Формирование доверительных взаимоот-ношений между классным руководителем и учащимися
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
ШМО классных руководителей ноябрь 2017 выступление – Дёмкиной Л.Г.
Формирование доверительных взаимоотношений между
классным руководителем (педагогом) и учащимися
Общение учителя с учениками таит в себе всегда много неожиданного.
Подросток формировался в достаточно стабильной системе так называемого «безоблачного детства». Благополучные факторы роста (ускорительное физиологическое взросление, значительная информированность, достаточно высокая материальная обеспеченность родителей, высокий образовательный уровень родителей) на жизнь подростков сказываются во многом отрицательно, так как у большинства части школьников гражданское становление происходит со значительным опозданием, для них характерны потребительское отношение к жизни, прагматизм. Не учитывать этого учителю в общении просто нельзя.
Нередко возникают ситуации, когда привычные для учителей и классных руководителей авторитарные, силовые приемы воздействия не только перестают действовать, но и вызывают сопротивление. Необходимо быть предельно внимательным и крайне осторожно относиться к сумятице мыслей ученика. Это требует от нас коллеги в общении со своими питомцами высокой педагогической культуры, выдержки, такта, а главное – понимания того, что и почему происходит с его подопечными.
На современном этапе классный руководитель является и воспитателем, и психологом, и частично тьютором. Как если не классный руководитель (конечно после родителей) знает своих подопечных, тесто связан с их родителями, знает все личные качества отдельно взятого воспитанника. Организуя работу с учащимися совместно с семьей и другими учителями, работающими в данном классе, классный руководитель обеспечивает физическое и нравственное развитие каждого ученика, создает условия для его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации. Классный руководитель должен учитывать особенности учащихся своего класса, когда распределяет функциональные обязанности, когда происходит организация коллективных творческих дел. Не менее важной заботой классного руководителя – создание психологического микроклимата. Класс должен стать для школьника центром положительных эмоций. Оптимальная психологическая ситуация, когда учитель или классный руководитель не ощущает разницы в годах, настроен на ту же волну событий.
Социально-психологический микроклимат в классе, в котором я была назначена классным руководителем в 2013 году, менялся на протяжении всего года. В начале года 7 класса отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг кругу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников.
С чего же я начала свою работу?
Были поставлены следующие задачи:
- В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями.
- Необходимо посещать уроки, по тем дисциплинам, которые только появились в расписании.
- Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
- Продолжить работу по реализации программы здоровье сбережения обучающихся.
- Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
- Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию, самообучению и самоанализу.
- Формировать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.
- Создавать условия для формирования сознательного отношения к учению, развития познавательных интересов учащихся.
Для реализации этих задач, прежде всего, нужно было добиться доверительных отношений детей. Индивидуальное общение классного руководителя с учениками может быть осуществлено по любому поводу и в разных формах. Я проводила беседы после уроков, задушевный разговор в неофициальной обстановке о самом сокровенном, отдельно с девочками, с мальчиками, краткий обмен мнениями после какого-либо мероприятия. Постепенно дети ко мне стали привыкать, доверять, обращаться с просьбой.
После уроков, мы проводили вместе время: катались на коньках в Ледовом Дворце, играли в казаки-разбойники на свежем воздухе, играли в пейнтбол. Я проводила нравственные и тематические классные часы: «Урок нравственности «Жить с достоинством – что это значит?», « Милосердие – лучшее из качеств», «Разговор о воспитании. Когда какое слово молвить», открытое мероприятие «Традиции и обычаи русской семьи», классный час «Саморазвитие, самосознание, самовоспитание», "О вкусах не спорят, о манерах надо знать", классный час «Цель моей жизни» и другие, связанные с планом общешкольной воспитательной работы. При проведении мероприятий, чаепитий я оставалась как бы в тени, предоставляя возможность детям самим организовать общение и выбрать его форму, не глушить инициативу. И если я видела, что у ребят не получается общение, после мероприятия с инициативной группой мы решали как можно было бы избежать возникшую проблему.
В профессиональной деятельности, особенно педагогической, лучше исключить зримое проявление симпатий и антипатий, если хотите сохранить уважение и доверие своих воспитанников. Нужно относится ровно ко всем и вместе с тем удовлетворить желание каждого ребенка, чтобы его любили отдельно. Видеть индивидуальные особенности своих учеников, не «причесывать» всех под одну гребенку.
Беседа с учениками в присутствии родителей возможна и порой даже необходима, но при этом учитель должен быть особо осмотрительным:
- не должно быть никакого повышения голоса;
- наказание, если его необходимо применить, должно быть конкретным и не может быть растянуто во времени. Следует избегать обобщений типа: «Какой ты плохой, не делаешь уроков, плохо себя ведешь» или «Какая ты бестолковая, не можешь решить простой задачи». Вряд ли ребенок будет испытывать расположение к человеку, который его унизил, оскорбил;
- необходимо помнить о ранжировании наказания.
Для этого необходимо знать ребенка, родителей, домашнюю ситуацию, потребности, интересы, увлечения.
В индивидуальном общении с учащимися перед педагогом всегда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать этого ученика, открыть его таланты, обнаружить ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и всё наносное, что мешает проявить себя. Для этого нужен индивидуализированный стиль общения, способствующий формированию доверительных межличностных отношений.
Нелишне помнить:
- информация, полученная от ребенка, должна быть сохранена в тайне;
- не прибегайте к услугам словоохотливых детей, которые любят посудачить за спиной своих товарищей.
Важным психологическим условием оптимизации общения с любым учеником являются внимательность, проникновенность, неторопливость. Если ребенок тянется к вам, а ему в ответ: «Погоди, некогда, потом», то позже не удивляйтесь отчуждению и потери любознательности. Если уж действительно некогда, нужна реабилитация вашего поведения.
Индивидуальная беседа не должна строится по принципу: вопрос - ответ. Это разговор, в котором надо:
- уметь слушать и слышать;
- не бояться признания своей неправоты;
- уметь выразить удивление и благодарность собеседнику за приобретение новой ценной информации;
- не навязывать свою позицию, лучше убедить, подсказать, предложить решение в нескольких вариантах «Выбирай свой..».
В разговоре можно использовать факты из своей биографии, своего опыта, мнения друзей, знакомых. Это поднимает интерес к личности учителя, показывает доверительность, но…пользуйтесь этим приёмом очень осторожно. Не старайтесь чрезмерно хвалить себя, вспоминая собственное поведение в подобных ситуациях, не переоценивайте свой опыт. Следует помнить, что новые условия и ситуации выдвигают иные критерии и другие оценки.
Не бойтесь обращаться за помощью к школьному психологу, особенно это касается «трудных» детей. Вильям Шекспир утверждал, что ничто не является ни хорошим, ни плохим – все зависит от того, как человек смотрит на ту или иную вещь. Ни в коем случае нельзя подчёркивать недостатки характера или внешних данных (рост, полнота и др.), ибо ребенок и сам их знает и испытывает определенный дискомфорт. Всегда есть за что подростка можно похвалить. Слабо успевая по математике, физике, химии, они прекрасно рисуют, танцуют, поют. Учителю необходимо все знать о своём ученике и не столько его наказывать, сколько противопоставит поступок позитивному, показать, что совершенный поступок не свойственен ему как спортсмену, музыканту, художнику. Оценка поведения не должна быть уничтожающей. Учитель должен быть скорее удивлен тем, что произошло. Этим вы показываете веру в ученика, огромную степень уважения к нему. Если все же появилась необходимость сделать замечание на уроке или внеурочное время, используйте шутку, иронию, сарказм, розыгрыш. На старшеклассников удачно действуют замечания, поданные в виде афоризмов, высказываний, изречений, взятых из литературных произведений, фольклора; учитель не раздражается, и для класса разрядка.
Остроумные замечания не забываются, ценятся, меткое слово вызывает уважение и некоторую «боязнь»- кому хочется попасть на язык остроумному учителю? Однако учитель должен иметь большой запас афоризмов, крылатый фраз, чтобы не повторяться.
И теперь, когда дети вам доверяют, уважают необходимо найти способы мотивации школьников, их стимулирование к активной познавательной деятельности. Разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то –предоставленной свободой. А самый действенный способ мотивировать учеников - использовать такие методики, которые дадут ребятам возможность самостоятельной, успешной деятельности, что поддерживает длительный интерес. Позвольте мне дать несколько советов, возможно, они вам пригодятся и как педагогам:
- Хвалите учеников, учитывая их индивидуальные особенности, способности и недостатки.
- Соотнесите успех ученика с его усилиями и возможностями так, чтобы он обрёл уверенность в повторном успехе. Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником.
- Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения. Но чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
- Поощряйте признание учеником своих ошибок: «Ты признался, что списал, - это смелый поступок. Я не накажу тебя, выполни задание снова».
Тревожность и страх на уроках служат помехой развитию мотивации. Наказание – модель агрессивного поведения, его надо использовать осторожно. Кроме того, наказывающий учитель вызывает неприятные эмоции, ученики начинают ненавидеть и бояться учителя, обманывают и хитрят (особенно если наказание сурово и кажется им несправедливым).
Советы:
Будьте последовательны в применении наказания.
- Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель правильного поведения.
- Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях их нарушения.
- Не преувеличивайте последствия проступка. Убедитесь, что вы можете реально выполнить угрозу.
- Предупредите учеников, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание. Настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
- Избегайте подкрепления авторитета хулигана среди одноклассников. Наказывайте наедине.
- Наказание должно следовать сразу же за проступком.
Делайте предупреждение в спокойной манере.
- Говорите спокойно, но твёрдо.
- Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе скоро вы услышите его от учеников.
- Постарайтесь остановить негативное поведение, а не выражайте неприязнь к ученику в целом.
Используйте наказание к конкретному нарушению.
- Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе класса. Останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителю.
- Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.
- Если школьник ведёт себя демонстративно, желая привлечь к себе внимание, удалите его на время из класса (при этом дверь должна быть открыта, а ученик находится в поле вашего зрения).
Наиболее действенным будет подход «поощрение-игнорирование». Учитель подкрепляет любое позитивное поведение: «Мне нравится, что вы работаете так спокойно». Он также устанавливает понятные правила и продолжает игнорировать нарушения. Эффект может быть позитивным. Только гибкое использование всех способов воздействия с преобладанием поощрения дает наиболее хорошие результаты. Важно найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять все их добрые начинания, достигнутые цели и стремление к учебе.
И последнее - задавайте такое домашнее задание, которое ребенок сможет выполнить. Во-первых, он должен понимать, как выполнить домашнее задание, а во-вторых, по времени ему необходимо потратить не более 35 минут на каждый предмет.
Это не более трети от сделанного на уроке.
Сколько времени ребенок должен тратить на домашнее задание:
1-й класс – домашнего задания нет;
2–3-й классы – 1,5 часа в день;
4–5-й классы – 2 часа в день;
6–8-й классы – 2,5 часа в день;
9–11-й классы – 3,5 часа в день.
С 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы сотрудничества классного руководителя и учащихся
Данная презентация говорит не толко о принципах сотрудничества классного руководителя и учащихся, но и о психолого-педагогическом просвещении родителей, о вовлечении родителей в учебно-воспитательный ...
план индивидуальной работы классного руководителя с учащимися, имеющими трудности в развитии (неуспевающими)
План индивидуальной работыс учащимся 5 класса __________________на 2012-2013 учебный годЦель: осуществление социальной и педагогической помощи обучающемуся, содействие психическому, психоф...
Классный час как основа оптимального взаимодействия классного руководителя с учащимися.
выступление на МО....
Работа классного руководителя с учащимися С(К)К по формированию здорового образа жизни.
Работа классного руководителя с учащимися С(К)К по формированию здорового образа жизни. Актуальность работы в этом направлении вижу в том, как трудно современному подростку, девушке, юноше, жить в наш...
Воспитательная работа в старшей школе. Организация школьного мероприятия и разграничение функций между классными руководителями.
Как подготовить школьное мероприятие? Например, "Последний звонок" Какова роль завуча по ВР? Какова роль классных руководителей? Как составить тондем!...
Классный час как основа оптимального взаимодействия классного руководителя с учащимися.
Сообщение о классном часе на ШМО классных руководителей...