Элективный курс "Экологический бумеранг"
элективный курс
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного курса "Экологический бумеранг" предназначена для учащихся 7-х классов.
Программа рассчитана на 34 часа-по1 часу в неделю. Программа включает в себя прогрессивные научные знания и достижения современной экологии, медицины, биологии и предполагает углубленное изучение предмета экология.
Актуальность программы заключается в необходимости изучения основ экологических знаний, а так же явлений и процессов, которые приводят к возникновению различного рода бедствий и катастроф, а самое главное – как действовать человеку при чрезвычайных ситуациях.
На заре развития цивилизации человек не отделял себя от природы, был ее частью, жил по ее законам. Но с резким увеличением численности населения, разделением труда, появлением производства человечество стало потребительски относиться к природным богатствам, не задумываться о последствиях воздействия на природу. Человек возомнил себя царем природы, основой действий являлось техногенное мышление и принцип: "Возьми от природы все, не жди от нее милости". Неразумное и ненаучное отношение к законам природы привело к нарушению природных комплексов, возникновению локальных и региональных экологических бедствий, а угроза глобальной экологической катастрофы относится к разряду мировых проблем, которые возможно разрешить или приостановить только всеобщими усилиями.
В настоящее время число природных и техногенных катастроф резко увеличилось, что приводит к огромному количеству человеческих жертв, большому материальному ущербу и нарушению природных комплексов. Человечеству для того, чтобы выжить, необходимо не только изучать законы природы, наблюдать за процессами и явлениями, но и жить по этим законам, считаться с тем, что возможности природы не безграничны.
Цель программы: познакомить учащихся с основами экологических знаний, сформировать представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания
Задачи курса:
• научить выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;
• расширить знания о влияние абиотических, биотических, антропогенных факторов среды на состояние здоровья и общую продолжительность жизни человека в данном регионе;
• познакомить учащихся с реакциями адаптации к неблагоприятным условиям среды;
• познакомить с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;
• развивать навыки и приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, навыки частичного поиска, исследовательской работы, логического мышления.
Формы и методы работы: лекционные, практические работы, семинары,
интерактивные игры, дискуссии, анкетирование и др.
Учащиеся должны знать:
1. Понятия: абиотические факторы, авария, адаптация, антропогенные факторы, ареал,
биосфера, биогенные факторы, вид, ген, генотип, естественный отбор, заповедник,
изменчивость, искусственный отбор, лимитирующий (ограничивающий) фактор, мутация,
наследственность, природная катастрофа, сообщество (биоценоз), среда обитания
(местообитание), толерантность, техногенные катастрофы, технополис, урбоэкология,
чрезвычайная ситуация, эволюция, экология, экологическая катастрофа, экологическая
ниша, экологический фактор, экосистема;
2. Основы экологических знаний (что изучает наука экология; история науки; экологическая
обстановка в мире, в России, в данной местности; воздействие человека на природные
комплексы; экологическая безопасность, экологическое право, экологический манифест,
законы Коммонера; различные виды загрязнений окружающей среды)
3. Особенности своей местности и вероятные природные и техногенные катастрофы, которые
могут быть на данной территории;
4. Действия населения во время чрезвычайных ситуаций;
• факторы, влияющие на здоровье;
• факторы, разрушающие здоровье;
• пути решения экологических проблем, связанных с автотранспортом;
• влияние факторов среды на генофонд человека;
• роль микроэлементов в организме человека;
• роль биоритмов на жизнедеятельность;
• особенности квартиры как экосистемы
• классификация отходов и способы избавления от них;
• особенности производственной среды и профессиональные заболевания, связанные с ней;
Учащиеся должны уметь
• выявлять позитивное и негативное влияние абиотических факторов на состояние здоровья человека;
• соотносить свойства фитонцидных растений со своим состоянием здоровья, эстетическим восприятием;
• характеризовать влияние антропогенных факторов на организм человека;
• оценивать типологические свойства личности, сформировавшейся в результате взаимодействия организма с окружающей средой;
• выявлять основные стрессогенные факторы среды
• анализировать с экологической точки зрения состояние квартиры;
• соблюдать правила применения препаратов бытовой химии
• предлагать способы улучшения экологической обстановки в доме
• использовать предметы бытового мусора для изготовления полезных вещей;
• выявлять экологически опасные вещества в производственной среде и факторы воздействия на здоровье человека;
• применять знания о влиянии на организм растений и цвета;
• осознавать опасность антропогенной деятельности при её бесконтрольности
• «смягчать» последствия научно-технической революции
• оценивать свои потенциальные возможности и использовать их в условиях экологического бедствия
• анализировать, делать выводы;
• грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц;
• определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека;
• использовать ресурсы Интернета, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями; отличать аварии от чрезвычайных ситуаций; показывать на карте свой край; объяснять причины экологических проблем, связанных с хозяйственной деятельностью человека;
приводить примеры воздействия человека на природные комплексы и формирования антропогенных ландшафтов, объяснять ситуации, которые могут привести к авариям и катастрофам; использовать полученные знания по ситуации; учиться наблюдать и оценивать ситуации.
Содержание курса несет в себе образовательную, культурологическую и социальную направленность, так как позволит углубить знания по школьным предметам, расширить кругозор и познавательный интерес учащихся. Программу можно рассматривать как интегрированный курс на стыке экологии, географии, краеведения, основ безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения курса возможно формирование элементов культуры и поведения, обеспечивающих выживание в окружающей среде: ориентация в пространстве, анализ ситуации взаимодействия природы и общества, охрана здоровья человека, прогноз и перспективы развития.
Показателем эффективности формирования ЗУН может быть не только осознанность, глубина и прочность знаний и практических навыков, но и возможный реальный вклад в окружающее пространство.
При изучении данного курса предполагается использование различных источников знаний:
справочников, энциклопедий, материалов СМИ, Интернет, статистических данных и пр.
Контроль знаний может осуществляться в виде практических работ, семинаров по темам, игровых заданий, интеллектуальных игр, решения вопросов и пр.
Итоговой работой, вид которой предлагается учащимся в самом начале работы, может быть разнообразным: реферат, Web - сайт, книга - "раскладушка", и др. Возможны и PR - проекты: опрос, мониторинг и т.д.
Программа рассчитана на 34 часа.
Содержание программы:
Тема 1. «Я и природа». Введение. Экология — наука XI века. История развития экологических идей. Что изучает экология. Причины популярности и актуальности экологии в наши дни. Экологические «законы» Б. Коммонера. Экологические проблемы России. Структура экологии. Тестирование учащихся с целью выявления уровня сформированности личностного отношения к природе.
Отражение природы в искусстве. Практические работы.
Тема 2. «Экологический бумеранг, или поиск трех аргументов». Экологическая проблема – глобальная проблема современности. Возникновение экологических затруднений, вызываемых плохим знанием законов, принципов и правил природопользования. Зависимость между образом жизни людей и состоянием окружающей среды. Устойчивое развитие общества – реальный путь выхода из экологического кризиса.
Тема 3. «За чистоту родного края». Знакомство с основными видами пропаганды экологических знаний. Роль средств массовой информации в повышении экологической грамотности населения. Основные направления деятельности молодежных экологических движений. Экологически чистая продукция. Экологические технологии.
Тема 4. «Красная книга». Проблема сокращения разнообразия видов. Красные книги различных уровней. Особо охраняемые природные территории. Байкал – жемчужина природы.
Тематический план по курсу «Экологический бумеранг» в 7-х классах
№ | Тема | Кол-во часов | Из них: | ||
Теория | Практика | ||||
Тема 1. «Я и природа» (9ч) | |||||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Я и природа (тестирование) | 2 | 1 | 1 | |
3 | Экологические термины и понятия | 2 | 2 | ||
4 | Отражение природы в искусстве | 2 | 2 | ||
5 | Мое отношение к природе (творчество детей) | 2 | 2 | ||
Тема 2. «Экологический бумеранг, или поиск трех аргументов» (7ч) | |||||
1 | Экологический бумеранг, или поиск трех аргументов | 2 | 1 | 1 | |
2 | На пути к устойчивому развитию | 2 | 1 | 1 | |
3 | О китайской мудрости и экологической проблеме | 2 | 2 | ||
4 | Экологический ликбез | 1 | 1 | ||
Тема 3. «За чистоту родного края» (10ч) | |||||
1 | За чистоту родного края | 2 | 2 | ||
2 | Возмутители спокойствия, или Экология и политика | 3 | 1 | 2 | |
3 | Экологический ликбез | 1 | 1 | ||
4 | Товарный знак | 2 | 2 | ||
5 | Я строю дом | 2 | 2 | ||
Тема 4. «Красная книга» (8ч) | |||||
1 | Экологический ликбез | 1 | 1 | ||
2 | Красная книга | 2 | 1 | 1 | |
3 | ООПТ | 2 | 1 | 1 | |
4 | Байкал-жемчужина природы | 2 | 1 | 1 | |
5 | Подведение итогов | 1 | 1 | ||
Итого: | 34ч | 13 | 21 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Виды деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
1 | «Я и природа» (9ч). Введение | 1 | |||
2 | Я и природа | 1 | |||
3 | Мое отношение к природе. Анкетирование. | 1 | Анкетирование | ||
4-5 | Экологический ликбез. | 2 | |||
6 | Отражение природы в искусстве. | 1 | Практическая работа | ||
7 | Отражение природы в искусстве | 1 | Практическая работа | ||
8 | Мое отношение к природе. | 1 | Практическая работа | ||
9 | Творчество детей | 1 | Практическая работа | ||
1 | «Экологический бумеранг» (7ч) поиск трех аргументов | 1 | |||
2 | Поиск трех аргументов | 1 | Практическая работа | ||
3-4 | На пути к устойчивому развитию | 2 | Практика | ||
5-6 | О китайской мудрости и экологической проблеме | 2 | Практика | ||
7 | Экологический ликбез | 1 | |||
1 | «За чистоту родного края» (10ч) | 1 | Практика | ||
2 | Роль СМИ в повышении экологической грамотности населения | 1 | Практика | ||
3 | Возмутители спокойствия, или Экология и политика | 1 | |||
4 | Экологические движения | 1 | Практика | ||
5 | Основные направления деятельности молодежных движений | 1 | Практика | ||
6 | Экологический ликбез | 1 | |||
7 | Товарный знак | 1 | Практика | ||
8 | Экологические технологии | 1 | Практика | ||
9 | Я строю дом | 1 | Практика | ||
10 | Проблема экологизации жилья | 1 | Практика | ||
«Красная книга» (8ч) | |||||
1 | Экологический ликбез | 1 | |||
2 | Красные книги разных уровней | 1 | |||
3 | Сохранение видового разнообразия | 1 | Практика | ||
4 | ООПТ | 1 | |||
5 | К 100-летию Баргузинского заповедника | 1 | Практика | ||
6 | Байкал – жемчужина природы | 1 | Практика | ||
7 | Экологические проблемы Байкала | 1 | Практика | ||
8 | Подведение итогов | 1 | Практика | ||
Итого: | 34ч |
Приложение 1
ТЕМА 1: Введение. Что изучает наука экология? История науки.
Воздействие человека на природные комплексы.
Понятие природы. Все, что нас окружает - это природа. (Природа – это окружающий нас мир). В понятие природы входят природные объекты и явления.
Природа живая, неживая и преобразованная. Компоненты природы отличаются друг от друга. Одна группа природных компонентов дышит, двигается, питается, растет, размножается и в конце своей жизни умирает. Это живая природа. Другая группа компонентов не обладает такими признаками. Это неживая природа. Те компоненты, которые создал человек, называется преобразованной природой.
Взаимодействие живой и неживой природы. Компоненты природы находятся между собой в тесном взаимодействии. Неживая природа в ходе эволюции сформировалась раньше и является условием для существования живой природы. В свою очередь живая природа зависит от среды обитания и приспосабливается к ней. Существует множество наук, изучающих неживую природу: климатология, почвоведение, геология, гидрология, вулканология, ландшафтоведение и др. Зоология, ботаника, антропология, анатомия и др . – науки, изучающие живую природу.
Экология как наука о взаимодействии живой и неживой природы. Наука, изучающая зависимость живой природы от условий существования, приспособляемость живых организмов к среде обитания, называется экологией.
История науки. Природоведческие знания необходимы человеку всегда. Еще с древнейших времен стали накапливались сведения о природе и передавались в устной форме. Позднее появились науки, которые привели накопленные человечеством знания в систему.
Термин "экология" ( от греч. "ойкос"– дом, жилище, родина; "логос"– наука, учение) ввел в научный обиход 19 – м в. основоположник этой науки Эрнст Геккель (1834 – 1919) – немецкий зоолог и эволюционист, последователь Ч.Дарвина. В 1866 г. Э.Геккель дал такое определение экологии: "Под экологией мы понимаем…изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической так и неорганической, и прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт".
Однако исследования, которые сегодня мы назвали бы экологическими, проводились задолго до появления этого термина и самой науки.
Основоположники систематики А. Цезальпин (1519 – 1603), Д.Рей (1628 – 1705) описывали зависимость растений от условий произрастания и места обитания.
В 18 – м в.
Русскими естествоиспытателями путешественниками С.П. Крашенинниковым (1711 – 1755), И.И. Лепехиным (1740 – 1802) и П.С.Палласом (1741 – 1811) описаны взаимоотношения климата, растительности и животного мира зависимости от географических условий.
Французский натуралист Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829), автор первого эволюционного учения, считал, что внешние условия среды являются основной причиной приспособительных изменений организмов и их эволюции.
Немецкий естествоиспытатель и путешественник А.Гумбольдт (1769 – 1859) сформулировал новое экологическое направление в географии растений (в одинаковых географических условиях у растений различных групп вырабатывается одинаковый внешний облик).
В 19 – в. русский естествоиспытатель К.Ф. Рулье (1814 – 1858) разработал систему экологического исследования животных – зообиологию.
Понятие биосферы (оболочки, включающей в себя все живые организмы на Земле), было развито в работах В.И. Вернадского (1864 – 1945).
В начале 20 в. образовались экологические школы, стали появляться различные отрасли экологической науки.
В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук. Она подразделяется на общую экологию и отраслевую. Выделяется теоретическая и прикладная экология.
Сформировавшись как наука, экология сегодня играет все возрастающую роль в решении практических задач. Появилась возможность предсказывать последствия хозяйственной деятельности человека и давать рекомендации, как использовать природные богатства, не истощая ресурсов и не нанося вред природным сообществам. Важность таких научных прогнозов особенно велика в наши дни, когда из – за технического прогресса человечество заметно воздействует на всю биосферу в целом. При этом доминирующим фактором становится отрицательное влияние на живую природу деятельности человека, а масштабы негативного воздействия таковы, что представляют серьезную угрозу существованию не только отдельных биосистем, но и всей биосферы в целом и человека в частности.
Приложение 2
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – компоненты и явления неживой природы, которые воздействуют на живые организмы (климатические или географические условия, физические или химические среды)
АДАПТАЦИЯ – процесс приспособления организмов к условиям среды
АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ – факторы, возникшие в результате деятельности человека (появление новых химических соединений, изменение природных комплексов и пр.)
АРЕАЛ – область распространения живых организмов
БИОСФЕРА – оболочка, в которую входят все живые организмы
БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а так же на среду обитания (хищник поедает жертву, опавшие листья образуют перегной или являются местом обитания и пищей для многих организмов), т.е., факторы живой природы
ВИД – совокупность популяций особей, имеющих общие морфологические признаки
ГЕН – единица наследственного материала
ГЕНОТИП – совокупность всех генов организма, наследственная основа организма
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР – процесс выживания и воспроизведения организмов в ходе эволюции
ЗАПОВЕДНИК – охраняемая территория, на которой запрещены все виды хозяйственной деятельности
ИЗМЕНЧИВОСТЬ – общее свойство живых организмов приобретать новые признаки в пределах своего вида
ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР – сознательный и бессознательный отбор особей с нужными человеку хозяйственными признаками для последующего разведения. Благодаря искусственному отбору созданы все современные породы домашних животных и сорта сельскохозяйственных растений
ЛИМИТИРУЮЩИЙ (ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ) ФАКТОР – фактор, сдерживающий развитие биологической системы
МУТАЦИЯ – естественное или искусственное изменение генотипа
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – общее свойство всех живых организмов передавать по наследству генетические особенности
ОРГАНИЗМ – любое живое существо, особь, индивид
ПОПУЛЯЦИЯ – совокупность особей одного вида (популяция ворон)
СООБЩЕСТВО (БИОЦЕНОЗ) – совокупность популяций различных видов, занимающий определенный природный участок (сообщество леса, озера и т.д.)
СРЕДА – все, что окружает живой организм (популяцию, сообщество) и воздействует на него (синоним – МЕСТООБИТАНИЕ)
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – способность организмов выносить отклонение экологических факторов
ЭВОЛЮЦИЯ – необратимое и направленное развитие живой природы. Сущность процесса эволюции состоит в непрерывном приспособлении живых организмов к разнообразным и постоянно меняющимся условиям среды. Главные факторы эволюционного процесса: наследственность, изменчивость и естественный отбор
Экология – наука о взаимосвязях живой и неживой природы
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША – факторы среды, которые требуются для существования вида
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР – любой компонент природы, на который реагирует организм приспособительными реакциями
ЭКОСИСТЕМА (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА) - основная структурная единица биосферы – единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором все компоненты связаны между собой причинно – следственными связями и обменными процессами
Воздействие человека на природные комплексы. До относительно недавнего геологического времени ни одно существо не угрожало существованию жизни на Земле. С появлением человека ситуация изменилась. Человек стал единственным существом на планете, которое прямо или косвенно воздействует на природу.
ЭТАПЫ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ
5 | Современный этап НТР: коренные сдвиги в материальной базе производства; резкие сдвиги в системе "общество – природа"; техногенное отношение к природе | С середины 20 века |
4 | Промышленная революция: быстрое преобразование естественных ландшафтов, рост масштабов воздействия человека на окружающую среду | 300 лет назад |
3 | Разделение труда: увеличение нагрузки на землю, появление ремесел, широкое вовлечение в хозяйственную деятельность природных ресурсов | Средние века |
2 | Сельско – хозяйственная революция: переход основной части человечества от собирательства, охоты и рыбной ловли к возделыванию земли; слабое преобразование естественных ландшафтов | 6 – 8 тыс. лет назад |
1 | Собирательство, охота, рыбная ловля; человек приспосабливается к природе, но пока не изменяет ее | Около 30 тыс. лет назад |
Сделанные человеком открытия и технические изобретения способствовали развитию индустриального общества, воздействие которого на природу приводит, по крайней мере, к трем основным типам необратимых изменений в природном равновесии:
1. Сокращается разнообразие природных сообществ в средах, которые эксплуатируются человеком;
2. Нарушен круговорот веществ, т.к. отходы деятельности человека не перерабатываются природой. В природе накапливаются загрязняющие и токсические вещества, что приводит к нарушению экосистем.
3. Приток энергии за счет все возрастающего потребления нефти, газа и угля приводит к истощению невозобновимых природных ресурсов. Кроме того, ситуация все более осложняется за счет ускорения роста населения планеты,
что приводит к продовольственной проблеме. С ростом населения планеты тесно связана такая проблема как рост городского населения и интенсивность урбанизации. При этом усиливается не только процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах, но и распространения на сельскую местность городского образа жизни.
Еще одним результатом взаимодействия человека и природы является загрязнение окружающей среды. В общем случае загрязнение можно определить как неблагоприятное изменение среды обитания.
В зависимости от воздействия на природные комплексы можно выделить следующие типы загрязнений:
1. Физические загрязнения – радиоактивные вещества, электромагнитные излучения, тепловое, шумовое загрязнение, вибрация.
2. Химические загрязнения – производные углерода и серы, углеводороды, моющие вещества, пестициды, фтористые соединения, тяжелые металлы, аэрозоли.
3. Биологические загрязнения – болезнетворные бактерии и вирусы, гельминты, нарушения сред обитания и природных комплексов из – за вмешательства и неумелого внедрения новых видов организмов.
4. Эстетический вред – нарушение естественных ландшафтов урбанизацией, строительством коммуникаций, превращение естественных ландшафтов в антропогенные.
Продукты деятельности человека воздействуют на все земные оболочки.
Промышленные предприятия и электростанции, различные виды транспорта являются основными загрязнителями атмосферы. В воздух выбрасываются различные вредные вещества, вырубаются леса, лесные пожары и многие другие причины приводят к нарушению газового состава атмосферы: уменьшается количество кислорода и увеличивается содержание углекислого газа, разрушается озоновый экран, усиливается парниковый эффект, выпадают кислотные дожди, в больших городах образуется смог. Воздействие человека на атмосферу привело к явлениям глобального изменения климата.
Добыча полезных ископаемых, строительство населенных пунктов, прокладка коммуникаций, создание плотин и водохранилищ привели к нарушению литосферы: антропогенные ландшафты и созданные человеком формы рельефа занимают все больше и больше места (терриконики, карьеры, пустыни антропогенного происхождения, нерационально отработанные месторождения, свалки бытового и промышленного мусора, затопленные под водохранилища территории и пр.).
В результате хозяйственной деятельности человека наблюдается деградация почв – постепенное ухудшение свойств плодородного слоя. Основными факторами деградации являются: эрозия почв (водная, ветровая, химическая, биологическая), чрезмерный выпас скота, неправильная агротехника и мелиорация, внесение большого количества минеральных удобрений и ядохимикатов.
Промышленные, бытовые и сельскохозяйственные отходы вызывают (химическое, бактериологическое, тепловое, радиоактивное, электромагнитное) загрязнение водной оболочки – гидросферы. Кроме того, растет водопотребление на различные нужды, что приводит к проблеме пресной питьевой воды.
Хозяйственная деятельность человека влияет и на живую природу – растительный и животный мир. Сокращение численности и исчезновение, различных видов растений и животных, изменение видового состава – выведение нужных и сокращение ненужных человеку пород животных и сортов растений. И как следствие – создание "Красной книги" и охраняемых территорий.
АНКЕТА "МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ"
N | ВОПРОСЫ | да | нет | по разному |
1 | Задумываетесь ли Вы о своем отношении к природе? | |||
2 | Делите ли Вы природные объекты на привлекательные и непривлекательные? | |||
3 | Всегда ли Вы бережно относитесь к природе? | |||
4 | Заслуживают ли внимания, на Ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? | |||
5 | Всегда ли Вы обращаете внимание на окружающую Вас природу? | |||
6 | Все ли в окружающей природе Вас интересует? | |||
7 | Проявляется ли Ваш интерес в поступках? | |||
8 | Цените ли Вы разнообразие в природе? | |||
9 | Влияет ли природа на Ваше настроение? | |||
10 | Можете ли Вы объяснить, чем привлекают Вас те или иные объекты природы? | |||
11 | Вмешиваетесь ли Вы в ситуации, когда видите, что кто – то наносит природе ущерб своими действиями? | |||
12 | Любите ли Вы читать описания природы в книгах? | |||
13 | Влияет ли окружающая среда на Ваши мысли? | |||
14 | Влияет ли природа на Ваше поведение? | |||
15 | Часто ли Вы отдыхаете на природе? | |||
16 | Приходилось ли Вам вольно или невольно вредить природе? | |||
17 | Есть ли какие – то занятия, которые Вы любите делать на природе? | |||
18 | Часто ли Вы проявляете равнодушие к природе? | |||
19 | Часто ли Вы принимаете посильное участие в охране природы? | |||
20 | Любите ли Вы рассматривать пейзажи или изображения растений и животных на картинах? | |||
21 | Знакомы ли Вам музыкальные произведения, связанные с природой? | |||
22 | Приходилось ли Вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, мастерить поделки из природного материала? | |||
23 | Всегда ли Вы добросовестно относитесь к выполнению работы по уходу за окружающей средой? |
0 – нет , 1 – по – разному, 2 - да
КЛЮЧ К ТЕСТУ:
Меньше 20 баллов – Очень жаль, но судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство, ни полученные знания об окружающем мире до сих пор не затронули Вашего сердца. Вы не осознаете всей связи с природой. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего мира природы.
21 – 29 баллов – Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для Вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе последствиями и явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусств, изображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на людей. Если Вы будете делать это регулярно, Ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим людям станет более осмысленным и активным.
30 – 39 баллов – Отношение к природе осознается Вами глубоко и правильно. Однако, некоторые Ваши ответы говорят, что не все пока благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства и литературы о природе, это поможет сделать Ваше отношение к природе более глубоким и действенным.
Более 40 баллов – Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено, иногда Вы его переоцениваете. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства и поступки. Чаще анализируйте их и будьте искренны и самокритичны к себе и своим действияим.
ТЕМА 2: Экологическая безопасность. Охрана природы рациональное природопользование. Экологическое право. Национальная безопасность. Законы Коммонера. "Экологический манифест". Мониторинг
ЗАКОНЫ БАРРИ КОММОНЕРА
Б.Коммонер – американский эколог; в начале 70 – х г. сформулировал положения, раскрывающие суть системы рационального природопользования. Эти положения стали называть "законами".
1. Все связано со всем.
2. Все надо куда – девать.
3. За все надо платить.
4. Природа знает лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический бумеранг
Интеллектуальная командная игра для 5-7 классах...
Экологический бумеранг
Игра с вопросами по экологии, окружающему миру, географии для 5-7 классов...
Экологический бумеранг
Основные проблемы экологии...
«Дополнительное образование экологического объединения «Бумеранг», как средство развития творческого потенциала ребёнка»
Экологические знания - важнейшая часть экологического образования, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле. С учетом того, что в учебных планах сокращены часы, отв...
Программа организации дополнительного образования "БУМЕРАНГ"
Программа организации дополнительного образования "БУМЕРАНГ"....
Спецвыпуск газеты "Бумеранг" о Сельской капелле
В данном номере собрана информации о хоре гимназии...
Коллективное творческое дело в 5-6 классах "Экологический бумеранг"
Мероприятие направлено на экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему на Земле, изучение природы родного края....