Оценочные материалы по литературе в 9 классе
методическая разработка

Система работ по оценке знаний и навыков учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenochnye_materialy_po_literature_9_klass.docx37.09 КБ

Предварительный просмотр:

Оценочные материалы по литературе в 9 классе

Контрольные сочинения по темам творчества писателей и поэтов:

1. Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве»

- «Слово о полку Игореве» ка литературный и исторический памятник.

- Образы русских князей в произведении.

- Образ Ярославны как пример женской верности.

- Образ автора в «Слове…»

2. Сочинение по творчеству А.С. Грибоедова.

- Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»

- Почему ум приносит горе главному герою комедии «Горе от ума»

- В чём смысл конфликта фамусовского общества и Чацкого.

3. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.

- «Вечные темы» в творчестве А.С. Пушкина.

- «Евгений Онегин – «энциклопедия русской жизни».

- Евгений Онегин и Владимир Ленский: конфликт мировоззрений.

- Ольга и Татьяна.

4. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

- Тема одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова.

-Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова (по выбору учащихся)

- Печорин – «страдающий эгоист»?

- Максим Максимыч, Вернер, Грушницкий – двойники Печорина

5. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.

-  «Мёртвые души» - смысл названия произведения

- Жизненная философия Чичикова

- Анализ эпизода (по выбору учащегося)

6. Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне (по выбору учащегося).

Сочинение-суждение на тему «Литература-школа жизни или только стремление ее понять».

7. Проектно – исследовательская работа по литературе по произведениям современной поэзии «Литературные зарисовки»

8. Тесты по литературе ( 1 раз в четверть)

Тест 1. Творчество А.С. Пушкина

К ЧААДАЕВУ

Любви, надежды, тихой славы

 Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

 Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

 Напишут наши имена!

Задания с кратким ответом

  1. Назовите жанр стихотворения.
  1. Укажите название изобразительно-выразительного средства;
  2. Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...

  1. Как называется средство иносказательной выразительности?

Недолго нежил нас обман...

  1. Как называется изобразительное средство?

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье...

  1. Укажите название характера рифмовки в 5-12 строках стихотворения.

7. Для какого литературного направления характерны образы звезды, огня, темы рока, любовного томления, воплощенные в данном стихотворении ?

8. Как называется изобразительное средство?

Души прекрасные порывы!

Звезда пленительного счастья...

9. Укажите название изобразительно-выразительного средства:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

10. Как называется средство иносказательной выразительности?

И на обломках самовластья

 Напишут наши имена!

11. Определите размер, которым написано стихотворение.

Задания, требующие развернутых ответов

12. Как меняется настроение лирического героя стихотворения?

13. Какую роль в стихотворении играет образ сна?

14. Чем похоже поэтическое настроение, воплощенное в стихотворениях А.С. Пушкина «К Чаадаеву» и В.В. Маяковского «Необы-

чайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (фрагмент)?

Пойдем, поэт,

взорим,

вспоем у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое,

а ты — свое,

стихами.

Стена теней,

ночей тюрьма

под солнц двустволкой пала.

Стихов и света кутерьма

сияй во что попало!

Устанет то,

и хочет ночь прилечь,

тупая сонница.

Вдруг — я во всю светаю мочь —

и снова день трезвонится.

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить —

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой  и солнца!

Тест 2.

А.С. Пушкин

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

XLIII

«Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, была,

И я любила вас; и что же?

Что в сердце вашем я нашла?

Какой ответ? одну суровость.

Не правда ль? Вам была не новость Смиренной девочки любовь?

И нынче — боже! — стынет кровь,

Как только вспомню взгляд холодный И эту проповедь... Но вас Я не виню: в тот страшный час Вы поступили благородно,

Вы были правы предо мной:

Я благодарна всей душой...

XLIV

Тогда — не правда ли? — в пустыне,

Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась... Что ж ныне

Меня преследуете вы?

Зачем у вас я на примете?

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна;

Что я богата и знатна,

Что муж в сраженьях изувечен,

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

 Теперь бы всеми был замечен,

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

XLV

Я плачу... если вашей Тани Вы не забыли до сих пор,

То знайте: колкость вашей брани,

Холодный, строгий разговор,

 Когда б в моей лишь было власти,

Я предпочла б обидной страсти

И этим письмам и слезам.

К моим младенческим мечтам

Тогда имели вы хоть жалость,

 Хоть уважение к летам...

А нынче! — что к моим ногам

Вас привело? какая малость!

Как с вашим сердцем и умом

 Быть чувства мелкого рабом?

XLVI

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей...

XLVII

А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

 Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны...

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

 И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

 Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

  1. Назовите жанр произведения.
  2. Тогда — не правда ли? — в пустыне,

Вдали от суетной молвы...

О        какой пустыне идет речь?

  1. Как называется восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное воздействие высказывания на собеседника?

А счастье было так возможно,

Так близко!..

  1. Укажите название приема:

Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна;

Что я богата и знатна,

Что муж в сраженьях изувечен,

Что нас за то ласкает двор?

  1. Как называется изобразительное средство?

... колкость вашей брани,

Холодный, строгий разговор,

Когда б в моей лишь было власти,

Я предпочла б обидной страсти

И этим письмам и слезам.

К моим младенческим мечтам Тогда имели вы хоть жалость, Хоть уважение к летам...

Тест 3.

М.Ю. Лермонтов

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Наконец рассвело. Нервы мои успокоились. Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен собою.

Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. После этого говорите, что душа не зависит от тела!..

Возвратясь, я нашел у себя доктора. На нем были серые рейтузы, архалук и черкесская шапка. Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой: у него лицо вовсе не воинственное, а в этот раз оно было еще длиннее обыкновенного.

  • Отчего вы так печальны, доктор? — сказал я ему. — Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной, — и тогда ваше любопытство возбудится до высшей степени; вы можете надо мною сделать теперь несколько важных физиологических наблюдений... Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь?

Эта мысль поразила доктора, и он развеселился.

Мы сели верхом; Вернер уцепился за поводья обеими руками, и мы пустились, — мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полу заросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась.

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томле ние; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню — в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной. Мы ехали молча. - Написали ли вы свое завещание? — вдруг спросил Вернер.

  • Нет.
  • А если будете убиты?..
  • Наследники отыщутся сами.
  • Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..

Я покачал головой.

  1. Как называется литературное направление, отражающее закономерности жизни, взаимосвязь человека и среды, к которому принадлежит произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
  2. От чьего лица ведется повествование в представленном фрагменте?
  3. Какое событие последует непосредственно после описанного в данном эпизоде?
  4. Как называется прием психологизма, заключающийся в изображении внешности героя литературного произведения?

Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое,

хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо...

  1. Как называется разговор двух действующих лиц в литературном произведении, завершающий приведенный фрагмент?

Тест 4.

Н.В. Гоголь

МЕРТВЫЕ ДУШИ

  • Благое дело, право, благое дело!
  • Да я вижу сам, что более благого дела не мог бы предпринять. Как бы то ни было, цель человека все еще не определена, если он не стал наконец твердой стопою на прочное основание, а не на какую- нибудь вольнодумную химеру юности. — Тут он весьма кстати выбранил за либерализм, и поделом, всех молодых людей. Но замечательно, что в словах его была все какая-то нетвердость, как будто бы тут же сказал он сам себе: «Эх, брат, врешь ты, да еще и сильно!» Он даже не взглянул на Собакевича и Манилова из боязни встретить что- нибудь на их лицах. Но напрасно боялся он: лицо Собакевича не шевельнулось, а Манилов, обвороженный фразою, от удовольствия только потряхивал одобрительно головою, погрузясь в такое положение, в каком находится любитель музыки, когда певица перещеголяла самую скрыпку и пискнула такую тонкую ноту, какая невмочь и птичьему горлу.
  • Да, что ж вы не скажете Ивану Григорьевичу, — отозвался Со- бакевич, — что такое именно вы приобрели; а вы, Иван Григорьевич,
  • что вы не спросите, какое приобретение они сделали? Ведь какой народ! просто золото. Ведь я им продал и каретника Михеева...
  • А когда председатель спросил, зачем же они пошли, будучи людьми необходимыми для дому и мастеровыми, Собакевич отвечал, махнувши рукой: — А! так просто, нашла дурь: дай, говорю, продам, да и продал сдуру!
  • Засим он повесил голову так, как будто сам раскаивался в этом деле, и прибавил: — Вот и седой человек, а до сих пор не набрался ума...
  • Пока продолжались разговоры, начали мало-помалу появляться свидетели: знакомый читателю прокурор-моргун, инспектор врачебной управы, Трухачевский, Бегушкин и прочие, по словам Собакеви- ча, даром бременящие землю. Многие из них были совсем незнакомы Чичикову: недостававшие и лишние набраны были тут же из палат- ских чиновников. Привели также не только сына протопопа отца Ки- рила, но даже и самого протопопа. Каждый из свидетелей поместил себя со всеми своими достоинствами и чинами, кто оборотным шрифтом, кто косяками, кто, просто, чуть не вверх ногами, помещая такие буквы, каких даже и не видано было в русском алфавите. Известный Иван Антонович управился весьма проворно, крепости были записаны, помечены, занесены в книгу и куда следует, с принятием полу- процентовых и за припечатку в Ведомостях, и Чичикову пришлось заплатить самую малость. Даже председатель дал приказание из пошлинных денег взять с него только половину, а другая неизвестно каким образом отнесена была на счет какого-то другого просителя.
  • «Итак», сказал председатель, когда все было кончено: «остается теперь только вспрыснуть покупочку».
  • «Я готов», сказал Чичиков. «От вас зависит только назначить время. Был бы грех с моей стороны, если бы для эдакого приятного общества да не раскупорить другую-третью бутылочку шипучего».
  • «Нет, вы не так приняли дело: шипучего мы сами поставим», сказал председатель: «это наша обязанность, наш долг. Вы у нас гость: нам должно угощать. Знаете ли что, господа! Покамест что, а мы вот как сделаем: отправимтесь-ка все, так, как есть, к полицеймейстеру; он у нас чудотворец: ему стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба, так мы, знаете ли, как закусим! да при этой оказии и в вистишку».
  • От такого предложения никто не мог отказаться. Свидетели уже при одном наименовании рыбного ряда почувствовали аппетит; взялись все тот же час за картузы и шапки, и присутствие кончилось.

, всего два слова шепнул ему на ухо, да прибавил только: «понимаешьКогда проходили они канцелярию, Иван Антонович кувшинное рыло, учтиво поклонившись, сказал потихоньку Чичикову: «Крестьян накупили на сто тысяч, а за труды дали только одну беленькую».

«Да ведь какие крестьяне», отвечал ему на это тоже шопотом Чичиков: «препустой и преничтожный народ, и половины не стоит». Иван Антонович понял, что посетитель был характера твердого и больше не даст.

«А почем купили душу у Плюшкина?» шепнул ему на другое ухо Собакевич.

«А Воробья зачем приписали?» сказал ему в ответ на это Чичиков.

«Какого Воробья?» сказал Собакевич.

«Да бабу, Елисавету Воробья, еще и букву Ъ поставили на конце».

«Нет, никакого Воробья я не приписывал», сказал Собакевич и отошел к другим гостям.

Гости добрались наконец гурьбой к дому полицеймейстера. Полицеймейстер, точно, был чудотворец: как только услышал он, в чем дело, в ту ж минуту кликнул квартального, бойкого малого в лакированных ботфортах, и, кажется!», а уж там в другой комнате, в продолжение того времени, как гости резалися в вист, появилась на столе белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, это все было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны, изделия кухни: пирог с головизною, куда вошли хрящ и щеки 9-пудового осетра, другой пирог с груздями, пряженцы, мас- лянцы, взваренцы. Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. Вообще он сидел, как говорится, на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места или место для него.

1.Укажите жанр данного произведения.

2. Кто из героев «Мертвых душ» главным образом будет способствовать разоблачению аферы Чичикова?

3.Как называется тонкая, скрытая насмешка, завершающая фрагмент?

Вообще он сидел, как говорится, на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места или место для него.

4.Как называется художественное преувеличение?

...певица перещеголяла самую скрыпку и пискнула такую тонкую ноту, какая невмочь и птичьему горлу.

5.Как называется разговор двух действующих лиц в литературном произведении, включенный в приведенный фрагмент?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценочные материалы по истории России 9 класс

Оценочные материалы по истории России9 класс. Раздел: «Россия на рубеже XIX - XX вв. ...

Оценочные материалы по обществознанию. 9 класс

Оценочные материалы по обществознанию. 9 класс ...

Оценочные материалы по обществознанию. 9 класс

Оценочные материалы по обществознанию( 9 класс) ...

Оценочные материалы по истории России. 8 класс

Крестьянская реформа 1861 года (тест)Задание 1. Выберите правильный ответ.1. Какие крестьяне считались временнообязанными:а) крестьяне, не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после  ...

Оценочные материалы по предмету «Обществознание». 7 класс

Оценочные материалы по предмету «Обществознание»Раздел: « Личность подростка» (7 класс) Астраханцева Е. А.учитель истории, обществознанияг. Черногорск, р. Хакасия Задание 1.  Дайте общу...

Оценочные материалы по обществознанию. 8 класс

Оценочные материалы по обществознанию. 8 классИтоговый тест по разделу «Экономическая сфера общества»1. Что означает слово «экономика» в переводе с древнегреческого:1) рациональное распределение ресур...

Оценочные материалы по обществознанию. 8 класс

Оценочные материалы по обществознанию ( 8 класс) ...