Диагностика в работе классного руководителя
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Диагностика в работе классного руководителя
Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса.
Наука выделяет следующие ее функции:
1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания
2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем
3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.
Существуют 3 типа диагностики в работе классного руководителя:
1) начальная;
2) корректирующая (текущая);
3) обобщающая (итоговая)
1) Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или году классному руководителю необходимо изучить уровень воспитанности ученика.
2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений.
3) в конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области:
1. результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);
2. результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;
3. результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)
Другими словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат:
- уровень знаний учеников
- степень социального и психологического развития,
Одна из основных задач деятельности школьного психолога в том, чтобы обеспечить классного руководителя психологической информацией, необходимой для обеспечения индивидуального подхода к учащимся.
Это обеспечение производится через групповую и индивидуальную психодиагностику учащихся, беседы и консультации с классными руководителями, учителями-предметниками и родителями.
Отбор методик для выполнения диагностического минимума производится исходя из возрастной периодизации. На среднюю школу приходится ранний подростковый возраст (5-6 классы), старший подростковый возраст (7-9 классы), ранняя юность (10-11 классы) (Д.Б.Эльконин, 1989).
В раннем подростковом возрасте (5-6 классы) самые серьезные психологические проблемы связаны с переходом в школу среднего звена. Резкая смена системы преподавания, изменение требований к подросткам со стороны взрослых, новый классный коллектив часто приводят к учебной и социальной дезадаптации учащихся, повышению тревожности и агрессивности. Это обостряется естественными психофизиологическими особенностями возраста.
Для обеспечения индивидуального подхода к школьникам этого возраста мы проводим диагностику показателей и форм агрессивности (методика А.Басса, А.Дарки), определение социальной структуры классов (социометрия), изучение тревожности (“Шкала самооценки” Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина, цветоассоциативный тест, рисуночные пробы). Это позволяет как установить причины явно отклоняющегося поведения школьников, так и выявить тех учеников, сложности которых не так ярко проявляются в поведении, что дает возможность своевременно приступить к психокоррекции.
В старшем подростковом возрасте (7-9 классы) очень высокое значение имеет эмоциональное общение со сверстниками, происходит интенсивное социальное развитие и личностное становление. На этот период приходится наиболее острый этап кризиса идентичности (Э.Эриксон, 1963, 96). В силу этого для школьников данного возраста характерны резкие проблемные переживания, преимущественно в социальной сфере. Поэтому мы изучаем у старших подростков особенности проблемных переживаний (“Проблемная анкета” Seiffqe-Krenke) и эмоциональных отношений со сверстниками (“Анкета эмоциональных отношений” - авторская разработка А.Г.Грецова), социальную структуру классов (социометрия), социальную адаптацию (опросник “Определение характеристик социальной адаптации” К.Роджерса и Р.Даймонда), личностные особенности (16PF-опросник Кеттелла). Проводится социально-психологический тренинг. В 9-х классах осуществляется первичная профориентация учащихся.
Психологическая работа в старших классах (10-е, 11-е) подчинена в нашей школе стратегической задаче профессионального самоопределения учащихся. Ведется комплексная работа по профориентации, которая включает в себя изучение основ выбора профессии, коллективные и индивидуальные беседы, психодиагностику и консультирование. Определяются профессиональные склонности и интересы (Карта интересов, методика Йовайши, тест Голланда), способности (Школьный тест умственного развития), личностные особенности (16PF-опросник Кеттелла, “Экспресс-диагностики характерологических особенностей личности” Т.В.Матолина) учащихся. Проводится социально-психологический тренинг.
Школьный психолог совместно с классным руководителем готовит на всех учащихся школы психолого-педагогические карты.
В начале учебного года психолог проводит инструктаж классных руководителей которые будут проводить диагностическое обследование учащихся, о порядке проведения и методиках диагностики.
В обусловленные сроки классный руководитель вместе со школьным психологом проводят психолого-педагогическую диагностику.
Подготовленный классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом школы. Разработана диагностическая карта класса, имеющая следующие особенности.
В таблице отражены данные: демографические, медицинские, психологические и педагогические.
Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям.
Итак, последовательно опишу порядок заполнения карты характеристики с указанием возможных вариантов использования данных.
№ 1. –порядковый номер.
№2 - ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.
№ 3 - возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д.
№ 4– профессия, возраст и образование матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми
№ 5 - тип воспитания (демократический, авторитарный, попустительский) - получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми.
№ 6 - состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Используются данные для регулирования нагрузок, организации, направленной на сохранение здоровья, проведение лечения.
№ 7 - успеваемость - можно фиксировать произвольно, указывая преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам. Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи.
№8 – индивидуальные психологические особенности – диагностируемые с помощью психологических тестов (уровень агрессивности, тревожности, склонность к депрессии и д.)
№ 9 - черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы формирования положительной самооценки.
№ 10 – информация об увлечениях, интересах, специальных умениях - дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при организации досуга.
№ 11 - одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей
№ 12 - отношение к учению, мотивы учения - выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно: - познавательная активность, - интерес - чувство долга … нужно для развития интереса к учебе, способностей.
№ 13 - общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записываем так: высокий, достаточный, средний, низкий уровень. Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры.
№ 14 - положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые. Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики. Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения.
№ 15 - ученики могут принадлежать к официальным общественным организациям или к входить в неформальные группы, компании. Это можно выяснить в беседах, наблюдением и использовать для развития полезных связей, контактов и нейтрализации социально не одобряемого поведения.
№ 16 - постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников
№ 17 трудовая активность. трудовую активность выяснять с помощью наблюдения, бесед; фиксировать примерно так: трудолюбив и активен всегда, часто, редко, никогда. Использовать для индивидуальной воспитательной работы.
№ 18 - профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной групповой и индивидуальной работы,
№ 19 - сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников - учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы
№ 20 - здесь формулируются индивидуальные воспитательные задачи на основе анализа всех данных по ученику, например: помочь в развитии навыков общения; способствовать повышению самооценки или, напротив, формировать более критическое отношение к себе.
Графы можно добавлять самим.
ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Как известно, основным средством воздействия на личность учащегося является классный коллектив. Воспитателю необходимо уметь прослеживать различные изменения в классе, формирование отношений между детьми, их ценностные ориентиры, тенденции формирующихся отношений.
Цели изучения классного коллекгтива многоплановы: определение статуса каждого старшеклассника в системе межличностных отношений в классном коллективе; выявление уровня развития классного коллектива и стиль его жизнедеятельности; определение психологического климата в коллективе и эмоционального самочувствия отдельных его членов; наличие опыта совместной деятельности и др.
При систематическом диагностировании классного коллектива каждый раз можно увидеть новый уровень развития во взаимоотношениях старших подростков: возрастает степень его сплоченности, организованности, самостоятельности, расширяется сфера и возможности осуществления в нем разнообразной деятельности.
Следует отметить, что нельзя изучать личность учащегося в отрыве от изучения классного коллектива. Изучая классный коллектив, мы одновременно в определенной степени изучаем и отдельные личности, входящие в данное объединение, воспитываем подростков и формируем у них психологические предпосылки к самовоспитанию.
На основе материалов, полученных в ходе диагностирования, составляется психолого-педагогическая характеристика классного коллектива, которая должна постоянно дополняться, уточняться и использоваться в деятельности классного руководителя и воспитателя. Предлагаемые нами методики помогут в этом.
Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»
1. Какие мероприятия класса и школы этого года понравились Вашему ребенку?
- Какие мероприятия класса и школы понравились Вам?
- Какие мероприятия класса и школы Вам не понравились?
- Какие мероприятия класса и школы не понравились Вашему ребенку и почему?
- В каких мероприятиях класса и школы в будущем году мог ли бы участвовать Ваш сын или дочь?
- В каких мероприятиях класса и школы могли бы Вы принять участие в будущем году?
- Какие мероприятия Вы хотели бы предложить в будущий план воспитательной работы?
- На что Вы считаете необходимым обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в будущем году?
9. Какие традиции, на Ваш взгляд, необходимо развивать в коллективе учащихся в будущем учебном году?
10. Какие совместные мероприятия детей и родителей в будущем учебном году Вы хотели бы предложить?
Такое анкетирование помогает классному руководителю взглянуть на процесс воспитания учащихся в классе по-новому, позволит глубже и серьезнее проанализировать свою реальную деятельность, да и у родителей такие опросы вызывают и заинтересованность и ответственность. У них формируется уважительное отношение к классному руководителю, которому не безразличен внутренний мир детей и его проявление. Почувствовав заинтересованность в себе в лице классного руководителя, родители с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству в воспитательной работе в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика в работе классного руководителя
Материал посвящен классному руководителю для проведения диагностики в своем классе. К этой презентации прилагается файл под названием "Диагностика в работе классного руководителя"...
Педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй
Классные руководители знакомятся с нравственными аспектами, которыми должны руководствоваться, когда используют в своей работе диагнотику. Рассматриваются: три основные функции педагогичес...
ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ...
доклад "методы диагностики в работе классного руководителя"
методы ранжирования, цветограммы, теста в работе классного руководителя...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»Диагностика важна не сама по себе, а...
Применение методов диагностики в работе классных руководителей для повышения качества педагогического процесса.
Выступление на методическом объединении классных руководителей. Дана краткая характеристика основных методов диагностики и советы и рекомендации для педагогов по адаптации первокурсников к условиям те...
Диагностика эффективности работы классных руководителей
В мониторинге использовались следующие методики:Методик для изучения социализированности личности (Методика М. И. Рожкова) для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономно...