Доклад "Педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"
статья
Доклад подготовлен для представления на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» (представлен на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла)
Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Образовательный процесс в рамках деятельностного подхода базируется на следующих принципах: принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам; принцип непрерывности, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа; принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире; принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества; принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления; принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало и приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. В своей практике придерживаюсь этих принципов. В процессе обучения в школе у ребёнка должны быть сформированы ключевые (метапредметные) компетенции. Их не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:
• информационная – готовность к работе с информацией;
• коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
• кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
• проблемная – готовность к решению проблем.
Если они сформированы, это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности.
На сегодняшний день существует немало проблем в преподавании русского языка и литературы, поскольку результаты обучения проявляются не только на школьных экзаменах, но и на вступительных, где далеко не все выпускники могут логично излагать свои мысли, обосновывать выводы, поддерживать диалог на заданную тему, грамотно писать. Поэтому, на мой взгляд, школьное обучение языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографических навыков и умений. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся.
Особое место в моей работе занимают «нетрадиционные» уроки: уроки–зачеты в разных формах, уроки–игры, уроки–конференции, уроки-практикумы, интегрированные уроки. Главная задача таких уроков: стимулирование самодеятельности и самостоятельности учащихся, выработка познавательного интереса к предмету, положительных мотивов к учению. При проведении ролевых игр на уроках учащиеся разыгрывают определенные жизненные ситуации и при этом играют реальные роли. Учебные игры не только вызывают повышенный интерес, но и творчество, активность, артистизм. В играх ребята проявляют свою индивидуальность, раскованность; игра дает возможность зафиксировать свое «я». Уроки – путешествия чаще провожу в 6 классах, а имитационно – ролевые игры провожу в 9 – 11классах. Например: в 10 классе обобщающий урок по теме « Части речи» прошел в форме аукциона, в 11 классе – «М.Шолохов. «Тихий Дон» » в форме пресс – конференции. Ребята активно готовились к уроку. Много работали по дополнительной литературе, просматривали прессу. Подготовили 5 докладов, все активно работали на уроке, докладчикам задавалось много интересных вопросов. Урок прошел на высоком методическом уровне.
Урок с элементами интегрирования особенно интересен как для ученика, так и для учителя. Такой урок связан с выходом за рамки одного предмета. На нем можно преодолеть поверхностное, формальное изучение вопроса, расширить кругозор, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал. Так, например, на уроке по «Тарасу Бульбе» Н. В. Гоголя на тему «Образ Запорожской Сечи» используется интеграция литературы и истории. Также проведен открытый интегрированный урок литературы и истории в 10 классе по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» по теме «Анализ эпизода. Шенграбенское сражение: истинный и ложный героизм». Чтобы реализовать поставленные педагогические цель и задачи, широко использую активные формы обучения, которые включают взаимную деятельность и взаимные действия:
1) групповая работа, работа в парах
2) семинары
3) ролевые и деловые игры («Корректор», «Точка зрения», «Вертушка», «Компакт-опрос»)
4) языковые игры («Перевёртыши», «Буриме», «Синквейн»).
Игру «Вопросы из шапки» обычно провожу так: дети пишут вопросы по изучаемой теме на листочках и оставляют их в шапке, которая лежит на подоконнике. Это могут быть вопросы, на которые сам ученик затрудняется ответить или вопросы для проверки знания текста для других. В конце урока отвечаем на эти вопросы, если вопросов много распределяем по группам, ни один вопрос не оставляем без внимания. Эта игра удобна для стеснительных детей, часто дети специально готовят интересные вопросы «для шапки» дома.
При данной форме сотрудничества участники постоянно обсуждают поставленные проблемы друг с другом, включаются в диалоги и полилоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработают в себе качество саморефлексивности. В моей педагогической практике «прижились» разновидности рефлексии, которые помогают учащимся высказаться («Поговорки — зеркало настроения», «Телеграмма», «Давайте пошушукаемся», «Точка зрения», «Неоконченное предложение»), а также тест-технологии.
В рамках системно-деятельностного и компетентностного подхода стараюсь использовать в работе те технологии, методы, приемы обучения, которые призваны максимально активизировать познавательную деятельность ученика. При этом не отказываюсь и от традиционных, проверенных временем форм обучения, например, тщательное объяснение нового материала. На мой взгляд, именно совмещение традиционных и новаторских форм обучения дает наиболее высокий результат. В своей работе чаще всего использую следующие технологии: технологию развивающего обучения, проблемного обучения, проектно-исследовательского обучения, дифференцированного обучения, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии. В каждом случае выбор обусловлен многими факторами: целями и задачами урока, содержанием материала, возрастом учащихся.
1. Метод решения учебных задач, основанный на поисково-исследовательской деятельности учащихся, предполагает различные виды совместной деятельности. Приведу пример такого развивающего обучения на уроках русского языка. Например, на уроке русского языка в 6 классе прошу записать под диктовку несколько глаголов и ставлю учебную задачу:
Пробовать
Устраивать
Испытывать
Ночевать
Заливать
Сдавать
-Давайте сравним то, что записали.
-Что получилось? Слова одинаковые, а записали по-разному. Кто прав?
-А в какой части слова у нас возникли затруднения?
Выдвижение гипотезы.
-Какие у вас есть предположения, мысли?
Работа в группах
Обсудите способы выполнения задания. Составьте схему-алгоритм вашего правила.
Защита схем каждой группой.
-Как вам проверить свои предположения? Где вы можете получить ответ на этот вопрос?
2. Формулирование правила.
-Что вы узнали о суффиксах ова/ева, ыва/ива?
- Какие слова еще вызывают затруднение? (В тексте)
-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
-На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
-Оцените свою работу. На карточках, на которых работали с текстом, поставьте следующие знаки:
+ - разобрался в теме урока.
? – понял, но есть сомнения.
- - не разобрался в теме урока.
В классе иногда находятся дети, которые не сразу поняли и усвоили тему, для закрепления нужны уроки- практикумы, уроки работы над ошибками. Например, во время работы над ошибками предлагаю детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, помогаю детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции. В последнее время эти пробелы особенно заметны в 5 классах. Предлагаю детям найти пути решения этих проблем.
-Что можно придумать, предложить, сделать? Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. Далее провожу «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, выслушиваем всех, обсуждаем все предложения. Найти идею – самое главное и самое трудное. Если детям трудно, помогаю.
Реализованные идеи: составление словарика родственных слов, создание наглядного пособия с передвижными частями слов, стихи рифмовки на поверочные слова, бланк карточек, настольная игра, словарные диктанты для соседа. Главное - поддержка инициативы детей, привлечение к обсуждению, к совместной работе. С 5 классом составляем словарик в течение года, куда входят слова, встретившиеся на уроках русского языка и литературы, на других уроках (математики, природоведения…) На каждом уроке одну минуту отвожу для просматривания словарика. Тут использую различные задания: найти слова на какую-то тему (совпадающую со смысловой темой урока), на определенную букву (обычно исходя из чистописания), с безударной гласной на первом слоге, двух-, трехсложные слова, собственные существительные, глаголы и т.д. Так с 5 класса начинаю работать с детьми, используя метод проектов. В 6 классе к обобщающему уроку по теме «Местоимение» предлагаю домашнее придумать и представить в качестве презентации (рекламного плаката) все разряды местоимений так, чтобы они запомнились без длительного «зазубривания». Обычно дети стараются сделать работу ярко,
удивить одноклассников (девятиэтажный дом, магазин местоимений, лес). При подготовке проекта активизируются творческий потенциал, школьник имеет возможность применить свои знания, полученные на уроках ИЗО, информатики, литературы… Можно эту работу осуществлять в группах или парах, можно дать индивидуальные задания. Таким образом, осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения предмету. Качество усвоения материала заметно повышается.
2. На уроках стараюсь сформулировать поисковый стиль мышления, привить интерес и вкус к решению проблем, развить способность доказательного рассуждения. Находить выход из затруднительного положения учит технология проблемного обучения. Таким образом, решение проблемных задач представляется мне не просто актуальным инновационным процессом в стенах школы, а жизненно необходимым умением. Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация - проблема - поиск способов ее решения - решение проблемы. Это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога между детьми и с учителем. Данная технология является развивающей, личностно-ориентированной технологией и достаточно результативной, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Например, при изучении произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе» формулируются следующие проблемные вопросы: «Почему Васе больше нравилось бывать в «дурном обществе», чем находиться дома и общаться со своей семьѐй?», «Какую роль сыграли Тыбурций и его дети в жизни Васи и его отца?», «Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?», «В сокращении повесть В. Г. Короленко печатается под другим названием – «Дети подземелья». Как вы думаете, какое название глубже и точнее? Почему?»
Анализируя рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник», учащиеся задумываются над вопросом: «Почему произведение называется «Кавказский пленник», в то время как Толстой рассказывает нам о двух пленниках?» Например, методом проблемного анализа изучается роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: «Действительно ли Печорин герой своего времени?» Каждая часть романа рассматривается как отдельная проблемная ситуация, созданная своим проблемным вопросом. Такой анализ произведения предлагается многими методистами, причем тема каждого урока – проблема по изучаемой главе, анализ которой необходимо провести.
1 урок. Странный человек («Бела»). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии?
2 урок. «О чем было нам говорить?» («М. М.»). Кто более прав в отношении друг к другу -Печорин или Максим Максимыч?
3 урок. «Какое дело мне до радостей и бедствий человека?» («Тамань»). Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?
4 урок. «За что они меня все ненавидят?» («Княжна Мери»). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?
Также решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся (заложенное противоречие между знанием и незнанием) способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. Так при изучении темы “Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья желтели – Листья стали желтеть – Листья стали желтыми. Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы:
– На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку? Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему?
– Чем различаются сказуемые второй группы? Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным? Почему? Сформулируйте цель урока.
Или учащихся прошу зачитать заголовок параграфа, вопросы к нему и определить цель познания, используя формулировки, определить пути изучения материала. Или, зачитав тему урока, учащиеся находят в ней ключевое слово, которое становится объектом рассуждения и постановки цели.
Если на уроках русского языка, решая проблемную ситуацию, учащиеся приходят к единственно верному решению, сколько бы ни было гипотез, то на уроках литературы зачастую возникают вопросы, которые не предполагают единственно верного решения, каждый ученик может остаться при своѐм мнении, которое не может быть ошибочным и имеет право на существование. Принцип оценивания: «убедительно или неубедительно».
Решение проблемного вопроса организовываю в форме диспута, эвристической беседы, мозговой атаки, деловой игры, самостоятельного поиска.
3. Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. На уроках русского языка часто использую тексты для анализа по пропаганде ЗОЖ. Во внеурочной деятельности писали сочинения о спорте, о здоровом образе жизни, с девочками старших классов проводился мини- диспут на тему «Здоровье женщины – здоровье нации». Придерживаюсь правила максимально работать с детьми на уроке, на дом задавать минимум, создать для детей комфортные условия, атмосферу радости, обязательно провожу физминутку на уроках.
4. Технология дифференцированного обучения. В практике работы выделяются два направления:
А) Направление дифференциации – создание дифференцированных групп в классах. Группы могут быть постоянными или комплектоваться по мере изучения тем. Группы могут быть смешанными или по уровню подготовки. Разнородный состав эффективен, если целью работы является формирование или совершенствование учебных умений. При выполнении проблемных задач создаются группы по уровню подготовки, т.к. активность слабых и средних учащихся значительно различается. Например, в 10 классе по теме «Анализ эпизода. Шенграбенское сражение» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») класс был разделен на 5 групп, были даны опережающие задания и вопросы, которые в группе распределялись следующим образом: сложные вопросы с анализом готовят сильные более подготовленные учащиеся, а другие – более слабо подготовленные. Для сильных:
- В каком эпизоде Толстой показывает всю бесполезность и ненужность войны?
-В описании войны 1805-1807 годов автор часто повторяет слово неясно, почему?
Для слабо подготовленных:
-Сколько раз при описании Шенграбенского сражения повторяется местоимение наш, почему он появляется и о чем это говорит?
-Как показан дух защитников в Шенграбенском сражении? Почему часто повторяются слова «веселый», «веселее»?
Б) Направление дифференциации по сложности заданий. Школьникам предлагаются задания, различающиеся по уровню сложности. Предлагаются ребятам разноуровневые вопросы, а ученики сами выбирают уровень сложности. Например, при обобщающем повторении в 6 классе предлагаются 5 вопросов по итоговой проверке, из них по двум вопросам требуется более высокий уровень подготовленности. Ребята выбирают вопросы по уровню подготовки. Уровневая дифференциация отражена в моих рабочих программах. Задания учащимся предлагаются на базовом и выше базовом уровнях.
В организации исследовательской деятельности на уроках способствует технология проектной деятельности школьников. Использование метода учебного проекта в урочной и внеурочной работе способствует овладению обучающимися нового содержания образования, умению самодобывания знаний. В своей практике я использую проекты:
1. по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий, информационный;
1. по комплексности: межпредметные;
3. по характеру контактов между участниками: внеклассные, внутришкольные, внешкольные;
4. по продолжительности: краткосрочные, долгосрочные;
5. по участникам: разновозрастные.
5. Осуществление проектов сегодня невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий. Я убеждена, что задача каждого учителя–словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку я активно внедряю в учебный процесс и в надпредметную деятельность современные проектные и информационные технологии.
Уроки с использованием цифровых образовательных программ всегда интересны, способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес как к урокам русского языка, так и к надпредметным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся. И, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. Я по-разному применяю компьютер в работе: и на уроках, и на занятиях элективных курсов, и во внеурочной работе по русскому языку и литературе (школьная газета «Росток»), и в исследовательской работе, и при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты. Во внеурочное время в работе пресс-центра я учу ребят редактировать тексты. Они сами набирают тексты своих творческих работ, собственных стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки, оформляют материал для школьной газеты (газету мы издаем в программе «OpenOffice.org 3.0»). Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по русскому языку и литературе, дидактический материал. Так, в урочной, внеурочной и внеклассной деятельности учащиеся обучаются и создают собственные продукты, получают умения и навыки работы с аудио-видеоаппаратурой. Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.
Я думаю, что, накопив опыт использования ИКТ, учащиеся смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...
"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему
quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления– прием Кроссенс. Технология– интеллект–карты"
Описание опыта использования инновационных форм работы на занятиях русского языка и литературы....
РМО учителей русского языка и литературы «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на РМО. Современные образовательные технологии....