Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса.
опыты и эксперименты (9 класс)
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-_terapiya.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».
Эмоциональное состояние детей вызывает сегодня серьезную тревогу. У них отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Все это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки детей, я рассматриваю один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами – это Арт-терапия.
Появление арт-терапии как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки относят примерно к 30 –м годам прошлого столетии в Великобритании. Исходя из происхождения «терапия», что в переводе с греческого означает забота, уход, лечение, вполне оправдано его введение в понятийный аппарат психологии и педагогики. Приоритетным значением становится забота о человеке. Лечение понимается как «социально-психологическое врачевание», изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами художественной деятельности. Арт-терапия - это терапия искусством, забота о душе с помощью искусства. Традиционно арт-терапия связывается с разнообразными видами творчества – от изобразительной деятельности до создания театрализованных действий.
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Применение технологий арт-терапии в работе педагога в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания других людей.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей. Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности.
Современная арт-терапия включает множество направлений:
- Музыкальная терапия
- Игровая терапия
- Драматерапия
- Сказкотерапия
- Библиотерапия
- Кинотерапия
- Танцевальная терапия
- Фототерапия
- Изотерапия
- Мандала-терапия
Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает ему познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
Следующее направление арт-терапии, о котором хотелось бы рассказать это сказкотерапия.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Волшебная сила сказок известна с давних пор. Русские народные или сочиненные психотерапевтами, даже написанные собственной рукой сказки творят чудеса. Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.
Наши предки знали все эти достоинства сказок и использовали их в качестве самого эффективного средства общения с детьми. Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка. Вы наверно и сами не раз замечали, что лучшим средством успокоения или воздействия на своего малыша всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история.
Современные психологи используют рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию. С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний.
Кладезь мудрости – это русские народные сказки. Народные сказки складывались веками, приукрашались, ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают используются в педагогических целях.
Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Танцетерапия Танцевальная терапия используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.
Фототерапия Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением разного вида творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.
Еще одно направление, которое широко используют в арт –терапии это мандала – терапия.
"Что же такое мандала-терапия?"
Ответов на этот вопрос достаточно много: «Арт-терапевтическая техника», «Диагностический метод», «Метод аналитической психологии Юнга», «Медитативная техника», «Духовная практика», «Метод саморазвития».
Слово "мандала" имеет древнее происхождение, еще с санскрита оно переводится как "священный круг". Где сам круг - это символ, олицетворяющий модель вселенной, от малого до великого, от схематичного изображения клетки человека до "карта космоса".
Во многих древних культурах особенно на Востоке, в культуре индусов, буддистов, мандала считается священной, а ее рисование используют для духовного развития и исцеления тела.
Изначально мандалы рисовали цветным песком, что до сих пор практикуют Тибетские Монахи, сегодня же мандалу рисуют, вышивают, выбивают на ткани и коже, изображают на песке, делают из витражей и вообще применяют почти все виды творчества!
В психологии мандала - это символическое изображение внутреннего мира, наиболее безопасное для нашего восприятия. Круг создает ощущение защищенного пространства, и это ощущение способствует большему раскрытию в момент творчества, позволяя проявиться самому важному и глубинному.
Для чего рисуют Мандалы?
Мандала, созданная руками человека уникальна и неповторима. Она является продуктом творчества, не только наших рук и сознания, а в первую очередь бессознательного, и создается в определенное время и в определенном месте. Именно по этому, мандала словно зеркало нашей души! Проблемы, радости, тревоги, физическое состояние организма, ресурсы и многое другое — все это находит свое отражение в мандале. В процессе рисования мандалы мы можем ее гармонизировать! Ведь то, что окружает нас – всего лишь отражение того, что внутри, а значит, изменив внутреннее состояние, мы автоматически изменяем то, что нас окружает снаружи. А само рисование в круге красиво и настраивает человека на положительные мысли!
Существуют ли противопоказания для мандала-терапии?
НЕТ! Это в первую очередь техника, помогающая найти скрытые в человеке возможности изменить то, что не нравиться в жизни или в себе. Она достаточно мягко и аккуратно погружает человека в мир бессознательного, пробуждая в нем ребенка, умение радоваться всему и играть, открывая новые грани творческой стороны человека. Создание персональной мандалы удивительный и захватывающий творческий процесс, этап вспоминания и узнавания себя заново.
Препятствием к этому виду арт-терапии не может быть и отсутствие или наличие художественных навыков. Проверенно на опыте, что большинство людей, несмотря на отсутствие у них опыта предшествующей изобразительной деятельности, достаточно легко создают абстрактные композиции.
Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять:
- в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);
- в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга);
- в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);
- с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)
Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы с детьми, подростками и взрослыми, это:
- При проблемах самооценки
- При ощущении внутреннего дисбаланса
- Активизация ресурсных состояний личности
- При страхе потерять контроль над собой
- При пессимизме и депрессии
- При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии
- Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций).
- При ощущении жизненного тупика
- Психокоррекция страхов и тревог
- Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные)
- Сопровождение адаптации
- Семейные ситуации
- Психосоматические проблемы
- Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества
- Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)
- Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения
- Воспитание терпеливости и аккуратности
- Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала
Итак, исследования в области применений технологий арт-терапии в арт-педагогике показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-педагогика позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде, а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как метод психологической помощи участникам образовательного процесса
Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникально...
Здоровьесберегающие технологии. Сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
В статье затронута проблема здорового образа жизни и пути её разрешения....
Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.
На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...
"Создание условий для укрепления и сбережения психологического здоровья участников образовательного процесса"
Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, - важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению...
Использование облачных технологий в организации эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса.
Использование облачных технологий в организации эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса.Из опыта работы учителя информатики в рамках дополнительного образования дете...
Использование арттерапевтических техник для создания психологического комфорта у участников инклюзивного образовательного процесса
мастер-класс для педагогов...
ПАМЯТКА экстренной психологической помощи для участников образовательного процесса
ПАМЯТКА экстренной психологической помощи для участников образовательного процесса...