Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы
статья

Статьи посвященные межпредметным связям на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметные связи на уроках русского языка и

литературы.

В условиях обновления и развития системы общего образования одной из главных ее целей является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём. Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у учащихся при изучении русского языка и литературы.  Кроме того, широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у учащихся такие межпредметные умения, как: систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных

%

предметов.

Использование межпредметных связей в учебном процессе школы выдвигает проблему не только конструирования разнопредметного содержания учебного материала, но и формирования специального представления у учащихся о самом принципе, механизме межпредметного переноса знаний и умений, чтобы учащиеся могли усвоить не только результаты интеграции знаний, но и деятельность по установлению межпредметных связей .

Использование межпредметных связей, облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей, они быстро идут вперед, усваивают много различных сведений, которые они никогда не запомнили бы, если бы изучали их без взаимосвязей.

Наиболее глубокое психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей отражается в теории Ушинского. Актуальной и перспективной явилась его мысль о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам». Связь между понятиями и их развитие в системе предметов ведет к расширению и углублению знаний ученика и их превращению в мировоззренческую систему к концу обучения.

Идею межпредметных связей К.Д.Ушинский считал одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний.

Межпредметные связи могут рассматриваться как один из способов организации познавательной деятельности обучающихся в системе развивающего обучения., где появляется возможность управления мыслительными процессами, которые всегда связаны с выходом за пределы формальных знаний.

В связи с этим межпредметные связи как дидактический принцип должны войти в технологию и методику развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизируя методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса .

Направления влияния принципа межпредметных связей на психологический процесс:

  • увеличение информационной емкости формируемого понятия;
  • углубление сущностной;
  • стороны формируемого понятия;
  • совершенствование последовательности развития понятия;
  • совершенствование методики формирования понятий, реализации преемственности в их развитии;
  • формирование концептуального мышления;
  • осознание учебного предмета в общей системе других наук;
  • осознание системности знаний;
  • постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей;
  • развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности усваиваемых знаний;
  • формирование умений и навыков систематического применения получаемых знаний;

Использование межпредметных связей, существенно облегчается, если визуальные средства обучения (рисунки, графики, другие изобразительные средства и иллюстрации) из вспомогательных становятся основными, активизирующими и направляющими познавательную деятельность школьника.

Реализация межпредметных связей в системе помогает сформировать у школьников потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при объяснении тех или иных закономерностей или явлений. Когда учащиеся привыкают к тому, что практически в любой теме им приходится обращаться к знаниям из других наук, то это начинает восприниматься интересно и привычно. Тогда ребята сами начинают привлекать свои знания для решения какой-то задачи, ответы на вопросы, объяснение того или иного явления

Таким образом, межпредметные связи представляют собой необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы устанавливаются прежде всего с историей, изобразительным искусством, музыкой.

Так курс литературы за 8 класс звучит следующим образом: русская литература и история, интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Изучая повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учащиеся вспоминают пугачёвское восстание, причины его возникновения, образ Пугачёва.

Ребята делают небольшие доклады. Обращаясь к истории, я тем самым подготавливаю учащихся к пониманию проблемы, поставленной писателем в данном произведении. Изучая «Житиё Александра Невского», нельзя не вспомнить , какое значение имела эта легендарная личность в истории Руси. Учащиеся стараются показать знания в этой области и не выглядеть профанами.

На уроках литературы я часто знакомлю ребят с портретами писателей и поэтов, выполненными мастерами кисти. Живопись нельзя рассматривать просто как вид наглядности. Она является действенным источником познавательной информации, источником формирования общественного и художественного мировоззрения учащихся. А.С.Пушкин - один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники и скульпторы. Пушкин в живописи представлен в разных формах и жанрах. В ходе изучения творчества А.С.Пушкина на уроках литературы я имеет возможность познакомить учащихся с портретами поэта, написанными О.А.Кипренским и В.А.Тропининым с натуры.

Портрет как жанр живописи является самым сложным для анализа. В портрете художник не просто копирует внешний облик человека. Вглядываясь в черты своего героя, он размышляет о нем, стремится постичь его внутренний мир, выразить к нему отношение, т.е. раскрывает его образ.

Знакомство с историей создания этих картин, сопоставительный их анализ позволит учащимся, во-первых, понять как, художникам удалось не утерять то главное, что для всех нас живет в самом слове - Пушкин; во-вторых, увидеть, как каждый из них открыл в нем то, что ему было понятнее и ближе, т.е. увидеть сходство и различие в изображении одного и того же лица, сходство и различие в манере изображения двух художников; в-третьих, составить текст-описание с элементами рассуждения.

На уроках русского языка учащиеся пишут сочинения по картинам. Например, по картине Шишкина «Три медведя», Решетникова «Опять двойка» и т.д. Учащиеся не только рассматривают картины, стараются красочно их описать, но и узнают о

жизни и творчестве художников.

Ребята и сами могут выступить в роли художников, рисуя иллюстрации к произведениям.

На уроках развития речи я часто знакомлю учащихся с различными музыкальными произведениями. Например, с музыкальной пьесой Н.И.Чайковского «Февраль. Масленица». Учащиеся должны послушать пьесу и мысленно представить себе картину, определить каким настроением наполнено данное музыкальное произведение. Затем им предлагается такое задание: напишите миниатюру на тему «Слушая пьесу П.И.Чайковского «Февраль. Масленица».

Изучая различные поэтические произведения, я стараюсь знакомить ребят и с песнями, ариями, написанными на слова того или иного поэта. Например, с песнями на слова С.Есенина, А.Пушкина, Ф.Фета, Тютчева и др.

Конечно же этим не ограничивается межпредметная связь. Когда проходим по русскому языку числительные, ученики решают задачи. Только записывают они не цифрами, а словами решение.

Проходим термины - ребята вспоминают определения различных наук: биологии, географии, и т.д.

Тексты для изучения и повторения той или иной темы, стараюсь подбирать такие, чтобы расширялся кругозор учеников. Когда повторяем причастный и деепричастный оборот, можно использовать такой текст:

Самое крупное хвостатое животное - исполинская саламандра, живущая в быстрых горных реках Восточного Китая и на одном из островов Японии. Днём саламандры практически никогда не покидают воды, скрываясь под большими камнями или под нависающим берегом. Ночью же они, пользуясь исключительным обонянием, отыскивают лягушек, рыб, раков и водяных насекомых.

Можно показать и картинку с изображением саламандры.

Таким образом, вы видите, что на уроках литературы, русского языка можно в полной мере осуществлять межпредметные связи.



Предварительный просмотр:

Преподавание русского языка и литературы с учетом профессиональной направленности.

(Опыт работы)

      Межпредметность и профнаправленность - актуальные современные принципы обучения. В современных условиях перед учебными заведениями стоит задача подготовки профессионально-компетентных, широко образованных рабочих, способных решать новые задачи, активно творчески включаться в решение сложных производственных проблем.

     Усиление профессиональной направленности преподавания - одна из основных задач, поставленных перед системой образования.

    Принцип профессиональной направленности преподавания  заключается в своеобразном использовании педагогических средств, при котором обеспечивается усвоение учащимися предусмотренных программами знаний, умений, навыков и в то же время успешно формируется интерес к данной профессии, ценностное отношение, профессиональные личности будущего рабочего.

    Преподаватель общеобразовательных дисциплин способствует развитию познавательного интереса и творческой направленности личности обучающегося, используя разнообразные методы и средства: проектная деятельность, деловая игра, семинар, эссе, предметные недели, викторины и т.п. Для достижения  результата при планировании уроков необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Систематичность и преемственность

2. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от выбранной профессии или специальности.

3. Связь профориентации с жизнью.

      Профессиональная направленность в преподавании общеобразовательных предметов обеспечивается посредством использования на уроках материала дисциплин профессионально-технического цикла, более глубокого изучения теории, а также путем выполнения практических работ и создание текстов с профессиональным содержанием практического характера. Осуществление профессиональной направленности в разработке комплексных межпредметных заданий для обучающихся определенных групп профессий приводит к образованию объединенных систем знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера.

Русский язык и профессия.

          Начиная с 1 семестра, обучающиеся пишут сочинения-миниатюры на темы: "Моя будущая профессия", "Я здесь учусь и мне это нравится", "Мое рабочее место", "Дело мастера боится".

         Разрабатываются практические задания с текстами, где говорится о выбранной профессии, ее востребованности и актуальности. В своей работе я стремлюсь к развитию лексики обучающихся, связанной с производством и их профессией. С этой целью пишем орфографические диктанты, составляем мини-словари по специальностям. В них вносятся названия инструментов, виды работ, специальные термины. В наиболее трудных терминах ставится ударение, чтобы обучающиеся запомнили их произношение. Также они получают задания на составление предложений, текстов со спецтерминами, кроссвордов для закрепления их правописания, пишут диктанты на производственную тематику, составляют тексты рабочей документации.

Орфографический диктант (с включением в него терминов по профессии "Мастер отделочных, строительных и декоративных работ")

Арка - это перекрытие дугообразной формы

Балконный блок - включает в себя дверь и окно, которые соединены друг мс другом при помощи соединителя.

Визуализация интерьера - это создание детализированной 3D модели Будущего помещения с целью его визуальной оценки заказчиком.

Виниловые обои - это отделочный материал с декоративным и защитным слоем из поливинилхлорида на бумажной или флизелиновой основе. Изделия имеют длительный срок службы за счет высокой устойчивости к внешним воздействиям.

Вытяжка - это устройство, который очищает воздух от продуктов сгорания, испарений, дыма, неприятных запахов и любых других нежелательных примесей, образующихся в процессе приготовления пищи.

Галтель - это планка, которая прикрывает стыки деталей между стеной и полом, либо стеной и потолком. Речь идет о плинтусе.

АКУСТИЧЕСКАЯ ШТУКАТУРКА — Штукатурка, которая изготавливается из различных вяжущих и легких заполнителей (керамзит, пемза и т.п.). Акустическая штукатурка применяется в отделочных работах для увеличения звукопоглощения ограждающих конструкций.

АЛЕБАСТР — продукт обжига природного гипса при температуре 120–170 C°. В строительстве алебастр применяют в виде порошка тонкого помола.

БАЛКА — горизонтальная несущая конструкция зданий и сооружений, имеющая опору в двух или более точках. Балка, перекрывающая один пролет и имеющая две опоры, называется разрезной. Балка, перекрывающая несколько пролетов и имеющая несколько опор, называется неразрезной многопролетной.

БАЛЯСИНЫ — элементы ограждающих конструкций лестниц, балконов, террас, поддерживающие перила.

БУТ — строительный камень, получаемый при взрывании залежей сплошных пород, таких как гранит, плотный известняк, песчаник и др. Бут применяется для возведения фундаментов, подпорных стенок, оград и т. п.

ВАЛЬМА — Скат шатровой крыши, имеющий треугольную форму и расположенный с торцовой стороны здания.

ВИБРОПРЕССОВАНИЕ — Способ уплотнения бетонной смеси путем приложения к ней вибрационных нагрузок и статического давления.

ГАЖА — рыхлые отложения озерно-болотных водоемов, состоящие из углекислого кальция. Гажа может содержать примесь глины. Применяется гажа для производства цемента, извести, для известкования почв.

ГИДРОФОБНОСТЬ - способность материала не смачиваться водой.

ИНСОЛЯЦИЯ — Степень освещенности солнечным светом зданий, сооружений и их внутренних помещений.

ИНЦЕРТ — Облицовка бетонных поверхностей природными или искусственными камнями неправильной формы.

КАФЕЛЬ - облицовочная керамическая плитка.

КВАДР - отесанный каменный блок, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда. Квадр – элемент каменной стены.

ЛАПА, РУБКА «В ЛАПУ» — Один из способов рубки углов бревенчатых строений. Рубка "в лапу" или "без остатка" характерна тем, что торцы соединяемых в углах бревен (брусьев) не выходят за наружную плоскость стены. По сравнению с рубкой «в оболо» - менее эффективна с точки зрения теплосбережения.

МАУЭРЛАТ — брус, служащий опорой наслонных деревянных стропил и предназначенный для распределения нагрузки, создаваемой крышей сооружения. Мауэрлат располагается на верхнем внутреннем обрезе каменных стен.

ОБОИ ВЕЛЮРОВЫЕ - бумажные полотна, на которые в процессе производства сначала наносится рисунок, а затем велюровые ворсинки.

ОБОИ ЖИДКИЕ — позволяют создавать гладкие или рельефные покрытия без швов. В состав жидких обоев могут входить хлопок, целлюлоза, текстильные волокна. Обои жидкие разводятся водоэмульсионной краской и наносятся валиком или краскопультом. Колеровка производится специальными красками.

ОБОИ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ - изготавливаются путем покрытия бумажной основы тонким слоем фольги, после чего на поверхность обоев наносится тиснение или рисунок.

ОБОИ ТЕКСТИЛЬНЫЕ представляют собой бумажное полотно, ламинированное нитями из натуральных или смешанных волокон, либо натуральной тканью.

ПИЛЯСТРА - прямоугольный плоский вертикальный выступ, повторяющий все части и пропорции колонны. Пилястра является декоративным элементом, служащим для вертикального членения плоскости стены. В некоторых случаях пилястра может служить конструктивным усилением стены.

ПОТАЙНОЙ ЗУБ - прямоугольный выступ в верхнем бревне, входящий в соответствующий паз нижнего бревна венца сруба.

СВАИ - деревянные, металлические или железобетонные "стержни", которые заглубляют в основание зданий и сооружений. Сваи передают нагрузку от фундамента на плотные (материковые) грунты.

СУХАЯ КЛАДКА - каменная кладка, выполняемая с перевязкой швов, но без применения кладочного раствора. Для скрепления блоков применяются металлические анкеры.

ЗОРИТ - облицовочный материал из отходов производства стекла.

УКОСИНА - раскос, наклонно стоящая к стойке подпорка.

УКРЫВИСТОСТЬ — Способность лакокрасочного состава при равномерном нанесении на одноцветную поверхность скрыть ее первоначальный цвет.

ФАХВЕРК - каркасная система, состоящая из связанных между собой стоек, балок и раскосов. Фахверк играет не только конструктивную, но и декоративную роль, визуально расчленяя фасад.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА — Форма организации строительных работ, при которой работы выполняются собственными силами застройщика, без привлечения сторонних подрядных организаций.

ХОРЫ — Верхняя открытая галерея или балкон внутри парадного зала здания.

Прочитайте текст, выпишите термины, входящие в состав профессиональный тезариус "Мастер отделочных, строительных и декоративных работ".

Первые штукатуры  появились в Древнем Египте за 5000 лет до н.э. Работали эти люди с гипсом и глиной. Их работа заключалась в том, чтобы выровнять поверхность стен снаружи и изнутри зданий. Поскольку профессиональных строительных материалов в те времена не было, люди работали с природным материалом – гипсом, мелом и глиной. Судя по тому, что их работа сохранилась до настоящего времени, можно сделать вывод – это была работа наивысшего качества. А древних мастеров можно смело назвать настоящими профессионалами своего дела.

На протяжении веков изменения происходили не только в составе раствора, но и в  типе используемых инструментов. Широко распространенный ныне цемент придумали в 19 веке путем обжигания некоторых его составляющих - гипса, глины, извести и др. Тогда же штукатуры стали широко применять этот материал. На территории нашей страны цемент впервые начали использовать при строительстве храмов, а уже пом для зданий другого назначения.

Неизвестно, когда появился первый маляр. Но мы доподлинно знаем, что в те далекие времена краска изготавливалась при помощи природных красителей, из стеблей и листьев растений. А технология изготовления красок из охры и животного жира была известна людям уже 20 тысяч лет назад. Наверное, в это же время и появились первые окрашенные предметы. При раскопках в Греции в развалинах зданий были обнаружены окрашенные элементы стен; также множество окрашенных изделий нашли во время раскопок цивилизаций Междуречья, Древнего Египта, Древнего Китая.
Но первые упоминания о бригадах работников, выполнявших именно внутренние строительные работы, встречаются в исторических документах только к середине XIX века.

В более ранние времена отделочные работы производились только в домах обеспеченных людей. В примитивных домах обычных людей тоже производились работы по монтажу и демонтажу, но без помощи мастера отделочных работ, отсюда результат был не на таком высоком уровне, как в наше время. Сейчас же с помощью такого специалиста помещение можно преобразить до неузнаваемости, всё будет зависеть только от финансовых возможностей заказчика.

Выполнить словообразовательный разбор терминов по профессии

"Мастер отделочных, строительных и декоративных работ".

Первые штукатуры  появились в Древнем Египте за 5000 лет до н.э. Работали эти люди с гипсом и глиной. Их работа заключалась в том, чтобы выровнять поверхность стен снаружи и изнутри зданий. Поскольку профессиональных строительных материалов в те времена не было, люди работали с природным материалом – гипсом, мелом и глиной. Судя по тому, что их работа сохранилась до настоящего времени, можно сделать вывод – это была работа наивысшего качества. А древних мастеров можно смело назвать настоящими профессионалами своего дела.

На протяжении веков изменения происходили не только в составе раствора, но и в  типе используемых инструментов. Широко распространенный ныне цемент придумали в 19 веке путем обжигания некоторых его составляющих - гипса, глины, извести и др. Тогда же штукатуры стали широко применять этот материал. На территории нашей страны цемент впервые начали использовать при строительстве храмов, а уже пом для зданий другого назначения.

Неизвестно, когда появился первый маляр. Но мы доподлинно знаем, что в те далекие времена краска изготавливалась при помощи природных красителей, из стеблей и листьев растений. А технология изготовления красок из охры и животного жира была известна людям уже 20 тысяч лет назад. Наверное, в это же время и появились первые окрашенные предметы. При раскопках в Греции в развалинах зданий были обнаружены окрашенные элементы стен; также множество окрашенных изделий нашли во время раскопок цивилизаций Междуречья, Древнего Египта, Древнего Китая.
Но первые упоминания о бригадах работников, выполнявших именно внутренние строительные работы, встречаются в исторических документах только к середине XIX века.

В более ранние времена отделочные работы производились только в домах обеспеченных людей. В примитивных домах обычных людей тоже производились работы по монтажу и демонтажу, но без помощи мастера отделочных работ, отсюда результат был не на таком высоком уровне, как в наше время. Сейчас же с помощью такого специалиста помещение можно преобразить до неузнаваемости, всё будет зависеть только от финансовых возможностей заказчика.

Выполнить морфологический разбор прилагательных.

Первые штукатуры  появились в Древнем Египте за 5000 лет до н.э. Работали эти люди с гипсом и глиной. Их работа заключалась в том, чтобы выровнять поверхность стен снаружи и изнутри зданий. Поскольку профессиональных строительных материалов в те времена не было, люди работали с природным материалом – гипсом, мелом и глиной. Судя по тому, что их работа сохранилась до настоящего времени, можно сделать вывод – это была работа наивысшего качества. А древних мастеров можно смело назвать настоящими профессионалами своего дела.

На протяжении веков изменения происходили не только в составе раствора, но и в  типе используемых инструментов. Широко распространенный ныне цемент придумали в 19 веке путем обжигания некоторых его составляющих - гипса, глины, извести и др. Тогда же штукатуры стали широко применять этот материал. На территории нашей страны цемент впервые начали использовать при строительстве храмов, а уже пом для зданий другого назначения.

Неизвестно, когда появился первый маляр. Но мы доподлинно знаем, что в те далекие времена краска изготавливалась при помощи природных красителей, из стеблей и листьев растений. А технология изготовления красок из охры и животного жира была известна людям уже 20 тысяч лет назад. Наверное, в это же время и появились первые окрашенные предметы. При раскопках в Греции в развалинах зданий были обнаружены окрашенные элементы стен; также множество окрашенных изделий нашли во время раскопок цивилизаций Междуречья, Древнего Египта, Древнего Китая.
Но первые упоминания о бригадах работников, выполнявших именно внутренние строительные работы, встречаются в исторических документах только к середине XIX века.

В более ранние времена отделочные работы производились только в домах обеспеченных людей. В примитивных домах обычных людей тоже производились работы по монтажу и демонтажу, но без помощи мастера отделочных работ, отсюда результат был не на таком высоком уровне, как в наше время. Сейчас же с помощью такого специалиста помещение можно преобразить до неузнаваемости, всё будет зависеть только от финансовых возможностей заказчика.

Выписать местоимения из текста.

Первые штукатуры  появились в Древнем Египте за 5000 лет до н.э. Работали эти люди с гипсом и глиной. Их работа заключалась в том, чтобы выровнять поверхность стен снаружи и изнутри зданий. Поскольку профессиональных строительных материалов в те времена не было, люди работали с природным материалом – гипсом, мелом и глиной. Судя по тому, что их работа сохранилась до настоящего времени, можно сделать вывод – это была работа наивысшего качества. А древних мастеров можно смело назвать настоящими профессионалами своего дела.

На протяжении веков изменения происходили не только в составе раствора, но и в  типе используемых инструментов. Широко распространенный ныне цемент придумали в 19 веке путем обжигания некоторых его составляющих - гипса, глины, извести и др. Тогда же штукатуры стали широко применять этот материал. На территории нашей страны цемент впервые начали использовать при строительстве храмов, а уже пом для зданий другого назначения.

Неизвестно, когда появился первый маляр. Но мы доподлинно знаем, что в те далекие времена краска изготавливалась при помощи природных красителей, из стеблей и листьев растений. А технология изготовления красок из охры и животного жира была известна людям уже 20 тысяч лет назад. Наверное, в это же время и появились первые окрашенные предметы. При раскопках в Греции в развалинах зданий были обнаружены окрашенные элементы стен; также множество окрашенных изделий нашли во время раскопок цивилизаций Междуречья, Древнего Египта, Древнего Китая.
Но первые упоминания о бригадах работников, выполнявших именно внутренние строительные работы, встречаются в исторических документах только к середине XIX века.

В более ранние времена отделочные работы производились только в домах обеспеченных людей. В примитивных домах обычных людей тоже производились работы по монтажу и демонтажу, но без помощи мастера отделочных работ, отсюда результат был не на таком высоком уровне, как в наше время. Сейчас же с помощью такого специалиста помещение можно преобразить до неузнаваемости, всё будет зависеть только от финансовых возможностей заказчика.

Выписать глаголы из текста

Первые штукатуры  появились в Древнем Египте за 5000 лет до н.э. Работали эти люди с гипсом и глиной. Их работа заключалась в том, чтобы выровнять поверхность стен снаружи и изнутри зданий. Поскольку профессиональных строительных материалов в те времена не было, люди работали с природным материалом – гипсом, мелом и глиной. Судя по тому, что их работа сохранилась до настоящего времени, можно сделать вывод – это была работа наивысшего качества. А древних мастеров можно смело назвать настоящими профессионалами своего дела.

На протяжении веков изменения происходили не только в составе раствора, но и в  типе используемых инструментов. Широко распространенный ныне цемент придумали в 19 веке путем обжигания некоторых его составляющих - гипса, глины, извести и др. Тогда же штукатуры стали широко применять этот материал. На территории нашей страны цемент впервые начали использовать при строительстве храмов, а уже потом для зданий другого назначения.

Неизвестно, когда появился первый маляр. Но мы доподлинно знаем, что в те далекие времена краска изготавливалась при помощи природных красителей, из стеблей и листьев растений. А технология изготовления красок из охры и животного жира была известна людям уже 20 тысяч лет назад. Наверное, в это же время и появились первые окрашенные предметы. При раскопках в Греции в развалинах зданий были обнаружены окрашенные элементы стен; также множество окрашенных изделий нашли во время раскопок цивилизаций Междуречья, Древнего Египта, Древнего Китая.
Но первые упоминания о бригадах работников, выполнявших именно внутренние строительные работы, встречаются в исторических документах только к середине XIX века.

В более ранние времена отделочные работы производились только в домах обеспеченных людей. В примитивных домах обычных людей тоже производились работы по монтажу и демонтажу, но без помощи мастера отделочных работ, отсюда результат был не на таком высоком уровне, как в наше время. Сейчас же с помощью такого специалиста помещение можно преобразить до неузнаваемости, всё будет зависеть только от финансовых возможностей заказчика.

     Такие методы и приемы повышают интерес обучающихся к изучению предметов  как общеобразовательного, так и специального цикла.

Литература и профессия.

       Немаловажную роль в профессиональном самоопределении обучающихся играют и уроки литературы, где вопрос "Кем быть?" можно заменить вопросом "Каким быть?" Поиски ответа на него закладывают фундамент личности, без которого невозможно воспитание ни профессионала, ни гражданина. Кроме того, литературные произведения, содержащие профориентационный материал позволяют обучающимся знакомиться с профессиями прошлого, помогают дать ответ, почему на смену этим профессиям пришли новые.

         Связь актуальных тем нашей жизни и профессии расширяет кругозор и способствует не только привлечению внимания к чтению, расширению культурных связей, но и поиску ответов на вопрос: как изменить ситуацию?

        Стереотипы, связанные с той или иной профессией, представления о будущей профессии. Социальный рейтинг и социальная значимость получаемой профессии, представления о ее востребованности и престижности (по материалам СМИ, электронным источникам, свидетельствам профессионалов отрасли); правда и заблуждения, связанные с восприятием получаемой профессии: подготовка сообщения разного формата о стереотипах, заблуждениях, неверных представлениях, связанных в обществе с получаемой профессией и ее социальной значимостью.

       Также ведем дискуссии "Что значит быть мастером своего дела?", "Как люди моей профессии меняют мир к лучшему?" , пишем сочинения и т.д. Очень важна роль поэзии в жизни человека любой профессии. Общение с поэзией как способ эстетического обогащения своей духовной сферы, постижения общечеловеческих ценностей, развитие способности к творческой деятельности. Путь к пониманию поэзии – это чтение, обсуждение, интерпретация (вербальная/невербальная) стихов разных поэтов в поисках «своего».

       Или по теме "Говори, говори...": диалог как средство характеристики человека" на формирование профессиональных компетенций направлена деловая игра по созданию профессионального диалога в различных ситуациях: "специалист-руководитель", "клиент- специалист", "специалист-специалист".

       Подобные задания по силам студентам 1 курса. Выполняя их, обучающиеся готовятся к освоению профессионального модуля.

      Интенсификация изучения общеобразовательной дисциплины предполагает переход с преимущественной активности на занятии преподавателя на активность самих обучающихся за счет использования  эффективных методов, форм, средств и технологий, таких как:

- игровая технология(метод деловых/ролевых игр), например по теме "Вроде просто найти и расставить слова": стихи для людей моей специальности" проводится деловая игра "В издательстве", в процессе которой студенты составляют сборники стихов поэтов  Серебряного века по своей профессии;

- проблемное обучение (дискуссионный, коммуникативный метод), например, по теме «Ты профессией астронома метростроевца не удивишь» в ходе дискуссии студенты ищут ответ на проблемный вопрос: «Как ваша профессиональная деятельность может влиять на жизнь общества и менять его к лучшему?» Вопросы проблемного характера помогают заинтересовать студентов чтением нового произведения, например, «Почему мастер не заслужил свет, а заслужил покой?» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») или «Был ли у Катерины другой выход?» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»). Подобные вопросы также побуждают студентов быть внимательными к содержанию произведения, к деталям, требуют не поверхностного, а вдумчивого чтения. Именно в таком случае произведение воздействует на читателя, будит его чувства, заставляет мыслить, оставляет след в памяти, становится частью жизненного опыта студента.

       Все вышеназванные формы работы имеют следующий ожидаемый результат: активизируется процесс профессионального самоопределения, развиваются умения планировать профессиональную карьеру, расширяется представление о профессиях, развивается навык самопрезентации, подчеркивается роль русского языка и литературы в получении образования и овладении определенной профессией. А правильно сделанный выбор - это начало пути к успеху, самореализации, к психологическому и материальному  благополучию в будущем. Недаром У.Д.Ушинский говорил:

Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само вас отыщет.

Мобильный выпускник - залог успеха на рынке труда.

        Профессиональная направленность общеобразовательных дисциплин означает в широком смысле ориентацию студентов на производственную деятельность, на воспитание их готовности к труду рабочего  конкретной профессии, а в узком смысле - на формирование совместно с преподавателями профессиональных знаний и умений обучающихся.

        Современное профессиональное образование должно дать выпускнику учреждения профессионального образования не только сумму знаний, но и набор умений, навыков, компетенций, обеспечивающих готовность к работе в условиях развивающего рынка труда. Поэтому в настоящее время происходит обновление содержания и структуры  общеобразовательной подготовки  в развитии личностных качеств обучающихся, значимых для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда и становления их профессиональной карьеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы

Небольшая статья посвящена межпредметным связям на уроках русского языка и литературы...

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы

В работе говорится о роли межпредметной деятельности на уроках русского языка и литературы, предлагается перечень тем межпредметных работ по предмету...

Обобщение опыта работы по теме "Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"

В данной статье помещен опыт работы учителя русского языка литературы по теме самообразования"Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"....

Курсовой проект "Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы"

Курсовой проект представлен в форме презентации, в котором раскрываются вопросы актуальности темы, роли межпредметных связей в обучении...

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы

Для эффективного обучения русскому языку обращаемся к интеграции предметов «Русский язык» и «Литература». Уроки межпредметных связей русского языка и литературы предполагают ор...