Выступление на педсовете
статья

Данилова Елена Викторовна

"Единство воспитательного влияния на ребенка семьи и школы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему:

«Единство воспитательного влияния на ребенка семьи и школы»

Подготовила  Данилова Е.В., учитель русского языка и литературы

      Взаимодействие школы и семьи – это взаимодействие педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи – источник и важнейший механизм их развития.

      Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание,  взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги. Родители и дети познают друг друга. От того, как они воспринимают друг друга. От того, как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений, знаний друг о друге.

      Рассмотрим основные принципы, на которых должно строиться продуктивное сотрудничество педагогов и родителей.

      Равенство. Педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей. Поэтому никто из них не вправе отдавать распоряжение друг другу.

      Этичность. Отношение родителей и педагогов  должны строиться на основе взаимоуважения. Причем следует стремиться к тому, чтобы уважение друг к другу было не поверхностным, демонстрируемым в присутствии детей, а искренним, присутствующим в душе у каждого участника общения.  

      Взаимопомощь в воспитании детей. Воспитательный процесс оказывается более продуктивным, когда его организаторы – учителя и родители - хорошо представляют себе, чем школьники заняты во время учебы и в свободное время, с кем дружат, чем увлекаются, к чему стремятся, какие у них отношения друг с другом и с окружающими людьми, каковы их успехи и трудности. Поэтому для успешного сотрудничества педагоги и родители должны регулярно обмениваться информацией о жизни и деятельности детей в школе и дома. Родительские собрания и индивидуальные встречи с родителями позволяют педагогам рассказать о том, что нового усвоили дети за последнее время, насколько вырос круг их знаний, чему они научились, как развилось мышление, обогатилась речь, выросла сноровка, какие у них появились друзья, чем они заняты не только на уроках, но и на переменах, после уроков, каково их участие в школьных вечерах и трудовых делах, насколько сплочен детский коллектив, наконец, чем интересен каждый ребенок. При этом необходимо избегать жалоб на детей, негативной оценки их деятельности и поведения.  Положительная информация о детях встречает со стороны родителей самый благоприятный отклик. Но иногда сами родители, обеспокоенные  недостатками в поведении и характере своего ребенка, обращаются к педагогу за более полной информацией. В этом случае учитель может обсудить с родителями волнующие их вопросы в индивидуальной беседе, без посторонних, стараясь изложить свои наблюдения исключительно доброжелательно. Тогда не возникает отчуждение между педагогом и родителями. Учитель должен быть максимально доброжелательным по отношению и родителям, и к самим школьникам. Только в этом случае он может рассчитывать на помощь родителей.

      Сведения о том, чем заняты дети дома, каковы их взаимоотношения с родителями, с соседями, с друзьями во дворе, насколько рационально они используют свободное время, - все это и многое другое должно интересовать учителя. Такая информация поможет ему в организации воспитания школьника. Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Многое может дать воспитателю посещение семьи школьника. Отношения между членами семьи, характер общения, личные вещи и личное место школьника дома – все это очень информативно.

      Однако приходить в дом школьника без приглашения – недопустимо, а особенно с жалобами на его поведение в школе. Плодотворным посещение семьи может быть только в том случае, когда оно соответствует потребностям и педагога, и родителей.

      Одна из важнейших задач, которую решает педагог в работе с родителями, - помощь в воспитании детей в семье. При этом необходимо помнить, что родителям не следует давать конкретные рецепты. Действовать по предлагаемым алгоритмам бессмысленно, так как ситуация в каждой семье индивидуальна. Хотя помочь родителям проанализировать сложившуюся ситуацию, подсказать возможное решение проблемы педагог может.

      Однако гораздо важнее помочь родителям осознать некоторые исходные принципы эффективного воспитания. Прежде всего – это характер взаимоотношений в семье. Родители должны знать, что разговоры с детьми, рассказы о примерном поведении неких «хороших»детей или взрослых обладают гораздо меньшим воспитательным эффектом, чем те отношения, которые складываются в семье. Не навязчивая демонстрация «воспитательного примера», а повседневное естественное поведение окружающих ребенка людей принимается им за нравственную норму. Дети, которые растут в семье, где отношения имеют нравственную основу, обладают, как правило, такими качествами, как дружелюбие, внимательность, открытость.

      Большое значение имеет также содержательность, полнота жизни в семье. Не рутина и застой, ни одни и те же надоевшие разговоры и ситуации, а интерес ко всему новому. Чтение и обсуждение новых книг, просмотр телепередач, посещение соревнований, совместные экскурсии и развлечения создают отличные условия для воспитания детей.

      Эффективное воспитание в семье возможно только в условиях свободы, когда ребенку предоставляется возможность выбора в принятии решения. Свобода выбора в наибольшей степени способствует формированию самостоятельности и ответственности. Кроме того, в условиях свободы выбора легче воспитать устойчивый характер ребенка, не подверженный отрицательным влияниям. Родителям следует воздержаться от давления на ребенка. И конечно, семейному воспитанию категорически противопоказано насилие над ребенком, даже в тех случаях, когда у ребенка складываются вредные привычки, он совершает скверные поступки, не следует применять давление и насилие. Необходимо владеть целой палитрой воспитательных средств. В том числе умелым стимулированием положительного поведения ребенка. Вовремя похвалить, увлечь, отвлечь, доверить самостоятельно выполнить новое сложное дело – все это может быть полезным в воспитании. Педагог должен обратить внимание родителей на то, что по мере взросления ребенка необходимо менять и методы воспитания.

      Задача педагога – ознакомить родителей с этими ключевыми сторонами семейного воспитания.

      Родители со своей стороны могут оказать посильную помощь. Например, будучи специалистами в различных отраслях производства, они могут рассказать много интересного детям. А их выступления ценны не только своей содержательной стороной, позволяющей обогатить круг знаний и интересов школьников, но и положительным влиянием на собственных детей. Родители раскрываются перед ними  с новой стороны, что способствует повышению их авторитета. Родители могут также принять участие в организации и проведении экскурсий, походов, крупных школьных мероприятий, выступая помощниками классных руководителей. Возможно, привлекать родителей к ремонту помещений или оборудованию кабинетов. Хорошо бы приглашать родителей на классные или школьные собрания для совместного с учащимися и педагогами обсуждения и решения проблем школьной жизни.

      Одна из задач, которую решают педагоги в работе с родителями, - распространение среди них педагогических и психологических знаний. Психологическая грамотность позволяет родителям понять, что и почему происходит в сознании и психике ребенка, чем объясняется его поведение, то или иное направление его деятельности. Педагогическая грамотность дает возможность родителям создавать благоприятные условия для успешного воспитания детей, правильно реагировать на те или иные поступки детей.

      Распространение среди родителей психолого-педагогических знаний - задача сложная. Могут ли с ней справиться школьные педагоги? Во-первых, каждый из них получил психолого-педагогическую подготовку в вузе. Во-вторых, сама профессия заставляет их искать решение возникающих психологических и педагогических проблем. И, наконец, необходимость расширять психолого-педагогические знания родителей стимулирует педагогов к дополнительным занятиям этими науками. Поэтому те из них, кто забыл какие-то важные идеи вузовских курсов или имеет недостаточные представления об отдельных областях психологии или педагогики, с пользой для себя вернуться к ним.

      Сложности в решении этой задачи возникают и со стороны родителей, которые приходят в школу не для того, чтобы слушать лекции или рассуждения на педагогические темы. Уставшие от собственных проблем, они зачастую не хотят усваивать психологические и педагогические идеи.

      Тем не менее, психолого-педагогическая пропаганда среди родителей необходима.  Для этого лучше всего использовать родительские собрания. Выступая на собрании, педагог должен стремиться к диалогу, втягивая родителей в обсуждение животрепещущих тем. При этом помнить, что перед ним не ученики, а сотрудники, и обмен мнениями должен проходить на равноправной основе.

      Научиться выступать перед родителями увлекательно, интересно и в то же время содержательно – не так уж и просто! Для овладения искусством устной популяризации знаний педагогу надо ознакомиться с работами по риторике и стараться чаще выступать перед родителями, чтобы накопить нужный опыт.

   Используя разные формы связи – встречи и беседы, родительские собрания, контакты по телефону, совместное проведение мероприятий, - педагоги могут повысить эффективность воспитательной работы. Но добиться успеха педагог может только в том случае, если не будет жаловаться родителям на детей, навязывать им свое мнение и перекладывать на них свою работу.

   

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...