Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.
статья
Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности. Участие в работе методических объединений, семинаров, стажировочных площадок, конференций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Внедрение робототехники в условия Дошкольной Образовательной Организации обусловлено социальной ситуацией в российском обществе.
С одной стороны, нарастающая информатизация всех сфер деятельности, ставят перед образованием, в том числе, перед детским садом проблему формирования у детей качеств, присущих успешной самодостаточной и конкурентно способной личности.
С другой стороны, современные технологии настолько стремительно входят в нашу повседневную жизнь, что с компьютером и любой другой компьютерной игрушкой справляется даже дошкольник. Современные дети легко управляются с телевизором и электронными программами, но строят из конструктора, как их сверстники прошлых лет.
Какие же они, современные дошкольники:
По данным последних исследований Российских психологов, выявлено, что:
- у современных детей резко снижены фантазия и творческая активность;
- подрастающее поколение обладает клиповым сознанием, которое оформлено рекламой и современными роликами;
- дети нацелены на получение быстрого готового результата нажатием одной кнопки.
Можно ли исправить сложившуюся ситуацию?
Вполне, если дать ребенку возможность совершать, хотя бы маленькое, но открытие в занимательной деятельности. В этом дошкольным педагогам, детям и родителям помогает робототехника.
С позиции обще Российских тенденций дошкольного образования, образовательная робототехника –
- инструмент развития образования в четком соответствии с требованиями Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования;
- инновационная педагогическая технология, развивающая техническое мышление и техническую изобретательность, психологические процессы, интеллект, творчество, коммуникабельность, предпосылки учебной деятельности в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями;
- технология, позволяющая осуществлять пропедевтическую работу по ранней профессиональной ориентации воспитанников в сфере инженерных профессий.
Развитие детей с использованием робототехнического оборудования – это и обучение в процессе игры, и техническое творчество одновременно.
Первым шагом в приобщении дошкольников к техническому творчеству внутри нашего педагогического коллектива стала реализация инновационного проекта «Образовательная робототехника».
Цель работы педагогов Детского сада: апробировать образовательную модель на основе использования современного оборудования по лего - конструированию и робототехнике.
Для достижения цели был поставлен ряд задач.
В содержании проекта выделяем три этапа освоения детьми робототехнической деятельности.
Первый и второй этапы носят подготовительный характер. Третий этап – основной.
На 1-ом этапе дошкольники знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков. В средней группе дети впервые знакомятся с мелким конструктором LEGO DАСТА.
На 2-ом этапе в образовательную деятельность включаются упражнения по освоению программы LEGO Digital Designer, где старшие дошкольники не только закрепляют приобретенные навыки конструирования объемных моделей, но и знакомятся с уникальными возможностями моделирования 3D построек, что способствует формированию навыков компьютерной грамотности.
На 3-ем этапе – дети знакомятся с конструктором серии Образование (LEGO Education). В процессе занимательной игры с конструктором дошкольники получают максимум информации о современной науке и технике и осваивают ее.
Освоение навыков робото – конструирования дошкольников происходит в три стадии, представленные на слайде.
Моя творческая инициатива: включение робототехники в мою логопедическую работу с дошкольниками.
Перспективное планирование логопедической деятельности осуществляется с опорой на образовательную программу детского сада, коррекционные программы по устранению речевого недоразвития воспитанников в условиях дошкольного логопедического пункта с использованием материалов программы «Ребенок и весь мир», содержание которой позволяет реализовывать цели и задачи образовательной робототехники:
- в соответствии с требованиями ФГОС;
- в рамках лексических тем и проектной деятельности;
- в тесной взаимосвязи с работой воспитателей и других специалистов детского сада в рамках единой лексической темы и проектной деятельности.
Материалы и продукты легоконструкторов и робототехники позволяют осуществлять коррекционную работу по всем направлениям речевого развития:
- На материале легоконструкторов LEGO DАСТА, LEGO Education уточняю представления детей о составе ряда, осуществляю подготовку к звуковому и языковому анализу, к обучению грамоте. Робототехника основана на моделировании, которое позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение).
- Автоматизацию звукопроизношения осуществляю в ходе робото-конструирования моделей на отрабатываемый звук.
- Элементы лего-конструирования и робототехники использую для активизации словаря ребенка по любой из лексических тем. На наглядной модели, визуальном образе, технической игрушке, сюжетной постройке обогащаю и активизирую словарь существительных, глаголов, прилагательных, наречий, антонимов. У детей с Общим Недоразвитием Речи накопление словаря лучше всего происходит через увиденное и осязаемое, т.е. с использованием зрительного и тактильного анализаторов.
- Работаю над формированием грамматической составляющей речи: отрабатываю навыки словоизменения и словообразования, использования предлогов в играх с робото-моделями и сюжетными декорациями из лего.
- С использованием «Лего» работа над пересказом, рассказом, диалогом стала более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
Собранные робото-модели обыгрываются в интересных историях- логосказках.
Таким образом, использование конструкторов LEGO DАСТА, LEGO Education, в коррекционной работе положительно влияет на:
– развитие мелкой моторики;
– развитие психических процессов;
– развитие речи.
Это позволяет рассматривать конструирование с использованием конструкторов LEGO DАСТА, LEGO Education, как одно из эффективных средств в логопедической работе, а так же в работе воспитателей по развитию речи дошкольников.
Практика показывает: только совместные усилия педагогов и семьи делают воспитательно-образовательную работу более эффективной.
Как привлечь родителей к робототехнике?
С помощью совместной деятельности.
С этой целью была организована студия «ЛЕГО-град для взрослых и ребят». Работа в студии проходит по трем представленным этапам.
В процессе успешного внедрения робототехники в образовательную работу детского сада ожидаются результаты образовательной деятельности:
- Создание в детском саду новых условий обучения и развития дошкольников через организацию образовательного процесса с использованием лего-конструирования и робототехники.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по образовательной робототехнике
3. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
4. Реализация преемственности дошкольного и начального образования.
5. Выраженная активность родителей по приобщению дошкольников к техническому творчеству.
ИТАК, за РОБОТОТЕХНИКОЙ большое будущее. Она актуальна для меня как педагога, нашего коллектива, дошкольного образования нашего города, области, для государства, нуждающегося в высококвалифицированных инженерных кадрах, творческих личностях, успешно ориентированных в современном техногенном мире.
Предварительный просмотр:
Тема: «Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда
в основной образовательной интегрированной деятельности
с детьми с задержкой психического развития».
Интегрированную образовательную и совместную деятельность с детьми мы организуем в форме сюжетных путешествий, игр, викторин, исследований, опытных лабораторий, берем на себя роли сказочных героев.
Итоговые интегрированные занятия мы организуем в соответствие с сезонностью, по лексическим темам. Работа по активизации словаря, совершенствованию грамматических средств языка предшествует проведение опытно – экспериментальной работы и пронизывает всю образовательную деятельность с детьми.
Хотим обратить ваше внимание, что в данной группе детей, объединенных общим Ds, выделяются дети с комплексными нарушениями. В настоящее время у нас есть дети с аутизмом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с синдромом Дауна, умственной отсталостью и дети, которые в результате коррекционной работы дают положительную динамику, снимаем диагноз и по окончании дошкольного периода смогут обучаться в общеобразовательных учреждениях. «Проигрование» лексических тем мотивирует неговорящих детей к речевой активности.
Дети по своей натуре – любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя окружающий мир. Опытно-экспериментальная работа – это одна из составляющих образовательной деятельности. То, что ребёнок «пропустил» через свои руки», усваивается более прочно и надолго. И чем больше различных анализаторов задействовано, когда ребёнок одновременно слышит, видит и делает сам, тем успешнее будет результат. И мы стремимся к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований, но и делали свои маленькие открытия.
В рамках действующего в данной группе проекта по теме «Свойства и состояния воды» мы провели опыт, в ходе которого дети расширяют представления о 3–х основных состояниях воды и наблюдают за переходом воды из одного состояния в другое.
Использование интерактивных игр в развитии связной речи дополняет традиционные формы работы, расширяет возможности оформления наглядного материала и его восприятия воспитанниками с ОВЗ.
Опытно-исследовательская деятельность не исключена в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Вызвать таких детей на общение достаточно сложная задача, аутизм – нарушение контактности ребенка с окружающим миром. Задания, предлагаемые детям, не требуют от них больших усилий, точных движений, речевого взаимодействия. Ведь общение с такими детьми возможно и без вербального контакта.
В логопедической работе по коррекции системного недоразвития речи воспитанников с расстройствами аутистического спектра большое внимание уделяем развитию эмоциональной сферы, над которой также работает психолог, дефектолог и подключаются родители. На начальном этапе работа направлена на смягчения эмоционального дискомфорта ребенка с ОВЗ и установление с ним контакта. Для каждого ребенка определяются доступные ребенку речевые навыки. Обращенная к ребенку речь выстраивается в максимально функциональном ключе. Мы отрабатываем реакции оживления и слежения, формируем зрительно-моторный комплекс; развиваем способность дифференцировать людей и неодушевленные предметы, эмоционально реагировать на ситуацию; понимать эмоции другого человека и адекватно реагировать на них.
Таким образом, только тесное взаимодействие всех специалистов позволяет создать оптимальные условия для развития детей с ОВЗ и социализировать их в обществе.
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС № 37 Г. КУЗНЕЦКА
Сообщение из опыта работы на тему:
«Организация и функционирование центра стимулирования, развития и коррекции звукопроизношения»
в рамках методического объединения учителей – логопедов на тему:
«Критерии к организации предметно-развивающей среды
кабинета учителя-логопеда».
Выполнила:
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 37
Нестерова И.В.
08 февраля 2018 г.
«Не угаснет интерес к познанию мира и образованию
как личной стратегии саморазвития»
Центр стимулирования, развития и коррекции звукопроизношения находится в совместном кабинете двух педагогов: учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта и педагога – психолога МБДОУ ДС № 37.
Цент звукопроизношения включает в себя оборудование и материал, направленный подготовку артикуляционного аппарата к постановке звуков, собственно работу над постановкой звуков, на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в речь.
Как и у каждого логопеда, цент звукопроизношения начинается с рабочей зоны, представленной зеркалом и мебельным комплексом, речевым материалом по автоматизации звуков; дидактическими пособиями.
Центр звукопроизношения включает оборудование и материал:
- на автоматизацию изолированного звука. Это игрушки и картинки на звукоподражание (самолёт, грузовик, тигр и тигренок, змейка, жук, и др.); лабиринты; «звуковые волны»;
- на автоматизацию звука в слогах. С этой целью используются карточки – «ходилки», «кинезиологические конфетки» - «ходилки»;
- на автоматизацию звука в словах используются наборы игрушек и картинок на каждый звук, интерактивные игры, логопедические пособия и игры;
- на автоматизацию звука в словосочетаниях, в предложениях, тексте. Для этого используются интерактивные и аудио игры и упражнения; книга – фланелеграф, коврограф, магнитная доска с набором картинок на разные звуки и сюжетные рассказы.
предусмотрено обеспечение щадящего зрительного режима: используется приём смены зрительной рабочей дистанции, суть которого – в регулярном изменении удалённости объекта восприятия. Наиболее традиционным в этом отношении является размещение демонстрационного материала на доске («дальнее зрение»), а раздаточного на столе («ближнее зрение»), формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия анализаторных систем организма, создание условий для переключения с зрительного на слуховое и тактильное внимание. Для этого разработаны специальные дополнительные средства: наглядные и тактильные опоры, двигательные и зрительные модели, разного вида схемы, упражнения и др.
- на автоматизацию в загадках, стихах, пословицах и поговорках. Используются логопособия, детская литература, картотека с речевым и иллюстративным материалом.
- на введение звука в самостоятельную (свободную) речь. Используется игровой материал для режиссерских игр; атрибуты, маски, настольные фигурки, куклы би-ба-бо для театрализованной деятельности, наборы сюжетных картинок, картинок с незаконченным сюжетом.
- на дифференциацию звуков используется игровой и иллюстративный материал, интерактивные игры, аудиозаписи, книга - фланелеграф.
Среда центра стимулирования, развития и коррекции звукопроизношения является трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной для детей, что обеспечивает комплексное решение речевых задач.
Доступность. Безопасность.
1. Материал для игр расположен на нижних полках в доступном месте; дидактические пособия легко снимаются и переносятся во время игр.
2. Наполнение центра звукопроизношения начинается с начала учебного года в соответствии с методикой знакомства дошкольников с новой игрушкой или дидактическим пособием. То есть те пособия, которые есть в центре, хорошо знакомы ребенку и он знает, что с этим материалом делать, как с ним играть, имеет возможность осознанного выбора, т.е. ориентируясь не только на красивую коробочку. А зная содержание предстоящей ему деятельности.
Если работа ведется с подгруппой детей, то в центре я располагаю материал, рассчитанный на определенное количество детей.
3. Наполняемость центра звукопроизношения постоянно меняется в зависимости от потребностей и возможностей ребенка:
- в зависимости от возраста детей, уровня их развития, задач обучения;
- речевой материал регулярно обновляется в соответствии с этапом работы;
- в зависимости от структуры и механизмов речевого и психического нарушения воспитанника.
Т.е. при специально организованной логопедической деятельности используется тот материал, который способствует решению поставленной цели. Материал, который может отвлекать ребенка, быть посторонним ярким раздражителем, тем самым в данный момент нести не развивающую функцию, а наоборот навредить ребенку, убирается в центр хранения материала.
Центр стимулирования, развития и коррекции речи может иметь достаточно насыщенное наполнение. Подобный «выставочный» вариант предметно-развивающей среды используется при организации совместной деятельности логопеда с детьми на этапе введения звука в самостоятельную речь, когда ребенок способен ориентировать в разнообразии материала и использовать его по назначению. Также в работе с родителями и педагогами ДОО в целях консультирования, информирования и обучения их коррекционно-логопедическим приемам на материале дидактических пособий. Тогда я дополняю центр имеющимся материалом и заимствую дополнительную мебель в группе ДС.
Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Например, Бабочка – шнуровка, используется не только для развития мелкой моторики, а также в работе по развитию ориентировке в пространстве и дифференциации звуков. Даются задания: «Расположи картинки со звуком Ль на верхнем правом крыле, картинки со звуком Л на верхнем левом крыле бабочки, картинки со звуком Р на нижнем левом крыле, картинки со звуком РЬ на нижнем правом крыле и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
Таблица с перечнем мероприятий и форм распространения собственного педагогического опыта аттестуемого, заверенная директором МБОУ СОШ №105 г.о. Самара....
Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
из материалов к аттестации учителя...
Пункт 9. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности...
5. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
Материалы для аттестации...
Форма 17. 5. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
Документы, подтверждающие мою деятельность по обобщению и распространению опыта работы...