Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ.
материал

Полуэктова Людмила Николаевна

Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ

 

 

 Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», а также  в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (Приказ № 1598 от 19.12.2014) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ №1599 от 19.12.2014).  Рекомендации подготовлены в помощь руководителям и педагогическим работникам образовательных учреждений общего назначения и специальных (коррекционных) ОУ, в которых планируется обучение  различных групп детей с ОВЗ.  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди важнейших прав и свобод граждан в современном обществе  важное место занимает право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.  В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» части 5 статьи 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» указано «В целях реализации права каждого человека наобразование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения

2

 

без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальнойстепени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». При этом образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития. В связи с этим были разработаны следующие стандарты образования детей с ОВЗ: 1) ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) ФГОС  образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

3

 

Согласно этим документам в любых ситуациях обучения дети с ОВЗ, получившие рекомендации к обучению по данным ФГОС от психологомедико-педагогической комиссии, могут обучаться по 4 вариантам программ.  Для детей, чьи особенности позволяют им учиться по одной ООП с детьми с сохранным потенциалом развития, рекомендован вариант А с особым подходом к организации только коррекционной работы.  Все остальные варианты предполагают существенную переработку содержания образования, и поэтому  реализуются через разработку АООП (варианты  B, C, D) и программ коррекционной работы.  Категория детей с ОВЗ Варианты  образовательных программ для обучения детей с ОВЗ Глухие дети A, B, C, D Слабослышащие и позднооглохшие дети A, B, C  Слепые дети A, B, C, D Слабовидящие дети A, B, C  Дети с тяжелыми нарушениями речи A, B, C  Дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата A, B, C, D  Дети с ЗПР  A, B, C  Дети с УО C, D  Дети с расстройствами аутистического спектра  A, B, C, D  

 

Варианты образовательных программ B, C, D создаются с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, и содержат дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям их реализации.  

4

 

При любом выборе варианта обучения необходимо следовать целеуказаниям, содержащимся во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и методическим рекомендациям по организации обучения этих групп обучающихся, изложенных на официальном сайте http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ Основным шагом при выборе варианта обучения является обращение в ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) поскольку, как следует из пункта 1 части 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ, выбор формы получения ребенком основного общего образования и формы обучения осуществляется родителями (законными представителями) с учетом рекомендаций ПМПК. Комиссия  готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медикопедагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Обследование детей до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия родителей (законных представителей). В зависимости от рекомендации комиссии родители (законные представители) могут выбрать один из вариантов образовательных программ разработанных на основе ФГОС для детей с ОВЗ.  В настоящих методических рекомендациях мы остановимся на основных моментах создания условий для обучения всех категорий детей с ОВЗ согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в системах коррекционного образования, в ситуации инклюзивного обучения и в условиях домашнего образования.

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАРИАНТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В соответствии с текстом статьи 34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийсяимеет право на: «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обученияпосле получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет» (пункт 1); «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (пункт 2); «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (пункт 15). При этом дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия

6

 

родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии». Как отмечалось выше, согласно ФГОС НОО для детей с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью существует четыре варианта образовательных Программ – A,B,C,D. Вариант А – уровень развития ребенка близок к возрастной норме. Среда обучения Нормально развивающиеся сверстники. Конечный результат усвоения содержания образования Сопоставим (на момент окончания школы) с результатом образования нормально развивающихся сверстников. Сроки обучения Совпадают со сроками обучения нормально развивающихся детей. Вид программы ООП и программа коррекционной работы и/или индивидуальный план. Требования к структуре ООП устанавливает действующий ФГОС. Требования к Программе коррекционной работы – ФГОС для детей с ОВЗ.

 

Вариант В – на начало обучения ребенка очевидны задержки развития. Среда обучения Сверстники со сходными проблемами развития в условиях специальной или общеобразовательной школы  Конечный результат усвоения содержания образования Сопоставим с результатом образования нормально развивающихся сверстников Сроки обучения Пролонгированы.  Вид программы Адаптированные образовательные программы ФГОС  для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции.

 

7

 

Вариант С – выраженные нарушения развития. Среда обучения Совместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях. Конечный результат усвоения содержания образования Образование по конечному результату несопоставимо  с образованием нормально развивающихся сверстников. Сроки обучения Пролонгированы.  Вид программы Адаптированные образовательные программы ФГОС  для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции.           Вариант D – значительные, комплексные нарушения развития. Среда обучения Совместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях, в условиях семейного воспитания Конечный результат усвоения содержания образования Уровень образования ориентирован на индивидуальные возможности обучающегося. Сроки обучения Пролонгированы.  Вид программы Индивидуальные специальные образовательные программы. ФГОС  для детей с ОВЗ задает структуру АООП на основе индивидуального плана, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. Программа может быть только индивидуальной.

 

Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в  условиях:

8

 

 специального (коррекционного) образования;  инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);  в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;  в системе надомного обучения  при массовых и специальных школах;  в условиях домашнего (семейного) образования.  Все системы обучения ориентируются в создании кадровых, материальных и содержательных условий на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и на ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.  Рассмотрим каждую из групп условий, создание которых необходимо для удовлетворения образовательных потребностей детей с ОВЗ, отдельно. Параллельно отметим, что детально данные вопросы рассмотрены в текстах ФГОС и Методических рекомендациях представленных на официальном сайте   http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/. ФГОС для разных групп обучающихся с ограниченными возможности здоровья формулирует дифференцированные требования к кадровому обеспечению реализации четырех вариантов образовательных Программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации обучения географии с широким привлечением краеведческого материала.

Методические рекомендации по организации обучения географии с широким привлечением краеведческого материала в виед экскурсионной деятельности. КАРСТОВЫЕ ЛАНДШАФТЫ И ИХ МЕСТО В ШКОЛЬНОМ КУРС...

Методические рекомендации по организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

*Дистанционное обучение как новая форма обучения *Причины актуальности дистанционного вида обучения *Основные направления (модели) внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего обр...

Методические рекомендации по организации обучения с применением дистанционных технологий

В рекомендациях отражена специфика работы педагога дополнительного образования с учащимися на платформе Вконтакте и даны ссылки на полезные ресурсы для создания видеороликов, презентаций, буклетов и р...

Статья "Методические рекомендации по организации обучения студентов специальности 53.02.01 Музыкальное образование с нарушением зрения на практических занятиях по междисциплинарному курсу "Основы дирижерской техники""

Статья из сборника НСГК под общей редакцией Н.П. Коробовой "Актуальные вопросы обшего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченеными возможностями здоровья", Нижневартовск....

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...

Методические рекомендации по организации обучения ООД География

Методические рекомендации по организации обучения ООД География является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессиям: 08.01.27 &laq...

Методические рекомендации по организации обучения ООД География

Методические рекомендации по организации обучения ООД География является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессиям: 08.01.27 &laq...