Познавательные приемы УУД на уроках истории и обществознания
презентация к уроку
Данная презентация "Познавательные приемы УУД на уроках истории и обществознания" нацелена на развитие и активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках. Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого ребенок приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. В ней представлены следующие приемы: Удивительные факты, составь предложеие, Денотатный граф, Фишбоун, Смысловой ряд и т.д. Главная цель всех приемов - научить учащихся самостоятельно мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, делать осознанный выбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnye_priemy_uud.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого ребенок приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.
ПРИЁМ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ используя познавательные УУД в школе, можно эффективно преподнести материал по теме « ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ КРЫМА».
ТЕМА: «ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ КРЫМА» ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ЦЕЛЬ: ПОКАЗАТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ РОЛЬ ПОЛУОСТРОВА КРЫМ В ИСТОРИИ И В СОВРЕМЕННОСТИ РОССИИ. Познавательные УУД: - расширить представление о Крыме как о ландшафтном и историко – культурном заповеднике, воспетом в произведениях литературы и искусства; - развитие познавательного интереса в разных областях знаний и в проектной деятельности; исследовательского опыта.
Крым — чудесный край. Вокруг — высокие скалистые горы; на склонах сосны , до самого берега; море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз. Крымский полуостров представляет собой кусочек суши, заброшенный глубоко в воды Чёрного моря и соединённый с материком лишь узенькой ниточкой Перекопского перешейка . За один день можно проехать её вдоль и поперёк . Как вы знаете, в ноябре 2013 г. в Украине разразился политический кризис. В феврале 2014 г. на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве, Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая её обеспечить защиту его жизни и безопасности. 18 марта 2014 г., после проведения референдума, был подписан международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России . В ходе революции на Украине в феврале 2014 года центральная власть Украины перестала контролировать Крым . Сейчас создан новый Крымский федеральный округ в Российской Федерации. Безусловно, это очень значимое событие и наш сегодняшний классный час будет посвящен Крыму и его влиянию на русскую историю и культуру. На следующем классном часе вы сможете узнать много интересного о городе Севастополе и узнать, что связывает Крым и Севастополь .
Задание на дом по выбору: Составить устное сочинение «Заочное путешествие в историческое прошлое Крыма ». Нарисовать рисунок на тему «Природа Крыма». Сочинить стихотворение или синквейн о Крыме. Создать проектную работу по теме «Крым и Севастополь: их значение для России».
ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД Он предполагает наблюдение, сопоставление картин, рисунков, фотографий, выполнения предложенных заданий, решение трудных ситуаций. Он направляет мысль обучающегося к сравнению, классификации, обобщению. Таким образом, индуктивный метод он требует от детей размышлений и выдвижения аргументов и способствует формированию и совершенствованию познавательных УУД.
Урок “Внутренняя политика самодержавия в 1894 – 1904гг.” Цели урока : дать характеристику политической системе Российской империи; сформировать представление об основном противоречии российской политической системы – между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать, обобщать. Индуктором послужит отрывок из произведения М . Горького “Детство”: “Незримая нить – как бы паутинка – исходит из сердца его императорского величества…, проходит она сквозь господ – министров, сквозь его высокопревосходительства губернатора и все чины вплоть до меня…Этой нитью все связано, всё оплетено, незримой крепостью её и держится на веки вечные государево царство”. Ученикам предлагается обсудить данный отрывок из произведения М . Горького , насколько данное высказывание соответствовало настроениям российского общества в отношении самодержавия . На следующем этапе “творческое задание” обучающимся предлагается, используя раздаточный материалы, определите понятия “самодержец”. Почему Николай II, отвечая на вопросы при переписи населения в 1897г., с полным правом назвал себя “хозяином земли русской”? В чём заключались его права и обязанности?
1. гендер А) человек, принадлежащий к определённому государству на законных основаниях. 2.национальность Б) принадлежность человека к определенной нации, народу. 3. гражданин В) обеспеченная государством возможность делать всё, что соответствует вашим потребностям и не противоречит желанию других людей. 4. здоровый образ жизни Г) социальный пол (мужской или женский), который связан с особенностями жизнедеятельности мужчины и женщины в обществе. 5. права человека Д) образ жизни с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. 2. Задания на соотношения понятий и определений. Например, в 5 классе на контрольной работе по теме « Человек в обществе» предлагается такой вид задания. Ответ: 1 Г 2 Б 3 А 4 Д 5 В Свобода – это (отметьте правильное): независимость в мыслях и суждениях возможность делать всё, что хочется возможность высказывать своё мнение ответственное отношение к своим действиям и поступкам право делать всё, что дозволено законом и опора на собственные силы отсутствие каких-либо запретов Ответ: ____________________________________ Что из приведенного ниже является проявлением глобальных проблем? Истощение плодородного слоя почвы Истощение запасов пресной воды Спад производства Увеличение задолженности развивающихся стран развитым Кризис финансовой системы Проблемы войны и мира Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:______________________
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 9 класс - « Правонарушения и юридическая ответственность» - задание: составить из приведённых слов обществоведческое определение и назвать понятие. Это, антиобщественное, правонарушение, деяние, виновно, совершённое, противоправное. – Правонарушение – это виновно совершённое антиобщественное противоправное деяние . Задание можно усложнить включением в его содержание слова, не относящиеся к определению . 2. составить 2 предложения с данным определением используя обществоведческие знания (ОГЭ).
ПРИЁМ ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ Денотатный граф [ от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу ] Суть данного приёма заключается в том, что ученик выделяет ключевое понятие (существительное). подбирает глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием (существительным ), характерно чередование существительных и глаголов. представляется комментарий к глаголам ,существительным, иногда связанными с ними прилагательными. ученик подбирает глаголы к предыдущим существительным. ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки». Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.
ПРИМЕР: ДЕНОТАТНЫЕ ГРАФЫ РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ означает характеризуется предполагает Верхи не могут править по старому Резкое обострение, бедствие, голод, кризис Значительное повышение активности масс
ПРИЕМ «ФИШБОУН» Переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме . Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора, этот метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схемы Фишбоун дают возможность: организовать работу участников в парах или группах; развивать критическое мышление; визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями.
СХЕМА ФИШБОУН НА УРОКЕ ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ "ПОРАЖЕНИЕ РОССИИ В КРЫМСКОЙ ВОЙНЕ".
ПРИЕМ ВЕРНЫЕ-НЕВЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности 6 класс Верные – неверные высказывания? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. 1 ) Отличительной чертой человека является способность мыслить. 2) Ученые считают, что общественная жизнь началась одновременно с появлением человека на Земле. 3) Органы социального обеспечения призваны оказывать социальную помощь политическим партиям и их лидерам. 4) Первой стадией развития общества стало общество земледельцев. 5) В ХХI веке большая часть населения живет в сельской местности.
ПРИМЕР (5 КЛАСС): вельмож хоронили в гробницах (да); обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет); фараон мог приказать побить вельможу палками (да); вельможа , подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да); вельможа пахал землю у себя на участке (нет); вельможа не работал (нет). вельможа носил много украшений (да ).
Прием «Смысловой ряд» На уроке по теме «Социальный конфликт» (8 кл .). Учащимся (возможна работа в группах) предлагается общее понятие к определённому ряду терминов. Война , драка, ссора, революция, спор (конфликт). Закон , норма, порядок действий, этикет (правило). Принуждение , жестокость, угроза, давление (насилие). Договор , взаимодействие, совместное решение (соглашение). Телевидение , радио, газеты, интернет (СМИ). Монотеизм , политеизм, язычество (религия).
ПРИЕМ « ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ » ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ (развернутый ответ) ТОНКИЕ ВОПРОСЫ (однозначный ответ) Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? Пример . ТЕМА УРОКА: "Церковный раскол " Тонкий вопрос. Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники? Толстый вопрос. Какие причины церковного раскола Вы можете назвать?
ПРИЕМ МУДРЫЕ СОВЫ Прием «Мудрые совы» позволяет эффективно организовать работу с текстом и обработку содержащейся в ней информации, т.е . решить целый спектр образовательных задач: выявить субъектный опыт учащихся , обогатить имеющийся опыт ученика новым знанием, обеспечить осмысление значимости изучаемого учебного материала, развивать информационную и коммуникативную культуру учащихся.
Творческие вопросы Творческие вопросы (прогноз ): - «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» -« Что бы изменилось в …., если бы ….?» - «Как вы думаете, как будет ….?». Тема : 6 класс «Человек среди людей» Предположите, что было бы, если бы не было общения. При ответах вспомните случаи с детьми- маугли , о которых мы уже говорили ранее. Что бы изменилось в жизни людей, если бы не было государства?
Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех иных или фактов. ПРИМЕРЫ: -Сравните экспедиции Бартоломео Диаша и Васко да Гамы. Какие события, обстоятельства, действия капитанов похожи? (7 класс) -Чем экономический рост отличается от экономического развития?(11 кл .) -Чем отличается устав от учредительного договора? (11 кл .)
Результатом формирования познавательных УУД - умения ученика : осуществлять поиск необходимой информации , которая нужна для решения задач; - обосновывать этапы решения учебной задачи; - производить анализ и преобразование информации; - проводить основные мыслительные операции ( анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.); - устанавливать причинно-следственные связи ; -создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач; -осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
Использование активных и интерактивных методов в учебном процессе способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся, формированию и развитию интеллектуальной деятельности, раскрытию практической ценности знаний и повышению успеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие учебно-познавательных компетенций на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ. Презентация к статье.
Презентация к статье (часть1 и часть 2)....
Решение познавательных задач на уроках истории и обществознания
Модель формирования исторических знаний основана на принципах развивающего обучения. Ведущий прием - познавательные задачи, которые открывают ученикам дополнительный учебный материал, способствуют его...
Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.
В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....
Информационно-коммуникационные технологии обучения как средство активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.
Статья на тему "Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"...
Проблема формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания.
«Все наши замыслы,все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».В.А. Сухомлинский...
пед. технологии. Комплексное интеллектуально-познавательное развитие на уроках истории и обществознания
«Воспитывает ребенкакаждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек,с которым формирующаяся личность соприкасается».В.А. Сухомлинский. Развитие современного мирового ...