педсовет
учебно-методическое пособие

Талютина Ольга Александровна

Аализ теоретических основ, нормативно-правовых аспектов  адаптированной  общеобразовательной  программы основной школы для детей с задержкой психического здоровья как средство реализации инклюзивного образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_talyutinoy_o.a.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

Цель: анализ теоретических основ, нормативно-правовых аспектов  адаптированной  общеобразовательной  программы основной школы для детей с задержкой психического здоровья как средство реализации инклюзивного образовательного процесса

Задачи:

  • Проанализировать теоретические основы, нормативно-правовые аспекты  адаптированной  общеобразовательной  программы основной школы
  • Представить опыт работы начальной школы по инклюзивному образованию.

Планируемый результат:

  • Расширение информационно-содержательного поля участников  педсовета по адаптированной  общеобразовательной  программе для детей с ОВЗ в  основной школе

 Оборудование:

  • Рабочая тетрадь участника семинара.
  • Методические материалы по проектированию адаптированных рабочих  программ (приложение 1).

Вступительная часть

Именно адаптированная образовательная программа содержит в себе тот набор разнообразных условий, который позволит обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья  быть успешным в образовательном процессе.

Общий вектор работы по этому  направлению был задан Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

 Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам .

В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными учащимися.         

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность ( ст .79).

Актуализация знаний по проблеме  (самооценка).

  •  Имею ли я представление о том, что такое адаптированная образовательная программа (далее АОП)?+-
  •  Знаю ли я, как её разрабатывать?-
  •  Хочу ли я её разрабатывать?-
  •  Придется ли мне её разрабатывать?+
  •  Нуждаюсь ли я в сопровождении в процессе  разработки  программы ?+
  •  Востребован ли будет для меня опыт по разработке программы?+
  •  Есть ли у меня обучающиеся, нуждающиеся в реализации такой программы ?+-
  •  Легко ли реализовать АОП на практике?-
  •  Если у меня не было  положительных ответов на некоторые вопросы, то получила ли я в процессе освещения вопросов семинара возможность на них ответить ?+-

       Теоретическая часть (презентация, методический материал)

    Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

   Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления: организационное обеспечение, психолого-педагогическое и кадровое обеспечение.

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах:

–программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ,

- адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП), (лежит в основе)

-адаптированной образовательной программе (АОП), разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Адаптированная основная образовательная программа – это программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

Программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».

Грамотно выстроенная адаптированная образовательная программа для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие школьника, усвоение учебного материала и социализацию в детском коллективе.

Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных организаций, должна быть утверждена руководителем и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.

Структура адаптированной образовательной программы основного общего образования  для обучающихся с ОВЗ

1. Целевой раздел

В пояснительной записке к адаптированной образовательной программе дается психолого-педагогическая характеристика и описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, и, соответственно, ключевые идеи организации образовательного процесса для данной категории обучающихся на основной  ступени обучения.

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ОО должны отражать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения по каждому направлению, для каждой образовательной области.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП предъявляет не только требования к предметным, метапредметным и личностным результатам но и требования к использованию знаний и умений на практике, к активности и самостоятельности ребенка, а также специальные требования к развитию жизненной компетенции обучающегося в соответствии с его индивидуальными возможностями.

2. Содержательный раздел

«Программа формирования универсальных учебных действий» строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с ОВЗ и призвана способствовать развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться.

Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области обеспечивают достижение планируемых предметных результатов освоения программы. Здесь важно отметить материально- техническое обеспечение: кабинет, освещение, рабочее место и т.д.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся с ОВЗ, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизникомплексная программа формирования у обучающихся с ОВЗ знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

Особое внимание заслуживает программа коррекционной работы.  Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации. В проектах ФГОС для обучающихся с ОВЗ определены функции программы коррекционной работы, которые заключаются в выявлении особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

Программа внеурочной деятельности, ее сущность и основное значение заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ОВЗ, организации их свободного времени.

3. Организационный раздел

Включает в себя Учебный план, реализующих АООП ОО обучающихся с ЗПР, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Особого внимания заслуживает система условий реализации АООП, которая включает описание условий и ресурсов образовательной организации, обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и требованиями ФГОС, описание системы оценки условий реализации АООП ОО для обучающихся с ОВЗ.

Разделы

Содержание разделов АООП ОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

1.                  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка 

1) Цели реализации АООПОО в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися образовательной программы ОО.

2)Психолого-педагогическая характеристика обучающихся, описание особых образовательных потребностей обучающихся.

3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на начальной ступени школы (принципы и подходы к формированию АООП ОО и состава участников образовательного процесса образовательного учреждения; общая характеристика АООП ОО; общие подходы к организации внеурочной деятельности).

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ОО

1) Формирование универсальных учебных действий, личностные и метапредметные результаты.

2) Предметные результаты освоения учебных дисциплин (академические достижения).

3) Личностные результаты обучения по каждому направлению (освоение жизненной компетенции).

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ОО 

1) Описание направлений и целей оценочной деятельности, объекта и содержания оценки, критериев, процедур и состава инструментария оценивания, форм представления результатов, условий и границ применения системы оценки.

2) Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на данной ступени образования.

3) Требования к использованию знаний и умений на практике.

4) Требования к активности и самостоятельности применения знаний и умений на практике.

5) Специальные требования к развитию жизненной компетенции.

6) Формы проведения аттестации.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Программа формирования универсальных учебных действий



1)      Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

2)    Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

2.2.Программы отдельных учебных предметов 

1)  Общие положения (характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета).

2) Содержание учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

3) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

2.3.Программа духовно-нравственного развития 

1) Цель, задачи, основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся.

2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания (социальных компетенций, моделей поведения).

3) Формы организации системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания.

4) Содержание системы урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

1)     Цели, задачи, планируемые результаты работы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2)     Основные направления и перечень организационных форм работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2.5.Программа коррекционной работы 

1) Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими АООП ОО.

2) Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.

3) Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ (в т. ч. безбарьерной среды, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий).

4) Модели и технологии реализации коррекционной работы в образовательной организации.

5) Планируемые результаты коррекционной работы.

2.6.Программа внеурочной деятельности

1) Общие положения, цели, задачи внеурочной деятельности.

2) Основное содержание и организационно-методические условия внеурочной деятельности.

3) Цели, задачи и содержание отдельных направлений внеурочной деятельности школы.

4) Программы курсов внеурочной деятельности, реализуемых в образовательной организации.

3.                 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план 

1) Базисный учебный план.

2) Рабочий учебный план образовательного учреждения.

3) Пояснительная записка к рабочему учебному плану.

3.2. Система условий реализации АООП ОО

1)    Описание условий и ресурсов образовательной организации.

2)    Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями АООП ОО образовательного учреждения, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС.

3)    Механизмы достижения необходимых изменений в системе условий.

4)    График (дорожная карта) по созданию необходимой системы условий.

5) Система оценки условий реализации АООП ОО для обучающихся с ОВЗ.


В нашей школе подготовкой к введению новых стандартов, для обучения детей с ОВЗ стали следующие мероприятия:

  • проведен диагностический этап с 1-классниками, по выявлению детей с ОВЗ: изучены документы, медицинские карты, проведено собеседование с родителями.
  • составлен пакет документов по реализации ФГОС для детей с ОВЗ (приказ, локальный акт…)
  • разработана АОП НОО для детей с ОВЗ
  • открыт кабинет психолога, в котором имеется оборудование… Психолог готов оказывать комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся образовательной деятельности.
  • работает кабинет социального педагога, который оказывает социальную защиту обучающимся и их развитие в социуме.

    Таким образом, Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ задает целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей детей, организации комплексной помощи в процессе развития и обучения, реализации инклюзивного образовательного процесса.

Далее представлены рекомендации по составлению адаптированных рабочих  программ для детей с ЗПР, проектированию урока в инклюзивном классе..

Подведение итогов

Участники  еще раз отвечают на вопросы, поставленные в самом начале работы педсовета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приглашаю вас, коллеги, к участию в XI Всероссийском Интернет-педсовете

XI Всероссийский Интернет-педсовет, который будет проходить 23 августа - 5 октября. Коллеги, ещё не поздно пройти регистрацию и принять участие. Зайдите на сайт http:/11.pedsovet.org Куда движет...

Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"

В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий

Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...

Педсовет по вопросу толерантности

Формирование толерантности у педагогов и учащихся. Материалы педсовета. Выступления. Анкеты. Тренинги...

Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели

Педсовет теоретический,августовский. Старт  работы  педколлектива над  методической проблемой школы....

Малый педсовет по вопросу преемственности

Подбор материала по вопросу преемственности. Подготовка и проведения  педсовета...