Профессиональное воспитание учащихся начальной школы как одна из ступеней к самоопределению.
статья
http://new.teacherjournal.ru/mladshaya-shkola/3200...
Задача подготовки юношей к серьёзному выбору сферы будущей деятельности ложится именно на школу. Азы профориентации следует закладывать уже на этапе обучения в начальной школе.
Необходимо создание условий для повышения готовности учащихся к социально-профессиональному определению.
Как правило, уже на стадии обучения в начальной школе, у учащихся проявляется разница в восприятии определённых учебных дисциплин, склонность и пристрастия к различным видам деятельности. Предполагаем, что профессиональная ориентация младших школьников должна быть посвящена, в первую очередь, определению сферы их интересов и склонностей. Эта сфера должна обогащаться знаниями о профессиях, в которых данные задатки будут наиболее способствовать достижению высоких результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.25 КБ |
![]() | 492.53 КБ |
Предварительный просмотр:
- Название образовательного учреждения: НОЧУ СОШ «Юджин-Центр», ГБОУ «Школа Новокосино»
- ФИО авторов:
Черкесова Любовь Ивановна - учитель начальных классов,
Майорова Елена Валерьевна -учитель-логопед,
Павловская Елена Николаевна - учитель начальных классов,
Рыжкова Ольга Викторовна – учитель начальных классов,
Дубинская Галина Федоровна – учитель начальных классов.
Обобщение педагогического опыта. Тема: «Профессиональное воспитание учащихся начальной школы как одна из ступеней к самоопределению».
- Класс: Учащиеся начальных классов.
Профессиональное воспитание учащихся начальной школы как одна из ступеней к самоопределению.
Не секрет, что очень часто на вопрос, адресованный к старшеклассникам о том, кем (в профессиональном плане) они собираются стать в жизни, чему её посвятить, приходится слышать ответ: «Я ещё не решил...». Причём, как правило, этот ответ является искренним. Безусловно, это, как минимум, странно. Это особенно странно в условиях сегодняшнего дня. Не вызывает сомнения, что подготовка представителей молодого поколения к осознанному выбору профессии, своего места жизни представляется весьма актуальной.
В этой связи очевидным является тот факт, что задача подготовки юношей к серьёзному выбору сферы будущей деятельности ложится именно на школу. Азы профориентации следует закладывать уже на этапе обучения в начальной школе.
Необходимо создание условий для повышения готовности учащихся к социально-профессиональному определению.
Осуществляя работу по профессиональному образованию и воспитанию школьников, необходимо учитывать следующие принципы, способствующие качественным результатам.
- Систематичность и преемственность.
Знакомство с профессиями начинается еще в дошкольном возрасте, новые и разнообразные формы работы по профориентации должны укрепить интерес к данной теме и в начальном звене школьной жизни.
В дальнейшем, в среднем и старшем звене, за счет многообразия методов и сложившейся системе работы, многие школьники будут осознанно осуществлять выбор профессиональной деятельности.
- Дифференцированный и индивидуальный подход.
Осуществляя работу по профориентированию в школе, педагогический состав учитывает многое факторы: возрастное и личностное созревание учащихся; уровень сформированности интересов каждого ребенка; особенности личностных устремлений; успешность в овладении теми или иными школьными предметами.
- Формы работы по профессиональному воспитанию.
Наиболее благоприятно сочетание групповых, массовых и индивидуальных форм работы. Выбор формы зависит от направленности мероприятия и возраста учащихся.
- Совместная работа семьи, школы, служб дополнительного образования, центров профориентации молодежи.
Согласованность работы, привлечение родителей, совместные досуговые мероприятия данной направленности, значительно повышают эффективность работы.
- Ориентированность на изменения в профессиональных запросах и потребностях жизни общества.
На сегодняшний день имеется достаточно большое количество различных методических разработок профориентационной направленности для использования в средней и старшей школе. В начальной же школе ощущается их явный недостаток.
Очень многие процессы в нашем мире развиваются «по спирали», т.е. одни и те же процессы происходят периодически, но каждый раз на новом уровне. Процесс получения любых знаний – не исключение. Его возможно изобразить в виде конической винтовой линии, «вершина» которой условно находится в начальной школе, т.е. линии, уходящей в бесконечность. Нам думается, что винтовая линия (пространственная фигура) лучше, нежели плоская спираль отражает суть этого процесса – витки становятся шире от класса к классу.
Как правило, уже на стадии обучения в начальной школе, у учащихся проявляется разница в восприятии определённых учебных дисциплин, склонность и пристрастия к различным видам деятельности. Предполагаем, что профессиональная ориентация младших школьников должна быть посвящена, в первую очередь, определению сферы их интересов и склонностей. Эта сфера должна обогащаться знаниями о профессиях, в которых данные задатки будут наиболее способствовать достижению высоких результатов.
В начальной школе, когда, вместо игровой деятельности, приоритетной становится познавательная, расширение и углубление знаний о сферах человеческой деятельности видится весьма рациональным. Это тот случай, когда «зёрна познания упадут на благодатную почву». Ещё не закончился период игр, и получаемые знания позволят углубить и расширить представления ребёнка о «мире профессий». В этот период целесообразно предоставить максимально возможное количество информации об этом мире, чтобы к моменту осознанного выбора, который ждёт его в старших классах, он мог объективно оценить и сопоставить свои ориентиры, пристрастия и возможности.
Необходимо отметить, что формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых, а также формирование ранних профессиональных устремлений самих учащихся, осуществляется не только в графике урочных и досуговых мероприятиях, но и во время дополнительных занятий (например, с учителем-логопедом). В первом классе, при прохождении лексической темы «Профессии», закрепляются знания об уже известных профессиях, воспитывается уважительное отношение к труду взрослых, формируется положительное отношение к трудовой деятельности. В начальной школе на коррекционно-развивающих занятиях с учителем-логопедом, дети получают знания о новых профессиях, в рамках работы по словообразованию, расширяют представления по образованию слов, обозначающих профессии людей. Таким образом, элементы ранней профориентации, «сопровождают» детей во всем многообразии школьной жизни.
Таким образом, информацию, расширяющую представления ребёнка о «мире профессий» целесообразно предоставлять ему постоянно, начиная с младшего школьного возраста, год от года, обогащая её новыми знаниями (винтовая линия).
Четыре уровня профессионального воспитания в начальной школе
Методы и приёмы: - словесные, - наглядные, - практические, - метод проектов | ||
Формы организации: - беседа, - рассказ, - сюжетно-ролевые игры, - игровое моделирование, - диспуты, - тренинги, - конкурсы, - социальное творчество, - работа с родителями | ||
1 класс (Первый уровень) | ||
Общая характеристика уровня | Содержание | |
Формирование знаний о труде, о «мире профессий»; | Проблемная ситуация: «зачем человек трудится?», сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Повар», «На ферме», «В магазине»), мини-рассказы учеников о профессиях в своей семье, чтение учителем отрывков из произведений, конкурс загадок, кукольный театр; | |
2 класс (Второй уровень) | ||
Обогащение представлений о различных сторонах профессий; | Беседы, пресс-конференции, описание профессий, викторины, галерея рисунков, проблемные ситуации, сценки, семейные династии, мини-проект «Профессия моих родителей», праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | |
3 класс (Третий уровень) | ||
Формирование интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией; получение первого опыта самостоятельного освоения профессией, овладение навыками трудовой деятельности через игру; | Подготовка компьютерных презентаций, (Приложение 2) практические работы, тематическое рисование, мини-проекты, Дискуссии «качества, необходимые в профессии», экскурсии в «Города профессий», квесты, «выпуск классной газеты» |
|
4 класс (Четвертый уровень) | ||
Формирование у обучающихся чувства трудовой ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей; | Экскурсии на производство, встречи и беседы с интересными людьми разных профессий, создание проектов, решение практических задач и ситуаций, оформление классного уголка, «смежные» профессии, рисование с помощью графических компьютерных программ, творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать», диспут «За наукой ли будущее?» |
Список источников
Рекомендации по подготовке презентации «В мире профессий» (3 класс)
Задачи:
- научиться применять правила создания компьютерной презентации;
- ознакомить учащихся с профессиями по описанию в игровой форме;
- прививать интерес к различным видам деятельности;
- активизировать личное участие в формировании своего будущего;
- пробудить интерес к знакомству с различными видами деятельности;
- развивать ассоциативное мышление, сообразительность.
Описание профессии | |
Дипломат | Квалифицированный полиглот, эрудит, оратор, психолог, юрист. Уровень его подготовки должен быть самым высоким |
Телеведущий | Лицо канала, именно от него зависит популярность телепередачи. Ведущий не только выходит в прямой эфир, но и участвует в подготовке материала. |
Художник | Одна из привилегий художника – возможность отразить в своих произведениях красоту мира, вкладывая в них свои чувства и мысли. Дизайн и прикладное искусство. |
Бортпроводник | Главный человек в салоне летящего авиалайнера. Он заботится о комфорте и безопасности пассажиров, оказывает им любую поддержку и помощь |
Учитель | Человек, задействованный в сфере образования, который обучает и воспитывает молодое поколение. Его задача – так преподнести информацию, чтобы слушатели смогли ее запомнить, понять и научились использовать полученные знания в жизни. |
Архитектор | Так называют специалистов, работающих в сфере строительства и проектирования различных зданий, памятников, территории |
Ученый | Не просто представитель научного мира, специалист в какой-либо области науки |
Космонавт | Подготовленный человек, осуществляющий полет в космическом пространстве. |
Профессии будущего | Существуют профессии будущего, которые уже становятся реальностью. По мнению специалистов, в число которых вошли ведущие учёные, аналитики и технологи, одними из самых популярных сфер среди выпускников будущего станут космос и виртуальная реальность. Исследователи уверены, что, вопреки распространенному мнению, роботы не заменят людей, а наоборот, в эру цифровых технологий появится больше возможностей для карьерного и личностного роста (Из доклада «10 профессий будущего: что будет в 2025 году и позже». В Microsoft и The Future Laboratory решили узнать, каким будет рынок труда через 10 лет. Исследование компании с комментариями экспертов вышло в британском издании The Independent. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.
Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...

Нравственное воспитание учащихся начальной школы средствами физической культуры
Обобщение и выявление факторов, влияющих на нравственное воспитание учащихся средствами физической культуры....

Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»
Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...

Духовно-нравственное и гражданское воспитание учащихся начальной школы в рамках летней площадки
Совместная работа общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования...

Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание учащихся начальной школы
Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание учащихся начальной школы...
Методические рекомендации педагогическим работникам по правовому воспитанию учащихся начальной школы
Методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся начальной школы...
Конспект внеурочного мероприятия по нравственно-этическому воспитанию для учащихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями
В процессе занятия дети знакомятся с понятиями «доброта», «добрые дела», а ткаже с хорошими человеческими качествами. Цель занятия - научить детей сочувствовать, сопережив...