"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната "
статья
Гражданско- патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhd.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско- патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.
ГКОУ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат» находится в центре города, рядом с основными объектами культуры. Так как школа коррекционная, к нам поступают дети с отклонениями в развитии. В школе обучаются дети из разных категорий семей. Школа осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу своего недоразвития или нарушения не могут обучаться в массовой школе. Многие дети из неблагополучных семей.
Нравственность- это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности граждан.
Патриотизм- это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека.
Вопросы гражданско- патриотического развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема гражданско-патриотического воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты гражданско-патриотического воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно в связи с этим школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить
ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет гражданско- патриотическое воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при умственной отсталости. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально- приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу.
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о городах России;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи являются решающими во всех видах детской деятельности:
на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства. Но и формируют его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.
Гражданско-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, доброжелательного отношение к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
К концу начального периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время происходит переосмысление ценностей гражданско-патриотического воспитания, соответственно начинает формироваться смысловое пространство понятий «российский патриотизм» и «гражданственность», включающее традиции прошлого, реальную ситуацию и перспективу будущего развития социума. В связи с этим происходит пересмотр философско-педагогического наследия по проблеме гражданско-патриотического воспитания и разработка его современных теоретических основ.
Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы остается такой же и для массовой школы. Однако особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, намного более сложным, чем в массовой школе.
Воспитание детей с умственной отсталостью представляет наибольшие трудности по сравнению с другими категориями детей с особыми образовательными потребностями. Но, по словам Г.М. Дульнева, нарушенное развитие нервной деятельности ребенка может осложнить решение воспитательных задач, но не изменить общей социальной направленности в их решении. [4, с. 14]
Процесс гражданско-патриотического воспитания в специальных (коррекционных) школах является трудным и его результат не так ощутим, так как он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с умственной отсталостью. Такой ребёнок, с гораздо большим трудом, усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине.
Патриотическое воспитание учащихся с умственной отсталостью учитывает особенности психофизического развития детей, оно позволяет удовлетворить потребности ребёнка в полноценном развитии как личности, помогает войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о семье, о родном крае и родной стране, в которой он живет.
Основные направления в системе воспитания гражданственности и патриотизма у обучающихся с умственной отсталостью:
- Духовно-нравственное направление. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
- Историко-краеведческое направление. Мероприятия, направленные на познание историко-культурных ценностей России.
- Военно-патриотическое направление. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности.
Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания зависит от того, насколько системно будут формироваться знания обучающихся о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на имеющуюся эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить чувства уважения к одноклассникам, к родственникам, к людям, живущим в нашей стране.
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Их формирование зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Они формируются на основе установок, мировоззрения и его опыта, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности.
Неблагоприятные биологические и социальные факторы формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья приводят к утрате ими социально значимых качеств. Это характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.
У подростков должно быть своё социально-значимое Дело, выполняя которое, они могут чувствовать себя уверенно, свободно, видя, что их работа востребована, выполняя которую, они могут общаться и развиваться, приобретая навыки, необходимые для успешной адаптации в социуме.
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных, названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». [1, с. 6] ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года, подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.
В заключение хочу отметить, что воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность общества, и привлечение подростков групп “риска” к общественным мероприятиям патриотической направленности, снижает число школьников, совершивших правонарушения.
Воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан ДНР.
Литература:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
Борщанская, М.С. Создание воспитательской системы в школе VIII вида /М.С. Борщанская //Дефектология. – 2011. - №4.
Горшкова Н.И. Система воспитательной работы в школе-интернате / Н.И. Горшкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №5.
Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия— М.: Большая Российская энциклопедия, т. 2, 1999. - с. 513.
С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008. – с.944
Тимофеева И.В. Реализация конституционного права на образование детьми-инвалидами с проблемами интеллектуального развития / И.В. Тимофеева, М.В. Кузнецова ; М-во образования и науки Российской Федерации,. – СПб. : ГУАП, 2011. – 146.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ
Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...
Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната).
Доклад на семинаре по дефектологии, который прошел в феврале 2018 года....
выступление на семинаре по дефектологии по теме "гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната
выступление на семинаре по дефектологии...
"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната"
Цели и задачи : -- Формирование у несовершеннолетних чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за страну и свой народ.-- Формировать у воспитанников духовно - н...
Программа "Формирование жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях специальной (коррекционной) школы".
Программа разработана на основе примерной программы обязательного курса занятий по формированию навыков жизнестойкости обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработанной ...
РЕЦЕНЗИЯ на программу «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ»
РЕЦЕНЗИЯ на программу «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ&raqu...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по духовно - нравственному воспитанию для учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) 6-9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня»
Адаптированная дополнительная общеобразовательнаяпрограмма (модифицированная) по духовно-нравственному воспитанию для6- 9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня&raq...