Эксперимент как средство повышения качества образования учащихся на уроках физики
методическая разработка

Анашкина Ирина Владимировна

  Современный урок физики невозможно представить без физического эксперимента.

       Но как бы ни был интересен физический опыт с точки зрения яркости, выразительности демонстрируемого явления, как бы ни казался он важным для правильного понимания физики, каким бы ни был он значительным, самостоятельно проведенный ребёнком эксперимент  в большей степени  стимулирует интеллектуальную активность,  активизирует  познавательную и мыслительную деятельность обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.48 КБ
Файл ispolzovat_komplekt.docx16.99 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных областей наук. Только 10%  опрошенных, правильно ответили на вопросы.

Результаты этого исследования подтолкнули российского педагога М Балабана сделать вывод: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только 1 из 10 учащихся. Как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?

Объяснение простое: только 10% людей способны учиться с книгой в руках.

Как и в прошлом  году в 2017 средний балл по России на ЕГЭ по физике - всего 51 из 100.

А ведь главной оценкой эффективности деятельности школы до сих пор является успешная сдача ГИА.

Несомненно,  ЕГЭ  и ОГЭ по физике - сложный экзамен.

На самом деле набрать 70  баллов на ЕГЭ  или получить 5 на ОГЭ по физике достаточно просто.

И сама физика – интересна и занимательна.

Тема моего мастер-класса «Эксперимент  как средство повышения качества образования учащихся на уроках физики»

Еще А.Эйнштейн говорил.  На первой ступени обучения физике надо вообще исключить всё, кроме экспериментальной стороны,представляющей наглядный интерес. Красивый   эксперимент сам по себе гораздо ценнее, чем тридцатьформул, добытых в реторте отвлечённых мыслей.

Никто не сомневается в том, что присутствие демонстраций на уроке должно украшать курс физики, показывать его истоки, повышать мотивацию к изучению предмета и, следовательно, качество знаний учащихся.

  Современный урок физики невозможно представить без физического эксперимента.

       Но как бы ни был интересен физический опыт с точки зрения яркости, выразительности демонстрируемого явления, как бы ни казался он важным для правильного понимания физики, каким бы ни был он значительным, самостоятельно проведенный ребёнком эксперимент  в большей степени  стимулирует интеллектуальную активность,  активизирует  познавательную и мыслительную деятельность обучающихся.

Фронтальная лабораторная работа- это такая форма занятий, при которой все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент на одинаковом оборудовании.

Главная цель - применять полученные знания в практической деятельности.

И не случайноодним из пунктов, составляющих экзаменационную работу в 9 классе, является экспериментальное задание, которое обучающийся выполняет непосредственно в экзаменационной аудитории с использованием оборудования, подготовленного учителем физики в ППЭ.

Отмечу, что все лабораторные работы, предлагаемые на ОГЭ, выполняются на уроках физики на основном уровне образования.

Это одно из трёх заданий высокого уровня сложности и самое «дорогое» из них.Максимально возможное количество баллов за него = 4.

На выполнение задания отводится больше всего времени – 30 минут.

Единственное задание с использованием реального лабораторного оборудования.

Три типа экспериментальных заданий

1 Косвенные измерения физических величин

2 Представление экспериментальных результатов в виде таблиц или графиков и формулировка вывода на основании полученных экспериментальных данных

3 Экспериментальная проверка физических законов и следствий

Критерии оценки выполнения для задания1-го типа

1 Схематичный рисунок экспериментальной установки

 2 Формула для расчета искомой величины по доступным для измерения величинам

3 Правильно записаны результаты прямых измерений (указываются физические величины, прямые измерения которых необходимо провести в данном задании)

 4 Получено правильное числовое значение искомой величины

Попробуем и мы выполнить экспериментальное задание из экзаменационной работы ОГЭ.

Начнем под девизом:

" В хорошем настроении принимаемся за работу!”

У вас на столах есть необходимое оборудование и бланки с заданиями и формой отчета о выполнении лабораторной работы.

Первую работу выполняем вместе.

1. Определение фокусного расстояния линзы

2. Видео «Сила Архимеда»

Проанализировав полученную информацию из мультфильма и посмотрев на имеющееся оборудование, сформулируйте название и цель нашей второй лабораторной работы.

Определение силы Архимеда.

Рефлексия

Сложно?

 Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я хочу, чтобы все, кто считаетчто сегодня эти пятнадцать минут помогли вам лучше понять физику- улыбнулись мне, а кто чувствует что все это сложно и непонятно – поаплодировали себе. Спасибо.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться.



Предварительный просмотр:

Использовать комплект №6

Используя собирающую линзу,  экран, линейку, соберите  экспериментальную установку для  определения оптической силы  линзы. В качестве источника света  используйте свет от удалённого  окна.

В бланке ответов:

  1. сделайте рисунок  экспериментальной  установки;

  1. запишите формулу для  расчёта оптической силы линзы;

  1.  укажите результат измерения  фокусного расстояния  линзы

  1. запишите значение  оптической силы линзы.

Использовать комплект №2

Используя динамометр, стакан с  водой, цилиндр № 2, соберите  экспериментальную установку для  определения выталкивающей силы  (силы Архимеда), действующей на  цилиндр.

В бланке ответов:

  1. сделайте рисунок  экспериментальной установки;

  1. запишите формулу для расчёта  выталкивающей силы;

  1. укажите результаты измерений  веса цилиндра в воздухе и веса  цилиндра в воде;

  1. запишите численное значение  выталкивающей силы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Результаты ЕГЭ по физике (Россия)

Слайд 4

Эксперимент как средство повышения качества образования учащихся на уроках физики

Слайд 5

На первой ступени обучения физике надо вообще исключить всё, кроме экспериментальной стороны, представляющей наглядный интерес. Красивый эксперимент сам по себе гораздо ценнее, чем тридцать формул, добытых в реторте отвлечённых мыслей. А. Эйнштейн

Слайд 6

Фронтальная лабораторная работа - это такая форма занятий, при которой все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент на одинаковом оборудовании.

Слайд 7

Целью лабораторных занятий является обучение, воспитание и развитие компетентной личности, способной вести самостоятельный поиск информации, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, применять полученные знания в практической деятельности .

Слайд 8

Особенности задания №23 Одно из трёх заданий высокого уровня сложности и самое « д о р о г о е » и з н и х. Ма к с им а л ь но в о з м о ж н о е к о ли ч ес т во баллов за него = 4. На выполнение задания отводится больше всего времени – 30 минут. Е д и н с т в е нн о е з а да н и е с и с п о ль з о ван и е м р е а льно г о лабораторного оборудования. Баллы могут зависеть от подготовки лабораторных наборов техническим специалистом. 8

Слайд 9

Три типа экспериментальных заданий 1 Косвенные измерения физических величин 2 Представление экспериментальных результатов в виде таблиц или графиков и формулировка вывода на основании полученных экспериментальных данных 3 Экспериментальная проверка физических законов и следствий 9

Слайд 10

Критерии оценки выполнения для задания 1-го типа 1 Схематичный рисунок экспериментальной установки 2 Формула для расчета искомой величины по доступным для измерения величинам 3 Правильно записаны результаты прямых измерений (указываются физические величины, прямые измерения которых необходимо провести в данном задании) 4 П о л уч е но п р ави л ьн о е чи сл о в о е з нач е ние и с к о м о й величины 10

Слайд 11

Определение оптической силы собирающей линзы " В хорошем настроении принимаемся за работу!”

Слайд 12

Инструкция по технике безопасности 1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя 2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем. 3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания. 4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения. 5.При работе с линзами не следует касаться оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его. 6.При обнаружении трещин на стекле и линзах нужно прекратить работу и сообщить учителю. 7.Не давите на поверхность линз руками, не роняйте их на пол, не прикладывайте линзы к глазам.

Слайд 13

Порядок выполнения работы 1.Положите на стол линейку, у конца которой установите экран.

Слайд 14

Между окном и экраном установите линзу. Перемещайте линзу вдоль линейки до тех пор, пока не получите на экране изображение окна.

Слайд 15

2.Измерьте расстояние от линзы до изображения – это будет фокусное расстояние линзы F . F

Слайд 16

3. Определите оптическую силу линзы. Единица измерения: диоптрия [ дптр ]

Слайд 17

Определение оптической силы собирающей линзы Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки. Изображение удалённого источника света (окна) формируется практически в фокальной плоскости Использовать комплект №6 Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна. В бланке ответов: сделайте рисунок э к с п е р и м е н т а л ь н ой установки; запишите формулу для расчёта оптической силы линзы; укажите результат измерения фокусного расстояния линзы; запишите значение оптической силы линзы. 2) 3) F = 6 с м = 0,06 м; 4) D = 1/0,06 м ≈ 17 дптр .

Слайд 18

Определение силы Архимеда

Слайд 19

Инструкция по технике безопасности 1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя 2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем. 3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания. 4 .При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превысила ограничитель по шкале. 5 . Не растягивайте пружину динамометра руками. 6 .Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой. 7 .Металлический цилиндр осторожно опускайте в стакан с водой. Воду промокайте салфеткой.

Слайд 20

Определение силы Архимеда Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 2, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр. В бланке ответов: Использовать комплект №2 Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки сделайте рисунок экспериментальной установки; запишите формулу для расчёта выталкивающей силы; укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде; запишите численное значение выталкивающей силы. F выт = Р 1 – Р 2 20 2) Р 1 = mg; Р 2 = mg – F выт ; 3) Р 1 = 1,7 Н; Р 2 = 1,5 Н 4) F выт = 0,2 Н

Слайд 21

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по методической теме: "Контроль как средство повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка"

Нередко в школьной практике учителя оценивают умения учащихся владеть иноязычной речью только путем учета ошибок в произношении, лексике и грамматике. Вместо того чтобы установить достижения ученика, ...

Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках физики.

В данной работе рассматривается технология проблемного обучения, применяемая на уроках физики....

Игровая деятельность как средство повышения качества обученности учащихся на уроках математики

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о т...

Статья"Интеграция предметов как средство повышения качества образования учащихся"

В настоящее время большое внимание уделяется межпредметной направленности в учебном процессе. Данная статья является анализом работы по данному направлению учителей истории, обществознания и биологии....