Образовательная программа
рабочая программа
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proektnoy_deyatelnosti.docx | 274.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Каменский дом детского творчества»
Программа
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
Автор: Шестакова Л.И.
П . Каменск
2018 г.
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 12 часов:
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Основные принципы организации работы над проектами:
Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1. направлены на достижение конкретных целей;
2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4. в определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами:
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;
- формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. Презентации
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
- выставки творческих работ учащихся;
- презентации проектов
- праздники
- Этапы работы над проектом
№ п/п | Этап работы | Характеристика видов деятельности |
1 | Поисковый | Моделирование искомой ситуации Анализ имеющейся информации Определение и анализ проблем Определение потребности в информации Сбор и изучение информации |
2 | Аналитический | Постановка цели проекта Определение задач Определение способа разрешения проблемы Составление плана реализации проекта Планирование продукта Анализ ресурсов Сбор и изучение информации |
3 | Практический | Выполнение плана работ Текущий контроль |
4 | Презентационный | Предварительная оценка продукта Планирование презентации и подготовка презентационных материалов Презентация продукта |
5 | Контрольный | Анализ результатов выполнения проекта Оценка продукта Оценка продвижения |
- Структура курса состоит из двух блоков: теоретического и практического. При изучении первого блока обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, методы проектирования, этапы работы над проектом.
Темы проектной деятельности.
Направление проектов на 1 полугодие.
месяц | Направления проектной деятельности | Формы и особенности организации | Продукт проекта | Кол-во часов |
сентябрь | Осень – рыжая подружка | Групповой | Экскурсия | 1 |
«Осень вокруг нас» | Индивидуальная | Книжка – малышка (рисунки, загадки, ребусы, стихи) |
1 | |
«Золотая волшебница Осень» | групповая | изготовление панно из осенних листьев | 1 | |
октябрь | «Сказки осеннего леса» | групповая | Осеннее лукошко. (конкурсы, игры, загадки, приметы осени) | 1 |
«Праздники осени» | Индивидуальная, групповая | Сообщение о старинных фольклорных праздниках | 1 | |
Числа, которые нас окружают | групповая | Сообщение о возникновение счета, первые числа | 1 | |
ноябрь | индивидуальная | Создание книжки – малышки о числах | 1 | |
“Новый год в моих фантазиях». | групповая | Проведение беседы на тему: «Новый год в моих фантазиях». Обогатить представления детей о празднике. Обратить внимания, откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы начали праздновать новый год? | 1 | |
Образ зимы в рисунках | индивидуальная | конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). | 1 | |
Новогодняя игрушка | Групповая, Индивидуальная. | Изготовление своими силами новогодних украшений для елки Защита проекта | 1 | |
Твоё здоровье в твоих руках | Групповая, Индивидуальная. | Волшебные правила здоровья. Вредные привычки | 1 | |
январь | Полезные привычки | Индивидуальная. | Создание книжки мои привычки | 1 |
Всего 12 час. Направление проектов на 2 полугодие. | ||||
Спортивные соревнования «Шустрики и Мямлики» | Групповая, Индивидуальная. | Защита проекта | 1 | |
Моя семья | групповая | Проведение беседы: «О понимании роли семьи в жизни человека». | 1 | |
март | Я и моя семья. | Групповая, Индивидуальная. | Завершить проект мероприятие я и моя семья | 1 |
8 МАРТА – праздник бабушек и мам | Групповая | История возникновения праздника в нашей стране | 1 | |
Вот какие наши мамы! | Индивидуальная. | Подготовка и выпуск рисунков, портретов | 1 | |
Подарок своими руками | Индивидуальная. | Изготовление поздравительных открыток для бабушек и мам | 1 | |
апрель | праздник | Групповая | Защита проекта «8 МАРТА – праздник бабушек и мам». | 1 |
Дворик моей мечты | Групповая | Конкурс рисунка «Клумба моей мечты» Посев цветов и выращивание рассады умба» | 1 | |
май | Мы работаем. | Групповая | Изготовления стенда с фотографиями детей работающих по проекту. | 1 |
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ! | Групповая | Беседа о празднике, о витеранах. | 1 | |
Победа была за нами. | Индивидуальная. | Создание альбома –коллажа «Победа была за нами» | 1 | |
«Урок Победы» | Групповая | Проведение митинга посвященного дню победы. | 1 | |
12 часов | ||||
Список используемой литературы:
1. Е.В.Кривобок, О.Ю. Саранюк «Исследовательская деятельность младших школьников», Волгоград, издательство «Учитель», 2010.
2. М.К. Господникова, Н.Б.Полянина «Проектная деятельность учащихся» (начальная школа), Волгоград, издательство «Учитель», 2009.
3.А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара, издательство «Учебная литература», 2010.
4. С.Гин «Мир логики», Москва, издательство «Вита – пресс», 2003.
5.В.К.Бахир «Эксперимент в начальных классах», «Начальная школа», 1997 г., № 5.
6. В.С.Безрукова «Настольная книга педагога – исследователя», Екатеринбург, издательство «Дом учителя», 2000.
7. Н.Винокурова «Лучшие тесты на развитие творческих способностей», Москва, издательство « АСТ – пресс», 1999.
8..Л.С. Выготский «Педагогическая психология», Москва, издательство «Педагогика», 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...