Методика работы над текстом в старших классах средней школы
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_nad_tekstom_v_starshih_klassah_sredney_shkoly.pptx | 577.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение каждому виду чтения имеет свои особенности. Проблемой того, как должно быть организовано данное обучение и с помощью каких упражнений, занимались такие исследователи как Галина Владимировна Рогова, Жанна Ивановна Мануэльян .
Г.В. Рогова и Ж.И. Мануэльян выделяют 4 ступени в работе над любым текстом: 1) действие по антиципации текста; 2) действие по выделению основного содержания текста; 3) действие по сокращению текста; 4) действие по интерпретации текста.
Действие по антиципации читаемого состоит из предвосхищения предмета сообщения и содержания текста с помощью заголовка и выборочного чтения. Выделение основного содержания текста осуществляется с помощью: 1) нахождения ответов на вопросы; и 2)выполнение заданий-инструкций, подводящих к лексико-грамматической догадке в процессе чтения
Р абота по сокращению текста состоит из 4 операций: 1.Нахождение субъекта отношения и главных предикатов к нему. Сюда относятся такие задания, как «Скажите, о ком идет речь в 1-м абзаце»; «Прочитайте вслух то, что сказано, например, о проблеме европейской безопасности в четвертого предложении 2-го абзаца» и т.п.
2. Определение отношений, в которые вступают субъекты и предикаты сообщения между собой. Здесь можно перечислить следующие здания: «Прочитайте вслух те предложения, которые детализируют основную мысль данного абзаца»; «определите, между какими предложениями в данном абзаце наблюдаются отношения противопоставления»; «прочитайте вслух те предложения, которые являются иллюстрацией по отношению к данной мысли абзаца».
3. Выполнение заданий, подводящих к пониманию читаемого через осознание языковых форм: лексических, грамматических и стилистических. При работе с художественным текстом учащиеся выполняют, например, следующие задания: « Прочитайте все глаголы, передающие динамику передвижения героя »; « выберите из данного абзаца те прилагательные и наречия, которые описывают внешность героя ».
К научно-популярному тексту предлагаются, например, задания: « Прочитайте вслух интернациональные слова и скажите, какая мысль выражена с их помощью»; «прочитайте пассивную конструкцию и укажите, для выражения какой мысли она используется ».
Некоторые лексико-грамматические задания к публицистическому тексту : «Прочитайте вслух сокращение и объясните, что оно выражает в данной статье»; «прочитайте вслух дополнение, употребленное в начале предложения, и укажите, какие мысли предыдущего и последующего предложений это дополнение связывает».
Выполнение всевозможных языковых замен с целью изложения основных мыслей более экономными способами. Большинство заданий здесь являются идентичными для разножанровых текстов. Например: «Замените данный оборот более кратким синонимичным оборотом»; «замените повторяющиеся слова соответствующими местоимениями или относительными словами»; «объедините два, три или более предложения в одно, используя необходимые для этой цели союзы». Данные задания призваны подготовит учащихся к пересказу прочитанного.
По мнению Г.В. Роговой и Ж.И. Мануэльян , работа над любым текстом завершается действием интерпретации читаемого , в ходе которого объясняются причины и мотивы, общественное значение поступков людей, определяется познавательная ценность текста для учащихся, формулируется обобщенный вывод о прочитанном. Действие интерпретации текста целесообразно представить следующими операциями: выделение в тексте фактов, оказывающих влияние на формирование у учащихся определенного отношения к прочитанному; выражение отношения читающего к тексту; видоизменение или варьирование заголовка текста. Все задания к вышеперечисленным операциям, как отмечают Г.В. Рогова и Ж.И. Мануэльян , составляются в зависимости от характера текста.
Так для научно-популярного текста они предлагают следующие задания: «выделите то новое, что вы узнали из текста о…»; «выразите свое отношение к прочитанному. Что нового вы узнали из данного текста»; «замените данный заголовок на такой, который точнее выражает основное содержание текста». К публицистическому тексту Г.В. Рогова и Ж.И. Мануэльян приводят примеры таких заданий как: «прочитайте вслух те предложения, которые иллюстрируют мнение автора статьи по вопросу…»; «выразите мнение автора статьи по данному вопросу»; «прочитайте вслух сокращение и объясните, что выражает в данной статье».
Также Г.В. Рогова и Ж.И. Мануэльян приводят некоторые задания для художественного текста: «Прочитайте вслух те предложения, которые объясняют название рассказа»; «выберите из данного абзаца те прилагательные и наречия, которые описывают внешность героя (обстановку; время действия, характер героя)»; «замените данный заголовок на такой, который прямо выражает основную мысль рассказа». Вывод: Изучив подходы таких исследователей как Г.В. Рогова, Ж.И. Мануэльян к обучению чтению, мы хотели бы сравнить упражнения, предлагаемые данными методистами. Для этого мы представим их в таблице, из которой видно, что среди упражнений есть как, общие так и различные.
Вывод: Изучив подходы таких исследователей как Г.В. Рогова, Ж.И. Мануэльян к обучению чтению, хотелось бы сравнить упражнения, предлагаемые данными методистами. Для этого представим их в таблице, из которой видно, что среди упражнений есть как, общие так и различные.
Упражнения для обучения чтению Г.В. Рогова Ж.И. Мануэльян Антиципация текста (с помощью заголовка, иллюстраций, выборочного чтения) + Задания-инструкции, подводящие к лексико-грамматической догадке + Вопросы по тексту + Видоизменение заголовка + Нахождение различных доказательств в тексте + Установление логических связей между частями + Вопросы по тексту + Анализ языковых форм + Нахождение основной мысли текста, определение замысла автора + Сокращение текста + Пересказ + Выражение отношения к прочитанному +
Литература: 1. Рогова Г.В., Мануэльян Ж.И. Методика работы над текстом в старших классах средней школы // Иностр . яз. в школе. - 1993. - №5. - С.28-42. 2. Нанзатова Э.П., Н.В. Языкова Методика обучения бурятскому языку как государственому.У-У ., изд.БГУ.-2008.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».
Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...
РАБОТА С ГАЗЕТОЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной д...
Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)
Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...
Сценарий вечера отдыха в старших классах средней школы.
Сценарий вечера отдыха в старших классах средней школы. Тема: Именинники зимы....
Особенности обучения чтению с применением ИКТ в старших классах средней школы
Информатизация образования значительным образом способствовала повышению компьютерной грамотности всех участников учебного процесса. Современный урок английского языка трудно представить без использов...
Методическое содержание работы над текстом различного характера в старших классах средней школы
Предлагаемая методика работы над текстом является достаточно гибкой. Она даёт возможность более точно соотнести приемы работы с характером текста и определить, какие тексты позволяют лучше овладеть т...