Моделирование урока иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС
статья

Мищак Елена Алекcандровна

В статье рассматриваются правила при моделировании современного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_uroka_po_fgos.docx42.1 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование урока иностранного языка

в соответствии с требованиями ФГОС

Заседание МО учителей иностранного языка

23 мая 2015-2016 уч.г.

Мищак Елена Александровна

Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя.

Кин Хаббард (1868-1930), американский рисовальщик комиксов, юморист, журналист.

Основная цель обучения – формирование коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка (Фундаментальное ядро содержания общего образования).

Современное общество предъявляет  к уровню владения иностранными языками новые требования, человек должен уметь общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык рассматривается сегодня как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.

            В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы,  делать выводы  и  умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

           В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС?

Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современный урок – это урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

         Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы:

  • «Зачем я учу иностранный язык?»,
  • «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?»,
  • «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?»,
  • «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?»

Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Требования к современного уроку в условиях стандарта второго поколения

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло лишь смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы, которые представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ведь ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

В связи с этим, можно определить следующие требования к современному уроку:

  • четкое формулирование цели;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
  • выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Моделирование современного урока

Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях ФГОС ООО существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого необходимо:

  • создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д.
  • использовать в ходе урока дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика.

Традиционный урок

Современный урок

  • На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

  • Учитель выступает в роли передатчика знаний.

  • Ученик играет пассивную роль.

  • Ученик не участвует в конструировании урока.

  • Акцент делается на память, заучивание и повторение.

  • Учитель постоянно оценивает знания учеников.

  • Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.

  • Применяется постоянная проверка знаний учеников.

  • Акцент делается на соревновательность между учениками.

  • Обучение происходит в рамках класса.

  • Слабый акцент на творческое начало.

  • Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.         
  • На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока

  • Учитель выступает в роли организатора.

  • Ученик играет активную роль.

  • Ученик участвует в конструировании урока.

  • Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.

  • Постоянное применение поощрений и наказаний

необязательно.

  • Формирование знаний происходит по свободной системе.

  • Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.

  • Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.

  • Обучение не ограничивается только классом.

  • Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

  • Опора на межпредметные связи, с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

  • Практическая направленность учебного процесса.

  • Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

  • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
  • Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).

  • Включение компьютеров в педагогические технологии.

Данная таблица позволяет сделать вывод:

различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

  1. Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
  2. Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
  3. Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
  4. Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
  5. Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
  6. Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил:

  1. Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Рождение любого урока нужно начинать с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. 
  • На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.

  1. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха.
  • Продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения.

  1. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.
  • При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
  • Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.

  1. Определить формы контроля учебной деятельностью школьников.
  • Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД.
  • При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

  1. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

  1. Продумать форму подведения итогов урока.
  • Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.

  1. Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Этот этап на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.

Этапы современного урока:

  1. Мотивационно-целевой этап
  • создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызов интереса.
  1. Операционно-деятельностный этап
  • формирование новых понятий и способов действий;
  • применение знаний;
  • формирование умений и навыков.
  1. Рефлексивно-оценочный этап
  • контроль и оценка результатов деятельности.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания        

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)

6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

  • Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
  • Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

  • Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

  • В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.

«Высшим пилотажем» в проведении урока и идеальным воплощением новых стандартов на практике будет урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

С точки зрения системно-деятельностного подхода

критерии результативности урока следующие:

  1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
  2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
  3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).
  4. Сколько учеников получили оценки (должны все).
  5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).
  6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).
  7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
  8. Соответствие  объема домашнего задания норме.
  9. Вывод (соответствует ФГОС)

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. 

  • школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе;
  • самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм;
  • самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые;
  • создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.

По материалам:

http://skyteach.ru/2018/08/07/postanovka-uchebnyh-celej/

https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2015/01/09/modelirovanie-sovremennogo-uroka

https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2015/10/25/urok-inostrannogo-angliyskogo-yazyka-v

https://infourok.ru/tema_samoobrazovaniya_formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_na_urokah_angliyskogo_yazyka-167590.htm

https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2015/11/04/master-klass-po-teme-formirovanie

https://sch1623u.mskobr.ru/files/%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%90.%D0%A5%D1%83%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9(2).pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО.

Данный материа содеожит описание условий для реализации ФГОС начального общего образования и основного общего образования....

целеполагание на уроках иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС

В данной статье рассмотрена проблема постановки цели на уроке иностранного языка как со стороны учителя,так и со стороны ученика,что особенно важно в рамках внедрения новых образовательных стандартов....

Статья по теме "Моделирование современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС"

Моделирование современного урока английского языкав соответствии с требованиями ФГОС...

Проектирование современного урока иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС

Подборка интересных материало по теме: "Проектирование современного урока иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС"...

Моделирование современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Моделирование современного урока английского языкав соответствии с требованиями ФГОС...

Моделирование современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Моделирование современного урока английского языкав соответствии с требованиями ФГОС...