Школьные экологические проекты как способ активизации социальной деятельности учащихся
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Чердакова Арина Валерьевна

Статья содержит методические рекомендации по организации экологической проектной деятельности социальной направленности со школьниками 5-11 классов в общеобразовательной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьные экологические проекты как способ активизации социальной деятельности учащихся

Чердакова Арина Валерьевна, учитель биологии

МБОУ «Школа №91» г. Нижний Новгород

С 2007 года ученики биологических классов принимают участие в очистке левого берега реки Борзовки в районе Станкозаводского парка. Эта река, впадая в Ржавку, а затем в Оку, несет свои воды в Волгу. Ежегодно в рамках социального проекта «Живая Волга» мы проводим всероссийский экологический урок с одноименным названием, экологическую акцию на Борзовке (совместно с отделом по благоустройству Администрации района). Учениками 6-10 классов биологических классов было собрано более 20 мешков мусора ежегодно. Ученица 10б класса самостоятельно и вместе с сотрудниками биохимической лаборатории и учителями школы провела исследование качественных и количественных показателей речной воды. О своих результатах она сегодня расскажет на конференции.

В рамках социального проекта «Энергоэффективость» ребята традиционно участвуют в региональном этапе международного конкурса «Энергия и среда обитания», лучшие работы представляют в Законодательном Собрании Нижегородской области на торжественной церемонии подведения итогов. Всероссийский эко-урок в рамках фестиваля «Вместе - ярче» о способах энергосбережения ежегодно проводится в 6-9 классах.

Социальный проект «Красивая школа» включает этапы планирования и оформления элементов озеленения пришкольного участка. На начальном этапе ученики 8б, а затем (в рамках ЛТО «Авангард») и ученики 10-х классов оформляют графические схемы размещения вазонов в однолетними декоративными растениями и пригласили к сотрудничеству учащихся школы, родителей и педагогов. Мы ежегодно являемся участниками районного конкурса по озеленению «Росток в будущее». При участии учеников и родителей 5м класса были привезены 27 декоративных сосен, аллея из них посажена учениками 10 классов.

Экологический проект «Чистая вода» включает изучение органолептических свойств воды природных источников и способов поддержания их чистоты. О своей работе по изучению экологического состояния озер Большое, Безглядовское и Черемисское, проведенной в международном скаутском лагере «Ветлуга» летом, ученики 8-ых классов рассказывали на многочисленных конференциях и конкурсах экологических проектов (Региональная конференция «Молодежный мониторинг природных объектов», «Наш дом – Нижний Новгород», районная  конференция НОУ), а также на Всероссийской 13-й детско-юношеской Ассамблее в рамках  международного научно-практического форума «Великие реки». На всероссийском московском открытом экологическом форуме в октябре 2016 года ученики нашей школы представляли многочисленные работы по сохранению водных объектов – в конкурсе видеофильмов, эко-комиксов. А один из учеников представил свою исследовательскую работу и лично принял участие в программе форума вместе со своим папой, сотрудником экологической организации. О своих впечатлениях от пресс-конференций и экскурсии на водоочистные сооружения он рассказывал учащимся 4, 5-7 и 8-11 классов на открытии школьных конференций НОУ.

В этом году мы продолжили участие в социальном проекте «Разделяй с нами»: провели серию всероссийских уроков, провели акцию «Добро – это просто». Акция объединила учащихся, родителей и сотрудников школы – мы собрали более 30 кг пластиковых крышек для переработки. Интересно, что нам оказали большую помощь организации, где трудятся родители учащихся. Там до сих пор активно собирают пластиковые крышечки, чтобы передать их в школу. Во всероссийской акции «Год Экологии в России» зарегистрировались и приняли участие школьники и родители, представив свои экологические слоганы, плакаты, стихотворения о раздельном сборе мусора. Ребятам очень пригодились знания, полученные при посещении экскурсии на Городецкий мусоросортировочный комплекс.

        Социальный проект «Экологические традиции» уже несколько лет объединяет учащихся биологического класса и их родителей. Во время осенней и зимней выездной экологической практики в селе Благовещенское мы все вместе высаживаем еловую аллею, проводим интересные учебные экскурсии, собираем данные для исследовательских работ по лихеноиндикации (метод определения чистоты атмосферного воздуха с помощью лишайников), развешиваем кормушки для птиц, изучаем следы животных. А как интересно проходят тематические эстафеты на свежем воздухе, семейные праздники, мастер-классы по мыловарению, изготовлению домашних сладостей, конкурсы экологических песен и многое другое! Всё это во многом способствует правильному пониманию родителями и учениками необходимости участия в научно-исследовательской деятельности. Как результат, с 5 класса все учащиеся ежегодно становятся участниками школьной конференции НОУ (в основном, по естественнонаучному профилю).

        Эффективность экологической деятельности в школе во многом зависит от правильного выбора методических приемов при организации и проведении мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские ученические проекты как способ активизации познавательных интересов учащихся.

Особое значение в стандартах второго поколения придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. Необходимо готовить ребенка к пр...

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями,...

Способ активизации творческой деятельности учащихся. Мастер-класс "Модный подарок за 5 шагов"

В школьной жизни много праздников. А праздник - это сюрпризы, шутки, подарки... Очень часто классному руководителю необходимо помочь ребятам сделать подарки, например для мамы или бабушки. Моя презент...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся      Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене Описание опыта работы

В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от выпускников школы жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноце...