Формирование гуманистических отношений у школьников среднего звена через урочную и внеклассную деятельность.
статья
Гуманность современного урока состоит в развития творческого потенциала личности каждого обучающегося, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого ребёнка на уроке, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование гуманистических отношений у школьников среднего звена через урочную и внеклассную деятельность.
Подготовила Гончарова Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 15 г. Курска»
В человеческой душе заложен самой природой
огромный диапазон добрых, человеческих чувств:
от тончайшей нежности и ласки до готовности
бороться не на жизнь, а на смерть за достоинство
человека. Но этот инструмент навсегда останется
спящим великаном, если человеческую душу не
воспитывать, если эти тысячи струн не настроить
каждую в отдельности. Одной из самых тонких
струн в этом инструменте является человечность.
В. А. Сухомлинский
Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Бесценными пособиями, раскрывающими проблему формирования гуманистических отношений в детском коллективе, являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. Высшая забота учителя, по мнению Ш.А. Амонашвили, - это «очеловечивание» среды вокруг каждого ребёнка, гуманизация социума и самого педагогического процесса.
Гуманность современного урока состоит в развития творческого потенциала личности каждого обучающегося, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого ребёнка на уроке, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Самореализация, самовыражение, самоутверждение - вот основные условия для создания гуманистической воспитательной среды в образовании, от решения которых во многом зависит будущее России. Я пытаюсь реализовывать их в своей педагогической практике.
Урок для меня не только форма организации учебной деятельности, но и ведущая форма организации жизни детей, поэтому на своих уроках стараюсь создать такие условия для обучения, чтобы дети сохранили живой интерес к самим себе, к миру, к окружающим их людям и к предмету. Уроки русского языка и литературы обладают уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности ребёнка. Главное – вступить в диалог с ребёнком через анализ художественного текста, способствующего формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о верности и предательстве, о любви и ненависти, о милосердии и жестокости, о назначении и месте человека в окружающем мире.
Для этого я использую разные формы, методы и приёмы работы.
Так, выразить своё собственное мнение помогает обсуждение проблемных ситуаций, которые могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Например, при изучении лирики А. А. Фета в 8 классе на этапе объяснения обучающимся предлагаю следующий вопрос:
- Можно ли, исходя из прочитанных вами отзывов об особенности поэзии Фета, согласиться с утверждением, что стихотворение „Шепот, робкое дыхание...“ является центральным в творчестве поэта? Если да, то почему?
На этапе закрепления (6 класс):
- Вы познакомились с поэзией двух крупнейших поэтов России XIX века — Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Что, по-вашему, объединяет их и чем они дополняют друг друга? Подготовьте ответ, опираясь на прочитанные произведения и литературно-критические материалы, представленные в учебном пособии.
Эффективно применяется мною на уроках и русского языка, и литературы такой прием технологии встречных усилий, как «работа с эпиграфом ».
Я предлагаю обучающимся проанализировать слова, записанные на доске, после прочтения текста - ответить на вопрос, как это высказывание соотносится с содержанием художественного текста. (7 класс. Тема взаимоотношения взрослых и детей в повести Л.Н. Толстого «Детство»; 6 класс. «Бежин луг» И.С. Тургенева)
Например, в 6 классе на уроке изучения правописания - Тся и -Ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного». Сначала мы беседуем о важных качествах души человека, а затем дети замечают, что в этом предложении встречаются глаголы на – Тся и – Ться.
На уроках я всегда даю возможность самостоятельно найти ошибки либо привлекаю помощь «зала». Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания. Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность обучающегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений. И задача учителя - создать условия для такого самоанализа.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Например, проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Для этого я применяю карточки с изображением лиц, цветовое отражение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
А рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного в конце урока. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма или пословицы и поговорки.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно… и т.д.
В создании гуманистической воспитательной среды важную роль играет и содержание урока. Так, правильно подобранный дидактический материал на уроках русского языка позволяет воздействовать на чувства детей.
В 6 классе изучается сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Её текст использую и на уроках русского языка. Приведу в качестве примера фрагмент урока на тему: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» - в 6 классе. Сказка «Маленький принц» объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». Задаю главный вопрос:
- Разве сердце может быть зрячим?
При ответе повторяются сведения о прямом и переносном значении слова.
А еще в этой сказке есть замечательные слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». (Это предложение записываю на доске).
Сначала мы пробуем понять смысл этих слов. Затем работаем с предложением: находим в нём местоимения, определяем их разряд и выясняем, как такой подбор местоимений раскрывает главную мысль автора.
В ходе дальнейшей беседы приходим к выводу, что для настоящей дружбы нужны терпение и терпимость. Подбираем синонимы к этим словам, определяем по словарю значение каждого из них.
(В итоге записываются слова: терпение, уважение, сострадание, внимание, заботливость, сочувствие.)
- Такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем!
В качестве домашнего задания предлагаю ребятам придумать сказку об умении дружить или записать свой диалог с другом. Но обязательное условие – использовать местоимения всех разрядов и посмотреть, как они в их тексте «помогают» дружбе.
Опыт небольших творческих работ нужен детям, т.к. в них проявляется личностное отношение каждого ребёнка к окружающему миру.
На уроках развития речи в 7,8 классе мы часто пишем изложения с элементами сочинения. Так, на одном из таких уроков по тексту Гурунца ребята писали изложение с творческим заданием ответить на вопрос - " Что такое милосердие?" Карина Новикова написала так: " Милосердие - самое важное качество человека. Я считаю, что оно должно быть заложено в каждом человеке с детства. Ведь, помогая друг другу, люди становятся добрее, светлее, счастливее". На уроки русского языка для комплексного анализа текста я подбираю произведения И. Соколова-Микитова, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, Е.И. Носова. Эти мастера слова в всегда затрагивают темы доброты, верности, любви к ближнему, порядочности.
Очень часто в ходе закрепления изученного материала по литературе мы выполняем задания в рабочих тетрадях (Ч.1, 2). Так вот, в части С рабочей тетради № 2 всегда приводятся три вопроса, связанные с образной системой текста, изобразительно-выразительными возможностями языка и идейно-тематической направленностью. Третий вопрос часто идёт в домашнее задание. Так, в 7 классе предлагалось письменно ответить на вопрос: « Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Вот отрывок из сочинения Олега Воронцова: " У каждого человека в жизни бывают случаи, когда он нуждается в поддержке других людей. Чаще всего нам помогают наши близкие, друзья, но иногда люди бывают жестокими. Они унижают слабых, грубят старшим. Неумение сострадать и сочувствовать может привести к трагедии".
Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребёнка. Посредством творческих работ дети делятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нём нашли отражение чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.
Так, на уроках литературы я призываю детей не только анализировать прочитанный материал, но и сопереживать героям, оценивать их поступки, соотносить их жизнь со своей жизнью, стараться поступать в соответствии с принятыми нравственными нормами.
В качестве примера приведу фрагмент урок внеклассного чтения в 7 классе по теме “Я нужен людям” (по рассказу А. Платонова “Юшка”). Рассказ читаю сама. После нескольких предложений становится ясно, что главный герой - больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращаю. Задаю вопрос:
- Нравится ли вам главный герой? (Нет)
Картина получается безрадостная.
Но в ходе дальнейшего знакомства с героем дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком скрывается очень ранимый герой, не умеющий сердиться, гневаться, постоять за себя, не похожий на других.
С одной стороны, - добрый, кроткий Юшка; с другой, - озлобленные люди. Несчастье просто не могло не произойти. Юшка погиб. Ребята внимательно слушают текст, потом мы беседуем о духовной красоте человека.
А.И. Солженицын писал: «Чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы денег. А русского героя сколько ни корми, ни пои – он ищет справедливости и добра».
Творческий потенциал ребёнка, его духовное видение мира отражается в умении обрисовать героя, запечатлеть на бумаге понравившиеся эпизоды текста. Очень часто ученики рисуют иллюстрации к тексту, сами анализируют их и выставляют оценки. Как на уроках литературы, так и на уроках русского языка мои ученики самостоятельно оценивают свои и чужие ответы, причём главный критерий - доброжелательность. Сначала эта работа вызывала сложности, а теперь воспринимается как необходимый элемент урока.
Я приветствую самостоятельность суждений обучающихся, не навязываю сделанных кем-то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа.
Формирование гуманистических отношений происходит не только во время уроков, но и во внеурочное время. Я являюсь классным руководителем 7 б класса. Одной из задач моей деятельности является воспитание гуманной личности, стремящейся к гармонии с собой и с окружающим миром. В своей работе использую такие формы: беседы на духовно-нравственные темы («Что такое стыд и совесть?», «Мои жизненные ценности», «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»), экскурсии в музеи города, тематические классные часы, нравственные уроки, викторины. Мы очень часто посещаем Краеведческий и Литературный музеи города Курска. Так, в Литературном музее была организована выставка, посвящённая жизни и творчеству Е.И. Носова (предметы одежды, быта, рисунки, игрушки, изготовленные писателем, иллюстрированные им же книги). Кроме того, для учеников был организован «Урок доброты», после которого читали стихи курских поэтов, показывали их живописные полотна, а также (что вызвало неподдельный интерес) разрешили потрогать игрушки, изготовленные Е.И. Носовым. На одном из классных часов я провела урок доброты на тему: «Твори добро, не видя в том заслуги» по книге Д.С. Лихачёва «Письма о добром». Мы читали некоторые «Письма», обсуждали их, выделяли нравственные качества, о которых писал учёный.
Отрывки из «Писем…» я часто использую как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Так, Д.С. Лихачёв писал: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе». По-моему, миссия учителя и заключается в том, чтобы сделать детей счастливыми, посеять в их душах и сердцах «разумное, доброе, вечное».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные формы и приемы работы: дифференцированный и индивидуальный подход в обучении английскому языку в среднем звене через проектную деятельность
Использование проектной технологии в обучении иностранному языку...
Формирование гуманистического отношения к природе у школьников средней и старшей ступени в процессе изучения биологии
Работа раскрывает важность воспитания у детей средней и старшей школы гуманистического отношения к природе....
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность
статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...
Модель формирования патриотических ценностей школьников среднего звена общеобразовательной школы
Модель включает такие элементы, как: цель, компоненты личностных универсальных учебных действий патриотического содержания (когнитивный, ценностный и поведенческий компоненты), подходы к воспитанию п...
Использование технологии дифференцированного обучения на уроках математики при формировании у школьников среднего звена умений решать текстовые задачи
Научить всех детей с разным уровнем обучаемости решать текстовые задачи в одинаковые сроки невозможно. Значит нужен дифференцированный подход....
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»
С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...
Методы формирования толерантного отношения у учащихся среднего звена
В статье приводятся методы и приёмы, позволяющие выработать у подростков чувство терпимости друг к другу и окружающей среде....