Виды грамматических упражнений по русскому языку.
статья
Сообщение на ШМО учителей русского языка по теме: "Виды грамматических упражнений по русскому языку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_grammaticheskih_uprazhneniy_po_russkomu_yazyku.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды грамматических упражнений по русскому языку.
Русский язык является одним из основных предметов обучения в школе. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках по этому предмету, играют огромную роль в деле подготовки детей к практической деятельности в жизни и способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса.
Общие задачи преподавания русского языка можно сформировать следующим образом: преподавая русский язык, мы должны стремиться улучшить язык учащихся как средство общения, словарного запаса, а также совершенствование грамматического строя устной и письменной речи.
Остановимся на видах грамматических упражнений, которые применяются в специальной школе.
Грамматический разбор
Он важен тем, что в большой мере способствует углублению понимания грамматических закономерностей, закреплению в памяти учащихся изучаемых грамматических определений и правил, систематизации.
На уроках русского языка применяются следующие виды грамматического разбора:
- синтаксический разбор (выделение предложения, определение его типа, членов предложения, связи между ними по вопросам);
- морфологический разбор (определение частей речи, их форм и др.);
- фонетический разбор (слоги и звуки, входящие в слова, ударения).
С синтаксическим разбором сочетается разбор пунктуационный, а с морфологическим и фонетическим - орфографический и орфоэпический (написание и произношение слова).
В одних случаях эти виды грамматического разбора проводятся вместе, сочетаясь в различных комбинациях, а в других случаях каждый из них может проводиться в отдельности (общий грамматический разбор и частный грамматический разбор).
Во избежание методических ошибок необходимо:
- установить правильное соотношение в использовании общего и частного грамматического разбора;
- связные тексты должны быть несложны по содержанию, безупречны в стилистическом отношении и не трудны по словарю, отбираться тексты должны из произведений наших лучших писателей;
- упорядочить методику проведения грамматического разбора.
Следует также отметить своеобразие в отношении применения грамматического разбора в младших и старших классах коррекционной школы.
В младших классах широко используется фонетический разбор в сочетании с орфографическим и орфоэпическим. Морфологический разбор ограничивается здесь, главным образом, распознаванием основных категорий слов (предмет, признак, действие).
В отношении синтаксиса возможности ещё более ограничены: выделение предложения из краткого текста, расчленение его на слова, объяснение знаков препинания в конце данного предложения - вот и всё.
В старших классах первое место занимает морфологический и синтаксический разбор. При общем разбое целесообразнее начинать с определения типа разбираемого предложения, членов его, а затем уже переходить к разбору морфологическому.
На данном этапе обучения применяется как устный, так и письменный разбор. Письменный разбор проводится по графикам и по схемам.
Используются следующие схемы:
- ставлю вопрос (называю часть речи);
- ставлю начальную форму;
- называю род (подставляю слова помощники, смотрю на окончание);
- называю число (думаю один или много предметов);
- называю падеж (ставлю вопрос);
- называю склонение (смотрю на род и окончание).
Грамматический разбор в условиях коррекционной школы проводится только пословно, причём необходимо устанавливать связь между отдельными словами в предложении (по вопросам).
Значительное место в системе грамматических упражнений занимают различные работы, носящие характер грамматических задач, например, списывание с выделением изучаемых грамматических категорий, со вставкой или изменением окончапний, с изменением формы числа, лица и т.д.
Задание.
Спишите предложения. Раскройте скобки, поставив глаголы в настоящем времени. Глаголы подчеркните.
Сегодня целый день (идти) снег. Мастер (следить) за работой ученика. Учащийся выпускного класса (сдавать) экзамен по профессии.
Определить форму глагола, стоящего в скобках. Поставить вопрос. Вспомнить на какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени (что делает? Что делаем? Что сделаешь? и т.д.).
Снег (он, 3 лицо, что делает?). Снег (что делает?) идёт.
Следующим видом упражнений является работа с орфографическим словарём, которая сопровождается заданиями типа: выписать слова определённых грамматических категорий, подобрать к словам из словаря однокоренные, составить предложение с заданными словами, восстановить деформированный текст.
Особое место занимает работа с толковым словарём. Особенность речи учащихся коррекционной школы заключается в ограниченности, бедности словарного запаса.
Одним из видов грамматических упражнений на уроке является составление тематического словаря. Например, учащимся даётся тема «Школа» и задание: подобрать имена существительные 2 склонения. Эту работу можно проводить фронтально на доске. Учащиеся записывают имена существительные в соответствии с заданием(класс, учебник и т.д.).
Диктант
Широко используется в школьной практике в качестве грамматических упражнений диктант.
Необходимо совершенно ясно представлять себе где, когда и для какой цели следует применять диктант на уроках грамматики:
- списывание;
- предупредительный и выборочный диктант;
- объяснительный диктант.
При предупредительном диктанте учащиеся под руководством учителя анализируют текст, находят в нём слова, которые подходят под изучаемое правило, и определяют их написание. При выборочном диктанте, когда учащиеся должны отбирать из диктуемого текста отдельные слова или словосочетания, относящиеся к изучаемому правилу , и записывать их, анализ проводится учащимися самостоятельно.
При объяснительном диктанте при начале диктовки разбирается правило, на которое составлен диктант, а когда он будет написан, проводится разбор и объяснение учащимся случаев, которые подходят под изучаемое правило.
Что же качается четвертных или годовых контрольных работ, то в этих случаях рекомендуется брать связные тексты, затем определить какие орфограммы следует включить в текст и в какой мере.
Перед началом диктовки учитель должен разъяснить учащимся цель предстоящей работы, а при диктовке на частную тему целесообразно сообщить учащимся, на какие именно правила будет дан диктант.
Если диктуется связный текст, то он сначала прочитывается весь целиком.
Схема такого урока следующая:
- сообщение темы урока с записью заголовка текста на доске;
- чтение текста диктанта учителем;
- беседа по содержанию текста с опорой на необходимую наглядность (выявляется информационное, смысловое и эмоциональное содержание);
- выполнение контрольной работы;
- повторное чтение текста учителем;
- сдача работ.
Если осталось время, то можно разобрать на доске данные в диктанте орфограммы.
Особое место занимают творческие диктанты. Они предполагают составление предложений определённоё грамматической категории с различными членами предложения, с постановкой слова в заданном падеже, числе, времени и др.
Выборочный диктант. В процессе этой работы учащиеся записывают не все предложения, а только отдельные слова или словосочетания, в зависимости от изучаемого грамматического материала.
Выписать имена прилагательные во множественном числе: Вот наступила седая зима, Белые шапки надели дома, Новые санки по снегу скрипят… (З. Александрова)
Зрительный диктант и письмо по памяти - развивают орфографическую зоркость учащихся. Зрительный диктант - на доске написаны два предложения, после того, как дети их внимательно прочитали и проанализировали вместе с учителем, текст закрывается. далее текст пишется под диктовку, а потом проверяют написанное с доской. Письмо по памяти несколько сложнее, т.к. требует отсроченного воспроизведения текста.
Картинный диктант - демонстрируется предметные картинки, анализируя слова до записи или после выполнения работы.
Для закрепления орфографического навыка используются также изложения и сочинения.
При работе над изложением обогащается лексика учеников. В их речь входят новые слова, со значением которых учитель знакомит детей и учит практически ими пользоваться.
Выбирая текст для изложения, учитель должен руководствоваться следующими требованиями:
- текст должен выполнять образовательно-воспитательные функции;
- текст должен быть написан хорошим литературным языком;
- объём текста должен соответствовать программному объёму данного класса;
- содержание должно быть интересно и доступно учащимся, построение его достаточно просто и ясно;
- необходимо избегать тексты со сложными грамматическими конструкциями.
Учитель русского языка - Рыжова Л.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматические упражнения по английскому языку 4 класс
В данном материале представлены грамматические упражнения для учащихся 4 классов...
Сборник грамматических упражнений: Самообучение английскому языку учащихся 8 классов в актированные дни"
Дополнительный материал к соответствующим разделам УМК "New Millennium English 8", способствующий формированию навыков самостоятельного труда, систематизации знаний по изученным темам, автоматиз...
Лексико-грамматические упражнения по французскому языку для 4 класса
Лексико-грамматические упражнения по французскому языку для 4 класса. Рекомендую самостоятельно выполнить упражнения для подготовки к итоговому тестированию в 4 классе. Упражнения содержат ключ...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Грамматические упражнения по немецкому языку по теме Futur I
Предлагаю вам грамматические упражнения по немецкому языку. Данный материал будет полезен для учителей немецкого языка. Материал предназначен для учеников 7-х классов....
Цикл грамматических упражнений по немецкому языку по теме "Пассив"
Аннотация к работеДанная работа представляет цикл грамматических упражнений по теме «Passiv». Грамматика немецкого языка- это «крепкий орешек». Однако, любую грамматическую тему можно преподнест...
Проверочное упражнение по русскому языку на тему "Виды словосочетаний" (7-8 класс)
Упражнение разработано в связи с недостаточностью материала по данной теме в учебнике русского языка 8 класса.Данное упражнение можно предлагать обучающимся в качестве проверочной работы....