Доклад: Практикум «Приёмы коррекции познавательной деятельности младших школьников» (Краевое МО учителей - дефектоглогов)
методическая разработка

Успех в работе с детьми имеющих эмоциональную возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитую моторику пальцев рук свойственную детям с речевыми недостатками, а так же у детей  с повышенной утомленностью, нарушением основных понятий и представлений исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokla_do_priyomah_korrektsii_poz.deyat_.doc158.62 КБ

Предварительный просмотр:

               

Доклад:

Практикум «Приёмы коррекции познавательной деятельности младших школьников»

(Краевое МО учителей - дефектоглогов)

   выполнила: учитель-дефектолог ГБОУ школы №8 г. Лабиснка Бычкунова И.С.

Приёмы коррекции познавательной деятельности            младших  школьников  

 На протяжении 5 лет работаю над темой «Коррекционно - развивающие игры и упражнения в развитии познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ»

   Системы моей работы направлена на компенсацию недостатков развития учащихся, восполнение пробелов в учебе, преодоление негативных особенностей эмоционально - волевой сферы, повышение работоспособности и активизации познавательной деятельности учащихся.

   Работа по коррекции имеющихся нарушений ведётся в следующих направлениях :

 1.Общая осведомлённость и социально – бытовая ориентация.

 2.Графо- моторные функции.

 3.Пространственно – временная ориентация.

 4.Элементарно – математические представления.

 5.Лексико – грамматический строй и связная речь.

 6.Познавательные процессы:

- внимание

- память (зрительная, слуховая)

-восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

-воображение (вербальное, невербальное)

-мышление (наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое)

  В своей работе использую современные коррекционные - развивающие и психолого-педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии.

- технология дифференциации и индивидуализации обучения.

- коррекционная технология.

- информационные технологии.             

Успех в работе с детьми имеющих эмоциональную возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитую моторику пальцев рук свойственную детям с речевыми недостатками, а так же у детей  с повышенной утомленностью, нарушением основных понятий и представлений исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.

   Не вызывает сомнения тот факт, что для детей школьного возраста важно организовать постоянную, познавательную, речевую и коррекционную -развивающую среду. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения.

    Среди многочисленных технологий – это психолого-педагогические приемы и методы, позволяющие школьнику сохранить здоровье за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Именно успешность в учебе и  хорошие взаимоотношения в коллективе являются условием благополучного самочувствия ребенка в школе. Достичь этого можно лишь учитывая индивидуальные особенности развития каждого из них.

    На занятиях я использую как традиционные, так и не традиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:

- массаж и само массаж (классический ручной, точечный, аппаратный), который широко используется в коррекционных и профилактический целях, для предупреждения разного рода заболеваний, связанных с речевым аппаратом . Кроме того это прием снятия мышечных зажимов, усталости; он восстанавливает здоровье, улучшает кровообращение.

- артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

- дыхательная гимнастика – служит основой для постановки и укрепления голоса при его нарушениях.

- кинезиологические упражнения (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз) способствует развитию мелкой и крупной моторики, снижает утомляемость. Под влиянием кинезиологических тренировок развивается память, внимание, речь, мышление, повышается работоспособность, активизируются интеллектуальные и познавательные процессы.

    Применение здоровьесберегающих технологий позволило добиться определенных результатов в коррекции речевых и познавательных нарушений.

   При решении проблемы успешного обучения учащихся, развитии их познавательной активности опираюсь на дифференцированный подход в обучении, как средству формирования положительного отношения к учёбе,  познавательных способностей.

   Необходимость дифференциации и индивидуализации проистекает от имеющихся у людей различий. Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная  у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, больше число повторений для закрепления его, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное.

   Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.

   Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов.

   Мы ведь давно уже осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого, в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребёнок должен самореализоваться. И это, я считаю, необычайно важно.

   Результатами моей работы являются количественные показатели развития познавательной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика.

                   

   Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуальные особенности. А значит речь идёт о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоления трудностей овладения программными знаниями, умениями, навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в обществе.

   Построение программы преодоления сложных нарушений в развитии детей - олигофренов требует комплексного подхода на основе взаимодействия специалистов медико - психолого - педагогического профиля.

   Коррекционно-образовательная и развивающая работа направлена на преодоление трудностей социальной адаптации детей с выраженной интеллектуальной и двигательной патологией, путём создания индивидуального маршрута, сопровождая каждого ребёнка с учётом его психофизических особенностей и возможностей развития.

   Мы специалисты: психолог, дефектолог и логопед направляем свои усилия на коррекционную работу с эмоционально-волевой сферой, с познавательной сферой ребёнка, на формирование базовых учебных умений и навыков, коррекцию речевых нарушений.

   Учитывая учебную нагрузку и особенности развития детей, необходимо не перегрузить ребёнка, сформировать у него положительную мотивацию на совместную деятельность, учесть индивидуальные особенности личности, особенности социального окружения.

   Формами проведения моей коррекционной работы дефектолога являются:

   1.Индивидуальная коррекционная работа в специально оборудованном кабинете. Кабинет оснащён всем необходимым дидактическим материалом и методическими пособиями.

   2. Групповые занятия. В целях адаптации учащихся к условиям школы в составе групп вместе с ними занимаются дети из других классов, имеющие те же психологические проблемы и нарушения в развитии познавательной деятельности. Группы небольшие (по 4-5 человек).

   3.Занятия—путешествия (групповые игры вне кабинета дефектолога), обычно в них вовлечены учителя, воспитатели с которыми группа детей вступает во взаимодействие. Эта форма работы способствует решению задачи социализации и интеграции детей в существующую социальную ситуацию развития, формированию навыков помощи друг другу.

   Коррекционную - развивающую работу с учащимися строю с учётом принципов индивидуальности, последовательности, диагностики и мониторинга каждого учащегося, при постоянном взаимодействии с учителями и родителями.

                 

   «Компьютеризация», «информатизация образования», «информационные технологии обучения», «мультимедиа» - эти термины сегодня самые употребляемые среди педагогов. Урок, занятие – это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке, занятие. Использование ИТ на уроках, занятии- это наглядно, красочно, информативно; экономит время учителя и ученика; позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, даёт возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

   Информационные технологии я применяю на дефектологических занятия.                          Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Такие мультимедиа, как слайд, презентация  или видеопрезентация уже доступны в течении длительного времени. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

   Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе занятия .Они сокращают время обучения, высвобождают ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна провидений таких моментов на занятии, вызывает интерес.

   В своей педагогической практике наряду с традиционными , я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся, я стремлюсь вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, как условие успешности обучения

-Актуальность проблемы активизации-Игра, как один из видов детской деятельности ( предметные игры, настольно печатные игры, словесные игры)-Познавательный  интерес- как один из важнейших мотивов ...

Оптимизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

Сообщение на МО учителей иностранного языка ( из опыта работы)...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка...

Формы организации познавательной деятельности младших школьников.

          Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В       педагогической практике по-прежне...

Создание условий для активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ во внеурочной деятельности

Введение ИКТ во внеурочную деятельность в начальной школе раскрывает перед обучающимися большие возможности. Использование ИКТ позволяет развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных п...

Индивидуализация учебно - познавательной деятельности младших школьников

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует от учителя начальной школы  измененных подходов в работе, в обучении и воспитании младших школьников....

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

в статье содержатсятся  практико-ориентированные аспекты организации внеурочной деятельности....