Современные образовательные технологии обучения английскому языку
учебно-методический материал

Котова Ирина Андреевна

«Скажи  мне    - и  я забуду.

 Покажи  мне  – и  я  запомню.

 Дай  мне  действовать  самому     –       и  я  научусь.»

Китайская  мудрость

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя английского языка МБОУСОШ №4 г. Светлограда Котовой Ирины Андреевны на заседании районного методического  объединения учителей иностранного языка по теме: « Современные образовательные технологии обучения английскому  языку».

1.)Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь. (1 слайд)

Данная китайская мудрость очень точно отражает идею системно-деятельностного подхода в образовании в рамках стандарта 2-го поколения ФГОС.  Наша задача, как учителей, научить наших детей добывать знания самим, находить проблемные места в обучении и понимать, что для нового действия необходимы новые знания. Педагог в должен всегда помнить, что его задача состоит в том, чтобы направлять учащегося, дать ему развиваться самому, но в тех рамках, в которых нужно учителю. В этом и заключается великое мастерство педагога: ненавязчиво стимулировать, организовывать и направлять учебную деятельность ученика так, что бы он сам добывал знания и оперировал ими.

2.)Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:
(2 слайд)
1.Развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

2. Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка.

Эти цели  могут быть достигнуты путем внедрения новых образовательных технологий, как инструмента повышения мотивации к обучению и результативности обучения, развития  творческих способностей  обучающихся  на уроках английского языка.

     Современные образовательные  технологии призваны научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях, заинтересовать учащихся в изучении ИЯ посредством накопления и расширения их знаний и опыта.

 3) Виды образовательных технологий (3 слайд)

4) Современные виды образовательных технологий (4 слайд)

5)  Метод проекта. Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является метод проектов, когда ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности. Применение проектной методики позволяет создавать исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. ( 5 слайд)

6) ИКТ  технологии
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – это требование, предъявляемое к современному преподавателю, призванному сделать все возможное для модернизации образования.
Использование персонального компьютера – это не цель обучения, а средство для реализации творческих идей и преподавателя , и обучающихся
. (6 слайд)

Применение ИКТ на уроках может осуществляться в следующих формах: использование компьютерных презентаций; 

использование  видео,аудио материалов; 

работа с обучающими мультимедийными дисками/программами; 

работа с Интернет - ресурсами.

7) Игровые технологии

Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться. (7 слайд)

Игра на уроке способствует выполнению важных методических задач: 
-Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

-Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

-Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта; ( 8 слайд)

9) Здоровьесберегающие технологии. Данная технология направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Организация уроков обучения иностранному языку должна проходить с привлечением большого количества игровых моментов, двигательных упражнений. (9 слайд)

10) Технология развития критического мышления. (10 слайд)

 Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

11) Технология развития критического мышления включает несколько стадий: (11 слайд)

  • Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
  • Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.
  • Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу [1]- [2] .

12) Методические приемы. (12 слайд) Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Одним из эффективных приемов для развития речемыслительной деятельности учащихся с которым я часто работаю на уроках английского языка, и о котором я хочу более подробно остановиться, является «кластер».

13) Кластер (от англ. cluster - «гроздь», «группа») – это графический прием систематизации материала, но данный прием можно применять не только для систематизации, но и для введения, контроля, обобщения ранее изученного материала. Он может служить опорой для составления монологического  высказывания.  При  работе  со  страноведческим материалом кластеры, служат опорой для составления монологического высказывания по теме. Создание кластера вносит в учебу элементы игры. При обучении чтению можно использовать кластер при группировке слов с определѐнными звуками. В средних и старших классах кластер незаменим при работе с лексикой. Можно использовать при введении нового материала, активизации употребления лексики в речи. Дети составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях. В старших классах кластер необходим при систематизации материала по  словообразованию.  Задание:  сгруппировать  слова  в  кластере соответственно суффиксу или образовать новые слова.

Технология создания кластера проста:

1.  Ключевое слово или понятие;

2.  Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и

соединяются с основным словом;

3.  Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое

вызывает  дальнейшие  ассоциации.  Таким  образом,  создаются

ассоциативные цепочки;

4.  Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Приведу пример работы с кластером по теме «Дом». Задание:

Work in groups. Write, please, on the sheets of paper.

What words come to your mind when you pronounce the word ―house?

14 слайд Учащиеся работают в группах, подбирают ассоциации к слову "house", составляют кластер, составляют предложения, используя лексику. В данном случае мы видим, что мысли «гроздятся», упорядочивают полученные знания. Таким образом, прием кластера развивает ассоциативное мышление, формирует умение анализировать и систематизировать лексический материал, позволяет развивать мышление и речь учащихся, совершенствует орфографические навыки.

 15) КРУГИ ПО ВОДЕ

Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме. Например, HOUSE (4 класс)

H-huge

O-old

U-unusual

S-small

E-English

16) Синквейн (16 слайд) — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Это специфическое стихотворение без рифмы (от французского, означающего «пять») помогает учащимся передать суть темы, а учителям проверить изучаемый материал за короткое время. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и кратко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  

Правила написания синквейна

1.     Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).

2.     Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).

3.     Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).

4.     Четвертая строка - фраза из четырех слов (афоризм), выражающая отношение к теме (разные части речи).

5.     Пятая строка - это синоним из одного слова (слово – резюме), который повторяет суть темы и выражает личное отношение автора к ней.

17)Метод Инсерт (insert) (17 слайд)

ИНСЕРТ — это умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом. В практическом отношении технология эффективного чтения представляет собой систему знаков, организованных в таблицу, заполнение которой идёт в процессе изучения нового материала. Название приёма складывается из первых букв каждого слова определения:

I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;

N – noting: системная разметка "+" – новое;

S – system: для эффективного "–" – думал иначе;

E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.

R – reading

T – thinking

 

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

 

Пометки должны быть следующие: (18 слайд)

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

 

 После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.

V

-

+ ( пример текста под названием «Тадж Махал».)

19) Дискуссия. (19 слайд)Для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступления, навыков диалогической и монологической речи целесообразно использовать интерактивные технологии при обучении английскому языку. Наиболее эффективными интерактивными технологиями, по нашему мнению, являются дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции, ролевые игры.

Стратегия анализа проблемных ситуаций «Fishbone».

«Fishbone» в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы».

Стратегия «Fishbone» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).

Схемы ««Fishbone»» были придуманы профессором Каору Исикава (Ишикава), поэтому часто называются диаграммы Исикава (Ишикава). Эта графическая техника помогает определить возможные причины проблемы.

Диаграммы можно располагать как горизонтально, так и вертикально - это не имеет принципиального значения.

Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

20) Описание алгоритма действий при работе со стратегией «Fishbone». (20 слайд)

Как известно любая проблема начинается с головы. Поэтому помещаем нашу проблему в голову рыбы.

На верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. Хвост рыбы – вывод.

Работа с текстом или исследование может проводиться индивидуально или по группам.

Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема «Fishbone» для систематизации причин проблемы и нахождения фактов или аргументов, подтверждающих эти причины. (пример, «Времена года».)

21) Варианты использования "Кубика Блума" на уроках

Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи.

Возможны два варианта:

  • Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
  • Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Кубик Блума: методика использования

1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.
  • 2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
  • 3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

22) Классификация вопросов (22 слайд)

Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

  • Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Например, используя Кубик Блума на уроках английского языка, в блок "Назови" можно включать задания на знание текста.

Пример: Предложите ученикам прочитать текст и заполнить таблицу "Да-Нет" по тексту.

  • Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  
  • Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

  • Ты действительно думаешь, что…
  • Ты уверен, что…
  • Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: ПредложиДля чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?

  • Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай рифмы к этому слову (на уроках английского, русского языка или литературы).

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, Или Почему ты выбрал именно эту тему?

23 ) Кубик Блума в начальных классах 23 слайд

Например, в начальных классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

  • Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
  • Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
  • Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
  • Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
  • Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
  • Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся. 

Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение находить обоснованные решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Именно с помощью этих образовательных технологий можно научить детей не бояться задавать вопросы различного характера. Но сначала — несколько советов о создании условий для задавания вопросов.

Необходимые условия для обучения постановке правильных вопросов

  • Не делайте трагедии, если ученик не может ответить на поставленный вопрос. Это нормальная ситуация — он же ученик, он учится. Учитель рядом, чтобы помочь.
  • Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов и которые могут продлить диалог.
  • Рекомендуется начинать вопросы со слов: «Кстати, интересно…», которые обращены как бы ни к кому.
  • Вы можете поделиться своими проблемами у учащихся, но только настоящими, не выдуманными.
  • Вопросы, которые начинаются со слова «Почему», да еще при соответствующей интонации, вызывают у ученика желание обороняться.
  • Дайте учащимся составить банк вопросов, направленный на изучение материала.

24) Стратегии и приемы, позволяющие развивать умение задавать вопросы 24 слайд

  • «Толстый и тонкий вопросы»

Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:

  • Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство столицы?».
  • Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый праздник?».

Прием используется в следующих обучающих ситуациях (показываю на 25 слайде пример вопросов)

  • Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса, предварительно записанных в таблицу.
  • При анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать разные вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст представление учителю о качестве уже имеющихся знаний по теме и поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы.
  • Можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю понять, что тема изучена не досконально и требует более тщательной проработки.

26) 26 слайд В заключении хочется  отметить, чем шире используются  педагогом разнообразные приемы и технологии, тем лучше ученики усваивают материал, ведь еще К.Д.Ушинский сказал, что «Ребенок устает не от деятельности, а от односторонности и однообразия…" Использование разнообразных коммуникативных технологий  на уроках ИЯ способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетентности, которая направлена на практику общения.        

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ (из опыта работы учителей иностранных языков МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары)

Данный материал является обобщением опыта в области инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ английскому языку, который может использовать учитель с любым опытом работы. Применяя новые педагоги...

Коуч-технология, как инновационная образовательная технология обучения английскому языку при реализации требований ФГОС ОО

    В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических ...

Презентация "Современные образовательные технологии обучения английскому языку"

laquo;Скажи  мне    - и  я забуду. Покажи  мне  – и  я  запомню. Дай  мне  действовать  самому     &ndash...

Современные образовательные технологии обучения иностранному языку

В статье описываюся наиболее эффективные технологии обучения иностранным языкама, а также методы и приемы, способствующие формированию коммуникативной иноязычной компетенции.Обучение в сотрудничестве...