Доклад на методическом объединении воспитателей по теме: «Здоровый образ жизни – экология души педагога и воспитанника».
статья
- формирование и сохранения психического здоровья всех участников образовательного процесса, развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути;
- реальная помощь в достижении данной цели возможна при соблюдении определенных условий:
взаимоотношение и взаимопроникновение «мира взрослых» и «мира детей», основанное на принципах гуманистической психологии;
- проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, симпатийность и толерантность;
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОУ РК «Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат»
Доклад на методическом объединении воспитателей
по теме:
«Здоровый образ жизни –
экология души педагога и воспитанника».
Подготовила:
воспитатель группы 1кл
Бюрюева Е.С.
Цели:
- формирование и сохранения психического здоровья всех участников образовательного процесса, развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути;
- реальная помощь в достижении данной цели возможна при соблюдении определенных условий:
взаимоотношение и взаимопроникновение «мира взрослых» и «мира детей», основанное на принципах гуманистической психологии;
- проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, симпатийность и толерантность;
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
Физическое здоровье:
- уровень валеологической культуры, т. е. как ученики умеют учиться, не перегружая себя. Учащиеся должны знать упражнения для отдыха глаз, упражнения для осанки, упражнения на концентрацию внимания, уметь расслабляться.
- Психическое здоровье:
- эмоциональная удовлетворенность школьника на уроках.
- Духовно – нравственное здоровье:
- уровень социализации: ответственность, организованность, доброжелательность, открытость
А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96 % детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли?
Через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества в целом. Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать 20–25 % первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья.
На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.
Выделяют следующие их ф о р м ы:
– заболевания костно-мышечной системы;
– органов зрения;
– болезни органов дыхания;
– органов пищеварения;
– нервные и сердечно-сосудистые заболевания.
Здоровье детей начинается с душевных и физических усилий, направленных родителями на то, чтобы их малыш пришел в этот мир здоровым. Учеными выделяются 10 основных причин резкого ухудшения здоровья ребенка. Все они кажутся безобидными по отдельности, но слитые воедино, они дают гремучую смесь, лишающую вновь пришедшего в мир человечка самого дорогого, что есть на этом свете.
Итак, первая и вторая причины тривиальны – курение и беспрерывное употребление пива потенциальными родителями.
Третья причина – гиподинамия, которая коварна тем, что нарушает кровоток в организме. Именно поэтому беременным женщинам необходимо как можно больше гулять, а мамам – отучать малыша от коляски задолго до того, как ему исполнится три годика. Учителями начальной школы систематически, а учителями среднего звена реже проводятся физминутки до урока и в процессе
урока.
Четвертая причина – игнорирование заветов Мойдодыра.
Пятая – кроется в том, что закаливание полностью отдали на откуп моржам. А ведь элементарное ежедневное обливание прохладной водой способно снизить частоту респираторных заболеваний в два раза.
Шестая причина – низкий процент малышей, находящихся на грудном вскармливании.
Седьмая – скудный рацион питания, когда вместо овощей и фруктов меню ребенка составляют сплошные каши и картошка, а праздник души устраивается в ресторанах быстрого питания.
Восьмая причина – запредельная интеллектуальная нагрузка на детей школьного возраста.
Девятая – общественный стереотип, что для успешной карьеры нужны энциклопедические знания. И мало кто пропагандирует здоровье, которое не менее важно для успешной карьеры.
И, наконец, последняя причина – сбой высших регуляторных систем из-за недостатка положительных эмоций. Некоторым педагогам, делающим ставку лишь на объем информации, не окрашивая ее положительными эмоциями, следует напомнить, что радость нужна ребенку, как воздух, а нехватка ее выливается в целый ряд психосоматических заболеваний.
За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. В настоящее время менее 5 % учащихся младших классов школы могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3 %. Одновременно с 50 % до 38 % уменьшается численность школьников, имеющих только функциональные отклонения, и возрастает процент учащихся с хронической патологией с 45 % до 59 %. У большинства современных детей и подростков диагностируется до 2–3 хронических заболеваний и функциональных отклонений.
Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
Исходя из этого мы понимаем, что именно в школе наиболее должны проводиться целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний и сохранению здоровья.
Укрепление здоровья – это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности зависит и духовная жизнь, умственное развитие, прочность знания, вера в свои силы». В.А.Сухомлинский.
- Воспитание культуры здоровья – это сложный процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.
- Культура здоровья (в образовательном процессе) — это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
К данной совокупности элементов, определяющих культуру здоровья, можно отнести:
- организацию и проведение урока с учетом здоровьесберегающих условий;
- социально-психологическое здоровье учащихся;
- здоровье учителя;
- благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.
Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж.Лабрюйер
Молодым людям, вступающим в жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам.
Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:
I. У ч е т с о с т о я н и я з д о р о в ь я д е т е й:
1. Проведение ежегодной диспансеризации обучающихся.
2. Анализ медицинских карт учащихся.
3. Определение групп здоровья.
4. Учет посещаемости занятий.
5. Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
6. Организация проведения профилактических прививок детям и подросткам и проведение противоэпидемиологических мероприятий в случае регистрации инфекционных заболеваний.
II. Ф и з и ч е с к а я и п с и х о л о г и ч е с к а я разгрузка учащихся:
1.Учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы; нормализация учебной нагрузки учащихся;
2. Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
3. Введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры.
4. Динамические паузы.
5. Индивидуальные занятия.
6.Утренняя зарядка.
7. Дни здоровья
8. Физкультминутки для учащихся.
9.Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
10. Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
11. Совершенствование системы питания в школе.
12.Улучшение ассортимента блюд, обеспечение витаминизации и йодирования питания учащихся.
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами:
- Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им, сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
- Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.
- В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье - педагог.
В целях совершенствования и координации учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся разработаны комплексные программы «Здоровье», «Правильное питание – путь к здоровью и успешному обучению», также различные профилактические программы. Эти программы направлены на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни:
- создание здоровье - сберегающей инфраструктуры
- реализация модульных образовательных программ
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
- просветительская работа с родителями
- рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихся
Признаки усталости ученика: частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Нужно отметить следующие некоторые правила выбора и смены видов деятельности: ориентировочная норма средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности 7-10 минут;
Методы: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки); место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами)
Предлагаю 3 рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе:
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству.
Говоря о развитии социально-эмоциональной сферы ребёнка, необходимо затронуть проблему сохранности эмоциональной сферы взрослого. Психологическое здоровье, культура и мироощущение педагогов как представителей «помогающих» профессий во многом определяют психологическое здоровье воспитанников. Чтобы способствовать развитию ребёнка, педагог должен постоянно развиваться, изменяться сам. Этому может препятствовать такое грозное психологическое явление, как эмоциональное выгорание педагога.
Советы педагогам:
- если вы будете смеяться хотя бы 10 минут, то ваш сон станет спокойным, а бодрствование рассудительным и энергичным и риск инфаркта снизится на 50%;
- ходите больше пешком это профилактика гипертонии;
- не надейтесь на медицину, она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Бойтесь попасть в плен к врачам!;
- живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и особо не беспокойтесь, что будет завтра;
- думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, а не о темных и печальных, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем;
- надо стараться приносить радость другим людям. Делая добро другим, вы делаете его, прежде всего самому себе;
- следует активно искать способы превращения минусов в плюсы. Жизнь диалектична. Из кислого лимона надо постараться сделать сладкий; отдыхайте до того, как пришло чувство усталости;
- умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение, т. к. нервно- психическая напряженность главная причина утомления;
- профилактикой от стресса является активизация чувства юмора. Юмор помогает относиться к волнующему как к явлению малозначащему и недостойному внимания;
- помните, здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.
Основные установки для достижения хорошего здоровья
Спокойствие, только спокойствие!
Относись с юмором к себе и ситуации.
Отправляйся домой только с дамской сумочкой!
Всю работу делай на работе!
Помни, принцип здорового эгоизма: возлюби себя прежде.
Будь оптимистом!
Здоровый сон важное условие твоего здоровья.
Имидж все: встретили по одежке.
Итак, учителю необходимо сохранять эмоциональную устойчивость в напряжённых профессиональных ситуациях. Это требует постоянной работы педагога над собой. Забота о своём психологическом здоровье способствует актуализации личностных ресурсов, нахождению экзистенциальной радости от своего дела, своей роли в обществе, осуществлению смысла жизни, а следовательно, социально-эмоциональному развитию и сохранению психологического здоровья детей.
Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство,
не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум. Герадот.
Направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся в нашей группе.
Наиболее эффективным путём формирования осознания ценности природы и здоровья, здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены, а также включение его в практическую деятельность, направленную на сохранение окружающей природы.
Работа ведется по трем направлениям:
1.«Экология природы»
2. «Экология здоровья»,
3. «Экология души».
Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
Цель: | Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности | ||
Задачи: | Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. | ||
Общешкольные творческие дела | Дни защиты окружающей среды от экологической опасности | ||
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. | |||
Экологические игры | |||
Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека. | |||
«Заповеди леса и степи», «Редкие растения и животные», «Кто в степи живет, что в степи растет?», «Звери, птицы, степь и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». | |||
Заповеди | Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. | ||
Предполагаемый результат | Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. |
Направление «Экология здоровья»
Цель: Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. | |||
Задачи: | Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. | ||
Общешкольные творческие дела | Спартакиада школьников. | ||
Формы работы с классом | Ведение валеологических карт, книги классных спортивных рекордов. | ||
Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе . Подвижные игры на переменах. «Веселые старты». | |||
«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?» и др. (В рамках ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ) | |||
Внеурочная деятельность | Спортивные секции: футбол, волейбол, | ||
Предполагаемый результат | Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях. |
Направление «Экология души»
Цель | Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника | ||
Задачи | Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. | ||
Общешкольные творческие дела | Интеллектуальный марафон. Фестиваль детского творчества «Мы - талантливы!». | ||
Формы работы с классом | Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия. | ||
«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае». | |||
Заповеди | Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе. | ||
Предполагаемый результат | Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. |
Литература
1. . Бабанова, Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т. А. Бабанова // Начальная школа. – 1993. – №9. – С. 16−17.
2. Барабанщикова, Н. В. Здравствуй, лето / Н. В. Барабанщикова // Начальная школа. – 1996. – №6. – С.56−58.
3. Бобылева, Л. Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников / Л. Д. Бобылева // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989. – С. 77− 83.
4. Духовность России: традиции и современное состояние. СПб. - Учебное пособие для деловых людей. - М.- ИМА-Пресс. - 1994 - 158 с.;
5. Денисова, Л. А Экологическая культура и экологические потребности как препятствия на пути к потребительскому отношению к природе и обществу / Л. А Денисова // Гуманитарные практики в современном социуме: модернизация и глобализация: сборник научных трудов. - СПб. : Изд-во Политех. Ун-та, 2011.- С.410- 412.
6. Кленин, П. В.Образовательно-воспитательные начала в системе Российского образования XXΙ века / П. В. Кленин // Аксиология массовой культуры : материалы XXΙ международной конференции «Ребёнок в современном мире. Детство и массовая культура2.- СПб. : Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. - С. 485-488.
7. Логинова, М. В. Экологическая культура будущего учителя как часть общей культуры личности / М. В. Логинова // Идеалы и реальности культуры Российского города : материалы Всерос. науч.- практ. конф. (г. Пенза, 28 января 2014г.). - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014.- С.62-65.
Внеклассное мероприятие 1 класс
Тема. Здоровье – самый лучший клад.
Цель: формировать у учащихся представление о здоровье человека, сознательное отношение к своему здоровью, стремление овладеть навыками здорового способа жизни и безопасного для здоровья поведения; воспитывать потребность в здоровье как важнейшей жизненной ценности.
Оборудование: сундук с кладом, карта, сладкие подарки, мяч, аудиозаписи, плакаты «Дерево Здоровья», «Правила Гигиены».
Ход занятия
Учитель.
Доброе утро, дети! Я желаю вам хорошего дня, радости, приятного общения.
^ Какие вы сегодня красивые и нарядные!
Давайте за руки возьмемся,
И веселее станет нам.
Ведь мы — друзья.
А это значит —
Улыбки, радость дарим вам.
Вбегает Пират.
Пират.
Ребята, я – пират, Джек-Воробей! Ко мне в руки попала карта Острова Сокровищ. Я хочу найти клад, и мне нужна команда. Кто хочет отправиться в путешествие и найти клад? (Ответы учащихся)
Учитель
Для того, чтоб найти клад, вам придется совершить длительное путешествие, которое, я уверена, принесет вам много интересного и полезного. Пират, раскрывай свою карту!
(Пират раскрывает сверток-карту, который прикрепляется на доску)
Аутотренинг. (Звучит музыка «Звуки моря»)
Отправляясь в плаванье, сядьте поудобней, закройте глаза и перенеситесь в морскую пучину. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты слышишь как кричат чайки. Они заявляют о приближении суши. Откройте глаза.
Мы оказались на острове.
(Учащиеся в костюмах Гигиены и Грязи выходят в центр класса)
Гигиена
Добрый день! Я — чистота!
С вами быть хочу всегда.
Сначала познакомлюсь с вами,
Чтобы стали мы друзьями.
Учитель
Вот Никита, Рома, Света,
Вот Армен, Николь и Саша,
Костя, Димы, Лиза, Соня
А как звать вас?
Гигиена
Гигиена! Я пришла вас научить,
Как здоровье сохранить.
Мой совет совсем несложный —
С грязью будьте осторожны!
Входит Грязь.
^ Грязь
Вы про грязь? — И я у вас!
Гигиена
Ты ко мне не приближайся!
И ко мне не прикасайся!
Грязь
Ах, ах, ах!
Какое платье!
Да ведь не на что смотреть!
Я б такое не надела,
У меня — другое дело!
От борща пятно большое,
Вот сметана, вот жаркое.
Это клей, а здесь чернила,
Согласитесь, очень мило!
Я открою вам секрет:
Лучше платья — просто нет!
Грязь здоровается с детьми за руку. Гигиена вытирает им руки полотенцем.
Грязь
Дети, вы не мыли руки?
Значит, скоро я прибуду.
Если пол вы не помыли —
Меня в гости пригласили.
Гигиена. Наши дети любят чистоту, порядок, любят умываться, чистить зубы, делать зарядку.
^ Грязь. Нет, нет, я вам не верю!
Ведущая. В таком случае, Гигиена и Грязь, отправляйтесь вместе с нами в поисках сокровищ. А в дороге мы споем частушки! (Звучит мелодия частушек)
Помни лозунг ты такой:
Руки мой перед едой.
Чтобы это не забыть,
Надо снова повторить.
Зубы щёткой лучше три
И снаружи, и внутри.
Чтобы это не забыть,
Надо снова повторить.
Волосок за волоском
Расчеши ты гребешком.
Чтобы это не забыть,
Надо снова повторить.
Чище в доме убирай,
Тряпкой влажной пыль стирай.
Чтобы это не забыть,
Надо снова повторить.
Жизнью я довольна очень,
И пою я, и пляшу,
Потому что днём и ночью
Свежим воздухом дышу.
Учитель.
Пока мы пели частушки, наш корабль причалил к острову Физзарядки. Где же хозяйка, королева Физзарядка?
Выбегает Физзарядка.
Физзарядка. Я здесь!
Чтобы мы никогда и ничем не болели,
Чтобы в школе и дома
мы бодрыми были,
Чтобы было здоровье
в отличном порядке,
Всем нужно с утра
заниматься зарядкой!
— Покажите, как вы умеете делать зарядку.
(Дети вместе с Физзарядкой под музыку песни «Танец маленьких утят» выполняют зарядку)
Физзарядка. Дети, здоровье в порядке?
Дети. Спасибо зарядке!
Грязь.
Ой, ой, сейчас мы посмотрим, как вы с моими помощниками справитесь. Микробы, ко мне!
^ 1-й микроб
Мы микробы страшные,
Мы страшные, страшные.
Вредные, ужасные!
Ужасные, ужасные!
Мы любим не букашек,
А грязных замарашек!
^ 2-й микроб
Кто с водой не дружен,
Он-то нам и нужен!
Кто боится мыла?
Ах, какой он милый!
Кто не моет даже рук,
Значит, нам он брат и друг!
Учитель.
Я знаю, как освободить ребят от микробов. Назовите предметы, которых боятся Микробы, и они вас отпустят.
^ Дети называют. (Микробы убегают.)
Гигиена
Ну, теперь ты убедилась,
Что сюда ты зря явилась!
Грязь
Плохи совсем мои дела,
И здесь друзей я не нашла.
Уходит.
Гигиена
Запомнить нужно навсегда:
Залог здоровья — чистота!
Учитель.
Наше путешествие в поисках клада продолжается.
Проведем игру «Энергизатор»
Голова, плечи, колени, пальцы.
Колени, пальцы.
Уши, рот, глаза, нос.
Поднять правую руку, опустить себе на голову и сказать: «Молодец»! Умница! Я это заслужил. Работаю также хорошо и дальше».
- И мы оказались на острове Витаминов.
Инсценировка стихотворения Т. Петухова «Базар».
- й ученик
В огороде урожай.
Все, что хочешь, собирай!
Огурцы и помидоры,
Есть морковка и салат.
Лук — на грядке,
Перец сладкий
И капусты целый ряд.
Вишенка
Я слыхала разговор —
Едет важный к нам синьор,
Он посланец жарких стран,
Синеглазый баклажан.
Капуста
Ну, что ж, милая сестрица,
Нам придется нарядиться.
- й ученик
- Расправляя листья с хрустом,
Раскудахталась капуста.
Капуста
Кто всех краше в огороде?
Кто еще одет по моде —
В платье белоснежное,
Кружевное, нежное?
И еще прошу отметить,
Что я всех умней на свете.
^ Морковь
Слушай, это просто смех,
Хвастать, что ты лучше всех.
Красная морковка я —
Быстрая и ловкая!
Горошек
Ой, смотрите, посмотрите,
Краснощекий помидор —
Туго налит спелым соком,
Толще сказочных обжор!
^ Перец
Ветерок его ласкал,
Теплый дождик поливал,
Солнце крепко целовало —
Вот и стал он алый, алый.
Огурец
Загорелый помидор
Завел с капустой разговор.
^ Помидор
До чего ж ты белая,
Совсем незагорелая!
Капуста
Вот попробуй загорать,
Если платьев сорок пять,
Но зато полезна я,
Витаминная семья.
Учитель. Так что нам нужно для здоровья?
Витамины
Витамины — это вещества, необходимые для жизни человека. Сегодня их известно около 20. Все витамины имеют сложное строение, а называют их очень просто — буквами латинского алфавита А, В, Д
Витамин А. Если вы хотите иметь румяные щечки, хорошее зрение — обращайтесь ко мне! Я дружу с морковкой, помидорами, луком, щавелем.
Витамин В. Вы хотите быть сильным, веселым. Я вам помогу! Я дружу с картошкой, перцем и горошку
Витамин Д Я нужен тем, кто хочет расти здоровым, иметь крепкие зубы. Я дружу с печенкой, маслом, молоком. - Учитель. Мы много узнали о витаминах и о продуктах питания, где они находятся. Но все вы знаете, что есть еще много вредных продуктов, употребление которых очень вредит нашему организму.
Продолжая плаванье, мы поиграем в игру «Полезное – вредное».
(Игра с мячом. Учитель бросает мяч по-очереди детям, называя разные продукты, учащийся ловит мяч и говорит, вредный названный продукт или нет)
Наш корабль причалил к Острову Сокровищ, на котором царствует Королева Здоровья со своими помощниками.
^ Королева Здоровья.
Я, Королева Здоровья! Хочу вручить вам самое ценное, что есть на свете – этот клад.
(Отдает Пирату сундук. Пират открывает сундук, достает сверток с надписью «Здоровье – самый дорогой клад»)
^ Королева Здоровья.
Запомните навсегда мои правила, старайтесь соблюдать их:
Если руки моешь с мылом,
То микробы поскорей
Прячут под ногтями силу,
И глядят из под ногтей.
И бывают же на свете,
Словно выросли в лесу,
Непонятливые дети:
Ногти грязные грызут.
Не грызите ногти, дети,
Не тяните пальцы в рот.
Это правило, поверьте,
Лишь на пользу вам пойдет.
Помощник 1.
Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым,
Дать совет я вам готова,
Как прожить без докторов.
Помощник 2.
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин – винегрет.
Помощник 1.
Надо спортом заниматься,
Умываться, закаляться,
Лыжным бегом увлекаться
И почаще улыбаться.
Помощник 2.
Ну, а если свой обед
Ты начнешь с кулька конфет,
Жвачкой сладенькой закусишь,
Шоколадом подсластишь,
А потом на целый вечер
К телевизору засядешь
И посмотришь по порядку
Сериалов череду,
То тогда наверняка
Ваши спутники всегда -
Близорукость, бледный вид
И неважный аппетит.
Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Что же мы запомнили?
Дети (хором):
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока на тему "Здоровый образ жизни"
Данная методическая разработка знакомит учащихся с основными понятиями о здоровом образе жизни. Воспитывает бережное отношение ко здоровью, помогает создать условия для формирования стремления к самоп...
Методическая разработка урока на тему "Здоровый образ жизни".
Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справлят...
Доклад на общешкольное родительское собрание по теме: «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»
Данный материал может быть использован для выступления на родительском собрании....
Доклад на методическом объединении воспитателей по теме: «Использование современных образовательных и коррекционных, информационных технологий в воспитательном процессе»
Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе пони...
Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме "Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога"
Доклад о подготовке воспитателей к работе в ГПД...
Доклад на методическом объединении воспитателей «Формирование и развитие культуры здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»
Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье. ...
ДОКЛАД на методическом объединении воспитателей «Формирование навыков здорового образа жизни у школьников»
ДОКЛАДна методическом объединении воспитателей «Формирование навыков здорового образа жизни у школьников»...