой Е.В.

    При составлении программы были использованы нормативные документы:

- Федеральный закон российской Федерации № 273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ № 1598 от 19.12.2014г. об утверждении ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

1. Цель.  Задачи. Формы, методы, приемы. Принципы.

Данная программа разработана для обучающихся 1 класса с ОВЗ.

Целью  данной программы является развитие графомоторных навыков обучающихся первых классов с ТНР со слабо развитой мелкой моторикой рук.

Задачи:

Обучающие:

- обогащение словарного запаса;

- совершенствование связной речи;

- формирование и совершенствование тонкокоординированных движений рук.

Воспитательные:

- формирование мотивации к обучению;

- формирование усидчивости и аккуратности в работе.

Развивающие:

- развитие фонематических процессов;

- развитие зрительно-пространственной ориентировки;

- развитие зрительно-моторной координации.

Форма работы – групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративные, игровые, практические.

Приемы: использование картинного материала, сигнальных карточек, кинезиологических упражнений, индивидуальных рабочих тетрадей.

Периодичность – 1раз в неделю.

 При построении программы мы руководствовались следующими принципами:

    Принцип наглядности, обеспечивается применением сюжетных и предметных картинок, демонстрацией  процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением таблиц, трафаретов и других пособий.

   Очень важно, чтобы обучение этим навыкам было сознательным. Это означает, что навыки, приемы, привычки, которые формируются, должны быть разъяснены ученикам и понятны им.

    Большое значение имеет принцип повторения материала, который осуществляется  в основном в упражнениях. Хочется отметить, что повторение особенно важно на первых этапах обучения, так как за время перерывов в учении (болезни, каникул) дети довольно часто забывают правила при письме, форму букв, отдельных элементов.

    Принципы последовательности, постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».

   Принцип учета индивидуальных особенностей: знание возможностей учеников, уровень речевого развития, особенности зрения детей (дальнозоркие, близорукие),  отклонения в моторике (дрожание пальцев, подергивание руки во время письма и др.), уровень развития восприятия, скорость движений позволяет правильно организовать работу, подбирать индивидуальные задания  ученикам, давать конкретные рекомендации  родителям.

2. Планируемые результаты обучения. 

Метапредметные:

           Регулятивные:

   - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

   - оценивать правильности выполнения действия;

   - координировать движение и речь.

          Познавательные:

   - развивать навыки обводки и штриховки в разных направлениях;

   - развивать навыки копирования на строчках и по клеточкам;

   - развивать навыки самостоятельного рисования;

   - совершенствовать графические навыки письма.

         Коммуникативные:

   - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

   - строить монологическое высказывание;

   - формировать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе

Личностные:

- развивать зрительное восприятие, внимание, память;

- развивать познавательные интересы;

- развивать способности решать творческие задачи;

- развивать самостоятельность.

                   3. Содержание программы.

            Развитие восприятия: формы, схема тела.

                Упражнения на развитие зрительно-пространственных ориентировок:

- соотнесение предметов с геометрическими фигурами;

- копирование, конструирование и реконструирование фигур из деталей, (можно использовать счетные палочки, картонные элементы, шнурки, пластилин, пуговицы и т.д.);

- нахождение геометрической фигуры в ряду других фигур;

- уточнение понятий «право», «лево»;

- дорисовывание незаконченных рисунков, рисунков с недостающими деталями.

  Узнавание изображений.

Упражнения на узнавание контурных изображений предметов, изображений, наложенных друг на друга. 

    Штриховка.

Штриховки в разных направлениях.

Обводка и ведение линий в заданном направлении:

- обводки в заданном направлении по точкам, линиям, трафаретам;

- рисование узоров из волнистых линий;

- конструирование фигур из деталей, (можно использовать счетные палочки, картонные элементы, шнурки, пластилин, пуговицы и т.д.).

        Дорисовывание узоров по клеточкам и строчкам:

- рисование узоров, бордюров из геометрических фигур, отрезков, ломаных линий;

- копирование элементов букв;

- копирование рисунков по клеточкам и строчкам.

        Работа с буквами: узнавание, письмо, чтение.

Упражнения на развитие зрительного гнозиса:

- узнавание букв (выделение буквы среди ряда других, соотношение одних и тех же букв, изображенных разным шрифтом, перечеркнутых, наложенных друг на друга, зеркально изображенных);

- изображение стилизованных букв, дорисовывание, дописывание недостающих элементов в букве;

- конструирование букв алфавита (можно использовать счетные палочки, картонные элементы, шнурки, пластилин, пуговицы и т.д.);

- чтение анаграмм, слов, у которых «стерты» верхняя или нижняя часть.

        Составной частью каждого занятия является пальчиковая гимнастика.

                     Пальчиковая гимнастика

Все возможные виды пальчиковой гимнастики, «расскажи» стихи руками и т.д.

             Рекомендуется специальный комплекс упражнений:

-   противопоставление пальцев;

-   сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно;

-   круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах;

-   отведение - приведение пальцев;

-   сжимание ластика разными пальцами;

-   свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно;

-   самомассаж рук и пальцев;

-   перекладывание мячей разного диаметра;

-   надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой;

-   перекатывание в пальцах карандаша;

-   передача пальцами теннисного шарика, каштана;

-   работа с природным материалом, крупой;

-   шнуровка;

-  прописывание букв, фигур в воздухе сначала всей рукой, включая плечевой сустав, потом исключая плечевой сустав, руку поставить на локоть (локтевой и запястный суставы), потом, придерживая запястный сустав, работают только фаланги пальцев.

                                            Учебный план

                      программы «Говорим, рисуем, пишем»

Категория детей: обучающиеся с низким уровнем развития графомоторных навыков, дети с ОВЗ

Срок обучения - 1 год, 33 часа

Форма обучения: очная, групповая

Наименование учебных разделов

Всего часов

1.

Стартовая диагностика.

2

2.

Развитие восприятия: формы, схема тела.

10

3.

Узнавание изображений.

4

4.

Штриховка.

4

5.

Обводка и ведение линий в заданном направлении.

18

6.

Дорисовывание узоров по клеточкам и строчкам.

19

7.

Работа с буквами: узнавание, письмо, чтение.

8

8.

Итоговая аттестация.  Итоговая диагностика графомоторных навыков, анализ письменных работ уч-ся

                                     1    

4. Материально-технические условия реализации программы.

Вид занятий

Условия

Наименование оборудования, программного обеспечения

Демонстрация

Конструирование

Самостоятельная работа 

Кабинет, рассчитанный на размещение 10 – 12 обучающихся,

доска классная.

 Демонстрационный материал, 1 комплект на группу.

Раздаточный материал

на каждого обучающегося (шнурочки, наборы фасоли, наборы пуговиц, емкости с манной крупой).

Тетрадь для развития графомоторных навыков на каждого обучающегося.

5. Учебно-методическая литература, рекомендованная для учителя.

    В учебном процессе используются методические пособия:

- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.-М.: Издательство «Ось-89», 2003.-272с.

- Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,1999.-95с.

- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. -М.:ТЦ Сфера, 2006.-192с.

- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М., 1997.

    На занятиях используются тетради по развитию графомоторных навыков.

Составители тетради: Абрамова В.Н., Воробейчук М.И., Емельянова В.Н., Шахова Л.Н.

 

    6. Оценка качества освоения программы.

  В начале учебного года проходит стартовая диагностика, в конце учебного года проходит итоговая диагностика уровня развития графомоторных навыков.

Серия и № задания

Параметры

Критерии

I.Обводка

Задание №1. Геометрические

фигуры (круги, квадраты).

Задание №2. Обводка линий.

Задание №3.

Обводка сложной фигуры, состоящей из множества элементов, изогнутых под разными углами.

1.Размер

2. Линии

3.Структура выполнения

4.Скорость выполнения

5.Сила нажима

- полностью выдержан размер – 2 балла

- изменён размер 1-2-х элементов – 1 балл

- размер всего узора сильно изменён – 0

- ровные, не выходят за границы строки – 2 балла

- неровные, есть незначительный выход за границы – 1 балл

- кривые, сильно выходят за границы –0

- структура выполнения не нарушена – 2 балла

- отклонения от намеченной структуры–1 балл

- полностью нарушена структура – 0

- умеренная – 1 балл

- низкая – 0

- умеренная – 1 балл

- усиленная или слабая – 0

II. Штриховка

Задание №1

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Задание №2

Сложные фигуры (яблоко с листочком, грибок) в вертикальном, горизонтальном и диагональном направлениях.

1.Метрические

характеристики

2. Линии

4.Скорость выполнения

5.Сила нажима

- нет выхода линий за контур рисунка – 2 балла

- однократный выход за пределы контура–1балл

- не выдержаны границы рисунка – 0

- ровные, параллельные – 2 балла

- неровные, есть отклонения – 1 балл

- кривые – 0

- умеренная – 1 балл

- низкая – 0

- умеренная – 1 балл

- усиленная или слабая – 0

III.Копирование

Задание №1

Копирование узора, составлен-ного из двух сменяющихся звеньев, по клеточкам

Задание №2

Копирование букв и цифр, записанных в строчку

1.Структура узора

2.Наличие ошибок

4.Скорость выполнения

5.Сила нажима

1.Стратегия деятельности

2.Размер и пропорции

3.Расположение деталей

4.Скорость выполнения

5.Сила нажима

- сохраняется –2 балла

- с отклонениями – 1 балл

- полностью нарушается структура – 0

- отсутствие ошибок – 2 балла

- самокоррекция ошибок – 1 балл

- отсутствие коррекции после указания на них – 0

- умеренная – 1 балл

- низкая – 0

- умеренная – 1 балл

- усиленная или слабая – 0

- последовательная – 2 балла

- непоследовательная – 1 балл

- хаотичная – 0

- выдержан размер и пропорции – 2 балла

- размер несколько увеличен или уменьшен, изменены пропорции – 1 балл

- размер сильно изменен, пропорции невыдержаны-0

- все сохранены, расположение не нарушено-2 балла

- пропуски отдельных элементов, некоторые детали сдвинуты – 1 балл

- нарушение расположений, пропуски, зеркальность – 0

- умеренная – 1 балл

- низкая – 0

- умеренная – 1 балл

- усиленная или слабая – 0

IV.Самостоя-

тельное рисование.

Рисование снеговика.  

1.Размер

2.Детали рисунка

3.Скорость выполнения

4.Сила нажима

- размер и пропорции сохранены – 2 балла

- несколько увеличен или уменьшен, не соблюдены пропорции – 1 балл

- сильно изменен, не соблюдены пропорции – 0

- сохранены – 2 балла

- некоторые детали пропущены или сдвинуты-1б.

- нет целостного образа, зеркальность – 0

- умеренная – 1 балл

- низкая – 0

- умеренная – 1 балл

- усиленная или слабая – 0

Оценка результатов: 0-11 баллов – низкий уровень, 12-23 балла – средний уровень, 24-34 балла – высокий уровень.

     Анализируются письменные работы учащихся (диктанты, списывания) с целью определить уровень овладения графическими навыками письма.

 

Параметры

Критерии

1.Правильность выполнения

10 баллов – без ошибок

5 – не более 5 ошибок (учитывая специфические)

1 – более 6 ошибок

2.Ошибки написания букв

3 балла – без ошибок

2 балла – повтор ранее написанных букв, трудности переключения при выполнении задания

1 – неверное изображение букв ( неточность и неадекватность воспроизведение графического образа буквы)

3.Зрительно-пространственные трудности:

- нахождение начала строки

- удержание строки при письме

- колебание высоты букв в строке

- колебание наклона букв в строке

- зеркальность

2 балла – находит строчку;       1 – не находит строчку

 2 балла – справился;                  1 – не справился

 2 балла – справился;                  1 – не справился

 

 2 балла – справился;                  1 – не справился

 

 2 балла – отсутствует;                1 – присутствует

4.Тенденция к макро- или микрографии (уменьшает

 или увеличивает буквы по отношению к строке)

2 балла – нет искажений

1 – искажения от начала строки, к концу строки или по всей строке.

5. Присутствие гипо- и гипертонуса

2 балла – отсутствует

1 - присутствует

Оценка результатов: 1-9 баллов – низкий уровень, 10-18 баллов – средний уровень, 19-27баллов – высокий уровень.

                                         Календарно-тематический план

                               программы «Говорим, рисуем, пишем»

№ п/п, темы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях

Упражнения на развитие графомоторных навыков

Дата по

плану

Дата

фактически

Примечание

Стартовая диагностика уровня развития графомоторных

 навыков               2 ч.

                                         Развитие восприятия: формы, схема тела  10 ч.

 1.Простые геометрические фигуры

Геометрические фигуры. Уточнение представлений о предложении.

 Пальчиковая гимнастика.

Упражнения с геометрическим материалом («Соедини все предметы с похожими фигурами»).

Выкладывание фигур из фасоли.

 2.Многоугольники.

Геометрические фигуры. Простые повествовательные предложения.

 Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Нарисуй такие же картинки», «Нарисуй узор по контурному изображению». «Расставь знаки в фигурки в соответствии с образцом».

3.Нахождение последовательности.

Геометрические фигуры.

Главные и второстепенные члены предложения.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Подумай, в какой последовательности нарисованы эти фигуры? Продолжи строчки».

Выкладывание фигур из шнурочков.

4.Правый, левый

Части тела человека.

Обозначение пространственных отношений.

Главные и второстепенные члены предложения.

Закрасить правую и левую часть тела.

Работа со шнурочками.

5.Ориентировка в пространстве.

Одежда. Обозначение пространственных отношения.Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения «Закрась часть одежды», «Раскрась рыбок».

Работа со шнурочками.

                                               Узнавание изображений 4 ч.

6.Наложенные изображения.

Подбор прилагательных к существительным. Согласование в роде.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Узнавание предмета по контурному изображению, наложенному друг на друга». Раскрашивание.

 7.Узнавание наложенных изображений.

Подбор прилагательных к существительным. Распространение предложений определением.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Узнавание предмета по контурному изображению, наложенному друг на друга». Раскрашивание.

                      Штриховка 2 ч.

8.Штриховка в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Растения, насекомые.

Употребление падежных форм.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Обведи картинку и заштрихуй по образцу». Выкладывание из шнурочков.

9.Штриховка в указанном направлении.

Животные. Употребление падежных форм.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Обведи картинку и заштрихуй по образцу». Выкладывание из шнурочков.

                                 Обводка и ведение линий в заданном направлении 18 ч.

10.Рисование одной линией.

Животные.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Нарисуй каждую из этих фигурок одной линией, не отрывая карандаша от бумаги».

Выкладывание фигуры из шнурочка.

11.Обводка изображений предметов.

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Обведи травку, грибочки и раскрась их».

Выложить грибок из пуговиц.

12.Рисование одной фигуры внутри другой.

Составление предложений по сюжетной картинке. Употребление прилагательных по родам.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Пирамидка»(внутри каждой фигуры нарисуй несколько таких же фигур поменьше).

Выложить цветок из пуговиц.

 13.Обводка линий.

Составление предложений.

Правильное употребление предлогов и падежных форм.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения «Обведи линии», «Обведи по контуру», «Раскрась лист», «Нарисуй прожилки у листа», «Нарисуй как падают листья».

 14.Обводка волнистых линий.

Составление предложений.

Правильное употребление предлогов и падежных форм.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения «Скопируй узоры», «Обведи волны».

Выложить волны из шнурочка.

15.Обводка линий в указанном направлении.

Составление предложений.

Правильное употребление предлогов и падежных форм.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение

« Нарисуй прямую линию по пунктиру, в указанном направлении», «Обведи яблоки в направлении, указанном стрелкой».

Выложить яблоко из пуговиц.

16.Ведение линий.

Составление рассказа на тему «Путешествие»

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение   «Помоги машинке доехать до домика». «Проведи кораблик». «Переберись через речку по льдинкам»

Работа с крупой.

17.Ведение линии по лабиринту.

Составление рассказа

«Малыш и шарик».

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Помоги малышу найти его воздушный шарик».

Выложить шарик из фасоли.

18.Ведение линии по лабиринту.

Составление рассказа

«В море».

 Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Помоги дельфину доплыть до островка» .

Работа с крупой.

                                    Дорисовывание узоров по клеточкам и строчкам 19 ч.

19.Дорисовывание ломаных линий.

Образование наречий от прилагательных.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Дорисовывание узоров из ломаных линий, домика и елочки, флажков по клеточкам».

20.Копирование рисунка по клеточкам.

Образование наречий от прилагательных.

Пальчиковая гимнастика.

Копирование бабочки по клеточкам и. раскрашивание

21.Дорисовывание узоров по строчкам.

Придумывание загадок.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Обведи и дорисуй узор по строчкам».

22.Копирование рисунка по строчкам.

Придумывание загадок.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Скопируй рисунок в строчке». Раскрашивание рисунка.

23.Дорисовывание ломаных линий по клеточкам.

Распространение предложений.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Дорисовывание узоров из ломаных линий, зонтика по клеточкам».

24.Копирование рисунка по клеточкам.

Распространение предложений.

Пальчиковая гимнастика.

Копирование рисунка по клеточкам и раскрашивание.

25.Дорисовывание узоров по строчкам.

Распространение предложений.

 Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Обведи и дорисуй узор по строчкам».

26.Копирование рисунка по строчкам.

Распространение предложений.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Скопируй рисунок в строчке». Раскрашивание рисунка.

        Работа с буквами: узнавание, письмо, чтение 8 ч.

27.Узнавание недописанных букв,

наложенных друг на друга.

Произнесение предложений и рифмовок с восклицательной и повествовательной интонацией.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Узнай недописанные буквы». Письмо этих букв.

Выкладывание букв из шнурочков.

28. Обводка букв.

Произнесение предложений с вопросительной и повествовательной интонацией.

Самостоятельная постановка вопросов.

 Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Обведи буквы».

Прописывание букв на поверхности из манной крупы.

29. Буквы и зеркальные изображения.

Произнесение предложений с разной интонацией.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Зеркальное изображение обвести в кружок, а правильно написанные обвести красным карандашом».

Прописывание букв на поверхности из манной крупы.

30. Чтение «стертых» слов.

Придумывание анаграмм.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «В словах стёрта верхняя или нижняя часть. Прочитать слова». Запись слов.

 Итоговая диагностика уровня развития графомоторных навыков 1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"

Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"

С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...