Проблемы качества и пути их решения
статья
Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка.
Необходимо отметить, что качество образования есть не только качество конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Причем качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня. Оно всегда может быть улучшено. Незавершенность процесса – фактор, постоянно тревожащий педагога, который является и производителем «товара» и его «маркетологом».
Проблему повышения качества образования можно рассматривать как проблему:
-кадрового обеспечения образования;
-содержания и программно-методического обеспечения процесса обучения;
-организации обучения;
-недостаточную объективность оценок.
Что же считается качеством образования, какие показатели позволят его измерить, сравнить, оценить?
Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения.
Поскольку в связи с вариативностью образования существуют разные подходы, педагогические модели, которые различаются и по содержанию, и по целям, и по формам, методам обучения, и по представлению о результате, то соответственно в этих разных подходах будут различаться и представления о качестве образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«проблемы качества и пути их решения.»
Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка.
Необходимо отметить, что качество образования есть не только качество конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Причем качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня. Оно всегда может быть улучшено. Незавершенность процесса – фактор, постоянно тревожащий педагога, который является и производителем «товара» и его «маркетологом».
Проблему повышения качества образования можно рассматривать как проблему:
-кадрового обеспечения образования;
-содержания и программно-методического обеспечения процесса обучения;
-организации обучения;
-недостаточную объективность оценок.
Что же считается качеством образования, какие показатели позволят его измерить, сравнить, оценить?
Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения.
Поскольку в связи с вариативностью образования существуют разные подходы, педагогические модели, которые различаются и по содержанию, и по целям, и по формам, методам обучения, и по представлению о результате, то соответственно в этих разных подходах будут различаться и представления о качестве образовательного процесса.
Так, в традиционном (знаниевом) подходе основным показателем качества будет уровень усвоения содержания образования, то есть наличие у учащихся знаний, сформированность умений и навыков. Именно этот показатель является определяющим при аттестации школ. А с позиций личностно ориентированного подхода показатели качества будут совершенно иные: в центре окажется личностное развитие.
К сожалению, на сегодняшний день четких показателей оценки личностного развития в педагогической литературе нет.
Закономерен вопрос: что же рассматривать как показатели качества образования?
Проблема решается достаточно просто, если школа работает полностью в знаниевой модели. Иное положение возникает в школах, где педагогический коллектив использует элементы личностно ориентированного образования. В этом случае школа как бы «сидит на двух стульях»: определяются и качество усвоения содержания образования и элементы личностного развития (что пытаемся делать и мы с вами).
Поскольку чисто знаниевый подход противоречит концептуальным основам школы, ее основным педагогическим ценностям, поэтому необходимо четко обозначить показатели, отвечающие развивающей гуманистической ориентации школы:
-высокий уровень образования;
-развитая дифференциация и индивидуализация обучения;
-медико-психолого-логопедическое сопровождение учащихся; наличие разнообразных образовательных услуг;
-широкая сфера жизнедеятельности учащихся, причем эти показатели характеризуют образовательный процесс, а не его результат, то есть условия, которые создаются в школе.
В связи с этим возникает следующий вопрос: как повысить качество обучения?
Можно предположить, что одним из важнейших условий повышения качества образования является развитие рефлексии: личностной, интеллектуальной, профессиональной. Качество образования существенным образом зависит от эффективной реализации в образовательной практике реальных педагогических задач, выбор адекватных способов их решения, открывающих перспективу развития и обеспечивающих конструктивность взаимодействия и взаимопонимание.
Рефлексивная ситуация для учащихся создается постановкой вопроса, предполагающего ответ в письменной форме, - «Можно ли и как помочь самому себе стать более успешным, а негативное переживание неудовлетворенности результатом образования перевести на уровень конструктивных задач саморазвития?». Для педагога также актуализируется вопрос к самому себе: «Как он может способствовать развитию продуктивности интеллектуальной деятельности учащихся и их способности сознательно управлять ходом своей интеллектуальной деятельности?»
Осмысление такой двусторонней информации способствует пробуждению внимания и интереса учащихся и педагога к своей образовательной практике, осознанию собственной субъектности и, следовательно, личной ответственности за качество получаемого образования. Это является, в частности, для педагога важнейшим мотивационным источником развития профессионально-педагогической компетентности.
Изучение проблем качества образования и поиск путей их решения позволяет утверждать, что одним из основополагающих и продуктивных направлений поиска является перевод участников образовательной практики в рефлексивную позицию и развитие профессионально-педагогической компетентности преподавателя.
В заключение к месту будет привести следующие слова: «Обучение –это не механическое складирование информации в памяти обучаемого. Обучение-это целенаправленное информационное воздействие на мозг с целью реализации его функциональных возможностей, то есть развития, совершенствования мышления, памяти, речи и т.д. В связи с этим необходимо изменить функцию педагога. Он должен быть не источником информации, а режиссером умственной деятельности учеников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Проблемы подростка и пути их решений».
«Проблемы подростка и пути их решений». 1. Взаимоотношения родителей. Ребенок – плод взаимоотношений родителей.- Мы корни дерева, каковы к...
Проблемы АПК и пути их решения
Цели: Обсудить проблемы агропромышленного комплекса, научить учащихся принимать участие в дискуссии, аргументированно выступать, слушать выступления других. Закрепить знания о составе, размещении АПК....
Подходы к оценке качества работы учителя в рамках НСОТ: проблемы и возможные пути их решения
Поиск эффективных механизмов оценки качества труда учителя привёл нас к необходимости разработки новой системы внутришкольного контроля и мониторинга....
Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…
Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....
Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…
Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....
Урок- дискуссия по теме : "Проблемы экологии и пути их решения". 8-9 классы
Урок - дискуссия был разработан как итоговый урок по теме: "Проблемы экологии и пути их решения". На данном уроке присутствуют два класса 8 и 9. Этот урок расчитан на развитие монологической речи и яв...
Социальный проект по английскому языку: «Проблемы экологии и пути их решения» для 8 класса
Проект предназначен для учащихся 8-х классов. Задача учащихся использовать материалы учебника, дополнительных источников для подготовки презентации или фильма об экологических проблемах и способах их ...