педсовет
учебно-методическое пособие
Аализ теоретических основ, нормативно-правовых аспектов адаптированной общеобразовательной программы основной школы для детей с задержкой психического здоровья как средство реализации инклюзивного образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_talyutinoy_o.a.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Цель: анализ теоретических основ, нормативно-правовых аспектов адаптированной общеобразовательной программы основной школы для детей с задержкой психического здоровья как средство реализации инклюзивного образовательного процесса
Задачи:
- Проанализировать теоретические основы, нормативно-правовые аспекты адаптированной общеобразовательной программы основной школы
- Представить опыт работы начальной школы по инклюзивному образованию.
Планируемый результат:
- Расширение информационно-содержательного поля участников педсовета по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ в основной школе
Оборудование:
- Рабочая тетрадь участника семинара.
- Методические материалы по проектированию адаптированных рабочих программ (приложение 1).
Вступительная часть
Именно адаптированная образовательная программа содержит в себе тот набор разнообразных условий, который позволит обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья быть успешным в образовательном процессе.
Общий вектор работы по этому направлению был задан Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам .
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными учащимися.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность ( ст .79).
Актуализация знаний по проблеме (самооценка).
- Имею ли я представление о том, что такое адаптированная образовательная программа (далее АОП)?+-
- Знаю ли я, как её разрабатывать?-
- Хочу ли я её разрабатывать?-
- Придется ли мне её разрабатывать?+
- Нуждаюсь ли я в сопровождении в процессе разработки программы ?+
- Востребован ли будет для меня опыт по разработке программы?+
- Есть ли у меня обучающиеся, нуждающиеся в реализации такой программы ?+-
- Легко ли реализовать АОП на практике?-
- Если у меня не было положительных ответов на некоторые вопросы, то получила ли я в процессе освещения вопросов семинара возможность на них ответить ?+-
Теоретическая часть (презентация, методический материал)
Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.
Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления: организационное обеспечение, психолого-педагогическое и кадровое обеспечение.
Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах:
–программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ,
- адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП), (лежит в основе)
-адаптированной образовательной программе (АОП), разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Адаптированная основная образовательная программа – это программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.
Программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».
Грамотно выстроенная адаптированная образовательная программа для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие школьника, усвоение учебного материала и социализацию в детском коллективе.
Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных организаций, должна быть утверждена руководителем и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.
Структура адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ОВЗ
1. Целевой раздел
В пояснительной записке к адаптированной образовательной программе дается психолого-педагогическая характеристика и описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, и, соответственно, ключевые идеи организации образовательного процесса для данной категории обучающихся на основной ступени обучения.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ОО должны отражать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения по каждому направлению, для каждой образовательной области.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП предъявляет не только требования к предметным, метапредметным и личностным результатам но и требования к использованию знаний и умений на практике, к активности и самостоятельности ребенка, а также специальные требования к развитию жизненной компетенции обучающегося в соответствии с его индивидуальными возможностями.
2. Содержательный раздел
«Программа формирования универсальных учебных действий» строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с ОВЗ и призвана способствовать развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться.
Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области обеспечивают достижение планируемых предметных результатов освоения программы. Здесь важно отметить материально- техническое обеспечение: кабинет, освещение, рабочее место и т.д.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся с ОВЗ, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизникомплексная программа формирования у обучающихся с ОВЗ знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.
Особое внимание заслуживает программа коррекционной работы. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации. В проектах ФГОС для обучающихся с ОВЗ определены функции программы коррекционной работы, которые заключаются в выявлении особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Программа внеурочной деятельности, ее сущность и основное значение заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ОВЗ, организации их свободного времени.
3. Организационный раздел
Включает в себя Учебный план, реализующих АООП ОО обучающихся с ЗПР, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Особого внимания заслуживает система условий реализации АООП, которая включает описание условий и ресурсов образовательной организации, обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и требованиями ФГОС, описание системы оценки условий реализации АООП ОО для обучающихся с ОВЗ.
Разделы | Содержание разделов АООП ОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1.Пояснительная записка | 1) Цели реализации АООПОО в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися образовательной программы ОО. 2)Психолого-педагогическая характеристика обучающихся, описание особых образовательных потребностей обучающихся. 3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на начальной ступени школы (принципы и подходы к формированию АООП ОО и состава участников образовательного процесса образовательного учреждения; общая характеристика АООП ОО; общие подходы к организации внеурочной деятельности). |
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ОО | 1) Формирование универсальных учебных действий, личностные и метапредметные результаты. 2) Предметные результаты освоения учебных дисциплин (академические достижения). 3) Личностные результаты обучения по каждому направлению (освоение жизненной компетенции). |
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ОО | 1) Описание направлений и целей оценочной деятельности, объекта и содержания оценки, критериев, процедур и состава инструментария оценивания, форм представления результатов, условий и границ применения системы оценки. 2) Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на данной ступени образования. 3) Требования к использованию знаний и умений на практике. 4) Требования к активности и самостоятельности применения знаний и умений на практике. 5) Специальные требования к развитию жизненной компетенции. 6) Формы проведения аттестации. |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1.Программа формирования универсальных учебных действий | 1) Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. 2) Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. |
2.2.Программы отдельных учебных предметов | 1) Общие положения (характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета). 2) Содержание учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 3) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. |
2.3.Программа духовно-нравственного развития | 1) Цель, задачи, основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся. 2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания (социальных компетенций, моделей поведения). 3) Формы организации системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания. 4) Содержание системы урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику. |
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | 1) Цели, задачи, планируемые результаты работы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 2) Основные направления и перечень организационных форм работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. |
2.5.Программа коррекционной работы | 1) Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими АООП ОО. 2) Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса. 3) Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ (в т. ч. безбарьерной среды, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий). 4) Модели и технологии реализации коррекционной работы в образовательной организации. 5) Планируемые результаты коррекционной работы. |
2.6.Программа внеурочной деятельности | 1) Общие положения, цели, задачи внеурочной деятельности. 2) Основное содержание и организационно-методические условия внеурочной деятельности. 3) Цели, задачи и содержание отдельных направлений внеурочной деятельности школы. 4) Программы курсов внеурочной деятельности, реализуемых в образовательной организации. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. Учебный план | 1) Базисный учебный план. 2) Рабочий учебный план образовательного учреждения. 3) Пояснительная записка к рабочему учебному плану. |
3.2. Система условий реализации АООП ОО | 1) Описание условий и ресурсов образовательной организации. 2) Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями АООП ОО образовательного учреждения, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС. 3) Механизмы достижения необходимых изменений в системе условий. 4) График (дорожная карта) по созданию необходимой системы условий. 5) Система оценки условий реализации АООП ОО для обучающихся с ОВЗ. |
В нашей школе подготовкой к введению новых стандартов, для обучения детей с ОВЗ стали следующие мероприятия:
- проведен диагностический этап с 1-классниками, по выявлению детей с ОВЗ: изучены документы, медицинские карты, проведено собеседование с родителями.
- составлен пакет документов по реализации ФГОС для детей с ОВЗ (приказ, локальный акт…)
- разработана АОП НОО для детей с ОВЗ
- открыт кабинет психолога, в котором имеется оборудование… Психолог готов оказывать комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся образовательной деятельности.
- работает кабинет социального педагога, который оказывает социальную защиту обучающимся и их развитие в социуме.
Таким образом, Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ задает целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей детей, организации комплексной помощи в процессе развития и обучения, реализации инклюзивного образовательного процесса.
Далее представлены рекомендации по составлению адаптированных рабочих программ для детей с ЗПР, проектированию урока в инклюзивном классе..
Подведение итогов
Участники еще раз отвечают на вопросы, поставленные в самом начале работы педсовета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приглашаю вас, коллеги, к участию в XI Всероссийском Интернет-педсовете
XI Всероссийский Интернет-педсовет, который будет проходить 23 августа - 5 октября. Коллеги, ещё не поздно пройти регистрацию и принять участие. Зайдите на сайт http:/11.pedsovet.org Куда движет...
Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"
В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....
Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...
Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий
Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...
Педсовет по вопросу толерантности
Формирование толерантности у педагогов и учащихся. Материалы педсовета. Выступления. Анкеты. Тренинги...
Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели
Педсовет теоретический,августовский. Старт работы педколлектива над методической проблемой школы....
Малый педсовет по вопросу преемственности
Подбор материала по вопросу преемственности. Подготовка и проведения педсовета...