Методика работы над текстом в старших классах средней школы
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 577.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение каждому виду чтения имеет свои особенности. Проблемой того, как должно быть организовано данное обучение и с помощью каких упражнений, занимались такие исследователи как Галина Владимировна Рогова, Жанна Ивановна Мануэльян .
Г.В. Рогова и Ж.И. Мануэльян выделяют 4 ступени в работе над любым текстом: 1) действие по антиципации текста; 2) действие по выделению основного содержания текста; 3) действие по сокращению текста; 4) действие по интерпретации текста.
Действие по антиципации читаемого состоит из предвосхищения предмета сообщения и содержания текста с помощью заголовка и выборочного чтения. Выделение основного содержания текста осуществляется с помощью: 1) нахождения ответов на вопросы; и 2)выполнение заданий-инструкций, подводящих к лексико-грамматической догадке в процессе чтения
Р абота по сокращению текста состоит из 4 операций: 1.Нахождение субъекта отношения и главных предикатов к нему. Сюда относятся такие задания, как «Скажите, о ком идет речь в 1-м абзаце»; «Прочитайте вслух то, что сказано, например, о проблеме европейской безопасности в четвертого предложении 2-го абзаца» и т.п.
2. Определение отношений, в которые вступают субъекты и предикаты сообщения между собой. Здесь можно перечислить следующие здания: «Прочитайте вслух те предложения, которые детализируют основную мысль данного абзаца»; «определите, между какими предложениями в данном абзаце наблюдаются отношения противопоставления»; «прочитайте вслух те предложения, которые являются иллюстрацией по отношению к данной мысли абзаца».
3. Выполнение заданий, подводящих к пониманию читаемого через осознание языковых форм: лексических, грамматических и стилистических. При работе с художественным текстом учащиеся выполняют, например, следующие задания: « Прочитайте все глаголы, передающие динамику передвижения героя »; « выберите из данного абзаца те прилагательные и наречия, которые описывают внешность героя ».
К научно-популярному тексту предлагаются, например, задания: « Прочитайте вслух интернациональные слова и скажите, какая мысль выражена с их помощью»; «прочитайте пассивную конструкцию и укажите, для выражения какой мысли она используется ».
Некоторые лексико-грамматические задания к публицистическому тексту : «Прочитайте вслух сокращение и объясните, что оно выражает в данной статье»; «прочитайте вслух дополнение, употребленное в начале предложения, и укажите, какие мысли предыдущего и последующего предложений это дополнение связывает».
Выполнение всевозможных языковых замен с целью изложения основных мыслей более экономными способами. Большинство заданий здесь являются идентичными для разножанровых текстов. Например: «Замените данный оборот более кратким синонимичным оборотом»; «замените повторяющиеся слова соответствующими местоимениями или относительными словами»; «объедините два, три или более предложения в одно, используя необходимые для этой цели союзы». Данные задания призваны подготовит учащихся к пересказу прочитанного.
По мнению Г.В. Роговой и Ж.И. Мануэльян , работа над любым текстом завершается действием интерпретации читаемого , в ходе которого объясняются причины и мотивы, общественное значение поступков людей, определяется познавательная ценность текста для учащихся, формулируется обобщенный вывод о прочитанном. Действие интерпретации текста целесообразно представить следующими операциями: выделение в тексте фактов, оказывающих влияние на формирование у учащихся определенного отношения к прочитанному; выражение отношения читающего к тексту; видоизменение или варьирование заголовка текста. Все задания к вышеперечисленным операциям, как отмечают Г.В. Рогова и Ж.И. Мануэльян , составляются в зависимости от характера текста.
Так для научно-популярного текста они предлагают следующие задания: «выделите то новое, что вы узнали из текста о…»; «выразите свое отношение к прочитанному. Что нового вы узнали из данного текста»; «замените данный заголовок на такой, который точнее выражает основное содержание текста». К публицистическому тексту Г.В. Рогова и Ж.И. Мануэльян приводят примеры таких заданий как: «прочитайте вслух те предложения, которые иллюстрируют мнение автора статьи по вопросу…»; «выразите мнение автора статьи по данному вопросу»; «прочитайте вслух сокращение и объясните, что выражает в данной статье».
Также Г.В. Рогова и Ж.И. Мануэльян приводят некоторые задания для художественного текста: «Прочитайте вслух те предложения, которые объясняют название рассказа»; «выберите из данного абзаца те прилагательные и наречия, которые описывают внешность героя (обстановку; время действия, характер героя)»; «замените данный заголовок на такой, который прямо выражает основную мысль рассказа». Вывод: Изучив подходы таких исследователей как Г.В. Рогова, Ж.И. Мануэльян к обучению чтению, мы хотели бы сравнить упражнения, предлагаемые данными методистами. Для этого мы представим их в таблице, из которой видно, что среди упражнений есть как, общие так и различные.
Вывод: Изучив подходы таких исследователей как Г.В. Рогова, Ж.И. Мануэльян к обучению чтению, хотелось бы сравнить упражнения, предлагаемые данными методистами. Для этого представим их в таблице, из которой видно, что среди упражнений есть как, общие так и различные.
Упражнения для обучения чтению Г.В. Рогова Ж.И. Мануэльян Антиципация текста (с помощью заголовка, иллюстраций, выборочного чтения) + Задания-инструкции, подводящие к лексико-грамматической догадке + Вопросы по тексту + Видоизменение заголовка + Нахождение различных доказательств в тексте + Установление логических связей между частями + Вопросы по тексту + Анализ языковых форм + Нахождение основной мысли текста, определение замысла автора + Сокращение текста + Пересказ + Выражение отношения к прочитанному +
Литература: 1. Рогова Г.В., Мануэльян Ж.И. Методика работы над текстом в старших классах средней школы // Иностр . яз. в школе. - 1993. - №5. - С.28-42. 2. Нанзатова Э.П., Н.В. Языкова Методика обучения бурятскому языку как государственому.У-У ., изд.БГУ.-2008.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/30/picture-38124.jpg)
«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».
Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...
РАБОТА С ГАЗЕТОЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/14/picture-307254-1387001839.jpg)
Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)
Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-235607-1365008554.jpg)
Сценарий вечера отдыха в старших классах средней школы.
Сценарий вечера отдыха в старших классах средней школы. Тема: Именинники зимы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480645-1410621494.jpg)
Особенности обучения чтению с применением ИКТ в старших классах средней школы
Информатизация образования значительным образом способствовала повышению компьютерной грамотности всех участников учебного процесса. Современный урок английского языка трудно представить без использов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/30/picture-1232354-1585550738.jpg)
Методическое содержание работы над текстом различного характера в старших классах средней школы
Предлагаемая методика работы над текстом является достаточно гибкой. Она даёт возможность более точно соотнести приемы работы с характером текста и определить, какие тексты позволяют лучше овладеть т...